Старец Герасим с братией, среди которых были люди всякого чина и звания, включая и монахов, удалились из Иркутского острога, переправились на левый берег Ангары и спустились вниз по течению реки на пять вёрст. Здесь они выбрали окружённые лесами и болотами место, на котором начали возводить первые дома пустыни. Строители облюбовали невысокий холм, с которого открывался прекрасный вид на окружающую природу. Основанию пустыни способствовал иркутский воевода И. М. Перфильев, а разрешил её открыть митрополит Сибирский и Тобольский Корнилий.
В 1669 г. старец Герасим отправился в Енисейск, где лично подал сибирскому воеводе челобитную, в которой он просил разрешение построить монастырь, а для монастырского строения дать «под хлебную пашню и под сенные покосы и под скотинки выпуск земли ниже Иркуцкого острогу за рекой Ангарой». К митрополиту Корнилию с ходатайством обратились также боярский сын И. Максимов и другие служилые люди Иркутского острога. В ходатайстве выражалась просьба разрешить старцу Герасиму построить монастырскую обитель и соорудить при ней церковь Вознесения с приделом по имя Божией Матери Одигитрии. 2 декабря 1670 г. митрополит Корнилий дал благословение старцу Герасиму на постройку деревянного Вознесенского храма в монастыре. И такой деревянный храм старцем Герасимом был построен в 1672 г.
Грамотой царя всея России Алексея Михайловича было велено отвести устроенной Герасимом пустыни свободные земли по реке Иркуту для распашки, сенокошения и выгона скота. 30 июня 1676 г. енисейский воевода М. Приклонский дает распоряжение енисейскому сыну боярскому Ивану Максимовичу Перфильеву, по которому Иркутскому Вознесенскому монастырю отводились земли на урочищах по реке Ангаре под хлебную пашню и сенные покосы. Но старец Герасим не мог уже этого знать — он скончался 20 января 1676 г. Недолго пережила своего строителя первая монастырская деревянная церковь Вознесения Господня. 26 декабря 1679 г. все постройки монастыря были уничтожены пожаром. В следующем году «чёрный» поп Вознесенского монастыря Тарасий лично дошёл до сибирского митрополита Павла и просил его разрешения на восстановление пострадавшего от пожара Вознесенского монастыря. К митрополиту Павлу также обратились братия Вознесенского монастыря, иркутские служилые люди и монастырские вкладчики с челобитием на постройку новой церкви на том же месте, где стояла сгоревшая в пожар 1679 г. На эти просьбы последовала грамота Сибирского и Тобольского митрополита Павла, в которой он разрешает постройку на месте сгоревшей в Иркутском Вознесенском монастыре новой церкви во имя Вознесения Господня с приделом Одигитрии.
Церковь в деревянном исполнении возобновляется строительством в 1686 г. при старце Исайе. Одновременно иждивением старца Исайи и его помощников начинают восстанавливаться кельи и монастырская ограда. Подтверждает строительство объектов в монастыре грамота митрополита Павла от 20 августа 1690 г., в которой говорилось об освящении в Иркутском Вознесенском монастыре новопостроенной церкви Вознесения Господня и о построении особой Одигитриевской церкви с трапезной. А ещё ранее, 10 февраля 1688 г., грамотой царей Иоанна и Петра Алексеевичей было подтверждено право Вознесенского монастыря на владение лесами, землями и другими угодьями, которые были даны ему ранее. Согласно этой подтвердительной грамоте монастырские владения вносятся в чертёж «земли Иркуцкого города».
В 1691 г. Вознесенский монастырь приобретает за 30 рублей у посадского человека Епифана Мезенцева его усадебное место «со всякими дворовыми строениями». Это то место на берегу Ангары, вблизи которого позднее были сооружены Московские ворота.
Старцем Исайей в 1691 г. строится деревянная во имя Тихвинской иконы Божией Матери церковь, которая епископом Варлаамом Косовским совместно со старцем Исайей освящается в 1692 г. Замечательна церковь тем, что похороненное под её алтарём тело епископа Иркутского и Нерчинского Иннокентия Кульчицкого спустя 35 лет было найдено во время ремонтных работ совершенно нетленным. Первый иркутский епископ прожил в монастыре с 1727 г. и до самой смерти в 1731 г. Уцелели его мощи и в страшный пожар в 1783 г., когда огонь погас у Тихвинской церкви. В 1704 г. Вознесенскому монастырю грамотой отданы Ангарские острова с соляными прожилками, где до этого момента варил соль иркутский житель Игнатий Юринский. В этом году игуменом монастыря Макарием в 62 верстах вниз по течению Ангары основывается соляной завод, около которого позднее образовалось село Усолье. Получив право выварки соли, монастырь не имел права свободно продавать соль, а обязан был отдавать в казну каждый пятый пуд соли на продовольствие служилых людей в Иркутске. Кроме того, монастырь уплачивал ежегодную пошлину в сумме 2 рублей.
В 1708 г. Вознесенскому монастырю Петр I присылает дарственное Евангелие, изданное в 1690 г. На Евангелие была наложена собственноручная памятная надпись, которая оканчивалась следующими предостерегающими словами: «Иже аще кто дерзнул от обители этой Богородичной отдалити, таковой во второе и страшное пришествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ответ вздаст».
В 1710 г. Вознесенский монастырь заимел два приобретения. По завещанию казачьего десятника Андрея Омаровского монастырь становится владельцем деревни Голоустная на озере Байкал с рыбными ловлями и сенными покосами. Кроме того, один из вкладчиков монастыря Савва Боков основал под Иркутском небольшую деревушку, названную по его имени — Боково.
С 1714 г. настоятелями Вознесенского монастыря становятся архимандриты.
Некоторое время, начиная с 1724 г. к Вознесенскому монастырю были приписаны Посольский Спасо-Преображенский монастырь, находящийся за Байкалом, и Спасская пустынь в Братском остроге (впоследствии упразднённая) с крестьянами и угодьями.
Православные монастыри в те далёкие времена были уже центрами распространения догматов религии среди местных жителей, центрами формирования в обществе идеалов христианской этики с помощью слова, живописи, архитектуры. Таковым был и Вознесенский монастырь. В монастыре начали действовать первые в Восточной Сибири учебные заведения. Указ Тобольского митрополита Антония от 24 февраля 1725 г. гласил: «Учредить в том монастыре школу мунгальского языка, для учения во оную школу ныне мунгальского, а потом китайского языков собирать причетнических детей и сирот к учению потребных... ». Учителями для данной школы предполагались священнослужители сибирских церквей и монастырей. Для этого и последовало указание: «дабы все монастырские настоятели монахов, которые будут где искусные языку мунгальскому и русской грамоте обретаются и угодные, явятся для учения... об отдаче во оный иркутский монастырь учинили без укосновения». Школа должна подготавливать необходимых в то время переводчиков с монгольского языка.
В 1728 г. иркутский епископ создаёт при обители Славяно-русскую школу, в которой преподавались русский, церковнославянский, а позднее и латинский языки. Историки Сибири Василий Иванович Семевский и Пётр Андреевич Словцов считали, что «Иннокентий содержал Русскую, основанную им, школу своим иждивением». С 1760 г. Славяно-русская школа переносится в Иркутск в Архиерейский лом, где и находилась до 1839 г.
При Вознесенском монастыре с 1839 г. открывается школа для обучения первоначальной грамоте крестьянских детей. Эта школа сгорела в декабре 1876 г. В 1898 г. на собственные средства монастыря строится специальное двухэтажное здание вблизи монастырской ограды. В этом здании одновременно открывается Центрально-миссионерская школа о программе двухклассных начальных училищ. В этой школе обучались, в основном, бурятские дети, которые окончили одноклассные школы при 'миссионерских станах. В 1900 г. деревянное здание школы сгорело и она прекратила свою деятельность. Но в этом же году в одном из монастырских зданий вновь открылась начальная школа грамоты. В 1898г. при монастыре организовывается рисовальная школа, специализирующаяся по церковной живописи.
В начале тридцатых годов XVIII в. рождается мысль о строительстве новой каменной соборной церкви Вознесенского монастыря. В 1735 г. иеромонах Вознесенского монастыря Митрофан был направлен по делам Епархии в Петербург. Здесь наряду с решением основных вопросов Митрофан исходатайствовал от Святейшего Синода указ, согласно которого ему, иеромонаху Митрофану, разрешалось производить сбор денег в обеих столицах и по тракту до Иркутска. Прибыв в Иркутск, иеромонах Митрофан получает от иркутского епископа Иннокентия Второго для сбора денег на постройку каменной соборной церкви Вознесения Господня подписанную им прошнурованную и опечатанную книгу, в которую вносились имена пожертвователей и суммы, ими вносимые на общее дело. Собранные деньги составили основной капитал для строительства каменной церкви во имя Вознесения Господня. Деревянная же церковь в этом же году была по ветхости полностью разобрана. Каменная церковь закладывается в 1749 г., но строительство её затянулось на многие годы и окончено было только в 1767 г. 17 апреля она освящается епископом Софронием. В этой церкви с 9 февраля 1805 г. целых 90 лет хранились нетленные мощи иркутского Святителя Иннокентия.
К 1755 г. Вознесенский монастырь имел в своём владении 464 души крестьян мужского пола и «довольное количество земли сенокосной, пашенной, лесов и других угодий». Богател и креп монастырь. Но в 1764 г. Вознесенскому монастырю был нанесён сильный удар. По указу от 26 февраля, подписанному Екатериной II, были установлены штаты для российских православных монастырей, по которым Вознесенский мужской монастырь относится к третьему классу. Все его вотчины с крестьянами и землями передаются в ведение и управление учреждённой для этого Коллегии экономии. Во владении же монастыря осталось только шесть десятин пашенной земли. На содержание монастыря казна выделили ежегодное пособие в сумме 806 рублей 30 копеек. Но с 1797 г. монастырь переводится во второклассный разряд. И уже по указу императора Павла I от 18 декабря 1797 г. всем штатным монастырям, в том числе и иркутскому Вознесенскому, увеличивается казённое содержание. Иркутскому же монастырю отводится 30 десятин земли и рыбные ловли на Байкале.
С 1836 г. монастырь возводится в первый класс.
6 июня 1849 г. Вознесенскому монастырю было дополнительно отведено еще 120 десятин земли на правом берегу реки Ушаковки в урочище Худяковском. Правда, эта земля по своей удалённости (20 вёрст) была для монастыря не очень удобна. Но тем не менее на отводимых монастырю площадях распахиваются новые поля. В 1867 г. Вознесенский монастырь ещё увеличивает подопечную ему территорию. В этот же год было взято в аренду на 80 лет у крестьян Подгорно-Жилкинского селения 130 десятин земли в трёх верстах на запад от монастыря. Крестьянам было выплачено 1200 рублей. Договором предусматривалось, что по истечении арендного договора 30 десятин оставались в собственности монастыря, а остальные 100 десятин должны быть возвращены крестьянам. На этой земле монастырь устроил скотный двор, маслобойный и кирпичный заводы. 6 апреля 1884 г. высшими инстанциями уже утверждается право собственности Вознесенского монастыря на 130 десятин земли, взятых обителью в аренду в 1867 г. у крестьян Подгорно-Жилкинского селения взамен отведённой монастырю ещё в 1849 г. земли в Худяковском урочище.
В 1898 г. у Вознесенского монастыря для прокладки железной дороги было отторгнуто 53 десятины 2248 сажен земли. Статус Вознесенского монастыря позволил в 1799 г. произвести первую хиротонию. Таковая была совершена 10 апреля над архимандритом Иосифом Болотовым, посвященным в епископа Кадьякского.
В 1833 г. для улучшения миссионерской деятельности учреждается кафедра викарного епископа с наименованием его Киренским. С этого же времени обитель наименовывается Иркутским Вознесенским Святого Иннокентия первоклассным общежительным мужским монастырём.
Строительство каменной соборной церкви продолжалось. 17 апреля 1767 г. преосвященный Софроний при настоятеле Синесии освящает в монастыре церковь Вознесения Господня.
В 1780 г. на территории монастыря закладывается и начинает строиться каменная двухпрестольная Успенская церковь, которая находилась в юго-восточном углу обители, своими двумя стенами составляя продолжение ограды. Строительство Успенской церкви оканчивается в 1783 г. А 19 октября она освящается архимандритом Синесием. В 1836 г. рядом с Успенской церковью возводится над святым источником часовня. В 1874-1875 гг. церковь расстраивается с западной стороны от трапезной до часовни, с которой церковь соединяется переходом. До XX в. Церковь не имела существенных изменений. В 1997 г. в Успенской церкви открылся приход. Проект реставрации храма выполнен иркутским архитектором В. Полутчевой.
Сильнейший удар судьбы Вознесенскому монастырю нанёс жестокий пожар 11 мая 1783 г., который уничтожил почти все здания. Чудом спасена была только деревянная церковь Тихвинской Богоматери. А вот каменная соборная церковь Вознесения Господня сильно пострадала от этого пожара. Она была отремонтирован, в 1793 г. и 2 июня, в день Вознесения Господня, освящается.
18 июня 1795 г. на территории Вознесенского монастыря начато строительство каменной церкви во имя Смоленской Божией Матери. Место, выбранное у северной стены храма, было освящено преосвященным Вениамином. После освящения в этот же день начата копка траншей под фундамент. Смоленская церковь располагалась почти параллельно Тихвинской церкви и представляла из себя одноэтажное компактное здание с завершением по центру широкого купола. С южной и северной сторон здание церкви было украшено портиками на четыре колонны ионического ордера.
Средства на строительство церкви изыскал настоятель, игумен Гавриил (Копырин). Строительство каменной Смоленской (или Одигитриевской) церкви растянулась до 1809 г., когда она была освящена. В 1837 г. церковь одновременно с ремонтом перестраивается. В 1850 г. Смоленская церковь в Вознесенском монастыре расписывается во внутренних покоях масляными красками.
В два часа пополудни в среду 13 августа 1875 г. для Иркутского Вознесенского монастыря на колокольном заводе произвели отливку колокола весом 1375 пудов 35 фунтов. За час до начала заливки формы расплавленным металлом на заводе был совершён молебен настоятелем монастыря архимандритом Вениамином с братией. Средства на изготовление и установку колокола пожертвовал иркутский купец Иван Иванович Базанов. Отлитый колокол от завода был доставлен к Московским воротам по Ланинской улице 11 ноября, а на следующий день, перегрузив его на баржу, переправили вниз по Ангаре в монастырь. В номере 40 «Иркутских Епархиальных ведомостей» от 4 октября 1875 г. даётся описание А. Розенталем: «Нужно дать колоколу горизонтальное положение и приделавши ушам его железное неподвижное колесо, соответственное окружности — превратив таким образом конус колокола в искусственный цилиндр. Давши колоколу вращательное движение вроде того, как вращаются тяжёлые цилиндры для укатки дороги, колокол потеряет по крайней мере три пятых своей тяжести, то есть будет иметь только 400 пудов и, следовательно, шестнадцать лошадей легко его покатят. Стоимость работы по перекатке колеса, вероятно, обойдётся не дороже 50 рублей, а железо останется». Доставленный в монастырь колокол до подъёма его на колокольню был подвешен на врытых в землю столбах.
В 1802 г. построена каменная двухъярусная башня с часовней схимонаха Герасима, возвышающаяся над восточным участком стены Вознесенского монастыря. В этом же году на средства иркутского купца Николая Семёновича Чупалова Вознесенский монастырь опоясывается каменной оградой длиной по периметру 220 сажен и высотой в две сажени.
На средства Петра Гирезина над главными западными воротами монастыря в 1816 г. начато строительство каменной надвратной церкви во имя Сретения Господня, которая была освящена в 1823 г.
Построенный почти сто лет назад и сильно повреждённый пожаром в 1783 г. главный соборный храм не удовлетворял тем целям и задачам, которые стояли перед священнослужителями Вознесенского монастыря. Кроме того, храм требовал больших капиталовложений на его ремонт. Поэтому в начале 1860 г. из Иркутска в адрес центральных властей направлялись просьбы о построении нового главного храма монастыря. 22 марта 1860 г. император Александр II своим указом разрешает построить, если невозможно отремонтировать Вознесенский соборный храм, новую церковь, где должны находиться мощи Святого Иннокентия. На это преосвященный Парфений представил Синоду своё мнение, утверждающее, что, во-первых, на исправление церкви потребуются большие средства (35340 рублей) и что, во-вторых, исправление храма будет, ко всему прочему, ненадёжным.
Получив разрешение на строительство новой церкви, выполнение проекта поручается иркутскому художнику-архитектору В. А. Кудельскому. Выполненный им проект рассматривался Главным управлением публичных зданий и Святейшим Синодом. С их одобрения 29 августа 1862 г. проект соборной церкви во имя Вознесения Господня высочайше утверждается. На основании этого Святейший Правительствующий Синод своим указом на имя Иркутского и Нерчинского епископа Парфения разрешает строительство соборной церкви под присмотром опытного архитектора. Наблюдение за ходом строительства поручается автору проекта — В.А. Кудельскому. В следующем, 1863 году разбирается каменная соборная церковь построенная ещё в 1767 г. и получившая большие повреждения после землетрясения 1861 г. С 10 апреля 1863 г. в Вознесенском монастыре начались земляные работы по возведению фундамента соборного храма. Заложение нового соборного храма предполагалось на день Вознесения Христова, на 9 мая 1863 г. Спутала все планы буря, начавшаяся с 7 часов утра. Сильные порывы ветра были направлены от монастыря в сторону города. При таком ветре переправа через Ангару была невозможной. Буря стихла к 12 часам дня, но уже было решено перенести торжество закладки храма на 20 мая, о чём свидетельствует летопись Н. С. Романова: «В обителе Святого Иннокентия совершено было торжество закладки нового соборного храма, четырёхпрестольного, обширного на 1000 человек, полагая на одну кв. сажень 9 особ. После совершённой при мощах Святого Иннокентия преосвященным архиепископом Парфением, в сослужении трёх архимандритов, кафедрального протоиерея и двух иеромонахов литургии первые плиты положены владыкою и их превосходительствами, исполняющими должность генерал-губернатора Восточной Сибири М. С. Корсаковым и председательствующего в Совете Главного управления Восточной Сибири Е. М. Жуковским. Освящение воды совершено погружением накануне принесённого в обитель с Афона архимандритом Симеоном креста с частицею от Животворящего Креста Господня. Молящихся из Иркутска было гораздо менее, чем бы следовало ожидать».
В Вознесенском монастыре для начинающегося строительства каменной часовни над могилой чтимого многими сибиряками архимандрита Синесия купец Михаил Васильевич Михеев пожертвовал 65 тысяч штук кирпича и 200 цокольных серовичных камней. Синесий состоял настоятелем Воскресенской обители с 1754 г 1787 гг. При нём были построены первые каменные здания монастыря. Часовня была освящена в 1865 г. 6 марта следующего года освящается вновь построенная двухэтажная гостиница на средства иркутского купца П. О. Катышевцева. Им было пожертвовано на её строительство 1800 рублей.
Торжественное освящение готового храма во имя Вознесения Господня состоялось 15 марта 1872 г. В этот же день в новый храм были перенесены мощи Святого Иннокентия, хранившиеся с 23 мая 1860 г. и до периода строительства храма в Успенской церкви. В архитектуре храма соседствовали разные стили. В убранстве церкви наряду с классическим ордером использовались элементы барокко (наличники), псевдорусского стиля (узоры на фронтонах) и зарождающегося модерна (переплёты и формы проёмов). Каждая из пяти крупных восьмигранных глав храма имела по четыре слуховых окна и завершалась малой главкой с крестом. Входы устроены с трёх сторон храма, и перед каждым входом — высокое крыльцо. В церкви предусматривалось три престола — Вознесения Господня, Святого Иннокентия и Святых Митрофана и Тихона Воронежских, в которых были установлены золоченые резные иконостасы на малиновом фоне. Причем главный иконостас был трёхъярусным, а боковые — одноярусными. Иконостасы исполнены мастером, крестьянином Пермской губернии В. В. Поповым. Он же изготовил золочёную сень, поддерживаемую четырьмя золочёными колоннами. Сама же рака для мощей была заказана в Москве на средства иркутского купца И. П. Мыльникова. Её поместили в правом приделе на особом амвоне. Она была окружена позолоченной решёткой. Внутренние помещения были богато и живописно расписаны красками. На строительство соборной церкви было израсходовано около 200 тысяч рублей, пожертвованных иркутскими купцами И.С. Хаминовым, И.И. Базановым, М.А. Сибиряковым, Я.А. Немчиновым, И. С. Котельниковым, С. К. Трапезниковым, К. В. Ончуковым, М. П. Лаврентьевым и др. Задолго до освящения храма, 20 февраля 1867 г., И. С. Котельников пожертвовал серебряное напрестольное облачение с рельефными изображениями весом в один пуд 21 фунт.
24 февраля 1873 г. освящается церковь во имя преподобных отцов Антония и Феодосия Печёрских, устроенная под новым соборным храмом над гробом архиепископа Парфения, скончавшегося в ночь на 21 января 1873 г. Освящение и литургию совершил селенгинский епископ Мартиниан с монастырским и городским духовенством. Правый придел во имя первого иркутского епископа Святого Иннокентия освящается 24 июня 1873 г. В этом же году 4 ноября иркутским епископом Вениамином освящается левый придел нового храма во имя Святого Тихона Воронежского.
В трёх верстах от обители имелась монастырская заимка, в которой была построена деревянная церковь во имя архистратига Михаила. Воскресным днём 27 июня 1876 г. иркутский архиепископ совершил освящение этой церкви.
Ночью 8 декабря 1876 г. на территории монастыря возник пожар, которым было уничтожено подсобное здание, где временно помещалась рабочая кухня, а за капитальной стеной — монастырская школа и приёмный дом для странников.
Над западными воротами на месте каменной надвратной церкви Иркутского Вознесенского монастыря, перед которыми пролегал старый Московский тракт, 16 сентября 1878 г. начала строиться высокая трёхъярусная колокольня. Средства на её постройку дал иркутский купец И. И. Базанов. Окончена её постройка в 1881 г. На колокольню можно было подняться по внутренней чугунной лестнице. Колокольня завершалась медным позолоченным крестом длиной в 5 аршин и весом тридцать пудов.
В 1898 г. справа от Святых ворот на месте старого одноэтажного настоятельского корпуса был построен двухэтажный каменный, в котором верхний этаж занимали покои настоятеля монастыря, а первый — кельи монастырской братии.
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей