ВЫСШАЯ ШКОЛА НА ВОСТОКЕ РОССИИ. Формирование системы высшего образования на востоке страны начинается с Императорского Томского университета.
Впервые вопрос об открытии в азиатской части России высшего учебного заведения возник в начале XIX в. при императоре Александре I. На основании «Предварительных правил народного просвещения» (1803) намечалось учредить в числе прочих университет в Тобольске, в то время административном центре Сибири. Планы организации университетов в периферийных районах страны получили поддержку в российском обществе. Уральский промышленник П.Г. Демидов пожертвовал на создание университетов в Киеве и Тобольске огромную по тем временам сумму в 100 тыс. руб. Подготовительный период решения вопроса об организации университета в Сибири затянулся более чем на 80 лет. Во второй половине XIX в. большой вклад в популяризацию концепции сибирского университета внесли лидеры движения областничества (Н.М. Ядринцев, Т.Н. Потанин, С.С. Шашков и другие), сделавшие «университетскую идею» одной из центральных в своей программе по борьбе с колониальным положением Сибири.
16 мая 1878 император Александр II подписал указ об учреждении сибирского университета в Томске. В марте 1880 создан Строительный комитет, а 26 августа того же года состоялась торжественная закладка корпуса университета. Лишь 22 июля 1888 Императорский Томский университет (в дальнейшем — Томский государственный университет, ТГУ) в составе 1 (медицинского) факультета был открыт для проведения занятий. Его первыми профессорами стали выходцы из Московского, Санкт-Петербургского, Казанского, Киевского, Харьковского, Варшавского и Дерптского (Юрьевского) университетов, а также Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. В 1893 состоялся первый выпуск: дипломы врачей получили 34 человека. В дальнейшем структура университета неоднократно изменялась.
На рубеже XIX—XX вв. почти одновременно в Сибири и на Дальнем Востоке возникло еще 2 вуза. В 1899 во Владивостоке открылся Восточный институт — учебное заведение гуманитарного профиля для «подготовки учащихся в нем лиц к службе в административных и торгово-промышленных учреждениях Восточно-Азиатской России и прилегающих к ней государств». В 1896 основан, а в 1900 открыт для обучения студентов Томский технологический институт (в дальнейшем — Томский политехнический институт, Томский государственный технический университет). Кроме этого, в 1907—09 в Томске действовали частные Историко-философские курсы П.В. Сергеевой, на которых преподавали профессора университета. В 1910 там же открыты Сибирские высшие женские курсы, сначала в составе естественного, а с 1911 и математического отделения физико-математического факультета. Они работали вплоть до 1920, когда были включены в состав физико-математического факультета университета. Этот единственный на востоке России женский вуз существовал на частные средства. Томск надолго стал образовательной столицей Сибири.
Высшее образование на востоке страны получило значительный импульс развития в годы Гражданской войны. В 1917 в Омске открыт Коммерческий институт в составе 2 отделений — экономического и коммерческого, в марте 1918 переименованный в Политехнический институт. Вскоре к созданным ранее отделениям добавились 3 новых факультета: химический, механический и инженерно-строительный. В феврале 1918 в Омске возник Сельскохозяйственный институт — вначале как частное учебное заведение, а затем как государственный вуз. В составе института работало 5 факультетов: агрономный, лесной, ветеринарный, кооперации и биотехнической экономики. В августе 1918 учрежден, а 27 октября открыт Иркутский университет в составе историко-филологического и юридического факультетов — первое высшее учебное заведение в Восточной Сибири. В 1918 во Владивостоке создан Политехникум (Политехнический институт). 17 апреля 1920 Приморская областная земская управа издала постановление об открытии на базе Восточного института Дальневосточного государственного университета (ДВГУ).
В его состав вошли восточный, юридический, экономический факультеты и факультет общественных наук. Политехнический институт прекратил свое существование. В октябре 1920 в Екатеринбурге созданы Уральский государственный университет и Политехнический институт, ставшие впоследствии крупнейшими вузами на востоке страны. В годы Гражданской войны при белых правительствах в Томск были эвакуированы и работали там вплоть до 1920 Казанский и Пермский университеты, а также Академия Генерального штаба. В итоге к началу 1921 в восточных регионах страны, исключая Урал, действовало 9 высших учебных заведений, в которых обучалось свыше 10 тыс. студентов.
После окончания Гражданской войны в Сибири стали быстро возникать новые вузы, а система высшего образования все более диверсифицировалась. Так, ветеринарный факультет Омского сельскохозяйственного института был преобразован в Сибирский ветеринарно-зоотехнический институт, при котором открывалось медицинское отделение. В августе 1921 оно преобразовано в самостоятельный Омский медицинский институт. Здесь же в 1922 начала работу Сибирская сельскохозяйственная академия. Во Владивостоке, Чите, Иркутске и Красноярске открылись институты народного образования — прообраз педагогический вузов, однако не все из них оказались жизнеспособными. Так, педагогический институт в Чите в 1923 вошел в состав ДВГУ. Некоторые другие вузы вскоре были реорганизованы в средние профессиональные учебные заведения. К 1923 на востоке России осталось лишь 7 высших учебных заведений: 3 университета — в Томске, Иркутске и Владивостоке, Сибирский институт сельского хозяйства и лесоводства, Ветеринарный институт и Медицинский институт в Омске, Сибирский (Томский) технологический институт. В таком виде система высшего профессионального образования просуществовала до начала первой пятилетки.
Последовавшая затем реструктуризация сети сибирских вузов сопровождалась изменением сроков обучения, а также содержания учебных программ и методов подготовки. Стремясь ускорить подготовку специалистов, Наркомат просвещения РСФСР в 1924 сократил срок обучения в вузах с 4—5 до 3 лет. Это делалось за счет исключения из программ общеобразовательных и общетеоретических дисциплин. Лекционную систему предполагалось заменить «активными» формами обучения, в основу которых был положен бригадно-лабораторный метод. Наряду с этим отменялись подготовка и защита студентами курсовых и дипломных работ. Для профессоров вузов было очевидно, что в таких условиях готовить фундаментально образованных и готовых к разнообразной профессиональной деятельности специалистов — дело крайне затруднительное. Профессионально-преподавательский состав высшей школы активно сопротивлялся внедрению подобных нововведений, и это приносило свои плоды. В 1926 сроки обучения в вузах вновь возросли до 5 лет, бригадно-лабораторный метод был отменен, и высшая школа вернулась к традиционным формам преподавания: лекциям, семинарам и практическим занятиям. Восстанавливались курсовые и дипломные работы. Другие методические нововведения оказались более удачными и закрепились в высшей школе надолго. В их числе — переход от предметной к курсовой системе обучения, осуществленный в начале 1920-х гг., и введение в учебный процесс производственной практики. В вузах также была начата военная подготовка студентов.
Параллельно с восполнением острейшего дефицита кадров в вузах решалась задача подготовки лояльных к режиму специалистов. С целью пролетаризации системы высшего образования прием студентов стал осуществляться на основе классового подхода: выходцам из рабочей и крестьянской среды поступление в вузы существенно облегчалось. В 1920 были отменены требования о представлении документов об образовании, а также вступительные экзамены в вузы. С 1922 в вузах Сибири стал практиковаться набор студентов по направлениям от партийных, комсомольских органов и общественных организаций. Например, в Томский университет в начале 1920-х гг. по таким путевкам принималось до 50% от общей массы студентов. Начиная с 1924 академические критерии приема студентов в вузы вновь стали ужесточаться, однако классовый подход к набору усиливался. В этом году во многих вузах страны, в том числе и в Томском университете, проводились «академические чистки», в ходе которых из университета отчислялись неуспевающие студенты. Вскоре правила приема претерпели дальнейшие изменения: отменялись путевки, вводились вступительные собеседования с целью установления уровня общей грамотности абитуриентов. Для подготовки рабоче-крестьянской молодежи в вузах создавались так называемые рабочие факультеты (рабфаки). В Сибири рабфаки были организованы в Омске, Томске, Иркутске, Владивостоке и Анжеро-Судженске. Такие принципы приема в вузы сохранялись вплоть до начала 1930-х гг. Расширялось преподавание общественно-политических дисциплин. Политико-воспитательную функцию выполняли партийные и комсомольские организации. Представители «пролетарского студенчества» вводились в органы управления вузами, а также в предметные комиссии (структуры, образованные вместо кафедр для разработки учебных планов) в равном количестве с представителями профессионально-преподавательской коллегии.
Отношения власти с профессурой складывались непросто. Вскоре после установления советской власти в Сибири из высшей школы были изгнаны преподаватели, сотрудничавшие с антибольшевистскими режимами. Так, из Томского университета уволили ведущих профессоров-юристов, что наряду с отъездом из города в Европейскую Россию значительной части сотрудников резко обострило дефицит кадров и привело к фактическому закрытию юридического факультета ТГУ. Однако в течение 1920-х гг. задачу обеспечения лояльности профессионально-преподавательского состава вузов Сибири к новой власти в целом удалось решить.
На рубеже 1920—30-х гг. в связи с началом форсированной индустриализации и возросшей потребностью в специалистах в вузовской системе Сибири резко обострилась кадровая проблема. Программа дальнейшего развития высшей школы предполагала ускоренный рост количества вузов, а также отводила главную роль в подготовке специалистов отраслевым вузам с ярко выраженным практическим уклоном. В регионе вновь началась реорганизация крупных университетов и институтов, приведшая к их дроблению. В частности, к 1931 на базе соответствующих факультетов ТГУ возникли Томский педагогический и Томский медицинские институты. Химическое и геологическое отделения ТГУ и Сибирского технологического института (Томск) стали основой для формирования Химико-технологического и Геолого-разведочного институтов. На базе другие отделений Технологического института открылись Механический, Инженерно-строительный, Металлургический институты (последний позднее переименован в Сибирский институт черных металлов и переведен в Сталинск), Угольный институт, а также Институт сельскохозяйственного машиностроения и Институт инженеров транспорта (Новосибирск).
Иркутский университет послужил основой для организации Медицинского, Педагогического институтов, а также Института советского строительства (впоследствии переведен в Свердловск). Бурятское отделение педагогического факультета Иркутского университета преобразовано в Бурятский педагогический институт. В 1930 на базе Омского сельскохозяйственного института открыто 4 вуза: Красноярский лесотехнический институт, Омский институт молочного хозяйства, Омский институт организации территории и Омский институт зернового хозяйства. Различные факультеты ДВГУ стали основой возникновения 4 новых вузов на Дальнем Востоке: Сельскохозяйственного, Лесного, Технического и Педагогического институтов.
Наряду с вузами, «отпочковавшимися» от университетов, и крупных институтов, создавались и новые высшие учебные заведения. Так, в Омске в 1929 открыты Сибирский автодорожный институт, Институт железнодорожного транспорта, Педагогический институт, Транспортный институт, в 1932 — Сибирский астрономо-геодезический институт. В Новосибирске и Хабаровске в 1929 появились институты народного хозяйства. В Новосибирске также были созданы Товароведный и Урало-Сибирский плановый институты, в Красноярске — Педагогический институт, в Иркутске — Институт инженеров железнодорожного транспорта. В Томске, Иркутске и Хабаровске открывались промышленные академии. На базе переведенного в Томск Московского института технологии зерна и муки был образован Мукомольно-элеваторный учебный комбинат, который в дальнейшем стал именоваться Томским институтом технологии зерна и муки. В Анжеро-Судженске появился Горный институт. Ряд вузов был организован также в других городах региона.
Вскоре разукрупнению подверглась и часть недавно открытых вузов. Так, Сибирский институт инженеров транспорта, созданный на базе транспортных специальностей строительного и механического факультетов Сибирского технологического института, был разделен на 3 самостоятельных вуза: Новосибирский путейско-строительный институт (вскоре переименованный в Новосибирский путейский институт инженеров транспорта), Томский электромеханический институт, Томский институт инженеров водного транспорта. На базе строительного факультета Сибирского технологического института формировался Сибирский строительный институт, который в 1933 переведен из Томска в Новосибирск. Созданный в 1929 в Новосибирске Сибирский институт народного хозяйства также разделен на 3 института. Новосибирск, быстро растущий промышленный гигант, ставший административным центром Сибирского края, все больше концентрировал в своих границах технические вузы, готовившие специалистов для различных отраслей производства.
Однако стремление сформировать на востоке страны обширную сеть отраслевых вузов за счет разукрупнения сильных институтов привело не столько к удовлетворению потребности экономики в квалифицированных специалистах, сколько к общей деградации учебно-научной базы вузов, росту дефицита профессионально-преподавательских кадров, снижению качества подготовки выпускников. После осознания этой проблемы часть «карликовых» учебных заведений ликвидировали. В частности, в Сибири закрыли Томский институт водного транспорта, Омский транспортный институт и Омский механический институт инженеров транспорта, Омский геодезический институт, Анжеро-Судженский горный институт и многие другие вузы. Некоторые вузы укрупняли путем слияния родственных и смежных учебных заведений. Например, в 1934 Горный, Машиностроительный и Химико-технологический институты Томска, объединившись, создали Томский индустриальный институт. В 1935 Новосибирский товароведный и Урало-Сибирский плановый институты объединились в Урало-Сибирский институт народного хозяйства. Сибирский металлургический институт в Сталинске значительно укрепился в результате слияния с Сибирским НИИ металлов. Аналогичной реорганизации подверглись и омские вузы сельскохозяйственного направления. Так, Институт зернового хозяйства, Институт молочного хозяйства и Институт организации территории были объединены в Сибирский институт сельского хозяйства, который вскоре превратился в один из крупнейших в СССР научных центров аграрных исследований.
Кафедры вузов восстанавливались как основной формы организации учебного процесса. С 1934 появились стабильные государственные учебные планы. В 1932 введены вступительные экзамены, а с 1935 формально отменен классовый подход при наборе студентов: к этому времени большая часть студенчества уже была представлена выходцами из рабоче-крестьянской среды. Так, в вузах Томска их доля достигала 65%, а в вузах Новосибирска — 75%. Среди студентов значительно возросла доля женщин, приблизившись к 50%.
Вузы Сибири не избежали репрессий. Например, в ТГУ в ходе массовых репрессий во второй половине 1930-х гг. погибло свыше 12% сотрудников. Из-за резкого сокращения профессионально-преподавательского состава был закрыт Урало-Сибирский институт народного хозяйства в Новосибирске, под угрозой закрытия оказался Томский педагогический институт.
В 1930-е гг. в восточных регионах страны продолжала увеличиваться сеть педагогических институтов, призванная компенсировать острую нехватку учителей. Учительские институты открылись в Чите и Барнауле, практически при всех институтах создавались вечерние и заочные отделения. В 1935 начал работать вечерний педагогический институт в Новосибирске, первоначально финансировавшийся из бюджета города. Сохранявшийся в регионе дефицит врачей предполагалось преодолеть благодаря открытию в 1935 Новосибирского медицинского института. Расширялась сеть аграрных вузов: сельскохозяйственные институты организовывались в Новосибирске, Иркутске и Улан-Удэ.
Несмотря на то, что развитие сибирской высшей школы осуществлялось в более сложных материальных, финансовых и кадровых условиях, чем в центре страны, темпы развития сети вузов в восточных регионах в довоенный период были выше, чем в среднем по СССР. Ускоренное развитие сибирских вузов было призвано компенсировать прежнее отставание региона в сфере подготовки профессиональных кадров. Оно определялось бурным развитием регионального народно-хозяйственного комплекса в условиях осуществления индустриализационных планов 1930-х гг., в которых Сибири отводилась особая роль — на востоке страны формировалась вторая промышленная база, что предъявляло высокий спрос на квалифицированных специалистов.
К рубежу 1930—40-х гг. в восточных регионах (исключая Урал) функционировало 50 вузов. Из них 27 относились к сфере просвещения и народного образования (в это число входили и учительские институты, которые обеспечивали подготовку учителей по сокращенной программе), 10 вузов были техническими, в их числе 3 института готовили специалистов для отраслей транспорта и связи. В регионе действовало 7 медицинских и 5 сельскохозяйственных институтов и всего 1 вуз социально-экономического профиля. На территории Западной Сибири в 1940 работало 26 институтов (включая учительские). Профессионально-преподавательский корпус этих институтов насчитывал около 1 500 человек. Узлами концентрации учреждений высшей школы оставались Томск, Новосибирск и Омск. Крупнейший в Сибири, Томский университет состоял из 7 факультетов, 51 кафедры, 36 кабинетов и 34 лабораторий. В структуру университета входили также 3 НИИ и Ботанический сад.
Намного меньше вузов находилось в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. К тому же в этих регионах в общем составе вузов существенно выше был удельный вес учительских институтов — наиболее слабого звена системы высшего образования. Вузовским центром Восточной Сибири оставался Иркутск, где функционировали университет, а также Горно-металлургический, Педагогический, Сельскохозяйственный, Финансово-экономический, Медицинский и Стоматологический институты. Именно в Иркутском университете были сосредоточены наиболее квалифицированные кадры преподавателей. В целом в регионе продолжал сохраняться острый дефицит квалифицированных преподавателей. Например, доктора наук состояли в штате лишь 2 иркутских вузов, а 80% вузов, персонала в этом городе составляли ассистенты. Чем дальше на восток, тем острее ощущался недостаток высококвалифицированных специалистов на кафедрах высших учебных заведений. На Урале ведущим вузов, центром являлся Свердловск, на Дальнем Востоке — Хабаровск (ДВГУ во Владивостоке в 1938 был закрыт ввиду «напряженной международной обстановки»).
Великая Отечественная война серьезно осложнила деятельность вузов на востоке страны. Резко сократилось количество студентов и преподавателей. Несмотря на действовавшие отсрочки от службы в армии, только до конца 1941 на фронт ушли 69 преподавателей ТГУ. Особенно заметно уменьшилось число сотрудников в медицинских учебных заведениях. Например, из Томского медицинского института в армию призвали 230 научных работников и преподавателей, из Омского — 152 человек. В 5 крупнейших вузах Новосибирска в 1942/43 учебном году численность преподавателей по сравнению с 1940/41 учебным годом сократилась на 31,8%, что, однако, несколько меньше, чем по стране в целом.
Большую роль в дальнейшем развитии высшей школы Сибири сыграла эвакуация в регион значительного числа вузов из центральных и западных регионов России. Только в Западную Сибирь было эвакуировано свыше 30 вузов. На территории Новосибирской области разместились такие московские вузы, как Инженерно-строительный институт, Электромеханический институт инженеров транспорта, Институт инженеров коммунального строительства, Институт стали, Авиационно-технологический институт. Из Ленинграда в Новосибирск эвакуированы Театральный институт, Институт точной механики и оптики, Институт инженеров железнодорожного транспорта, из Днепропетровска — Институт инженеров транспорта и Химико-технологический институт, а также другие вузы. В Омске располагался второй Московский медицинский институт, Ворошиловградский машиностроительный институт. В Алтайском крае — Мичуринский плодово-овощной институт, 2 педагогических вуза из Москвы, Химико-технологический и Сельскохозяйственный инчтитуты из Ленинграда. Некоторые вузы перемещались еще дальше в глубь Сибири: в Иркутске разместился Ленинградский горный инчтитут и часть Медицинского института, в Красноярске — Воронежский медицинский институт и 2 медицинских вуза из Ленинграда.
На базе эвакуированных институтов в годы войны возникло несколько новых вузов, которые затем получили в регионе постоянную прописку. Например, на базе Запорожского машиностроительного института и Пушкинского сельскохозяйственного института в 1942 образованы соответственно Алтайский машиностроительный и Сельскохозяйственный институты в Барнауле. На основе 3 эвакуированных медицинских вузов создан Красноярский медицинский институт и т. д.
Вскоре после эвакуации на восток ряда вузов их преподаватели стали в массовом порядке замещать должности ушедших в действующую армию штаских, сотрудников сибирских учебных институтов. Благодаря этим ученым на время существенно повысился квалификационный уровень преподавателей в сибирских вузах, значительно возросла доля докторов и кандидатов наук. Многие из них возглавили кафедры, продолжили в новых условиях свои научные исследования, начали готовить высококвалифицированные кадры из местных специалистов.
Однако период этот оказался недолгим, т. к. уже с середины 1942 начался обратный процесс — реэвакуация вузов на запад. Начиная с 1943 в сибирских вузах резко сокращается число преподавателей, снижается квалификационный уровень профессионально-преподавательского состава. В течение 1943 лишь из Новосибирска выбыло 17 профессоров, 29 доцентов и 48 ассистентов. В результате к осени этого года на кафедрах вузов города появились 43 вакансии профессоров, 54 — доцентов и 99 — преподавателей и ассистентов. В особо сложном положении оказались вновь созданные вузы, только что проведшие набор студентов. Для предотвращения закрытия в некоторых из этих институтов, например, в Красноярском медицинском, в вузах Алтайского края, возвращение преподавателей на прежние места жительства откладывалось до конца войны.
Война скорректировала планы научных исследований вузовских работников, переориентировав их на нужды обороны. Сотрудники вузов Урала, Сибири и Дальнего Востока активно работали в Комитетах ученых (см. Комитеты ученых в Сибири в годы Великой Отечественной войны), ставших новой формой территориальной координации исследований для целей обороны, возникшей в результате общественной инициативы. Особенно заметной была деятельность Томского комитета, в состав которого входили прежде всего сотрудники вузов.
Тяготы военного времени в полной мере распространялись на институты Сибири, их преподавателей и студентов. Эвакуация резко ухудшила материально-техническую базу вузов на востоке страны. Часть помещений учебных институтов передавалась оборонным предприятиям и госпиталям. Например, в ведении Сибирского лесотехнического института в Красноярске оставалось лишь 14% довоенных учебных площадей. Резко сокращались и общие затраты на содержание высшей школы в государственном бюджете. В таких условиях типичными становились решения об объединении однопрофильных вузов, в том числе местных и эвакуированных в регион из центра страны. В то же время война стимулировала развитие системы высшего образования на востоке России. Возникновение здесь на короткий срок высокой концентрации крупнейших ученых и высококвалифицированных преподавателей не прошло для сибирских вузов бесследно. За военные годы в высшей школе сформировались новые специальности, были подготовлены высококвалифицированные кадры, в Сибири и на Урале создан целый ряд вузов. Часть эвакуированных специалистов работала в сибирских городах достаточно долго, успев передать региону свой опыт и знания. Сложнейшие задачи перед высшим образованием были поставлены и многочисленными предприятиями оборонного комплекса, сформированными в Сибири в военные годы.
После окончания Великой Отечественной войны темпы восстановления и развития социально-экономического комплекса страны во многом зависели от решения кадровых проблемы. Острейший дефицит высококвалифицированных специалистов испытывали все отрасли экономики. Экономические потребности настоятельно требовали ускоренного развития высшей школы в восточных регионах России.
В 1945/46 уч. г. высшая школа Сибири объединяла 53 учебных заведения, включая учительские институты. Студенческий контингент составлял почти 37 тыс. человек, из них около 30 тыс. учились на дневных отделениях. На Урале работали 43 вуза, на Дальнем Востоке — 12 вузов. Большинство сибирских вузов располагалось в Западной Сибири (32), в них обучалось свыше 25,5 тыс. студентов. Крупными вузовскими центрами Сибири оставались Томск, Омск, Новосибирск, Иркутск. На Урале большинство вузов было сосредоточено в Свердловске, Перми, Челябинске, на Дальнем Востоке — в Хабаровске. Отраслевая структура сибирской высшей школы и ее территориальное размещение испытывали влияние меняющихся экономических и социально-культурных потребностей региона.
Место конкретного вуза или группы вузов в системе высшего образования страны определялось профилем, масштабами и качеством подготовки специалистов. В этом плане по-прежнему выделялись ведущие центры образования и науки — классические университеты в Томске и Иркутске, а также Томский политехнический институт (ТПИ) — прообраз технического университета. На Урале аналогичное место занимали Уральский государственный университет и Уральский политехнический институт в Свердловске. Одной из самых значительных в Сибири оставалась группа вузов, сосредоточивших наибольший контингент студентов. Кроме ТПИ, остальные технические институты региона являлись отраслевыми. Сельскохозяйственные вузы были невелики по своим размерам и достаточно рационально размещены в районах с аграрной специализацией. Самой многочисленной в Сибири являлась группа педагогических и учительских институтов, как правило, совсем небольших учебных заведений, хуже других обеспеченных квалифицированными преподавателями и материальными ресурсами. Напротив, медицинские институты располагали необходимой материальной базой и обладали наиболее квалифицированным преподавательским составом. Заочное и вечернее образование в первые послевоенные годы развивалось весьма слабо. Например, в Западной Сибири только 9 из 32 вузов вели заочную подготовку и 4 — вечернюю. Подготовка без отрыва от производства осуществлялась в основном педагогическими институтами. В дальнейшем эта ситуация изменилась.
В целом отраслевая структура вузов отражала хозяйственную специализацию края, сложившуюся к середине 1940-х гг. Однако региональная система высшего образования оказывалась не в состоянии удовлетворить стремительно растущий спрос на специалистов со стороны как традиционных, так и новых отраслей экономики. Самыми трудными для вузовской системы восточных регионов стали первые послевоенные годы, когда основная часть средств направлялась на восстановление экономики и культуры освобожденных районов.
Большую роль в упорядочении деятельности вузов сыграла реформа организации управления высшей школой. В 1946 действовавший в стране Всесоюзный государственный комитет по делам высшей школы реформирован в союзно-республиканское Министерство высшего образования, в ведение которого перешли все университеты и основная часть технических вузов. С этого времени в образовательной политике государства усиливается региональный аспект. Организованное министерство начинает масштабную работу по упорядочению отраслевой сети вузов и более равномерному их размещению по территории страны. Предполагается укрепить материально-техническую основу работы вузов, восстановить систему подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров, закрыть слабые и открыть новые, востребованные институты, факультеты и специальности. Эти задачи решаются по мере восстановления экономики. Постепенно укрепляется материальная база вузов, увеличивается контингент студентов, организуются новые институты. В 1950 открыт Кемеровский горный институт, в 1953 — Томский инженерно-строительный институт, Новосибирский электротехнический институт и Новосибирский электротехнический институт связи (НЭИС). Увеличивается число учительских институтов.
В середине 1950-х гг. на фоне происходивших в стране больших политических событий перед высшей школой Сибири открываются хорошие перспективы. Они вытекают из нового курса экономической и научно-технической политики государства и усиления ее регионализации. Провозглашенная в начале 1950-х гг. и акцентированная на XX съезде КПСС ориентация на ускоренное развитие экономического потенциала восточных регионов страны способствовала бурному развитию здесь вузовской сети. Требовались специалисты совершенно иного уровня, способные работать с новой техникой и передовыми технологиями. С этого времени в стране взят курс на приоритетное развитие вузов на востоке России. Только в 1956—58 Минвуз СССР увеличил долю затрат на строительство высших учебных заведений на востоке до 23% от общего объема капиталовложений, направляемых на соответствующие цели, против 15% в 1951—55.
В 1950—60-е гг. централизованно проводилась работа по упорядочению сети вузов в стране. Наряду с некоторыми нежизнеспособными вузами закрывались и учительские институты как исполнившие свою задачу; большая их часть влилась в педагогические институты.
Одновременно предпринимались попытки перемещения части вузов из Центра на периферию. Эта задача, однако, оказалась трудновыполнимой. Перемещенные на восток вузы долго вставали на ноги. Так было, например, с Институтом цветных металлов, перебазированным из Москвы в Красноярск. Гораздо легче проходила адаптация перемещенного вуза к новым условиям, если это происходило в пределах одного региона, хотя и в таких случаях данный процесс был сопряжен с многочисленными сложностями.
В 1955—56 Минвуз СССР впервые получил от министерств и ведомств данные о потребностях каждого экономического района в специалистах высокой квалификации и внес коррективы в планы их подготовки по перспективным специальностям. Большое внимание уделялось развитию университетского образования. Крупным событием для страны стало открытие в 1959 Новосибирского государственного университета (НГУ), принципиально нового типа учебного заведения, действовавшего на стыке современного образования и науки, представленной комплексом учреждений СО АН СССР (см. Сибирское отделение Российской академии наук).
Ускорение промышленного развития Сибири оказало непосредственное влияние на состояние высшего технического образования в регионе. Сеть вузов динамично развивалась. Только в Западной Сибири к концу 1950-х — началу 1960-х гг. она увеличилась на 150%, тогда как в целом по стране — на 115%. В 1960 в Хабаровске открывается Политехнический институт, в Красноярске — Институт космической техники. В эти годы отчетливо проявилась тенденция к политехнизации образования. Во втузах возникают новые специальности и факультеты. Например, в Томском политехническом институте число факультетов увеличилось с 6 (в 1945/46 учебном году.) до 11 (в конце 1950-х гг.).
Отраслевая структура высшей технической школы Сибири все более приближалась к региональному профилю производительных сил, что позволяло лучше удовлетворять кадровые потребности промышленности. Уже с середины 1950-х гг. высшее техническое образование становится доминирующим в региональной системе высшей школы. И все же, хотя темпы роста сибирских технических вузов обгоняли общесоюзные показатели, по ряду перспективных направлений науки и производства подготовка кадров в 1960-х гг. существенно отставала от потребностей экономики.
Начало целинных и залежных земель освоения в восточных районах страны дало толчок к развитию высшего аграрного образования. Восстанавливались или открывались новые сельскохозяйственные институты в Красноярске, Тюмени, Уссурийске и других городах на востоке России. Как и во втузах, здесь осуществлялся переход к подготовке специалистов широкого профиля.
В 1950—60-х гг. заметно выросла сеть медицинских и педагогических институтов. Медицинские вузы действовали теперь почти во всех областных и краевых центрах Сибири. Доля педагогических вузов в структуре региональной высшей школы сократилась из-за ликвидации учительских институтов. Появились вузы нового профиля. Например, в Новосибирске, ставшем за послевоенные годы крупнейшим вузовским центром, были открыты государственная консерватория и Институт советской кооперативной торговли.
В те же годы быстрыми темпами развивалось заочное и вечернее образование, особенно в высшей технической школе. Многие вечерние и заочные отделения переросли в факультеты, отраслевой спектр подготовки специалистов непрерывно расширялся. Одновременно в сибирских городах открывались учебно-консультативные пункты всесоюзных заочных институтов. Большинство из них функционировало на базе крупных заводов. Со второй половины 1950-х гг., а особенно в 1960-е гг., заочное образование становится одной из ведущих форм массовой подготовки специалистов с высшим образованием, что позволяет быстрей и дешевле решать проблему кадрового дефицита.
Начиная со второй половины 1950-х гг. в стране прилагаются усилия, направленные на повышение эффективности использования научного потенциала вузов. В это время в вузах работало больше специалистов, обладавших учеными степенями и званиями, чем в научных учреждениях. В 1956 принимается решение открыть при ведущих вузах, где сложились сильные научные школы, проблемные и отраслевые научные лаборатории. Они должны были стать основной формой организации научной деятельности в высшей школе. При сибирских вузах предполагалось сформировать 17 научно-исследовательских лабораторий. С этого времени количество специализированных НИУ в вузах региона быстро возрастает. Уже к 1961 в Сибири организовано 28 НИУ при вузах. Из них абсолютное большинство (22) — в вузах Западной Сибири, главным образом при ТГУ и ТПИ. При этих вузах, а также при Иркутском университете действовали и крупные НИИ, в том числе широко известный в стране Сибирский физико-технический институт в Томске. Ярким примером взаимодействия большой науки и высшей школы стало сотрудничество НГУ и ННЦ СО АН СССР (см. Новосибирский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук). Это обеспечивало высокий уровень фундаментальной подготовки студентов.
В послевоенный период серьезной проблемой оставалось слабое кадровое обеспечение учреждений высшей школы, особенно небольших отраслевых институтов или вновь организованных вузов. Острее всего кадровый дефицит ощущался по перспективным направлениям развития науки и техники. В 1950—60-х гг. высоким потенциалом обладали учебные комплексы Томска, Омска, Новосибирска, Иркутска, в меньшей степени — Кемерова. Свыше четверти всех докторов наук трудились в учебных заведениях Томска. Значительная часть докторов наук работала в вузах Новосибирска, Иркутска, Омска. Распределение кандидатов наук по вузам региона было более равномерно. Самыми слабыми в этом отношении оставались учебные институты Тюмени, Бурятии и Тувы.
Снижение удельного веса специалистов со степенями и званиями в вузах и НИИ на фоне быстрого роста количества научных учреждений характерно для всей страны. Однако на востоке России, где всегда имелся дефицит высококвалифицированных кадров, оно ощущалась особенно остро. Чтобы укрепить вузы, были предприняты большие усилия, направленные на ускоренное развитие в регионе аспирантуры и докторантуры. Количество аспирантов в вузах Сибири возрастало более чем в 2 раза быстрее, чем в вузах страны в целом, однако быстро решить проблему дефицита преподавателей это не помогло. К началу 1970-х гг. рост численности научно-педагогических кадров в Сибири удалось ускорить, но по насыщенности докторов и кандидатов наук сибирские вузы все еще существенно отставали от общесоюзного уровня. Форсированное наращивание кадрового потенциала высшей школы привело к ухудшению его качественного состава. Удельный вес кандидатов наук в сибирских вузах возрос почти повсеместно, однако доля докторов наук в большинстве вузов, центров значительно снизилась. Это особенно заметно в Омске, Томске, Иркутске, где ранее удельный вес докторов среди профессионально-преподавательского состава был достаточно высок.
Актуальной для всех сибирских вузов оставалась проблема материального обеспечения. Еще трудней решались вопросы строительства учебных и лабораторных корпусов как для уже действовавших, так и для только что созданных институтов. В середине 1950-х гг. материальная база сибирских вузов все еще не достигла довоенного уровня. Острые затруднения в связи с нехваткой учебных и лабораторных площадей испытывали почти все вузы Сибири.
К середине 1960-х гг. в стране оформились региональные пропорции в распределении сети высших учебных заведений, сохранявшиеся на протяжении всей второй половины XX в. В 1965 на Урале действовало 10% от общего количества высших учебных заведений России, при этом в них обучалось 9,2% всего российского студенчества. Доля Сибири составляла 14,1% по количеству вузов и 12,9% по числу студентов. При этом почти 2/3 вузов находились на территории Западной Сибири: в них обучалось свыше 2/3 сибирских студентов. Доля вузов Дальнего Востока была еще меньше — 5,1%, а удельный вес студентов, обучавшихся в дальневосточных вузах, не превышал 3,5%. Для сравнения — удельный вес Москвы по количеству вузов составлял 17%, по численности студентов — 25,6%, Ленинграда — 10 и 11,5% соответственно.
1970-е гг. характеризуются активными поисками новых форм подготовки специалистов. Пересматриваются учебные планы, большое внимание уделяется упорядочению и расширению производственной практики. В 1960—70-х гг. в высшей школе активно внедряются новые технические средства обучения, в том числе автоматизированныхе системы — информационные (АИС), управляющие (АСУ) и обучающие (АСО). В ведущих учебных заведениях широко практикуются новые прогрессивные методы и формы обучения с применением ЭВМ. Вузы Сибири накапливают положительный опыт рационализации учебного процесса. С 1969 при значительной части институтов региона организуются подготовительные отделения для рабочей молодежи. Некоторые вузы осуществляют функцию не только подготовки специалистов, но и повышения квалификации преподавателей.
К началу 1970-х гг. в Сибири действовало 70 вузов, где обучалось почти 380 тыс. студентов. Из них на дневных отделениях — 215 тыс., на заочных — 121 тыс. и на вечерних — 43 тыс. студентов. Внутрирегиональные пропорции в размещении сибирских вузов остались почти неизменными: вузы были сосредоточены преимущественно в Западной Сибири. Число их в этом регионе возросло с 32 (в 1945/46 учебном году) до 46 (в 1970/71 учебном году), что превышало по темпам и абсолютным показателям рост количества вузов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Степень равномерности в расположении учебных институтов постепенно повышалась, что отражало проводившуюся в сфере высшего образования региональную политику. В Западной Сибири это происходило за счет снижения удельного веса вузов Томска, Омска и быстрого роста новых, набирающих силу вузов, центров — Кемерова и Тюмени. Лидерство в регионе оставалось за Новосибирском, сосредоточившим к началу 1970-х гг. 3/5 всех сибирских вузов. Его быстро догонял по числу вузов Красноярск, оспаривавший у Иркутска роль крупнейшего вузовского центра в Восточной Сибири. Возрастало количество институтов в Приморском крае.
Положительные сдвиги произошли и в отраслевом распределении вузов. Повысился и приблизился к среднестатистическим по стране показателям удельный вес сибирских втузов, университетов и снизился — педагогических институтов. Преимущественный рост технических вузов при явной нехватке экономических и юридических учебных заведений свидетельствовал о сохранении утвердившегося со времен индустриализации технократического подхода к развитию региональной системы высшего образования. Несмотря на высокие темпы развития, высшая школа Сибири не успевала за ростом экономического потенциала региона. В политике государства в этой сфере порой отсутствовал системный подход.
На рубеже 1960—70-х гг. в Сибири организуются сразу несколько новых университетов. Одни из них создаются на базе педагогических институтов (Тюмень, Кемерово), другие преобразуются из филиалов вузов (Красноярск), третьи открываются на «ровном месте» (Барнаул, Омск). Формирование новых университетов иногда носит «кампанейский» характер, сказывается влияние амбиций местных властей. Большую роль в их кадровом укреплении играют «десанты» научно-педагогических сил из ведущих университетов Сибири — ТГУ и НГУ и научных центров СО АН СССР.
В 1970-е гг. в регионе созданы вузы, обеспечивающие подготовку по «дефицитным» для востока России специальностям, в том числе институты культуры в Улан-Удэ, Кемерове, Барнауле, Красноярске. Разработка крупных региональных комплексных программ в 1970—80-х гг. привела к открытию вузов в новых хозяйственных центрах. Например, в связи с началом активного освоения зоны Байкало-Амурской магистрали (БАМ) в 1975 создается Технологический институт в Благовещенске. В итоге к 1980/81 учебному году на востоке страны, исключая Урал, функционировало 8 университетов, 18 педагогических, 23 технических, 7 сельскохозяйственных, 2 экономических, 9 медицинских институтов, а также несколько институтов транспорта, торговли, культуры и консерватория (всего 80 учебных заведений). В них обучалось 464 тыс. студентов.
В интересах ускорения научно-технического прогресса в 1970—80-х гг. на базе промышленных предприятий, ведущих научных учреждений и академических институтов стали формироваться учебно-производственные комплексы и объединения, создаваться специализированные кафедры. В силу того что по действовавшему законодательству предприятия и организации были лишены возможности «напрямую» финансировать подготовку специалистов нужного профиля, данный процесс шел весьма сложно. Уже в 1980-х гг. в Сибири избыток выпускников традиционных специальностей сочетался с их дефицитом по новым направлениям науки и техники. С середины 1980-х гг. происходит сокращение общей численности студентов. Эта тенденция, обусловленная тяжелейшим экономическим и политическим кризисом, носила повсеместный характер и прослеживалась в стране и регионе до середины следующего десятилетия.
По мере расширения сети вузов увеличивалась и численность профессионально-преподавательского состава. Только за период с 1975/76 по 1980/81 учебные годы она возросла в регионе с 26,7 тыс. до 30,8 тыс. человек, в том числе в Западной Сибири — с 17 тыс. до 19,8 тыс., в Восточной Сибири — с 9,4 тыс. до 10,9 тыс. человек. Количество докторов и кандидатов наук увеличивалось медленнее. В 1975/76 учебном году в вузах Сибири работал 561 докторов наук и 9 276 кандидатов наук, в 1980/81 учебном году — 626 докторов наук и 11 576 кандидатов наук соответственно. Удельный вес преподавателей с учеными степенями и званиями в вузах Сибири и в 1980-х гг. был значительно ниже, чем в среднем по РСФСР. В это время в Сибири еще встречались учебные заведения, где не работало ни одного доктора наук или профессора. Проблема обеспечения высококвалифицированными кадрами оставалась для региона весьма актуальной.
К концу 1980-х — началу 1990-х гг. высшая школа Сибири обладала развитой отраслевой и территориальной структурой, она характеризовалась высокой долей отраслевых вузов и значительной концентрацией вузов в больших городах. Ряд мегаполисов в азиатской части России — Свердловск (Екатеринбург), Новосибирск, Красноярск, Иркутск, в каждом из которых работало более 10 учреждений высшей школы, относился к числу крупнейших вузов, центров страны. Сохранял свою традиционную роль и Томск: в середине 1990-х гг. в нем функционировало 6 вузов.
Однако перекосы в территориальном размещении вузов и их кадрового потенциала между центральными и восточными регионами страны не были преодолены: показатель локализации учебных институтов в центре оставался намного выше, чем в Сибири. Территориальные диспропорции сохранялись и внутри региона: между Западной Сибирью (где концентрировался основной научно-образовательный потенциал), Восточной Сибирью и Дальним Востоком. Вузовская система региона в целом по-прежнему отставала от потребностей развития его социально-экономического комплекса. Одновременно с открытием вузов на востоке России формировались соответствующие отрасли экономики. Исключением стало открытие в Тюмени еще в 1963, в канун начала промышленной добычи нефти в Западной Сибири, Индустриального института, специализированного на подготовке кадров для нефтяной и газовой промышленности. Подобная конфигурация учреждений высшего образования продолжала негативно сказываться на обеспечении кадрами районов перспективного хозяйственного освоения. В этих условиях назревала необходимость очередной реформы отраслевой и территориальной структуры высшего образования. Контуры ее оформились к концу 1980-х гг., однако обострение кризиса в стране остановило реформу. И все же, несмотря на трудности «перестроечного» времени, на востоке открывались новые учебные заведения, в том числе в самых отдаленных регионах. В 1987 в Петропавловске-Камчатском на базе филиала Дальневосточного технического института рыбной промышленности создается самостоятельный вуз — Высшее мореходное училище; в 1989 начинает работу первый самостоятельный вуз в Биробиджане — Педагогический институт.
После распада СССР глубокие изменения, происходившие в российском обществе, отразились на системе высшего образования. Сохранялись и прежние проблемы: в начале 1990-х гг. по числу студентов на 10 тыс. населения периферийные районы уступали районам-лидерам в 5—7 раз. Среди отстающих оказались Сахалинская, Читинская, Камчатская области, а также Чукотский АО, Республики Тыва и Саха (Якутия), хотя темпы роста численности студенческого контингента в этих районах одни из самых высоких в регионе. Динамика роста вузов и численность студентов в первой половине 1990-х гг. свидетельствует об активном процессе дальнейшей регионализации высшего образования. В 1992 в Западной Сибири функционировало 55 вузов с контингентом студентов 270,5 тыс. человек, в Восточной Сибири — 32 вуза с 155,4 тыс. студентов, на Дальнем Востоке — 32 вуза с 115,8 тыс. студентов. К 1994 количество высших учебных заведений в Западной Сибири увеличилось до 59, на Дальнем Востоке — до 34.
Одновременно в 1990-е гг. началась экспансия в регион многочисленных филиалов центральных вузов. Однако такие структуры не выдерживали проверку временем: большая часть филиалов прекратила свое существование спустя несколько лет. Лишь некоторые, наиболее крупные филиалы столичных вузов превратились в самостоятельные учреждения, примером этого является Алтайская академия экономики и права. Другой особенностью развития системы профессионального образования в Сибири, как и во всей России, было формирование отраслевых структур, своеобразных учебно-научно-производственных комплексов. В состав вузов стали включаться в качестве структурных подразделений средних учебных заведения (колледжи).
В первой половине 1990-х гг. высшая школа находилась на грани выживания из-за резко сократившегося государственного финансирования. Однако к рубежу тысячелетий ситуация в региональном образовательном комплексе несколько стабилизировалась. Причинами этого стали возросшая доля расходов государства на высшее образование, а также частичная децентрализация и демократизация управления, предоставление учебным заведениям самостоятельности в решении своих задач в сфере образования и науки, что позволило вузам сформировать индивидиульные стратегии выживания и развития.
1990-е гг. отмечены новой волной «университезации»: происходил процесс преобразования многих политехнических и отраслевых институтов в университеты. Университеты открылись в Сургуте, Горно-Алтайске, Улан-Удэ, Кызыле и других городах. В момент создания «новые» университеты сильно уступали «старым» по своему научному потенциалу. В связи с открытием в технических вузах туманитных факультетов и реорганизацией политехнических институтов в технические университеты стали стираться различия между техническими и классическими университетами. Возникло немало академий. Особое место среди них заняли академии государственной службы, осуществляющие подготовку кадров государственных чиновников. Они открылись главным образом на базе высших партийных школ. На востоке России такие академии действуют в Новосибирске и Екатеринбурге и располагают широкой сетью филиалов и представительств в других регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Важнейшей тенденцией, изменившей структуру высшего образования, стало возникновение в начале 1990-х гг. негосударственных образовательных учреждений. Развитию негосударственного сектора высшего образования способствовали трудности с финансированием государственных вузов, неудовлетворенный спрос части населения на образовательные услуги, большая гибкость негосударственных вузов, использование ими новых технологий обучения. Частные вузы появились практически во всех крупных городах на востоке страны.
В 1990-е — начале 2000-х гг. резко расширились возможности международных контактов сибирских вузов. Практически все крупные вузы Сибири сотрудничают с ведущими американскими, европейскими и азиатскими университетами. Еще до подписания Россией в 2003 конвенции о присоединении к Болонскому процессу многие из них перешли на принятые на Западе программы обучения по системе «бакалавриат — магистратура», сохранив, однако, и традиционные дипломы специалистов. Ряд сибирских университетов работает ныне на основе соглашений, подписанных с зарубежными вузами, что дает студентам возможность закончить вузы в России, получая одновременно дипломы университетов-партнеров.
В высшую школу активно вторгаются рыночные отношения. Увеличение платного набора студентов позволяет вузам самостоятельно решать проблемы материально-технического обеспечения. Недостаток государственного финансирования побуждает институты строить свою деятельность на коммерческих началах, активно бороться за государственные заказы и заказы частных фирм.
В результате действия разновекторных процессов за 1990-е гг. общее количество высших учебных заведений и контингент студентов на востоке страны существенно увеличились. К началу 2003 в Сибири (в границах Сибирского федерального округа (СФО)) работало 114 вузов (обучалось свыше 820 тыс. студентов), на Урале (в Уральском федеральном округе (УФО)) — 75 вузов (около 500 тыс. студентов), на Дальнем Востоке (в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО)) — 60 вузов (около 280 тыс. студентов). Однако темпы развития системы высшего образования в центре страны были еще выше. В итоге удельный вес СФО по количеству вузов составил 11,1%, УФО - 7,2 и ДВФО - 5,8% от общероссийского, т. е. несколько снизился по сравнению с началом 1990-х гг. Доля Москвы, напротив, еще более возросла, составив к 2003 10,7%. В системе высшего образования вновь возникла тенденция опережающего развития в центре страны по сравнению с ее восточными окраинами.
Таким образом, несмотря на относительно короткий по историческим меркам срок формирования и развития, система высшего образования на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке сложилась в одну из профильных отраслей регионального социально-экономического комплекса. Во многих городах — Екатеринбург, Томск, Новосибирск, Иркутск, Красноярск и других — высшее образование входит в число ведущих отраслей специализации. Дальнейшее укрепление системы вузов при их интеграции с бизнесом, с учреждениями и предприятиями научно-технической и производственной сферы положено в основу перспективных региональных и муниципальных стратегий (см. также Университеты Сибири).
Лит.: Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири (1917—1980). Новосибирск, 1986; Водичев Е.Г. Путь на Восток: формирование и развитие научного потенциала Сибири. Середина 1950-х— 1960-е гг. Новосибирск, 1994; Остатка Т.П. Наука и ученые в годы Великой Отечественной войны. Новосибирск, 2002; Катровский Л.П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России. М., 2003: Энциклопедия образования в Западной Сибири. Барнаул, 2003. Т. 1.
Е.Г. Водичев, И.П. Коробкова, А.В. Литейнов
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей