Ту-2, фронтовой бомбардировщик

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Ту-2, советский двухмоторный фронтовой бомбардировщик времён Второй мировой войны. Признан лучшим бомбардировщиком Великой Отечественной войны. Разработан в 1939–40 в тюремном конструкторском бюро НКВД СССР под руководством А.Н. Туполева. Представлял собой цельнометаллический высокоплан с двухкилевым оперением. Первый полёт самолёта был осуществлён 29.1.1941 лётчиком-испытателем М.А. Нюхтиковым. Государственные испытания самолёта были проведены в июне – июле 1941. Серийный выпуск самолёта осуществлялся в 1942–52. Эксплуатировался в ВВС СССР до середины 1950-х. Всего на авиационных заводах СССР было изготовлено 2649 единиц самолёта различных модификаций. Больше всех в семействе Ту-2 выпускался скоростной дневной бомбардировщик модификации Ту-2С (2423 единицы). В отличие от базовой модели на Ту-2С устанавливался более мощный двигатель (вместо двигателя М82 мощностью 1700 л.с. – двигатель АШ-82ФН мощностью 1850 л.с.), максимальная скорость достигала 645 км/час вместо 547 км/час, характерной для Ту-2. На Ту-2С устанавливались две 20 мм пушки ШВАК и три 12,7 мм пулемёта УБТ.

Серийное производство Ту-2С осуществлялось на Иркутском авиационном заводе (завод № 39) в 1947–50. Всего за этот период в Иркутске было изготовлено 218 единиц самолёта: 5 – в 1947; 48 – в 1948; 161 – в 1949; 4 – в 1950. Значительная часть из этих самолётов была передана в Китай.   

Основные лётно-технические характеристики базовой модификации Ту-2: размах крыла – 18,52 м; длина самолёта – 13,80 м; высота – 4,55 м; площадь крыла – 48,80 м²; масса: пустого самолёта – 7601 кг, нормальная взлетная – 10538 кг, масса максимальная взлетная – 11767 кг; тип двигателя – М-82; мощность двигателей – 2´1700 л.с.; максимальная скорость – 521 км/ч; дальность полёта – 2020 км; практический потолок – 9000 м; экипаж – 3 чел.; стрелковое вооружение – две 20 мм пушки ШВАК в корневой части крыла и три 12,7 мм пулемёта (по одному в блистерной и турельной верхних установках, а также в нижней люковой установке); бомбовая нагрузка – до 3000 кг.

Литература

  1. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР 1938–1950 гг. М., 1994;
  2. Якубович Н.В. Боевые самолёты Туполева. М., 2010.   

В.В. Игнатенко

Статья подготовлена для "Энциклопедии Иркутской области". Публикуется в целях общественного рецензирования. Свои замечания можно высказать на сайте "Иркипедия" или выслать редакции Энциклопедии по адресу: e@irklib.ru

Оригинальная рубрикация:  Авиация

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Музей истории Иркутского авиационного завода | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 01 июня 2015

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркипедия | Иркутск | Советский период | Транспортный комплекс