Временное сибирское правительство // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ВРЕМЕННОЕ СИБИРСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО (ВСП). Учреждено на заседании небольшой группы (35—45 человек) членов временной Сибирской областной думы, которое состоялось нелегально в Томске в ночь на 29 января 1918.

В его состав были избраны в качестве председателя правительства и временного министра земледелия и колонизации правый эсер П.Я. Дербер, министры внешних сношений — беспартийный П.В. Вологодский, внутренних дел (самоуправлений) — эсер А.Е. Новоселов, военный министр — эсер А. А. Краковецкий, министр здравоохранения — беспартийный областник В.М. Крутовский, народного просвещения — бурятский националист Д. Ринчино, продовольствия и снабжения — беспартийный областник И.И. Серебрен­ников, путей сообщения — беспартийный Л. А. Устругов, торговли и промышленности — народный социалист М.А. Ко­лобов, труда и социальных реформ — левый эсер И.С. Юдин, туземных дел — сочувствующий большевикам В.Т. Тибер-Петров, финансов — беспартийный областник И.А. Михайлов, экстерриториальных народностей — левый эсер интернационалист Д.Г. Сулим, юстиции — народный социалист Г.Б. Патушинский, государственного контролера — правый эсер Н.Е. Жернаков, государственного секретаря — правый эсер В.И. Моравский, министры без портфеля — эсеры Е.В. Захаров, С.А. Кудрявцев, Г.Ш. Неометуллов и М.Б. Шатилов. Часть из них была избрана заочно, без получения согласия войти в состав ВСП и даже не знала о своем избрании. Большинство министров находилось вне Томска, а некоторые (А.А. Краковецкий, Л.А. Устругов, И.А. Михайлов, А.Е. Новоселов) — за пределами Сибири.

В конце зимы — начале весны 1918 П.Я. Дербер, Н.Е. Жер­наков, М.А. Колобов, С.А. Кудрявцев, В.И. Морав­ский, Г.Ш. Неометуллов и В.Т. Тибер-Петров перебрались из Томска в Харбин, предварительно назначив для организаций антибольшевистские подпольные комиссариаты — Западно-Сибирский (ЗСК) и Восточно-Сибирский (ВСК), а также несколько уполномоченных, главным образом, эсеров по партийной принадлежности. Позднее к группе П.Я. Дербера присоединились министры Е.В. Захаров, А.А. Краковецкий и А.Е. Новоселов. В Харбине они повели борьбу за признание ВСП другими российскими общественно-политическими группировками и дипломатическими представителями союзных держав, пытались организовать руководство формированием и деятельностью антибольшевистского подполья, в том числе вооруженного, в Сибири. 1 июля 1918 эта группа министров ВСП приняла решение именоваться Временным правительством автономной Сибири (ВПАС).

С начала антисоветского мятежа Чехословацкого корпуса на востоке России управление освобожденной от большевиков территории от имени ВСП взял на себя ЗСК. 30 июня 1918 он передал власть 5 находившимся на контролируемой им территории министрам ВСП, которые образовали в Омске Совет министров ВСП, в составе П.В. Вологодского (председатель и министр внешних сношений), В.М. Крутовского (министр внутренних дел), И.А. Михай­лова (министр финансов), Г.Б. Патушинского (министр юстиции) и М.Б. Шатилова (министр туземных дел). 27 июля 1918 к ним присоединился И.И. Серебренников, возглавивший министерство снабжения.

Образовавшийся в Омске Совет министров изначально рассматривал себя как «орган верховного управления Сибирью», располагающий всей полнотой власти и выражающий волю ВСП. По сути дела это была узурпация прерогатив, принадлежавших всему ВСП, в результате которой произошло ущемление прав группы министров, находившихся в Харбине. При этом омский Совет министров первоначально выводил свою легитимность из ВСП, избранного временной Сибирской областной думой. Однако 24 июля 1918 ВПАС принял постановление передать омскому Совету министров, впредь до прибытия туда из Владивостока остальных членов ВСП, всю полноту правительственной власти в Сибири, кроме права входить в сношения с иностранными державами.

1 июля 1918 Совет министров ВСП принял постановление «О высших государственных учреждениях Сибири», в соответствии с которым учрежденные при ЗСК отделы и управление делами были преобразованы в министерства аналогичного на­именования и канцелярию Совета министров. Отделы административных и иностранных сношений переименовывались соответственно в министерства внутренних дел и иностранных дел. Для со­действия Совету министров в деле управления вводились должности управляющих военным министерством, министерствами зем­леделия и колонизации, продовольствия, просвещения, путей сообщения, торговли и промышленности, труда, должнос­ти помощников управляющих министерствами и должности товарищей министров внутренних дел, иностранных дел, туземных дел, финансов и юстиции, а также управляющего де­лами Совета министров и его помощников. Для руководства государственным контролем учреждался совет государственного контроля и долж­ность его председателя на правах государственного контролера. Управляю­щим министерствами присваивались в делах их ведомств пра­ва министров.

В тот же день указом Совета министров были про­изведены назначения на должности. Заведующие военным отделом ЗСК А. П. Гришин-Алмазов, земледелия и колонизации Н.И. Петров, продовольствия П. С. Зефиров, просвеще­ния В.В. Сапожников, путей сообщения Г.М. Степаненко, торговли и промышленности П.П. Гудков, труда Л.И. Шумиловский стали управляющими соответствующими министерствами ВСП; заведующие отделами внешних сношений М.П. Головачев и юстиции А.П. Морозов — товарищами министров иностранных дел и юстиции, помощник заведующего продовольственным отделом И.Г. Знаменский — помощник управляющего министерством продовольствия, инженер М.С. Виттенберг — помощником управляющего министерством тор­говли и промышленности, директор Омского отделения Русско-Азиат­ского банка Н.Д. Буяновский — товарищем министра финансов, непременный член общего присутствия Ак­молинского областного правления И.В. Павлов — и. д. това­рища министра внутренних дел, управляющий делами ЗСК Г.К. Тине получил аналогичную должность в Совете минист­ров, а кандидат экономических наук Т.В. Бутов и член Омской судебной палаты И.И. Карнеев-Гребаров стали помощниками уп­равляющего. Кроме того, товарищем министра внутренних дел был назначен бывший уполномоченный ВСП и член ЗСК П.Я. Михайлов. Под их руководством в Омске был создан центральный исполнительный аппарат, по мере освобождения территории Си­бири от советской власти подчинявший регион своему управлению. 24 августа 1918 для содействия Совету министров в делах управления ВСП учредило Административный совет, со­стоявший из управляющих министерствами, товарищей минис­тров и управляющего делами Совета министров.

Состоялось 65 открытых и закрытых (секретных) заседаний Совета министров ВСП. От имени ВСП и его Совета министров издано около 150 документов (грамот, воззваний, обращений и постановлений), имевших законодательно-нормативный характер. В грамоте от 30 июня 1918 Совет министров ВСП заявил, что он неуклонно пой­дет по пути создания и укрепления на всей территории Сибири как нераздельной части великой Всероссийской демократической республики, незыблемого правопорядка и мощной го­сударственности. Для этого он призвал «все население, без различия национальностей, классов и партий, все государственномыслящие элементы, всех, кому дорого возрождение России и свобода Сибири, объединиться вокруг правительства в его государственном строитель­стве на предуказанных Сибирской областной думой на­чалах народоправства».

По сравнению с ЗСК Совет министров изначально занял более ясную и жесткую позицию в важнейших по­литических вопросах. Он аннулировал все декреты советской власти, отверг заключенный большевиками Брестский мирный договор, признал партию большевиков антигосударс­твенной и запретил ее деятельность, а также существование различного рода советов. Рабочим, крестьянам и предста­вителям других классов разрешалось создавать только организации профессионального типа при условии их обязательной регистрации в установленном законом порядке. Все национализированные предприятия и имущества подлежали денационализа­ции, что не исключало в дальнейшем возможности рас­смотрения вопроса о необходимости национализации некоторых особо важных для государства предприятий и имуществ. Для формирования армии было признано прин­ципиально необходимым осуществить призыв в войска. Совет министров признал недопустимым представитель­ство во временной Сибирской областной думе от советов, но необходимым иметь представителей от цензовых элементов, а также от профессиональных рабочих и крестьянских организаций.

К началу сентября 1918 подчиненные ВСП вооруженные силы, составлявшие Сибирскую армию, освободили от боль­шевиков территорию от Екатеринбурга и Челябинска на запа­де до Читы на востоке. Во второй половине сентября — начале октября 1918 в ходе поездки специальной делегации ВСП во главе с П.В. Вологодским на Дальний Восток ей удалось добиться самоликвидации ВПАС и Делового кабинета (правительства) Временного правителя генерала Д.Л. Хорвата, в ре­зультате чего под властью ВСП оказалась территория от Урала до Тихого океана. Управление составлявшими ее областя­ми и губерниями возлагалось на правительственных комис­саров, назначенных Советом министров ВСП, а уезда­ми — Министерством внутренних дел. В городах были воссозданы органы городского самоуправления: думы и управы. Параллельно стали восстанавливаться органы земско­го самоуправления уездного и губернского уровня, бравшие на себя решение основных социально-экономических проблем.

Намного сложнее обстояло дело в сельской местности. Здесь ВСП не смогло установить должного контроля. Требование ликвидировать советы крестьянских депутатов и организовать вместо них земство во многих волостях и тем более селах не выполнялось. В результате на местах су­ществовали различные по форме органы управления: земства, советы, разного рода исполнительные комитеты, что отражало противоречивое отношение к ВСП со стороны разных групп и категорий сельского населения.

Приоритетной задачей внутренней политики ВСП являлось укрепление законности и порядка. Практическими результа­тами его деятельности в этом отношении стали восстановле­ние законодательства и органов государственного управления Всероссийско­го Временного правительства, регламентация функционирования местных гражданских и военных властей, регулирование земельных от­ношений и запрет на самовольную порубку лесов, сбор государственных налогов и долгов по ним, борьба с самогоноварением и самосудами, переход от добровольческого принципа форми­рования вооруженных сил к набору по обязательному призыву.

Внутренняя политика ВСП эволюционировала от первоначального декларированного народоправства с его ставкой на Всерос­сийское Учредительное собрание, Сибирскую областную думу, орга­ны земского и городского самоуправления к авторитаризму, что отразилось в постановлении ВСП от 15 июля 1918 «Временные правила о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», от 2 августа 1918 о временной передаче милиции из ведения земств и городов в распо­ряжение министерства внутренних дел, от 24 августа 1918 «Об учреж­дении особых прифронтовых военно-полевых судов», в наделении Административного совета ВСП функциями, равными пра­вам Совета министров. Усиление авторитарных тенденций в ущерб демократическим обещаниям послужило причиной затяж­ного внутреннего кризиса, поразившего ВСП в сентябре 1918. В ходе его разрешения 5 сентября 1918 был отправлен в от­ставку управляющий военным министерством, командующий Си­бирской армией А.Н. Гришин-Алмазов, наиболее явно демонстрировавший авторитарные устремления «правой» фракции Делового кабинета Совета министров. Затем 21 сентября 1918 занимаемых в ВСП министерских постов лишились составлявшие «левый» фланг ВСП В.М. Крутовский, Г.Б. Патушинский и М.Б. Шатилов, а также была прервана работа Сибирской областной думы.

Сначала ВСП имело довольно широкую социально-политическую опору. Его активно поддерживали офицеры и казачест­во, городская и студенческая молодежь, цензовая об­щественность и зажиточное крестьянство, организации демократической (кооперация, земские и городские самоуправления, областники, националы) и социалистической («правые» эсеры, энесы) ориентации. Нейтральную позицию занимало большин­ство профессионально организованных рабочих. Изна­чально отрицательно относились к ВСП просоветски настроенные и поддерживавшие большевиков, «левых» эсеров и анархистов рабочие и крестьяне. Но довольно скоро поддержка со стороны социалистов и части на­ционалов приобрела условный характер. Напротив, количество противников ВСП, недовольных его внутренней политикой, выросло. С середины августа 1918 это недовольство стало при­нимать крайние формы и вылилось в антиправительственные вооруженные выступления, последовательно охватившие Змеиногорский, Тюкалинский, Славгородский, Крас­ноярский, Бийский, Мариинский и Минусинский уезды. В общей сложности в них приняло участие около 35 тыс. человек. Восстания были быстро и решительно подавлены правительственными войсками.

ВСП сыграло важную роль в консолидации антибольшевистских сил на востоке России. В июле и августе 1918 его представители участвовали в 2 челябинских совещаниях, а затем в сентябре — на Государственном совещании в Уфе. На всех этих совещаниях делегации ВСП актив­но оппонировали представителям Самарского комитета членов Всероссийского Учредительного собрания, претендовавшего на роль центра собирания антибольшевистских сил, отста­ивая значительные более «правые» политические позиции. Призна­нием авторитета ВСП в антибольшевистском лагере стало избрание П.В. Вологодского на Государственном совещании в Уфе одним из 5 членов Временного Всероссийского правительства (ВВП). В ходе формирования Совета министров ВВП, происходившего в октябре — начале ноября 1918, фактически все министры, товарищи министров и управляющие ве­домствами ВСП получили аналогичные посты в ВВП, а его деловой аппарат стал основой для создания соответствующих министерств и ведомств общероссийского правительства.

3 ноября 1918 ВСП сложило с себя верховное управление и всю полноту власти на территории Сибири передало ВВП.

Лит.: Временное Сибирское правительство (26 мая — 3 ноября 1918 г.): Сб. документов и материалов. Новосибирск, 2007.

В.И. Шишкин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири