Новости

Трубопроводы магистральные // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ТРУБОПРОВОДЫ МАГИСТРАЛЬНЫЕ, разно­видность трубопроводного транспорта. В отличие от промышленных трубопроводов (обеспечивающих производство в пре­делах отдельного предприятия), магистральные предназначены для передачи нефтяных и газовых продуктов от мест добычи к местам переработки и потребления.

Магистральные трубопроводы Сибири представлены магистральными нефтепроводами и газопроводами с трубами большого диаметра (1 220, 1 440 мм соотв.), конденсатопроводами и продуктопроводами из труб диаметром 500—730 мм. Их сеть создана в 1960—80-е гг., главным образом в ходе формирования Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (ЗСНГК). Основной поток нефти и природного газа из ЗСНГК направлялся в европейскую часть России, Белоруссию, на Украину, на экспорт в Восточную и Западную Европу. В Сибирь и восточные районы страны поступало в начале 1990-х гг. около 25 % нефти и 15 % газа. Общая протяженность магистральных газопроводов по территории Сибири оценивается в размере 30 тыс. км, нефтепроводов — 20 тыс., конденсатопроводов — 3 тыс, продуктопроводов — 1,5 тыс. км.

Все магистральные газопроводы Сибири принадлежат ОАО «Газпром». По состоянию на 2005, по территории Сибири проходит 20 ниток магистральных газопроводов большого диаметра (1 440 мм) с общей мощностью перекачки около 570 млрд куб. м в год (средняя производительность 1 нитки - 30 млрд куб. м в год). Они образуют каркас единой системы газоснабжения России (ЕСГ). Центр сосредоточения газопроводов находится в Надым- Пур-Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, где разрабатываются крупнейшие в мире газовые и газокон­денсатные месторождения: Уренгойское, Ямбургское, Медвежье, Заполярное. Отсюда выходят 4 транспортных коридора, в каждом из которых проходит несколько ниток газопроводов. 1. Северный коридор мощностью 120 млрд куб. м в год. Его образует трасса трубопровода «Северное си­яние»: Уренгой-Надым-р. Казым-Перегребное-планово-распределительный центр Игрим-Комсомольская; далее 1 ветка идет на Ухту, другая (с ответвлением на С.-Петербург) - на Пермь-Грязовец-Москву-Минск, далее - к западным границам Белоруссии. 2. Центральный коридор - 330 млрд куб. м. Его основная трасса проходит вдоль га­зопровода Ямбург—Уренгой—Hадым—Игрим—Комсомольская-Пермь-Тула-Помары-Ужгород (Украина) (см. Уренгой—Помары—Ужгород). 3. Южный коридор - 90 млрд куб. м: Уренгой-Вынгапур-Тюмень-Челябинск-Поволжье-Донбасс (Украина). 4. Восточный коридор - 40 млрд куб. м: Уренгой-Сургут-Нижневартовск- Парабель (Томская обл.асть) - Анжеро-Судженск, с развет­влением на: Томск-Новосибирск-Кемерово-Барнаул; Сургут-Тюмень-Омск-Новосибирск.

Все сибирские нефтепроводы принадлежат государственный компании ОАО «АК “Транснефть”». Их годовая производитель­ность по перекачке нефти - 400 млн т. Производи­тельность 1 нитки - 45-60 млн т в год. Нефтепроводы имеют выходы в сеть магистральных нефтепроводов России и к экспортным терминалам. На территории Тюменской области имеется 4 транспортно-распределительных узла: Нижневартовск, Сур­гут, Демьянская (Среднее Приобье в Ханты-Мансийском автономном  округе) и Тюмень, где потоки нефти Западной Сибири распределяются по 4 многониточным транспортными коридорам. 1. Центральный коридор мощностью 240 млн т в год. Его образует система нефтепроводов: Пур-Пе-Сургут-Демьянская-Тюмень-Уфа-Самара-Новороссийск; Нижневартовск-Демьянская-Тюмень-Альметьевск; Нижневартовск-Демьянская-Тюмень-Уфа-Самара с дальнейшим выходом к экспортному нефтепроводу «Дружба», идущему на Украину и в страны Восточной Европы. 2. Северный коридор - 60 млн т, с выходом к Балтийской трубопроводной системе: Пур-Пе-Сургут- Пермь-Клин-Полоцк (Белоруссия) с ответвлением в Приморск (Ленинградская область). 3. Восточный коридор - 80 млн т: Усть-Балык-Омск; Нижневартовск-Александровское-Анжеро-Судженск-Новосибирск-Красноярск-Ангарск. 4. Казахстанский коридор - 20 млн т: Усть-Балык-Омск-Павлодар.

В качестве приоритетных направлений развития трубо­проводной системы Сибири рассматриваются проекты строительства трубопроводов с полуострова Ямал в Западную Европу, а также на восток для поставок нефти и газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2006 начато строительство магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий океан» с отводом на Китай, протяженностью свыше 4 тыс. км и проектной производитель­ностью 80 млн т в год. Строительство 1-й очереди нефтепровода (до 2008) включает прокладку линии Тайшет-Сково- родино, 2-й - выход к российским портам на Тихом океане и сооружение отвода в Китай в районе Сковородино.

Лит.: Экономические аспекты разработки транспортной системы России: Научные доклады. Новосибирск, 2003; Елгин В.В., Кор- жубаев А.Г., Суслов В.И. Транспортная инфраструктура Востока России // Нефтегазовая вертикаль. 2005. № 7; Харитонова В.Н., Вижина И.А. Новые коридоры трубопроводного транспорта в стратегии России // Проблемные регионы ресурсного типа. Но­восибирск, 2005.

В.Н. Харитонова

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири