Украинцы — основное население Украины. Также проживают в Российской Федерации, Казахстане, Молдавии, Белоруссии, Узбекистане, Киргизии, Латвии, Канаде, США, Польше, Аргентине. Язык — украинский. Верующие украинцы — православные, часть — униаты. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Иркутской области проживают 30 827 украинцев. Украинские крестьяне переселялись в Сибирь с XVII веке вместе с белорусами, русскими, формируя тем самым многонациональную сибирскую общность. Наиболее интенсивный миграционный обмен Иркутской области с Украиной происходил в период существования СССР. Тогда множество студентов, рабочих, строителей БАМа и других строек-гигантов приезжали в Иркутскую область.
Известия об украинцах до конца XIX столетия, то есть до начала массовой крестьянской колонизации Сибири, недостаточно подробны. Их участие в колонизации, хозяйственном обустройствовании и культурном развитии было значительным.
Среди российских промышленников и «служилых людей», которые в XVII-XVIII вв. осваивали Сибирь, в том числе и Прибайкалье, а затем Дальний Восток и Аляску, были и украинцы. Но ещё больше было сосланных Московским правительством. К примеру, в 1642 г. на реку Лену были сосланы украинские казаки Слобожанщины с семьями, всего 188 человек, которые прибыли на место только в 1646 г. Эти ссылки продолжались и дальше (1646, 1649 гг.). В XVII в. в Сибирь приезжала еще не одна волна ссыльных из Украины. Это были украинские государственно-политические деятели, противники московской политики в Украине, либо те, которых московское правительство подозревало в «шаткости» и «предательстве». В конце 1650-х гг. в Прибайкалье (и не только в Прибайкалье, а вообще в Сибирь) были сосланы сторонники гетмана Выговского, в 1660 г. противники московского ставленника гетмана Брюховецкого, в 1670-х гг. был сослан гетман Многогрешный со всеми своими родственниками и их семьями, в 1680-х гг. гетман Самойлович с сыном Яковом и племянником Михаилом. После Полтавской битвы 1709 г. в Прибайкалье оказалось немало мазепинцев. После ликвидации украинской автономии (Гетманщины) в составе Российского государства в Прибайкалье была сослана часть украинской старшины, а немного ранее были осуждены на каторгу участники Колиивщины (крестьянско-казацкое восстание в Западной и Центральной Украине в 1768 г. против крепостнического и национального гнёта, наивысший подъём движения гайдамаков, сопровождалась массовой резнёй еврейского и польского населения в Подолии и на Волыни, подавлена польскими и российскими войсками) во главе с Максимом Зализняком.
В начале XIX в. в Сибирь ссылали по решению суда, либо в административном порядке, среди ссыльных украинские декабристы, члены Северного и Южного товарищества Объединенных Славян, революционные народники, социал-демократы, участники крестьянских восстаний, которые были сосланы либо на каторгу, либо на так называемое свободное поселение, некоторые общественные и культурные деятели, которых за «сепаратизм» по наказу российской власти принудительно перевели на службу в Сибирь. В казацкое войско Сибири (в том числе и Прибайкалья) было включено немало украинцев.
Украинцы играли немалую роль в экономической, административной и культурной жизни Прибайкалья, да и вообще Сибири. Их можно найти даже в высшей администрации Сибири (к примеру, генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Сулима). Также они принимали участие в строительстве, развитии и управлении фабриками и заводами.
Особое место украинцы занимали в церковной жизни Сибири. Митрополитами тобольскими и сибирскими были Филофей Лещинский, Иоанн Максимович, Антоний Стаховский, Арсений Мациевич, Павло Конюскевич, епископами иркутскими были Иннокентий Кульчицкий, Иннокентий Нерунович, Софроний Кристальский. Они в основном окружали себя духовенством украинского происхождения.
Также немало украинцев занимались исследованием Сибири и Дальнего Востока в XVIII-XIX вв. (например, Григорий Новицкий).
Массовый выезд украинских крестьян начался с конца 1860-х гг. Именно тогда появились характерные названия поселений: Киевка, Черниговка, Полтавка, Волынка, Калинино, Бессарабка и т.д. Связано это было прежде всего с малоземельем в Украине. С 1906 по 1917 гг. в России проходила Столыпинская реформа, во время которой наблюдался самый большой приток украинцев в Прибайкалье в дореволюционное время.
Украинский колорит наиболее отчетливо прослеживался в характере построек переселенцев. Большинство украинских поселений имели типичный вид – избы, мазанные глиной и крытые соломой или дёрном, нередко та часть, что обращена во внутренний двор, коричневого, а внешняя – белого цвета. Если поселение имело смешанный национальный состав, то жители, как правило, селились в две улицы – московскую (русскую) и курскую (украинскую). Отношения поддерживались ровные, добрые; если и случались конфликты, то главным образом из-за земли и платежей. Но в некоторых селениях украинцы недолюбливали русских за пристрастие к сквернословию – «шибко ругаются, да на сходах кричат».
Хозяйственные традиции сибиряков-старожилов наиболее полно соответствовали природным условиям сурового региона, потому приемы обработки земли и способы ведения хозяйства украинцы полностью заимствовали. Сознательно следуя во всем сибирякам, указывали: «вся справа у нас, как у сибиряков». Вместе с тем среди отличительных факторов стоит отметить стремление расширить посевы гречихи, подсолнечника, проса (семена выписывали с Родины) и большей частью неудачные попытки разводить фруктовые сады. Стремление выращивать кукурузу, фасоль также было тщетным: все зябло из-за ранних заморозков и перепадов температур. Для многих украинских переселенцев (особенно женщин) отсутствие садов увеличивало недовольство Сибирью и тоску по Родине.
Революция в России вызвала резвую политическую активность практически всего населения Сибири. Не стало исключением и Прибайкалье. Открылись также значительные возможности для украинских поселенцев и многих украинских «вояков», которые прибывали в процессе мобилизации и формирования. Возникали украинские организации, выпускались газеты, украинский язык входил в политическую сферу. В конце 1917 г. формировались отдельные украинские войсковые части. Наиболее успешными были курень имени гетмана Сагайдачного в Омске и украинские батальоны в Иркутске, которые были расформированы в 1920 г.
Население Прибайкалья не понесло больших потерь во время гражданской войны, революции и голода 1921-1922 гг., вместе с тем почти совсем остановился приток иммигрантов из других частей СССР.
В этот же период проводилась политика «коренизации»: начали массово открываться школы с преподаванием языков народов СССР. В Прибайкалье также было открыто несколько школ с преподаванием украинского языка и литературы (точные данные не известны). Однако, начиная с середины 1930-х гг. «коренизация» была свёрнута, ей на смену пришла русификация. Как следствие, большинство школ с преподаванием языков народов СССР были закрыты, либо перепрофилированы.
С начала Великой Отечественной войны из Украины было эвакуировано множество заводов и фабрик. Часть из них осела в Прибайкалье. Также было много ссыльных из Западной Украины, обвинённых в пособничестве УПА.
С начала 1950-х гг. начался интенсивный миграционный обмен Иркутской области с Украиной. Тогда множество студентов, рабочих, строителей БАМа и других строек-гигантов приезжали в Иркутскую область. Украинцы переселялись на целинные земли, затем советская власть организовывала их на работу либо добровольное переселение («советская система распределения»).
Точных данных о численности украинского населения вплоть до первой Всероссийской переписи населения 1897 г. нет, поэтому мы проследим его динамику и причины переселения в Прибайкалье, начиная с 1897 г., и заканчивая современным состоянием (см. таблицу 1).
Украинцы в структуре населения Иркутской области, по данным переписей населения
Годы переписей |
1897 |
1926 |
1939 |
1959 |
1970 |
1979 |
1989 |
2002 |
2010 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Численность, чел. |
2177 |
16 300 |
47 110 |
97 184 |
84 356 |
90 767 |
97 405 |
53 631 |
30 827 |
По данным переписи 1897 г., в Иркутской губернии проживало 2177 малороссов, а по данным переписи 1926 г. в Иркутском округе Сибирского края проживало уже 3959 украинцев. Увеличению численности украинского населения поспособствовали следующие причины: Столыпинская реформа, малоземелье в Украине, налоговая привлекательность Прибайкалья в тот период.
В период с 1926 по 1939 гг. отмечено резкое увеличение численности украинцев в Иркутской области. Это связано, прежде всего, с миграцией из Украины (как добровольной, так и принудительной), малоземельем, большей возможностью трудоустройства.
В период с 1939 по 1959 гг. украинское население Прибайкалья возросло более чем в два раза. Этому поспособствовала Вторая Мировая война: перевод заводов и фабрик из Украины в Сибирь, бегство населения, массовые ссылки и депортации из Западной Украины, потребности государства в более быстром освоении Прибайкалья.
Однако, в период с 1959 по 1970 гг. отмечено снижение численности украинцев. Связано это с тем, что хозяйственная деятельность страны приходила в норму, некоторые заводы и фабрики были переведены обратно в Украину, население начало возвращаться на свои исконные земли.
Но в период с 1970 по 1989 гг. снова отмечено увеличение численности украинцев. Тут уже сказались стройки-гиганы, в Прибайкалье это, прежде всего, БАМ, различные ГЭС и другие важные экономические объекты области.
Однако начиная с 1989 г. наблюдается резкое снижение численности украинцев. Самая главная причина – это распад СССР. Многие стали уезжать с насиженных мест на историческую Родину. Также причинами послужили безработица, развал хозяйственного комплекса. Немалую роль сыграл и вопрос самоидентификации: часть украинцев перестала воспринимать себя украинцами, хотя бы по причине того, что «в России живём».
К концу 1980-х гг. украинцы Прибайкалья начали ощущать потребность в общении на родном языке. Они стали собираться семьями, компаниями, готовить национальные блюда, петь знакомые с детства песни. Однако ощущение оторванности от Родины усилилось с распадом СССР. В этот период по России прокатилась волна национально-культурного возрождения, это было отмечено объединением граждан по национальному признаку. Не стали исключением и украинцы Иркутска.
В 1991 г. Николаем Срибняком, работником Музыкального театра, был сделан первый шаг по организации украинского общества в городе Иркутске. Он собрал в неформальный клуб людей с целью сохранения украинской культуры и языка, традиций и обычаев, исследования собственного происхождения и корней.
В 1992 г. был зарегистрирован Иркутский национальный центр украинцев «Клекит». Основными целями центра стали сохранение и развитие национального языка, украинской культуры и традиций, содействие укреплению и развитию межнациональных отношений.
В начале своей деятельности центр «прописался» в стенах библиотеки №13 города Иркутска. Город Киев подарил Украинскому центру книги, из которых была сформирована первая библиотека украинской литературы, оформлялись выставки народно-прикладного творчества, устраивались праздники. Культурный центр долгое время располагался в стенах библиотеки. Члены центра тесно сотрудничали с работниками библиотеки, вели летопись, организовывали общие мероприятия.
Создание такой организации на территории Иркутской области привело к установлению многочисленных контактов как с исторической Родиной, так и с украинскими диаспорами мира. Ее члены участвовали во всемирных национальных съездах и конкурсах, посвященных как украинской культуре, так и межкультурному взаимодействию. В результате обмена опытом, организационных контактов, общих проектов с украинцами из других городов и государств возникли идеи создания украинского ансамбля и украинской школы.
За первые десять лет у центра сформировалась полноценная библиотека. Постоянно действующая выставка «Голос України» знакомит с новинками книг и периодики, которые посылаются из Киева, Днепропетровска, Мелитополя, Сум, Львова и других городов.
В 1995 г. при культурном центре создан хор «Славяне», исполняющий песни на украинском и русском языках, во главе со Степаном Ильяшенко.
В 1996 г. в связи с отъездом Николая Срибняка в Украину, где он был назначен на должность архиерея Сумского и Охтырского Украинской Православной церкви Киевского Патриархата, председателем центра становится Николай Сильвестров. В 1997 г. проведены Дни украинской культуры в Иркутской области. Деятельность центра в эти годы имела большое влияние на культурную жизнь региона.
В 2000 г. по инициативе народного художника России, заслуженного деятеля искусств Виталия Рогаля центр «Клекит» был переименован в «Днипро», его возглавил Георгий Шаховцов. После его кончины в 2001 г. на замену ему пришел заслуженный артист России Ерофей Васильев.
Большинство встреч, национальных праздников для взрослых и детей также проходило в стенах библиотеки, где был оформлен яркий, с национальной атрибутикой, «кусочек» Украины. Вышитые полотенца, картины, предметы украинского быта, разнообразные книги и иллюстрированный материал, фотоальбомы и дайджесты привлекали внимание не только украинцев, но и представителей других народов, создавали атмосферу дружественного общения на островке далекой Родины.
В 2007 г. Украинский культурный центр «Днипро» отпраздновал свое пятнадцатилетие. В Музыкальном театре был устроен концерт украинской культуры, в котором участвовали как члены центра, так и гости из украинских организаций области и представители других национально-культурных центров.
В 2008 г. в связи с ремонтом помещения библиотеки №13 Украинский культурный центр выехал из нее, и начались долговременные поиски нового местопребывания центра. На некоторое время все имущество центра переехало в гараж председателя центра Ерофея Васильева.
В том же 2008 г. при центре открылась украинская субботняя школа, которая действует и поныне. Деятельность школы направлена на изучение украинского языка, культуры и истории Украины. Ученикам предлагается ознакомиться с курсом украинского языка, литературы и украиноведения. Курс украиноведения состоит из изучения песен, стихов и основных данных об Украинском государстве. Школу посещают учащиеся самого разного возраста, от 12 до 57 лет. В среднем на учебный год набирается 7 человек.
В 2009 г. студентами Музыкального колледжа Иркутска была поставлена опера Семена Гулака-Артемовского «Запорожець за Дунаєм». Певцы Украинского центра были приглашены вести уроки украинского пения и произношения. Благодаря плодотворному труду студентов и членов центра была поставлена эта опера в театре, она имела большой успех среди зрителей.
В начале 2011 г. председатель центра Ерофей Васильев встретился с мэром города Иркутска Виктором Кондрашовым, где доложил ему об основных проблемах центра. При содействии мэра Украинское общество получило помещение в 25 м2. В марте туда было перевезено все имущество центра. В начале 2012 г. председателем Центра стала Наталья Евгеньевна Витт.
В декабре 2012 г. Центр отпраздновал свое двадцатилетие. В Иркутской Филармонии был дан грандиозный концерт, в котором помимо членов Центра приняли участие солисты Филармонии и гости из других национально-культурных организаций.
Объединение украинцев-иркутян существует благодаря их взаимному интересу к сохранению родного языка, культуры, народных традиций, исторических связей с Родиной.
Ежегодно иркутские украинцы участвуют в общегородской культурной жизни, это праздники Ивана Купала и Троицы, День России, День Победы, фестиваль «Сияние России», выставка в областном краеведческом музее «Мы – сибиряки» с разделом «Украинцы», детский фестиваль «Байкал многонациональный». Также центр ежегодно проводит свои праздники, среди которых Рождество, Пасха, Шевченковские дни, День независимости Украины, День украинской письменности и языка.
Общество взаимодействует с альтернативными национально-культурными центрами, что способствует развитию гармоничных межнациональных отношений: с литовцами, поляками, татарами, бурятами, чеченцами, азербайджанцами и другими народами.
Иркутские украинцы заняты в самых разнообразных сферах деятельности: от политики до культуры, от здравоохранения до науки.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей