Воскресные школы – учебные заведения для взрослых и для работающих подростков; форма организации индивидуального образования[1]. Подразделялись на конфессиональные и общеобразовательные.
Мужская воскресная школа при Иркутском обществе «Просвещение» была открыта в Иркутске 26 января 1908[2]. Заведение содержалось исключительно на средства общества. Первые полтора года школа размещалась в предоставленном ей городом в бесплатное пользование здании начальной школы имени А.М. Кладищевой, а затем была переведена в собственное здание на Детской площадке, где ей были предоставлены три отдельные комнаты.
Количество обучавшихся во втором полугодии 1907/1908 учебного года составило 51 человек, в 1908/1909 – 80, 1909/1910 – 41.
Первоначально в школу принимались взрослые и дети. Однако вскоре стало ясно, что совместное обучение взрослых и детей при ограниченности помещения и количества преподавателей и проведении занятий только один раз в неделю, не дает хороших результатов. Исходя из этих соображений, преподаватели решили с 1909 принимать в школу только взрослых учеников, которые не имели возможности поступить в другие учебные заведения или иным способом пополнить свое образование. Поэтому цифра записавшихся в школу учеников упала с 80 в 1908 до 41 в 1909.
Занятия посещались добровольно, бесплатно, по воскресным и праздничным дням.
Весь персонал школы, как заведующая, так и преподаватели, работал безвозмездно.
Школа имела свою небольшую библиотеку. В 1908 и 1909 ученики пользовались книгами, переданными обществу «Просвещение» от закрывшегося Общества распространения народного образования и народных развлечений, а затем библиотека стала пополняться за счет незначительных ассигнований. При этом отмечалось, что библиотека далеко не удовлетворяла предъявляемых к ней требований: подбор книг носил случайный характер, часть книг была совсем утрачена учащимися, а часть пришла в негодное состояние.
С переходом школы в здание на Детской площадке было признано целесообразным присоединить имевшиеся в воскресной школе книги к существовавшей на Детской площадке библиотеке для детей. Здесь выбор книг был разнообразный, многие из них соответствовали запросам учеников. Обязанность выдачи книг ученикам приняла на себя заведующая детской библиотекой А.П. Тарелкина. Библиотекой охотно пользовались все ученики, умевшие читать.
Программа преподавания ежегодно составлялось применительно к трем основным группам учащихся: хорошо грамотные, малограмотные, неграмотные. Однако реализовать ее в полном объеме не удавалось из-за «слишком пестрой подготовки учащихся», а главное – из-за неаккуратного посещения ее как учащимися, так и учителями.
Программа основных трех групп в общих чертах была такова.
Первая группа: упражнение в чтении и письме; четыре арифметических действия над числами первой сотни, таблица умножения; таблица наиболее употребительных мер, задачи. По грамматике: знакомство с речью, словом, слогом, предложением и его частями.
Вторая группа: переложения, сочинения по картинам и по предложенному плану, объяснительное чтение, знакомство с частями речи. Нумерация, действия над числами любой величины, знакомство с составными именованными числами; геометрия.
Третья группа: переложения и сочинения, синтаксис и этимология. Составные именованные числа, простые и десятичные дроби; геометрия.
Для занятий элементарной геометрией составлялась особая группа из желающих и достаточно подготовленных учеников из второй и третьей групп, от 9 до 15 человек.
Занятия по Закону Божьему проводились для всех трех групп совместно. Изучались молитвы, ветхий и новый завет.
Объяснительное чтение велось также в большинстве случаев для всех трех групп одновременно и имело целью сообщение ученикам сведений общеобразовательного характера. Материалом для подобных чтений служили популярные рассказы по естествознанию, географии, истории, государствоведению, а также различные художественные произведения. Иногда эти чтения сопровождались демонстрацией «туманных картин»[3] или каких-либо наглядных пособий.
Темы для сочинений давались преподавателем в соответствии с намеченной программой. Причем, в классе обсуждался план работы. Но случалось, что ученики писали сочинения совершенно самостоятельно на волнующие их вопросы, например: «Почему люди родятся добрыми или злыми» (по роману «Хижина дяди Тома»), «Моя исповедь», «Что причиняет ребенку нескромный разговор родителей» и др.
Кроме учебных занятий, в жизни воскресной школы серьезное значение придавалось школьным праздникам, посещению музея, выставок.
Так, первый раз музей ученики посетили под руководством преподавателя естествознания Иркутского коммерческого училища И.И. Манухина. Во второй раз слушали в музее его же доклад на тему «Животные – нахлебники человека». Учащиеся побывали также на трех выставках картин пейзажистов Вучичевича и Гуркина, любезно разрешивших для учеников бесплатный вход на свои выставки.
Особой симпатией учащихся пользовались школьные праздники, которые устраивались обычно два раза в течение учебного года: на святках и на масленице.
Программа этих праздников вырабатывалась учениками и преподавателями совместно, в нее входили: музыка, декламация, пение, танцы. Выполнить эту программу старались по возможности собственными силами, чтобы эти праздники носили семейный характер и служили к сближению учеников и учителей. Праздники проходили с большим успехом, отличались «задушевностью», неподдельным оживлением, посещались почти полным составом школы.
[1] Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2003. – С. 41.
[2] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Куликаускене. – Иркутск, 1994. – С. 102.
[3] Изображения на светлом экране при помощи проекционного фонаря (известного под названием «Волшебный фонарь»).
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей