Вербов, Адриан Феодосьевич

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Адриан Феодосьевич Вербов (1859, Киев – 1936, Одесса) — художник, педагог и музыкант, виолончелист.

Энциклопедическая справка

Окончил курс в рисовальной школе Общества поощрения художников в С.-Петербурге. Игре на виолончели обучался у К. Марк-Маркуса, в 1882–1885 в Петербургской консерватории в классах К. Ю. Давыдова и И. И. Зейферта. Был приглашен солистом в симфонический оркестр, игравший в Павловске.

В августе 1885 впервые приехал в Иркутск, отдал ему в общей сложности 16 лет жизни и творческого труда: 1885–1887 – солист Общества любителей музыки и литературы; 1908–1914 – преподаватель в музыкальных классах Иркутского отделения ИРМО, 1915–1916 – в частной музыкальной школе.

В последний приезд оставался в Иркутске с 1922 до 1929, с 1930 жил на пенсии в Одессе. Педагогическую деятельность сочетал с необычайно интенсивной исполнительской, давая сольные концерты и участвуя в камерных и симфонических.

Блестящий талант А.Ф. Вербова был высоко оценен во многих городах России, а также за рубежом во время его гастролей во Франции, Бельгии, Австрии, Германии. Играл на виолончели работы Гваданини, приобретенной на средства, собранные в 1887 сибиряками по подписке (по инициативе иркутян). Считал Сибирь, особенно Иркутск, своей второй родиной.

Профсоюзом Работников искусств (РАБИС) А.Ф. Вербову было присвоено звание героя труда.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь / редкол. Н. В. Бурдонова [и др.] ; ред.-конс. А. В. Иоффе. — Иркутск : Сиб. книга, 2011. — 594 с.

Биография

Родился в Киеве. Происхождением из обер-офицерских детей. В 1871 12-летним мальчиком, благодаря очень хорошему голосу, был привезен в Петербург и определен в Придворную певческую капеллу, в которой одновременно с пением занимался изучением игры на виолончели. В 1882-1885 гг. учился в Петербургской консерватории. По окончании ее был приглашен солистом в симфонический оркестр, игравший в Павловске. Здесь на него обратил внимание председатель иркутского Общества любителей музыки и литературы, по приглашению которого летом 1885 Вербов впервые приехал в Иркутск. Пробыл в Иркутске по 1888, находясь на службе помощником столоначальника в канцелярии Главного управления Восточной Сибири. Здесь было положено начало его самостоятельной исполнительской деятельности. По отъезду из Иркутска совершил концертную поездку по Забайкалью и Сибири. Успех его концертов был столь велик, что ему по подписке (по инициативе иркутян) собрали 3 тысячи рублей на приобретение виолончели работы Гваданини, на которой он играл до конца жизни. Вернувшись в Центральную Россию, жил в Москве, занимался педагогической деятельностью, концертировал на Кавказе, в Крыму, на Волге и за границей: во Франции, Бельгии, Австрии, Германии, пользуясь везде незаурядным успехом. Во 2-й половине 1890-х гг. совершил турне через всю Сибирь в Японию и Китай.

Вернувшись с Востока, четыре года провел в Ставрополе, служа преподавателем в музыкальных классах. С 1908 по 1916 вновь жил в Иркутске. Преподавал (вел класс виолончели) в музыкальных классах Иркутского отделения императорского Русского музыкального общества, затем в частной музыкальной школе. Необычайно интенсивной была исполнительская деятельность Вербова в эти годы. В иркутских симфонических оркестрах и в оперных спектаклях он возглавлял группу виолончелистов, был непременным участником вечеров ансамблевой камерной музыки, регулярно проводившихся преподавателями музыкальных классов, активно вел сольную исполнительскую деятельность, участвуя практически во всех проходивших в городе концертах. В 1910 и 1915 гг. в Иркутске торжественно отмечали 25- и 30-летний юбилеи его артистической деятельности.

В 1916 Вербов покинул Иркутск, но в 1922 вернулся и оставался здесь до 1929 В 1925 был торжественно отпразднован 40-летие исполнительской и педагогической деятельности музыканта, отдавшего Иркутску в общей сложности около 20 лет своей жизни. С 1930 он жил на пенсии в Одессе, где и скончался. Женат не был.

Наряду с музыкой в молодости Вербов увлеченно занимался и изобразительным искусством. В 1878-1881 гг. учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге. Его школьные работы отмечались серебряными медалями Общества. Находясь в Иркутске, преподавал рисование в учительской семинарии (1887). В марте 1886, показывал свои "рисунки итальянским карандашом, сделанные как с натуры, так и с гипса" (13, с.15), на выставке картин Н.Ф.Добровольского. В ноябре того же года выставлял свои работы на персональной выставке произведений М.И.Зязина (см.). Кроме того, Вербов был участником второй выставки Иркутского общества художников, состоявшейся в апреле 1916 На этой выставке экспонировались 2 его рисунка, выполненные в школе Общества поощрения художеств и "удостоенные малой и большой серебряных медалей". В собрании ИОХМ хранится три рисунка Вербова: "Печник" (1879), "Голова Христа" (1880), "Старик" (1881).

Лыхин Ю.П., Крючкова Т.А. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век – 1917 год). Биобиблиографический словарь. — Иркутск, 2000. — С. 64-66.

Литература

  1. Виолончелист А. Ф. Вербов // Оркестр. — 1910. — № 3; Сибирь. — 1910. — 23 окт..
  2. Гинзбург Л. История виолончельного искусства. — М., 1965.
  3. Русское искусство XVIII – нач. XIX вв.: Каталог Ирк. обл. худож. музея. — Иркутск, 1976.
  4. Харкеевич И. Ю. Музыкальная культура Иркутска. — Иркутск, 1987.
  5. ГАИО, ф.25, оп.10, д.3, лл.42-45.
  6. ГАИО, ф.128, оп.1, д.14, л.21 об.
  7. Выставка русского рисунка XIX и начала XX столетий: [Каталог].— Иркутск, 1948.— С.8.
  8. Изобразительное искусство Сибири: Каталог выставки.— Иркутск, 1986.— С.32.
  9. Иркутская жизнь.— 1916.— 15 апреля.
  10. Иркутский областной художественный музей: Каталог. Русское и советское искусство. Живопись. Скульптура. Графика.— Л., 1961.— С.70.
  11. Иркутский областной художественный музей. Русское искусство XVIII — начала XX века: Каталог. Живопись, скульптура, рисунок и акварель.— Иркутск, 1976.— С.99.
  12. Каталог Иркутского областного художественного музея. Живопись, графика и скульптура. Русское искусство XVIII — XX вв.— Иркутск, 1952.— С.62.
  13. Каталог художественных произведений Иркутского областного художественного музея.— Иркутск, 1939.— С.28.
  14. Лыхин Ю.П. История светского изобразительного искусства в Иркутской губернии. XVII век — 1917 год: Основные тенденции развития // Вопросы теории и практики музейного дела. Исторические и культурные традиции края: Материалы научной конференции "Сукачевские чтения — 1998". Вып.5.— Иркутск, 1999.— С.18, 19.
  15. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881—1901 гг.— Иркутск, 1993.— С.132, 142, 406, 493, 494.
  16. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902—1924 гг. Иркутск, 1994.— С.209, 222, 505.
  17. Сибирь.— 1886.— № 10 (9 марта).— С.15.
  18. Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии.— Иркутск, 1995.— С.96, 150.
  19. Харкеевич И.Ю. Музыкальная культура Иркутска.— Иркутск, 1987.— С.247-249, фото между с.96 и 97. (Указ. лит-ры)
  20. Художники народов СССР: Биобиблиографический словарь. Т.2.— М., 1972.— С.235.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 06 августа 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Загрузка...