Трубопроводный транспорт в Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Трубопроводный транспорт — новый для области вид транспорта с вполне обоснованной перспективой. Он представлен действующим нефтепроводом Западная Сибирь — Ангарск, высвободившим большое количество цистерн и раз­грузившим железнодорожный транспорт, Нефтепровод обеспечивает непрерывную работу Ангарского нефтеперерабатывающего завода. Введен в эксплуатацию продуктопровод Ан­гарск — Зима длиною 250 км , снабжающий этиленом АООТ «Саянскхимпром». Закончено строительство газопровода Ковыкта — Саянск — Иркутск, нефтепроводов Верхняя Чона — Усть–Кут, Тайшет — Иркутск.

Общая характеристика

В настоящее время по территории области проходят две нитки подземного магистрального нефтепровода Омск–Ангарск и Красноярск–Ангарск. Действует этиленопровод Ангарск–Саянск, эксплуатируемый ОАО «Саянскхимпласт». Имеется продуктопровод Ангарск–Иркутск, по которому поставляют авиационный керосин из ангарской нефтехимической компании в иркутский аэропорт. Помимо магистральных трубопроводов, в городах и поселках области созданы локальные сети муниципальных и ведомственных трубопроводов. 

Они используются для водоснабжения, газоснабжения и канализации, их суммарная протяженность более десяти тысяч километров. На промышленных предприятиях также имеются собственные локальные сети трубопроводов (технологических и бытовых). В 2009 году был пущен в эксплуатацию участок нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) от Усть-Кута до Тайшета. В целом трубопроводный транспорт в регионе имеет все необходимые предпосылки для дальнейшего развития: наличие сырья. Регион может выступать транзитной территорией при возможной поставке нефти из Красноярского края и Республики Бурятия на рынки стран АТР.  

Положительные стороны: увеличение объёмов перевозимых товаров железной дорогой; авиационный транспорт поддерживает как региональное так внешнее сообщение; хорошо развито речное сообщение; трубопроводный транспорт области разгружает железную дорогу.

Отрицательные стороны: транспортная инфраструктура не полностью отвечает потребностям региона; плохое оснащение автомобильных дорог.

История развития трубопроводного транспорта в Иркутской области

Начало развитию трубопроводного транспорта в Иркутскрй области было положено строительством в 1955-1964 гг. магистрального нефтепровода из Башкирии в Сибирь. Магистраль наччиналась от Туймазинского месторождения и шла через Курган до  Омска. Затем ее продолжили на восток, через города Новосибирск и Красноярск к Ангарску, де к этому времени был пущен в эксплуатацию  нефтеперерабатывающий завод, работающий на привозной нефти, доставляемой в Восточную Сибирь по железной дороге. 

Таким образом, магистральный трубопроводный транспорт на территории области был представлен конечным восточным участком нефтепровода Туймазы - Омск - Ангарск, по которому на начальных этапах поставлялась нефть из Башкирии. Сооружение нефтепровода было завершено в 1964 г. По своей длине (3,6 тыс. км) и грузообороту он стал самым крупным в СССР и одним из протяженных в мире. 

С увеличением добычи нефти в Западной Сибири (в Тюменской области) башкирская нефть была заменена тюменской, что сократило расстояние ее доставки в Ангарск почти в два раза. Благодаря этому магистральному нефтепроводу существенно сократилось дальние железнодорожные перевозки нефти, вдвое снизилась себестоимость выпускаемой нефтехимической продукции. 

Магистраль Омск - Ангарск планировалось продолжить в 1970-1980-х гг. далее на восток, до порта Находка. По расчетам Госплана СССР это существенно повысило бы эффективность экспорта нефтепродуктов в стране АТР. Кроме того, в целях бесперебойного и надежного снабжения районов Забайкалья моторным топливом, туда из Ангарска намечалось построить продуктопровод до Улан-Удэ и Читы. К сожалению, эти планы так и не были реализованы. 

В конце 1970-х гг. в Иркутской области был проложен подземный газопровод от Ангарска до Саянска. Его длина 232 км, диаметр трубы 219 мм. Он служит для транспортировки этилена в объеме 130 тыс. т в год. Этилен вырабатывается Ангарской нефтехимической компанией и используется как сырье при производстве поливинилхлорида на Саянскхипроме. 

Сооружение в Иркутской области магистральных нефтепровода и газопровода сыграно решающую роль в развитии нефтеперерабатывающей и химической промышленности на востоке России, обеспечило предприятия этих отраслей большим количеством дешевого сырья. 

Кроме нефте- и газопроводов, в Иркутской области планировалось построить магистральный трубопровод БЦБК - Иркут для отвода очищенных сточных вод Байкальского целлюлозно-бумажного комбината за пределы водосборного бассейна Байкала. Сооружение этой магистрали началось в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР, принятым в апреле 1987 г. и посвященным охране Байкала. Во исполнение этого партийно-правительственного документа уже приступили к рубке и расчистке просеки, а в окрестности Байкальска завезли трубы. Однако из-за протестов общественности этот проект на был реализован. 

Хроника развития трубопроводного транспорта в Сибири

1954 г. 

12 октября 1954 г. введена в эксплуатацию Омская перевалочная база (площадка 8-О). В этот день по трубопроводу Уфа - Омск был принят первый бензин из Башкирии. Одновременно была введена в эксплуатацию площадка 9-Т в Татарске. 

1955 г.

Начало строительство магистрального нефтепровода Омск - Иркутск и нефтепродуктовода Омск - Новосибирск. 

В июне в составе Омского товарно-транспортного Главнефтеснаба РСФСР начинает функционировать Дирекция строящегося магистрального нефтепровода Омск - Новосибирск. Местонахождением дирекции определен г. Омск. 

18 асгуста на Омский НПЗ прибыл первый железнодорожный  эшелон с нефтью. 5 сентября  НПЗ начал переработку нефти. 

В ноябре завершилось строительство нефтепровода Туймазы - Омск, протяженностью 1332 км. 

1956 г. 

7 января в Омск по нефтепроводу пришла башкирская нефть. 

В конце декабря по временной схеме эксплуатации введен в строй участок Омск - Татарск протяженностью 177,5 км магистрального нефтепровода Омск - Новосибирск. 

1957 г.

Начались работы по подготовке к сооружению нефтепровода  Омск - Иркутск на участках Омск - Татарск и Сокур - Клюквенная. 

Введен в строй нефтепровод на участке Омск - Москаленки, протяженностью 89,5 км. 

В феврале сдан в эксплуатацию наливной пункт в Сокуре. Первым его начальником стал В.Г. Карпов. 

В апреле на бензопроводе Омск - Татарск в районе железнодорожной станции Густафьево произошла первая авария. В ее устранении приняло участие 25 человек. 

Сдана в эксплуатацию наливная станция Татарская с резервуарами емкостью 50000 кубических метров. Первым начальником станции был А.Г. Казаков.

Начато строительство перекачивающей насосной станции в Омске №2.

1958 г.

Из-за несвоевременности поставки труб, отсуствия строительных материалов, отставания сварочных работ, трудностей работы в болотистой местности сорваны планы капитального строительства. 

1959 г. 

Создано Омское районное управление Главнефтеснаба. Начальником назначен В.Н. Крайкин. 

Вошла в строй вторая нитка нефтепровода Туйма - Омск.

В феврале введен в эксплуатацию наливной пункт "Сокур" продуктовода Омск - Новосибирск. 

В июне сдан первый участок нефтяной трассы: Омск - Татарская.

Введен в строй магистральный нефтепровод Омск - Новосибирск на участок Татарск - Сокур, протяженностью 517 км. Из них более 22 км проложено по болотам.

1960 г.

24 ноября Дирекция магистрального продуктопровода было преобразована в Дирекцию строящегося магистрального нефтепровода Омск - Иркутск с местонахождением в г. Красноярске. Директором назначен В.И. Муравьев. ()Подчинена ЗСНПУ в марте 1965 г., в мае 1965 г. будет упразднена)

Одновременно было создано Омское районное управление ДСМН "Омск - Иркутск". Первым его начальником стал П.И. Абрамсон. Омское районное управление Дирекции осуществляло контроль за строительством нефтепровода на участке Татарская - Сокур и площадок "Омск", "Татарск", "Барабинск", "Сокур".

Больше внимания уделяется обучению кадров. За год 309 человек получили рабочие профессии, 1529 повысили свою квалификацию.

1961 г. 

В январе образовано Западно-Сибирское нефтепроводное управление. Это было единственное  нефтепроводное управление в Сибири. Первым ее начальником управления стал В.М. Сощенко. Главным инженером был назначен П.И. Абрамсон. Он проработал в этой должности 38 лет, заложил основы технической политики Управления. Строительство магистральных нефтепроводов было включено в перечень особо важных строек страны. Это во многом предопределило ускоренный ввод в эксплуатацию всех производственных объектов. К лету коллектив ЗСНПУ состоял из 1220 человек, в том числе в аппарате  управления работало 36 сотрудников. Первые работники аппарата ЗСНПУ, по воспоминаниям ветеранов, ютились в холодном  маленьком бараке с покосившейся завалинкой, расположенном на территории площадки 8-О. Кругом рос камыш выше человеческого роста. Позднее управление перебазируется в построенное недалеко двухэтажное здание. 

25 декабря принят в эксплуатацию нефтепровод на участке Сокур - Клюквенная с пунктом налива нефти в Уяре. Общая протяженность участка нефтепровода Омск - Татарск - клюквенная составила 1462 км. Преодолено 385 болот общей протяженностью 105,5 км, сооружено 83 перехода через железные и шоссейные дороги, 16 водных переходов, в том числе через Обь и Енисей. 

1962 г. 

Нефтепровод образца 1962 г. представлял из себя уложенную в землю трубу, плохо сваренную, плохо испытанную.  Все задвижки имели ручной привод. Для освещения домиков обходчиков ставили ветроустановки. Замер нефти в резервуарах в основном производился вручную.

В мае в конгрессе США рассмотрены первые сообщения об открытии большой сибирской нефти. Сенатор Китинг заявил, что у капиталистического мира "осталось только три года для того, чтобы предотвратить заполнение США, Европы, Азии, Южной Америки и Африки коммунистической нефтью".

Число действующих установок электрохимзащиты составило всего 10 катодных станций и 27 дренажных установок. В конце года введены в строй насосные нефтеперекачивающие станции нефтепровода Омск - Иркутск в Барабинске и Каштане.

1963 г.

12 декабря создано Красноярское районное нефтепроводное управление. Нитка не обустроенного магистрального трубопровода, наскоро переброшенная через центральные районы края, да единственная наливная станция  - таким был нефтерповод в период создания КРНУ. Первым начальником был назначен В.А. Ерофеев. 

Все четыре квартала коллектив ЗСНПУ удерживал Переохдящее Красное знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС. В этот год впервые в истории Управления 83 человека были награждены значком "Отличник социалистического соревнования РСФСР".

1964 г. 

2 октября в 15 часов по местному времени первая нефть пришла в Ангарск. Ею заполнили 2 подземных резервуара. Под аплодисменты присутсвующих первую пробирку нефти из трубопровода для анализа брала Е.Ф. Шугаева. Этим завершилось строительство самого экономического вида транспорта - транссибирской нефтяной магистрали,  протяженностью 2330 км. На трассе работало 6 перекачивающих станций. протяженность нефтепровода от Туймазы до Ангарска составила 3662 км. В 1964 г это был крупнейший в мире по протяженности нефтепровод. Его пропускная способность составила 12 млн. тонн нефти в год. 

1965 г.

В июне начаты первые испытания системы телемеханики для контроля давления в трубопроводе и сигнализации о состоянии электрозащиты трубопроводов. Это оборудование включало диспетчерский пункт, 22 контролируемые пункта от Омска до Барабинска, линейные подключающие устройства и измерительную аппаратуру. 

1966 г.

В июне началась перевозка нефти по реке Обь. Нефть транспортировалась баржами до нефтебазы "Красный Яр" в Новосибирской области, откуда насосами закачивалась в магистральный нефтепровод Омск - Сокур. В трубопровод поступало до 1,5 млн тонн нефти в год.

1967 г.

17 января создано Омское районное нефтепроводное управление. Его первым начальником был назначен И.М. Голопых. Управление было объединено с Омской перевалочной нефтебазой в составе ЗСНПУ.

С пуском нефтепровода Усть-Балык - Омск отпала необходимость транспортировки нефти водным путем.

1968 г.

Завершено возведение нефтеперекачивающих станций первой очереди расширения нефтепровода: Анжерско (30 января), Тайшетской (15 марта), Кемчугской (10 декабря), Кимильтейской (26 декабря). В плане - строительство станций второй очереди. 

В декабре аппарат управления ЗНСПУ из двухэтажного здания на площадке 8-О переезжает в новое здание по ул. 4-я Поселковая. Численность аппарата управления достигает 70 человек. Через 4 года в конторе работало уже до 300 человек.

1969 г. 

В феврале начальником ЗСНПУ назначен Станислав Иванович Анашкин. К этому времени число сотрудников ЗСНПУ возросло до 3080 человек. Через год, после отделения продуктовода Омск - Новосибирск, число работников снизилось до 2070 человек. 

1970 г. 

Началось строительство нефтопровода Александровское - Анжеро-Судженск. Это был уникальный для тех лет проект. Впервые в мире велась прокладка сверхмощной транспортной нефтепроводной магистрали из труб диаметром 1220 мм. Трасса практически на всем протяжении шла по болотам. Задача была решена за два года. 

1971 г.

Начальник Омской НПС Федоров В.А. награжден Орденом Ленина, слесарь НПС "Барабинская" Алсуфьев А.И. - Орденом Октябрьской Революции, автослесарь Новосибирского РНПУ Волокитин Н.С., начальник электроцеха Омской НПС Кабин В.С., электромонтер Омской НПС Спиридонов Н.Ф., слесарь НПС "Барабинская" Трубанов А.М. - Орденом Трудового Красного Знамени, оператор Омской НПС Алексеева С.И., начальник УТМН Анашкин С.И., сменный инженер Новосибирского РНПУ Ищенко А.С. и шофер Омской НПС Степулев Б.А. - Орденом "Знак Почета". Это самые первые орденоносцы коллектива нефтетрубопроводчиков. 

1972 г. 

В апреле построен магистральный нефтепровод Александровское - Анжеро-судженск протяженностью 818 км. Эта магистраль  - самый первый в мире нефтепровод диаметром 1220 мм. В память об этом событии выпущен специальный значок. Нефтерповод был соединен с трубопроводной системой Омск - Иркутск, что позволило транспортировать западносибирскую нефть на восток страны. С этого времени потребности нефтеперерабатывающих предприятий Сибири и Дальнего Востока стали полностью обеспечиваться западно-сибирскими нефтями. 

1973 г. 

Завершено строительство нефтеперекачивающих станций Кутулик, Тулун, Пойма, Замзор и Кимильтей второй очереди расширения нефтяной магистрали. Параллельно с работами по строительству и вводу в действие станций второй очереди расширения МН "Омск - Иркутск" были начаты работы по строительству второй нитки магистрального трубопровода. Строительство нефтепровода Красноярск - Иркутск диаметром 1020 мм началось в связи с тем, что имеющиеся мощности по перекачке нефти по нефтерповоду Омск - Иркутск диаметром 720 мм оказались недостаточными для обеспечения потребности нефтеперерабатывающих заводов в восточных районах страны. 

1974 г. 

В системе УТМН создана головная автотранспортная база, на которую возложено руководство эксплуатацией и техническим обслуживанием транспортной техники. 

1975 г.

Вторая сибирская артерия дотянулась до Ангарска  - своей конечной цели. Уровень автоматизации в УТМН составил 78%

1976 г. 

Введен в эксплуатацию участок Омск - Барабинск магистральной кабельной линии связи. Начато строительство  нефтепровода Омск - Павлодар - Чимкент - Чраджоу. 27 декабря нефтепровод Омск - Палодар принят в эксплуатацию. 

1977 г.

В декабре введен в эксплуатацию нефтепровод Омск - Павлодар, протяженностью 446 км. 

1979 г.

Сдан в эксплуатацию подводный переход через енисей магистрального нефтепровода Анжеро-Судженск - Красноярск. Началось строительство Ангарского участка налива нефти, чтобы удовлетворить возросшие потребности в нейти заводов Хабаровска и Комсомольска на Амуре. 

1980 г. 

Внедрение станционной системы телемеханики ТМ -120-1. Она собирает информацию с датчиков станций по всем параметрам и передает в районный диспетчерский пункт, а также позволяет диспетчеру со своего рабочего места управлять запусками, остановками и переключениями агрегатов. На очереди - внедрение телемеханики на линейных участках. 

1981 г.

К этому году произошло структурное оформление Управления транссибирских магистральных нефтепроводов, которое сохраниться вплоть до 1991 года. 

1982 г.

Управление транссибирскими магистральными нефтепроводами шефствует над школами №109 и №96, домоуправлением № 1 , микрорайоном №6, противотуберкулезным диспансером, детским кубом "Тимуровец". 

1983 г.

Апогей развития темпов и объемов работ УИМН. Перекачено 76 884,1 тысяч тонн нефти. Системами телемеханики оснащены все НПС.

1984 г.

Введен в экслуатацию нефтепровод Красноярск - Иркутск. 

Венгерские специалисты фирмы MMG AM Nova установили систему автоматики подпорной насосной НПС "Рыбная-2"

1985 г.

Сдан в эксплуатацию четвертый пусковой комплекс резервуарного парка Анжерской ЛПДС емкостью 80000 кубометров. 

1986 г. 

Сдан в эксплуатацию пятый пусковой комплекс резервуарного парка Анжерской ЛПДС. На балансе "Транссибнефти" числится 130 домов общей площадью 93332,7 квадратных метров и 13 детских учреждений. 

1988 г.

Приобретено два компьютера . В пристройке старого здания УТМН они заняли половину первого этажа. 

1990 г. 

В УТМН внедрено 15 персональных компьютеров. число кадровых работников достигло 3066 человек. 

1991 г. 

Уровень автоматизации технологических процессов перекачки нефти составил 80%. 100% труб устойчиво защищены от коррозии. 16 мая генеральным директором "Транссибирские магистральные нефтепроводы" назначен Станислав Иванович Анашкин.

1992 г.

Первым в истории ОАО "Транссибнефть" из работников защитил диссертацию и получил степень кандидата технических наук В.И. Мащенко. 

1993 г. 

В марте на нефтепроводе в русле р. унги из-за брака строительно-монтажных работ произошел аварийный разлив нефти. Все мероприятия по ликвидации аварии снимались на кинокамеру , по материалам съемок сделан учеьный кинофильм. 

Специалисты КРНУ отправляются в Америку изучать технологический уровень производства. После этого было принято решение активнее переходить на персональные компьютеры. 

1994 г. 

Основные усилия сосредоточены на проблемы диагностики и капитального ремонта линейной части и подводных переходов, реконструкции, развитии и внедрении телемеханики. 

В июле генеральным директором АО "Транссибнефть" был назначен Чемакин Михаил Павлович. 

1995 г. 

Начаты работы по выносу нефтепровода Омск - Иркутск в обход г. Новосибирска. Процесс обновления на магистральных нефтепроводах приобрел лавинообразный характер. Качественно новый уровень приобрели культура производства, организация  и охрана труда. 

В ноябре ликвидирована Кутуликская НПС,  а на ее базе создана передвижная механизированная колонна  "Транссибнефть". 

1996 г. 

Полностью обследован нефтепровод диаметром 1020 мм с помощью инспекционного снаряда "Калипер". Выявлены и устранены опасные дефекты. Полностью ликвидированы последствия разрыва трубы и ухода нефти по ручью Кандызык. Загрязненный пункт  был обработан препаратом, содержащим специальные бактерии.

1997 г.

Началась модернизация системы налива нефти в железнодорожные системы. На ангарском участке налива нефти смонтированы первые установки герметичного налива УГН-100, сравнительно удобные в обслуживании и повышающие эффективность и безопасность.

28 февраля в производственном объединении образована комиссия по чрезвычайным ситуациям, аналогичные комиссии появились в районных управлениях.

1998 г.

ОАО "Трнассибнефть" посетил вице-президент АК "Транснефть" Лисин Ю.В.

1999 г.

В сентябре президентом ОАО "АК" Транснефть" избран Семен Михайлович Вайншток.

Введен в эксплуатацию узел учета нефти производства американской фирмы "Смит" на участке нефтепровода Омск - Павлодар.

2000 г.

В июле ОАО "Транссибнефть" рассмотрело  и дало свои предложения по вариантам транспортировки нефти в Китай и морские порты Дальнего Востока.

2001 г.

В Приморье - энергетический кризис. 30 января в город Артем на Дальнем востоке прибыла ремонтная бригада ОАО "Транссибнефть".

В июне исполнилось 30 лет РСУ "Танссибнефти". В РСУ работает более 500 человек, имеется 4 ремонтно-строительные колонны, 3 специального участка6 одни - наземного строительства, 2 занимаются подводными работами, плюс подразделения по лесозаготовке, цех стройиндустрии, участок гидрографических работ. По сути - это крупный трест.

Генеральным директором ОАО "Транссибнефть" в сентябре назначается Алексей Филиппович Дмитров. 

2002 г.

В декабре генеральным директором ОАО "Транссибнефть" становится Звягин Юрий Иванович. 

2003 г.

Ангарский участок налива нефти отметил свое 20-летие. 

В августе-октябре ремонт подводного перехода через р. Обь магистрального нефтепровода Омск - иркутск был впервые выполнен непосредственно под водой. 

14 ноября ОАО "Транссибнефть" выполнило годовую программу перекачки нефти.

Среди крупнейших российских предприятий отрасли ОАО "Транссибнефть" заняло 6-е место (в 2000-м году оно было в 6-м десятке).

В ОАО "Транссибнефть" работает 2408 рабочих, 600 руководителей, 720 специалистов, 320 служащих. Из них 749 человек - женщины. Текучесть кадров составляет 7,9%.

2004 г.

Год трех юбилеев: 50 лет ОАО "Транссибнефть", 40 лет - Красноярскому РНУ, 40 лет Рыбинской ЛПДС. 

ОАО "Транссибнефть" эксплуатирует более 4,8 тыс. километров магистральных нефтепроводов с диаметром трубы от 500 до 1200 мм, расположенных в западной, восточной и южной части Сибири межда городами Омск и Иркутск, в т. ч. нефтепроводы: Омск-Иркутск, Анжеро-Судженск - Красноярск, Красноярск - Иркутск, Омск - Павлодар и участок Омск - Москаленки нефтепровода Туймазы - Омск - Новосибирск-2.

Трасса магистральных нефтепроводов проходит по территории Омской, Новосибирской, Кемеровской и Иркутской областей, Красноярского края и Усть-Ордынского автономного округа.  

Современное состояние

По территории Иркутской области проходят две нитки подземного магистрального нефтепровода Омск - Ангарск и Красноярск - Ангарск, эксплуатируемые Иркутским районным нефтепроводным управлением, расположенным в ангарске. Продолжает действовать газопровод Ангарск - Саянск, эксплуатируемый ОАО "Саянскхимпром". Имеется продуктопровод Ангарск - Иркутск, по которому поставляют авиационный керосин из Ангарской нефтехимической компании в Иркутский аэропорт.

Помимо магистральных трубопроводов, в городах и поселках области созданы локальные сети муниципальных и ведомственных трубопроводов. Они используются для водоснабжения, газоснабжения и канализации. Суммарная их протяженность составляет десятки тысяч километров. 

Кроме того, собственная локальная сеть трубопроводов имеется практически на любом промышленном предприятии области, а на нефтеперерабатывающих и химических предприятиях их протяженность может достигать десятков и даже сотен километров.

Перспективы

Для развития трубопроводного транспорта в Иркутской области имеются все необходимые предпосылки. 

  1. В регионе сосредочены достаточно крупные запасы газа и конденсата, имеются ресурсы нефти для удовлетворения местных потребностей в нефтепродуктах. 

  2. Сопредельные с областью территории также располагают крупными ресурсами углеводородного сырья, поставки которого на переработку могут осуществляться и в Иркутскую область. 

  3. Промышленное освоение Ковыктинского газокогденсатного месторождения неизбежно потребует сооружения магистрального газопровода и создания региональной распределительной сети.

  4. Территория Иркутской области может использоваться в качестве транзитной при возможных постаках сибирской нефти и газа на рынки АТР. Уже принято решение о прокладке магистрального нефтепровода от Ангарска в Китай.

В 2005 г ожидалось, что во время своего визита в Сеул президент России Владимир Путин подпишет с корейцами соглашение о строительстве газопровода, по которому газ из Ковыкты должен был пойти в Южную Корею. Соглашение позволило бы Южной Корее с 2008 года получать от России 6 миллиардов кубометров обычного сетевого газа и предусматривало участие корейских инвестиций в освоении месторождения. Общая стоимость проекта должна была составить 11 миллиардов долларов.

Документ был уже почти согласован, когда по инициативе российской стороны буквально за несколько часов до подписания была внесена правка, которая вместо двустороннего формата: "Россия - Республика Корея" предлагала формат трехсторонний: "Россия - КНДР - Республика Корея". Корейцы договор подписывать отказались.

Нефтепроводы и газопроводы местного значения

Развитие нефтегазодобычи на севере области, а также необходимость обеспечения поселков и городов севера Иркутской области местными трубоэнергетическими ресурсами заставляет развивать сеть местных трубопроводов. Использование местных углеводородных ресурсов избавляет от перевозок большого объема угля водным и автомобильным транспортом, сокращает так называемый "северный завоз", уменьшает бюджетные жилищно-коммунальные затраты в северных районах. 

Экспорт углеводородного сырья в страны АТР

В последние годы перспективы развития трубопроводного транспорта в Восточной Сибири связывают с возможным экспортом углеводородного сырья в страны АТР, в первую очередь в Китай, Южную Корею и Японию. Вместе с тем Япония, Южная Корея, а в последние годы и Китай все больше зависят от импорта первичных энергоносителей, а их ближайшие соседи уже не могут в полной мере удовлетворить их растущие потребности. Добыча углеводородного сырья в Индонезии, Брунее и Австралии - традиционных экспортерах нефти и газа в страны АТР - постоянно сокращается. ВА той связи Россия все больше становится стратегическим партнером АТР в плане возможных поставок углеводородного сырья. Российский экспорт позволяет диверсифицировать источники энергоресурсов в этих странах, уменьшить их зависимость от членов ОПЕК.

Российские компании, конкурируют  между собой, активно ищут выход на новые перспективные рынки сбыта. Восточное направление экспорта представляется им достаточно привлекательным, поскольку стремительно развивающиеся азиатские страны требуют дополнительного притока сырья и энергоресурсов. 

Литература

  1. Винокуров, Михаил Алексеевич. Экономика Иркутской области [Текст] : Науч.-попул. и учеб.-справ. изд. Т. 3 / М. А. Винокуров, А. П. Суходолов; Байкал. гос. ун-т экономики и права. (ИГЭА), 2002. - 430 с

  2. Ипполитова Н.А. Транспорт Иркутской области // Население и хозяйство Иркутской области "Вестник кафедры географии ВСГАО". 2011. № 4 (5)

  3. Рябиков В.М. 50 лет истории ОАО "Транссибнефть". Иллюстрированная летопись. Омск -2004. - 252 с.

Ссылки

  1. Дмитрий Люстрицкий Трубопроводная бомба // "Восточно-Сибирская правда": газета - 23 ноября 2005

  2. Дмитрий Шибанов Чтоб труба была всегда // "Восточно-Сибирская правда": газета 01 июля 2011

  3. Трубопроводный транспорт России // newsruss.ru: сайт

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Составление Иркипедии | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 29 марта 2015

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркутская область | Библиотека по теме "Экономика"