Новости

Урбанизация // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

УРБАНИЗАЦИЯ, исторический процесс повышения роли го­родов в развитии общества, который охватывает изменения в экономике, расселении людей, социальной, профессиональной, демографической структуре населения, его образе жизни, культуре и т. д. В более узком, демографо-статистическом понимании урбанизация — это рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране и регионе (см. Города; Население).

Первые города, основанные русскими на территории Сибири во второй половине XVI в., были главным образом военно-административными поселения­ми. Их возникновение связано с первоначальной колонизацией края. Как военно-опорные пункты они обеспечивали дальнейшее продвижение русских на восток, а также являлись местами сбора ясака с покоренных народов. Создававшиеся в Сибири города были крайне малолюд­ны и практически не имели постоянного населения.

XVI—XIX вв. характеризуются активными процессами колонизации и быстрым увеличением численность населения Сибири. Поскольку колонизация носила земледельческий характер, подавляющее большинство сибиряков проживало в сельской местности. Но и жизнь в сибирских городах мало отличалась от жизни в деревне. Города были таковыми больше по названию, по сути своей они являлись сельскими населенными пунктами с приданными им административно-бюрократическими функциями. Значительная часть «горожан» занималась землепашеством и вела сельский образ жизни. И по своим размерам горо­да немногим отличались от деревень. В 1840 самый крупный город Сибири — Тобольск — насчитывал всего 16 тыс. жителей, 2-й по величине — Иркутск — 14 тыс. человек. В большинстве сибирских городов проживало не более 2— 3 тыс. человек. Поэтому говорить об урбанизации Сибири в XVI — первой половине XIX в. не приходится из-за отсутствия явления как такового.

Только в середине XIX в. в Сибири появляются населенные пункты, которые не только по названию, но по сути можно считать городами. Они начинают играть роль торгово-распределительных, промышленных, транспортных, образовательных, культурных и административных центров. Формируется городской образ жизни, городское население по составу уже заметно отличается от деревенского. В Сибири возникает процесс урбанизации. Первая Всероссийская перепись населения 1897 показала, что к полноценным городам региона можно отнести Томск (52,2 тыс. жителей), Иркутск (51,5 тыс.), Красноярск (29,7 тыс.), Тюмень (29,5 тыс.), Барнаул (21,1 тыс.). Тем не менее уровень урбанизированности Сибири оставался чрезвычайно низким. Сибирь, как и прежде, представляла собой преимущественно аграрный район Российской империи, где в деревне проживало свыше 90 % населения.

Существенные изменения в динамике урбанизации Сибири произош­ли в самом конце XIX — начале XX в. Они были обусловле­ны развитием капитализма, в первую очередь началом строительства в 1893 Транссибирской магистрали. Сооружение железных дорог длиной несколько тысяч км повлекло за собой рост промышленности и торговли и ускоренный рост городского населения. За период с 1897 по 1914 население Сибири выросло в 1,7 раза, численность городского населения более чем удвоилась. Процессы урбанизации становились все более серьезным фактором экономического, демографического и культурного развития Сибири.

В годы Первой мировой и Гражданской войн про­цесс урбанизации в Сибири затормозился: численность и удельный вес горожан сократились. В годы новой экономической политики восстановление промышленности, транспорта и торговли привело к некоторому увеличению численности городского населения. Вместе с тем последствия Гражданской войны и политики военного коммунизма еще долгое время негативно воздействовали на демографическую подсистему Сибири. Во многих ее районах в начале 1920-х гг. продолжалась дезурбанизация.

С индустриализацией, развернувшейся в конце 1920-х гг., начался принципиально новый этап урбанизации в Сибири. В течение 12 лет, прошедших между переписями населения 1926—39, численность городского населения в Сибири более чем утроилась. Удельный вес городского населения региона в 1939 превысил 30 %. В основе столь бурного роста городов лежали интенсивные миграции сельского населения. В Сибири появились крупные города, центры промышленности, культуры и управления, с численностью жителей более 250 тыс. человек. Очень быстро в конце 1920-х - 1930-е гг. развивался процесс урбанизации в Кузбассе. За 1926—39 численность городского населения (в современных границах Кемеровской области) увеличилась более чем в 7 раз. В 1926 доля горожан здесь составляла 15 %, в 1939 — 55 %. В предвоенные годы Кузбасс достиг высокого уровня урбанизированности, превышавшего средние показатели по стране.

Изменились в 1930-е гг. и качественные показатели урбанизационных процессов. В городах Сибири существенно сократи­лась прослойка лиц, занятых сельскохозяйственным трудом, вырос удельный вес работающих в промышленности, на транспорте и в строительстве. Окон­чательно формируется городской образ жизни, который все более заметно отличается от сельского. Вместе с тем на весь ход урбанизации наложили свой отпечаток особенности модернизационных процессов 1920—30-х гг. Многие сибирские города, особенно новые, зачастую являли собой аморфную группу рабочих поселков со слабо развитой инфраструктурой, сосредоточенных вокруг крупного промышленного ядра. Урбанизация в Сибири носила явный отпечаток половинчатости, качественной незавершенности.

В 1941—45 под воздействием аномальных факторов военного времени процесс урбанизации в Сибири носил крайне про­тиворечивый характер. С одной стороны, к 1945 удельный вес городского населения достиг 42 %, но, с другой стороны, темпы роста численности горожан замедлились. Уровень урбани- зированности повышался не за счет ускоренного роста численности городского населения, а вследствие сокращения численности сельского населения. Процесс форсированного развития урбанизации Сибири возобновился после завершения Великой Отечест­венной войны. К концу 1950-х гг. численность городского населения превысила 9 млн человек, доля горожан составила более 50 %. Значительное развитие получила городская инфраструктура. Сибирь к концу 1950-х гг. достигла высокого уровня урбанизированности.

В дальнейшем в связи с бурным промышленным освоением ре­гиона уровень урбанизированности неуклонно нарастал. По данным переписи 1989, в городских поселениях Сибири проживало 18,2 млн человек. Удельный вес городского населения региона превысил 72 %. Но в начале 1990-х гг. Сибирь вступила в стадию дезурбанизации. Численность городского населения региона стала снижаться и сократилась к 1995 до 17,9 млн человек, а его удельный вес упал до 71 %. Процесс дезурбанизации удалось преодолеть только в начале XXI в. Всероссийская пере­пись 2002 показала, что численность городского населения Сибири достигла 19,1 млн человек. (73 %).

Лит.: Московский А.С., Исупов В.А. Формирование городского населения Сибири (1926—1939 гг.). Новосибирск, 1984; Исупов В.А. Городское население Сибири: От катастрофы к возрождению (конец 30-х — конец 50-х гг.). Новосибирск, 1991; Население Западной Сибири в XX веке. Новосибирск, 1997; Ивонин А.Р. Западноси­бирский город последней четверти XVIII - 60-х гг. XIX в. (Опыт историко-демографического исследования). Барнаул, 2000; Регионы России: Социально-экономические показатели. М., 2004.

В.А. Исупов

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири