Тракт // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ТРАКТ (почтовый) (от немецкого Trakt, от латинскогог tractus - путь, от traho - тащу, волочу), улучшенная грунто­вая дорога, соединяющая важные населенные пункты; имела станции (постоялые дворы) и верстовые столбы. По тракту шли регулярные перевозки пассажиров, грузов и почты (почтовый тракт с почтвыми станциями).

 Во второй половине XVIII в. системой почтовых трактов и станций было связано большинство городов Сибири. От Томска в серудине XIX в. шло 37 трактов. Главный из них - Московско-Си­бирский (см. Сибирский тракт), протянувшийся от границ Пермской губернии через Тюмень, Тобольск, Томск, Красноярск до Иркутска.

В Западной Сибири трудности для путешественника пред­ставляла лишь Барабинская степь, где на протяжении 440 верст дорога шла по болоту. Гати были устроены из тонкого фашинника и прутьев, засыпанных землей и покрытых дерном. Весной и во время осенних дождей гати размокали, повозки вязли в грязи и ломались. Большие хлопоты доставляло также весеннее половодье, когда выходили из берегов не только Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Енисей, Ангара, но и много мелких речек. В такое время на главном тракте до Иркутска насчитывалось 52 речные. переправы. Тура под Тюменью разливалась в ширину на 7 верст, а Обь - почти на 40 верст: от Колывани до станции Дубровинской. Зимой появлялись другие трудности: дорога обычно шла 1 колеей, и встречным было трудно разъехаться. Почтовые ямщики жаловались, что обозные не всегда выполняли правило, требовавшее уступать дорогу почте.

Передвигались по тракту не обязательно на лошадях. Например, по тракту Тобольск-Берёзов (вдоль Иртыша и Оби) летом основную часть пути совершали на небольших почтовых лодках с 1 кормчим и 2 гребцами. Только зимой здесь ездили в повозках. Весной и осенью по тонкому льду 170 верст между станциями Шеркальской и Берёзовом передвигались на нартах, запряженных оленями или собаками.

Другой Сибирский почтовый тракт под названием «Линейный» шел вдоль Киргизской степи, от границ Оренбургской губернии через Омск до Усть-Бухтарминской крепости. Почтовые станции располагались в редутах, форпостах и крепостях на степной границе. Главная часть пути до Усть- Каменогорска проходила по ровной местности. Боль­шие затруднения доставлял разлив Иртыша и озер: затопленные участки приходилось объезжать. На участке от Усть-Каменогорска до Усть-Бухтармы среди горных массивов с крутыми спусками и подъемами почту возили верхом и на небольших тележках. Зимой приходилось пробиваться через глубокие сугробы.

От каждого губернского или областного центра почтовые тракты шли к окружным или уездным городам. Например, от Томска они шли на юг - к Барнаулу, Бийску, Кузнецку. В Восточной Сибири центром почтовых путей был Иркутск. От него тракты веером расходились на Кяхту (к китайской границе), Нерчинский Завод (далее на Шилку и Амур), Якутск (далее до Охотского порта).

Главную трудность при продвижении на восток пред­ставлял Байкал. На этом отрезке различались 2 пути - зимний и летний. Зимний проходил по льду Байкала, достаточно прочному на протяжении января-марта. Ос­тальные 9 месяцев в году Байкал приходилось объезжать 200-верстным путем по крутым склонам хребтов Култу-ка, Хамар-Дабана и Шебутуя, через горные речки, сквозь снежные вьюги в горах. На перевале через Хамар-Дабан тракт превращался в тропу, по которой можно было проехать только верхом. Для сокращения этого пути во второй половине XIX в. построили Кругобайкальский тракт. От Верхнеудинска тракты на Кяхту и Нерчинск проходили по благоприятной местности.

Тракт от Иркутска до Якутска в своей основной части, на про­тяжении 2 тыс. верст, проходил вдоль реки Лены. Летом и зимой проезжали по самой реке, весной и осенью, а также во время ненастной погоды - берегом на верховых вьючных лошадях. За Якутском сообщение становилось более затруднительным. Если от Иркутска до Якутска почта доставлялась раз в 2 недели, то от Якутска до Охотска - раз в месяц, от Охотска до Камчатки - 2 раза в год (летом и зимой).

Почтовая дорога между Якутском и Охотском проходила по горной местности, прорезанной системой рек Амги и Алдана. Лошади для обслуживания редких станций (разнесенных одна от др. на 100—200 верст) пригонялись из далеких якутских улусов. Зимой для переезда от Якутска до станции Алданской ездили на санях лошадьми; далее до Чернолесной — верхом на лошадях; от Чернолесной до Аркинска — верхом на оленях; от Аркинска до Охотска — в нартах, пристегивая к каждой по 12 собак. Почта от Якутска до Охотска проходила летом за 18—26 дней, зимой — за 12—16 дней.

Почтовый обмен между Охотском и Камчаткой летом происходил по морю. Тракт действовал лишь зимой. От­правлялась по нему только легкая корреспонденция (до небольших посылок включительно). Почтовый тракт  шел через тундры и горы. Весь путь по почтовому дорожнику состав­лял 3 766 верст. На нартах с оленями и собаками его проходили за 40—60 дней (перегоны между кочевьями длились 6—12 дней).

При передвижении по сибирскому почтовому тракту на лошадях использовались в основном почтовые кибитки. Зажиточные пу­тешественники ехали в собственных экипажах. С 1830-х гг. стали использовать тарантас. Сидений в нем не было: на дно укладывались перины и тюфяки, а в изголовье — подушки. Пассажир ложился в тарантас и в таком положении совершал большую часть пути. В Сибири славились тарантасы, изготовленные в Казани.

Развивались и способы перевозки. В XVII в. пре­обладала система езды «на долгих» — без перемены лошадей на протяжении сотен верст. По мере обжи- вания тракта, обустройства станций через каждые 25—30 верст утвердился способ езды «на перекладных» («на почтовых»). Частая смена лошадей позволяла повысить скорость до 10 верст в час летом и до 12 — зимой. Эти цифры устанавливались в качестве официальных ограничений, но могли превышаться по соглашению ямщика и пас­сажира (до 18 верст в час). В 1787 почта доходила до С.-Петербурга от Красноярска за 64 дня, в сер.едине XIX в. от Иркутска — за 31 день (курьер проделывал тот же путь за 19 дней).

С постройкой Транссибирской магистрали роль Московско-Сибирского тракта снизилась. Однако вто­ростепенные (подъездные) тракты сохранили значение; они существуют и поныне в виде автомобильных дорог.

Лит.: Почта и телеграф в XIX столетии. СПб., 1902; Бази­левич К. Почта в России в XIX веке. М., 1927; Гольдфарб С. Иркутская почта: Очерк истории. Иркутск, 1998; Катионов О.Н. Московско-Сибирский тракт и его жители в XVII—XIX вв. Ново­сибирск, 2004.

О.Н. Катионов

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири