Украинцы Прибайкалья: история и современность

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Украинцы основное население Украины. Также проживают в Российской Федерации, Казахстане, Молдавии, Белоруссии, Узбекистане, Киргизии, Латвии, Канаде, США, Польше, Аргентине. Язык украинский. Верующие украинцы православные, часть униаты. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Иркутской области проживают 30 827 украинцев. Украинские крестьяне переселялись в Сибирь с XVII веке вместе с белорусами, русскими, формируя тем самым многонациональную сибирскую общность. Наиболее интенсивный миграционный обмен Иркутской области с Украиной происходил в период существования СССР. Тогда множество студентов, рабочих, строителей БАМа и других строек-гигантов приезжали в Иркутскую область.

Исторические вехи

Известия об украинцах до конца XIX столетия, то есть до начала массовой крестьянской колонизации Сибири, недостаточно подробны. Их участие в колонизации, хозяйственном обустройствовании и культурном развитии было значительным.

Среди российских промышленников и «служилых людей», которые в XVII-XVIII вв. осваивали Сибирь, в том числе и Прибайкалье, а затем Дальний Восток и Аляску, были и украинцы. Но ещё больше было сосланных Московским правительством. К примеру, в 1642 г. на реку Лену были сосланы украинские казаки Слобожанщины с семьями, всего 188 человек, которые прибыли на место только в 1646 г. Эти ссылки продолжались и дальше (1646, 1649 гг.). В XVII в. в Сибирь приезжала еще не одна волна ссыльных из Украины. Это были украинские государственно-политические деятели, противники московской политики в Украине, либо те, которых московское правительство подозревало в «шаткости» и «предательстве». В конце 1650-х гг. в Прибайкалье (и не только в Прибайкалье, а вообще в Сибирь) были сосланы сторонники гетмана Выговского, в 1660 г. противники московского ставленника гетмана Брюховецкого, в 1670-х гг. был сослан гетман Многогрешный со всеми своими родственниками и их семьями, в 1680-х гг. гетман Самойлович с сыном Яковом и племянником Михаилом. После Полтавской битвы 1709 г. в Прибайкалье оказалось немало мазепинцев. После ликвидации украинской автономии (Гетманщины) в составе Российского государства в Прибайкалье была сослана часть украинской старшины, а немного ранее были осуждены на каторгу участники Колиивщины (крестьянско-казацкое восстание в Западной и Центральной Украине в 1768 г. против крепостнического и национального гнёта, наивысший подъём движения гайдамаков, сопровождалась массовой резнёй еврейского и польского населения в Подолии и на Волыни, подавлена польскими и российскими войсками) во главе с Максимом Зализняком.

В начале XIX в. в Сибирь ссылали по решению суда, либо в административном порядке, среди ссыльных украинские декабристы, члены Северного и Южного товарищества Объединенных Славян, революционные народники, социал-демократы, участники крестьянских восстаний, которые были сосланы либо на каторгу, либо на так называемое свободное поселение, некоторые общественные и культурные деятели, которых за «сепаратизм» по наказу российской власти принудительно перевели на службу в Сибирь. В казацкое войско Сибири (в том числе и Прибайкалья) было включено немало украинцев.

Украинцы играли немалую роль в экономической, административной и культурной жизни Прибайкалья, да и вообще Сибири. Их можно найти даже в высшей администрации Сибири (к примеру, генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Сулима). Также они принимали участие в строительстве, развитии и управлении фабриками и заводами.

Особое место украинцы занимали в церковной жизни Сибири. Митрополитами тобольскими и сибирскими были Филофей Лещинский, Иоанн Максимович, Антоний Стаховский, Арсений Мациевич, Павло Конюскевич, епископами иркутскими были Иннокентий Кульчицкий, Иннокентий Нерунович, Софроний Кристальский. Они в основном окружали себя духовенством украинского происхождения.

Также немало украинцев занимались исследованием Сибири и Дальнего Востока в XVIII-XIX вв. (например, Григорий Новицкий).

Массовый выезд украинских крестьян начался с конца 1860-х гг. Именно тогда появились характерные названия поселений: Киевка, Черниговка, Полтавка, Волынка, Калинино, Бессарабка и т.д. Связано это было прежде всего с малоземельем в Украине. С 1906 по 1917 гг. в России проходила Столыпинская реформа, во время которой наблюдался самый большой приток украинцев в Прибайкалье в дореволюционное время.

Хозяйство и быт украинцев до революции

Украинский колорит наиболее отчетливо прослеживался в характере построек переселенцев. Большинство украинских поселений имели типичный вид – избы, мазанные глиной и крытые соломой или дёрном, нередко та часть, что обращена во внутренний двор, коричневого, а внешняя – белого цвета. Если поселение имело смешанный национальный состав, то жители, как правило, селились в две улицы – московскую (русскую) и курскую (украинскую). Отношения поддерживались ровные, добрые; если и случались конфликты, то главным образом из-за земли и платежей. Но в некоторых селениях украинцы недолюбливали русских за пристрастие к сквернословию – «шибко ругаются, да на сходах кричат».

Хозяйственные традиции сибиряков-старожилов наиболее полно соответствовали природным условиям сурового региона, потому приемы обработки земли и способы ведения хозяйства украинцы полностью заимствовали. Сознательно следуя во всем сибирякам, указывали: «вся справа у нас, как у сибиряков». Вместе с тем среди отличительных факторов стоит отметить стремление расширить посевы гречихи, подсолнечника, проса (семена выписывали с Родины) и большей частью неудачные попытки разводить фруктовые сады. Стремление выращивать кукурузу, фасоль также было тщетным: все зябло из-за ранних заморозков и перепадов температур. Для многих украинских переселенцев (особенно женщин) отсутствие садов увеличивало недовольство Сибирью и тоску по Родине.

Советский период

Революция в России вызвала резвую политическую активность практически всего населения Сибири. Не стало исключением и Прибайкалье. Открылись также значительные возможности для украинских поселенцев и многих украинских «вояков», которые прибывали в процессе мобилизации и формирования. Возникали украинские организации, выпускались газеты, украинский язык входил в политическую сферу. В конце 1917 г. формировались отдельные украинские войсковые части. Наиболее успешными были курень имени гетмана Сагайдачного в Омске и украинские батальоны в Иркутске, которые были расформированы в 1920 г.

Население Прибайкалья не понесло больших потерь во время гражданской войны, революции и голода 1921-1922 гг., вместе с тем почти совсем остановился приток иммигрантов из других частей СССР.

В этот же период проводилась политика «коренизации»: начали массово открываться школы с преподаванием языков народов СССР. В Прибайкалье также было открыто несколько школ с преподаванием украинского языка и литературы (точные данные не известны). Однако, начиная с середины 1930-х гг. «коренизация» была свёрнута, ей на смену пришла русификация. Как следствие, большинство школ с преподаванием языков народов СССР были закрыты, либо перепрофилированы.

С начала Великой Отечественной войны из Украины было эвакуировано множество заводов и фабрик. Часть из них осела в Прибайкалье. Также было много ссыльных из Западной Украины, обвинённых в пособничестве УПА.

С начала 1950-х гг. начался интенсивный миграционный обмен Иркутской области с Украиной. Тогда множество студентов, рабочих, строителей БАМа и других строек-гигантов приезжали в Иркутскую область. Украинцы переселялись на целинные земли, затем советская власть организовывала их на работу либо добровольное переселение («советская система распределения»).

Динамика численности украинского населения в Прибайкалье

Точных данных о численности украинского населения вплоть до первой Всероссийской переписи населения 1897 г. нет, поэтому мы проследим его динамику и причины переселения в Прибайкалье, начиная с 1897 г., и заканчивая современным состоянием (см. таблицу 1).

Украинцы в структуре населения Иркутской области, по данным переписей населения

Годы переписей

1897

1926

1939

1959

1970

1979

1989

2002

2010

Численность, чел.

2177

16 300

47 110

97 184

84 356

90 767

97 405

53 631

30 827

По данным переписи 1897 г., в Иркутской губернии проживало 2177 малороссов, а по данным переписи 1926 г. в Иркутском округе Сибирского края проживало уже 3959 украинцев. Увеличению численности украинского населения поспособствовали следующие причины: Столыпинская реформа, малоземелье в Украине, налоговая привлекательность Прибайкалья в тот период.

В период с 1926 по 1939 гг. отмечено резкое увеличение численности украинцев в Иркутской области. Это связано, прежде всего, с миграцией из Украины (как добровольной, так и принудительной), малоземельем, большей возможностью трудоустройства.

В период с 1939 по 1959 гг. украинское население Прибайкалья возросло более чем в два раза. Этому поспособствовала Вторая Мировая война: перевод заводов и фабрик из Украины в Сибирь, бегство населения, массовые ссылки и депортации из Западной Украины, потребности государства в более быстром освоении Прибайкалья.

Однако, в период с 1959 по 1970 гг. отмечено снижение численности украинцев. Связано это с тем, что хозяйственная деятельность страны приходила в норму, некоторые заводы и фабрики были переведены обратно в Украину, население начало возвращаться на свои исконные земли.

Но в период с 1970 по 1989 гг. снова отмечено увеличение численности украинцев. Тут уже сказались стройки-гиганы, в Прибайкалье это, прежде всего, БАМ, различные ГЭС и другие важные экономические объекты области.

Однако начиная с 1989 г. наблюдается резкое снижение численности украинцев. Самая главная причина – это распад СССР. Многие стали уезжать с насиженных мест на историческую Родину. Также причинами послужили безработица, развал хозяйственного комплекса. Немалую роль сыграл и вопрос самоидентификации: часть украинцев перестала воспринимать себя украинцами, хотя бы по причине того, что «в России живём».

Современное положение украинцев в Прибайкалье

К концу 1980-х гг. украинцы Прибайкалья начали ощущать потребность в общении на родном языке. Они стали собираться семьями, компаниями, готовить национальные блюда, петь знакомые с детства песни. Однако ощущение оторванности от Родины усилилось с распадом СССР. В этот период по России прокатилась волна национально-культурного возрождения, это было отмечено объединением граждан по национальному признаку. Не стали исключением и украинцы Иркутска.

В 1991 г. Николаем Срибняком, работником Музыкального театра, был сделан первый шаг по организации украинского общества в городе Иркутске. Он собрал в неформальный клуб людей с целью сохранения украинской культуры и языка, традиций и обычаев, исследования собственного происхождения и корней.

В 1992 г. был зарегистрирован Иркутский национальный центр украинцев «Клекит». Основными целями центра стали сохранение и развитие национального языка, украинской культуры и традиций, содействие укреплению и развитию межнациональных отношений.

В начале своей деятельности центр «прописался» в стенах библиотеки №13 города Иркутска. Город Киев подарил Украинскому центру книги, из которых была сформирована первая библиотека украинской литературы, оформлялись выставки народно-прикладного творчества, устраивались праздники. Культурный центр долгое время располагался в стенах библиотеки. Члены центра тесно сотрудничали с работниками библиотеки, вели летопись, организовывали общие мероприятия.

Создание такой организации на территории Иркутской области привело к установлению многочисленных контактов как с исторической Родиной, так и с украинскими диаспорами мира. Ее члены участвовали во всемирных национальных съездах и конкурсах, посвященных как украинской культуре, так и межкультурному взаимодействию. В результате обмена опытом, организационных контактов, общих проектов с украинцами из других городов и государств возникли идеи создания украинского ансамбля и украинской школы.

За первые десять лет у центра сформировалась полноценная библиотека. Постоянно действующая выставка «Голос України» знакомит с новинками книг и периодики, которые посылаются из Киева, Днепропетровска, Мелитополя, Сум, Львова и других городов.

В 1995 г. при культурном центре создан хор «Славяне», исполняющий песни на украинском и русском языках, во главе со Степаном Ильяшенко.

В 1996 г. в связи с отъездом Николая Срибняка в Украину, где он был назначен на должность архиерея Сумского и Охтырского Украинской Православной церкви Киевского Патриархата, председателем центра становится Николай Сильвестров. В 1997 г. проведены Дни украинской культуры в Иркутской области. Деятельность центра в эти годы имела большое влияние на культурную жизнь региона.

В 2000 г. по инициативе народного художника России, заслуженного деятеля искусств Виталия Рогаля центр «Клекит» был переименован в «Днипро», его возглавил Георгий Шаховцов. После его кончины в 2001 г. на замену ему пришел заслуженный артист России Ерофей Васильев.

Большинство встреч, национальных праздников для взрослых и детей также проходило в стенах библиотеки, где был оформлен яркий, с национальной атрибутикой, «кусочек» Украины. Вышитые полотенца, картины, предметы украинского быта, разнообразные книги и иллюстрированный материал, фотоальбомы и дайджесты привлекали внимание не только украинцев, но и представителей других народов, создавали атмосферу дружественного общения на островке далекой Родины.

В 2007 г. Украинский культурный центр «Днипро» отпраздновал свое пятнадцатилетие. В Музыкальном театре был устроен концерт украинской культуры, в котором участвовали как члены центра, так и гости из украинских организаций области и представители других национально-культурных центров.

В 2008 г. в связи с ремонтом помещения библиотеки №13 Украинский культурный центр выехал из нее, и начались долговременные поиски нового местопребывания центра. На некоторое время все имущество центра переехало в гараж председателя центра Ерофея Васильева.

В том же 2008 г. при центре открылась украинская субботняя школа, которая действует и поныне. Деятельность школы направлена на изучение украинского языка, культуры и истории Украины. Ученикам предлагается ознакомиться с курсом украинского языка, литературы и украиноведения. Курс украиноведения состоит из изучения песен, стихов и основных данных об Украинском государстве. Школу посещают учащиеся самого разного возраста, от 12 до 57 лет. В среднем на учебный год набирается 7 человек.

В 2009 г. студентами Музыкального колледжа Иркутска была поставлена опера Семена Гулака-Артемовского «Запорожець за Дунаєм». Певцы Украинского центра были приглашены вести уроки украинского пения и произношения. Благодаря плодотворному труду студентов и членов центра была поставлена эта опера в театре, она имела большой успех среди зрителей.

В начале 2011 г. председатель центра Ерофей Васильев встретился с мэром города Иркутска Виктором Кондрашовым, где доложил ему об основных проблемах центра. При содействии мэра Украинское общество получило помещение в 25 м2. В марте туда было перевезено все имущество центра. В начале 2012 г. председателем Центра стала Наталья Евгеньевна Витт.

В декабре 2012 г. Центр отпраздновал свое двадцатилетие. В Иркутской Филармонии был дан грандиозный концерт, в котором помимо членов Центра приняли участие солисты Филармонии и гости из других национально-культурных организаций.

Объединение украинцев-иркутян существует благодаря их взаимному интересу к сохранению родного языка, культуры, народных традиций, исторических связей с Родиной.

Ежегодно иркутские украинцы участвуют в общегородской культурной жизни, это праздники Ивана Купала и Троицы, День России, День Победы, фестиваль «Сияние России», выставка в областном краеведческом музее «Мы – сибиряки» с разделом «Украинцы», детский фестиваль «Байкал многонациональный». Также центр ежегодно проводит свои праздники, среди которых Рождество, Пасха, Шевченковские дни, День независимости Украины, День украинской письменности и языка.

Общество взаимодействует с альтернативными национально-культурными центрами, что способствует развитию гармоничных межнациональных отношений: с литовцами, поляками, татарами, бурятами, чеченцами, азербайджанцами и другими народами.

Иркутские украинцы заняты в самых разнообразных сферах деятельности: от политики до культуры, от здравоохранения до науки.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркипедия | Библиотека по теме "Народы вокруг Байкала. Этнография"