Новости

Торговля в Иркутской области // Винокуров М.А., Суходолов А.П. «Экономика Иркутской области» (2008)

Вы здесь

Еще недавно для торговли были характерны дефицит и пустые прилавки магазинов, до предела обедненный ассортимент товаров, постоянные очереди, неразвитая торговая сеть, хамское обращение с покупателями, вечные проблемы в сфере бытового обслуживания, талоны на приобретение товаров первой необходимости.

В течение 1990-х гг. в отрасли произошли коренные изменения. Торговля ушла из-под тотального контроля государства и стала базироваться на рыночных принципах организации и частной инициативе (табл. 49.2). Исчез дефицит промышленных и продовольственных товаров. Расширился их ассортимент и улучшается качество. У жителей Иркутской области, как и у всех граждан России, наконец-то появилась возможность выбора товаров.

Сейчас торговля развивается и совершенствуется в условиях конкуренции, когда за покупателя борются разные магазины и торговые сети.

Внедряются различные системы скидок и новые формы оплаты покупок с использованием кредитных банковских и дисконтных карт.

Преображаются и магазины. Они оснащаются современным оборудованием, удобными становятся торговые залы, повышается культура и качество обслуживания покупателей.

 

Таблица 

Преображаются и магазины. Они оснащаются современным оборудованием, удобными становятся торговые залы, повышается культура и качество обслуживания покупателей.

Форма собственности

1990

1995

2000

2005

Негосударственная

23

78

96

98

В том числе частная

2

58

80

96

Государственная

75

20

4

2

 

 

Создаются новые предприятия торговли и общественного питания с высокой культурой обслуживания жителей и гостей области. Формируются торговые центры выходного дня. Открываются современные супермаркеты с удобными местами для парковки автомобилей и комплексом дополнительных услуг (парикмахерскими, мастерскими и салонами, игровыми городками для детей, тренажерными залами и т.д.).

На российский потребительский рынок приходят крупные западные торговые компании. Конкуренцию с ними выдержать непросто, ведь вместе с этими компаниями в Россию приходит западная технология организации торговли. Теперь российским предпринимателям, занятым в розничной торговле, необходимо ориентироваться на мировые стандарты.

Преимущества крупных сетей очевидны как для бизнеса, так и для покупателей. Они удерживают небольшую наценку на продукт за счет увеличения товарооборота, проводят гибкую закупочную политику, что тоже удешевляет товары. При этом приход на рынок западных сетей ускоряет развитие территорий, на которых они располагаются. В итоге российская розничная торговля все более становится цивилизованным бизнесом, который функционирует по общим законам, принятым и соблюдаемым во всем мире.

География размещения. Территория Иркутской области заселена и экономически освоена неравномерно. На экономической карте области четко выделяются крупные города, промышленные и сельскохозяйст-венные районы, слабозаселенные северные территории, а также территории, прилегающие к железнодорожным, автомобильным и водным магистралям. Уровень их социально-экономического развития различен. Соответствующим образом, также неодинаково, размещены и предприятия торговли.

Неравномерное территориальное размещение торговой сети и преобладание более мелких торговых предприятий в более отдаленных и менее развитых районах было характерно для всех периодов развития торговли.

Основные торговые операции, а следовательно, и товаропотоки сосредоточены в городах, промышленных центрах и в сравнительно узкой полосе, протянувшейся с запада на восток вдоль железнодорожных магистралей — Транссибирской и Байкало-Амурской.

Здесь сформирована соответствующая инфраструктура (товарные склады, различные торгово-посреднические организации и т.д.). За пределами этой освоенной полосы торговая сеть представлена главным образом небольшими магазинами с перечнем самых необходимых товаров.

Самым крупным торговым центром региона всегда являлся Иркутск, в котором расположено наибольшее количество торговых предприятий и на долю которого приходится основной товарооборот. Затем идут города Братск и Ангарск. На долю этих трех городов приходится более 60 % торгового оборота области.

Межрегиональные торгово-экономи-ческие связи. Иркутская область имеет межрегиональные торгово-экономические связи со многими субъектами Российской Федерации, в первую очередь со своими соседями — Красноярским краем, республиками Бурятия, Саха (Якутия) и Тыва, Читинской областью.

К сожалению, в кризисный период 1990-х гг., когда каждый субъект Федерации остался один на один со своими проблемами, а участие федерального центра в экономической стабилизации территорий было минимальным, сформировалась политика, ориентированная на внутрирегиональное самообеспечение, прежде всего продовольствием. Ряд регионов в попытке защитить свой внутренний рынок и своего потребителя вводили административные запреты на поставки некоторых видов продукции, например зерна и продовольствия. При этом регионы, которые нуждались в поставках данной продукции, были вынуждены переориентироваться на импорт из дальнего зарубежья. В результате межрегиональные поставки того же зерна и продовольствия существенно сократились, а агропромышленный комплекс Сибирского региона не получил должного развития. 

Таблица 49

Доля городов Иркутской области, в областном розничном товарообороте, 2006 г.

Город

Товарооборот

млн р.

%

Иркутск

57 718

45,1

Братск

13 940

10,9

Ангарск

13 465

10,5

Усолье-Сибирское

4612

3,6

Усть-Илимск

4010

3,1

Шелехов

2 916

2,3

Тайшет

1 998

1,6

Тулун

1 996

1,6

Нижнеудинск

1 852

1,4

Усть-Кут

1 723

1,3

Черемхово

1 722

1,3

Саянск

1 250

1,0

Зима

1 193

0,9

Бодайбо

601

0,5

Свирск

182

0,1

Всего в городах

109 178

85,4

 

Таблица 

Доля районов Иркутской области, в областном розничном товарообороте, 2006 г.

Район

Товарооборот

млн р.

%

Иркутский

2 458

1,9

Нижнеилимский

2 167

1,7

Усольский

2 159

1,7

Слюдянский

1 660

1,3

Усть-Ордынский Бурятский авто­номный округ

1 435

1,1

Братский

971

0,8

Куйтунский

802

0,6

Казачинско-Ленский

614

0,5

Киренский

594

0,5

Черемховский

496

0,4

Заларинский

468

0,4

Качугский

446

0,3

Чунский

414

0,3

Тулунский

406

0,3

Тайшетский

399

0,3

Нижнеудинский

397

0,3

Усть-Илимский

354

0,3

Зиминский

329

0,3

Жигаловский

286

0,2

Усть-Удинский

286

0,2

Ангарский

272

0,2

Усть-Кутский

246

0,2

Шелеховский

239

0,2

Балаганский

226

0,2

Ольхонский

224

0,2

Катангский

159

0,1

Бодайбинский

135

0,1

Мамско-Чуйский

92

0,1

Всего в районах

18 734

14,6

 

Сдерживались также процессы межрегиональной специализации. И это при том, что природно-климатические условия Сибири позволяют рационально организовывать в рамках межрегиональной специализации производство и поставки основных видов продовольствия, которое в настоящее время завозится из-за рубежа.

Современные проблемы. Мы далеки от мысли рисовать современную торговлю в розовом цвете. Безусловно, в ее развитии имеется немало проблем. Например, очевидна зависимость потребительского рынка от импортной продукции. Еще не изжиты нарушения: обвесы, обсчеты, завышение цен, низкое качество товаров, грубое обслуживание.

Многие магазины не могут проводить гибкую торговую политику из-за существующей зависимости от оптовиков, ведь чтобы производитель напрямую начал работать с магазином, необходимо начать за-купать не менее 10 % производимой им продукции.

Зачастую владельцы магазинов и супермаркетов сталкиваются с чрезмерным бюрократизмом, связанным с регистрацией и открытием нового магазина. В России для этого требуется в несколько раз больше времени, чем в Европе. Ведь, помимо возникновения бюрократических проволочек, проверку нового магазина будет осуществлять множество различных инстанций.

Кроме того, иногда местные власти ограничивают развитие новых торговых предприятий либо путем установления неоправданно высоких цен на недвижимость, либо отказывая в выделении участка под строительство магазинов.

Другое препятствие — отсутствие развитого института кредитования предприятий. В России процентная ставка для фирм, занимающихся розничной торговлей, доходит до 30 %, в то время как, например, в США она составляет 7 %

Формы торговли и виды магазинов

С возрождением рыночных отношений розничная торговая сеть Иркутской области стала более разнообразной: возникли новые формы торговли и появились современные магазины. Сегодня большинство отечественных магазинов мало чем отличается от западных как по ассортименту и качеству товаров, так и по культуре обслуживания покупателей.

В течение последнего десятилетия к традиционным продовольственным и промтоварным магазинам, гастрономам и универмагам добавились новые виды торговых предприятий — универсамы, супермаркеты и гипермаркеты, так называемые магазины у дома, магазины-дискаунтеры, интернет-магазины и др. Важными характеристиками торговых предприятий стали площади их торговых залов, количество товарных позиций, технология размещения товаров, уровень обслуживания покупателей и др. Дадим краткое описание основных видов магазинов.

Гастроном — организуемый в городах и крупных районных центрах достаточно большой продовольственный магазин (в отличие от сельских продмагов). Данный вид магазинов был широко распро­странен в советский период. Переход к рыночным формам торговли существенно преобразил гастрономы, расширил ассортимент продо­вольственных товаров, повысил культуру обслуживания покупателей. В настоящее время целый ряд гастрономов преобразовали в универсамы и супермаркеты.

Универмаг (сокр. от «универсальный магазин») — магазин, где продаются различные группы товаров. В советский период в уни­вермагах продавались в основном непродовольственные товары. Не­которые универмаги могут быть специализированными. Например, в ассортимент стандартного универмага, торгующего детскими товарами (такие универмаги получили название «Детский мир»), входят кан­целярские и школьно-письменные принадлежности, одежда, обувь, игрушки и др.

Универмаги, как и гастрономы, были типичными магазинами со­ветской розничной торговли. Ассортимент продаваемых ими товаров в то время был очень скудным, а продукция не отличалась высоким качеством. После либерализации торговли положение коренным об­разом изменилось к лучшему.

Универсам (сокр. от «универсальный магазин самообслужи­вания») — магазин с широким выбором различных товаров, большая часть которых — продукты питания. В отличие от традиционных со­ветских магазинов в универсаме продаваемая продукция расположена на витринах в открытом доступе. Покупатель сам выбирает необходимый товар и расплачивается за него на кассе при выходе из магазина.

В СССР первые универсамы стали появляться с началом пере­стройки, во второй половине 1980-х гг. Некоторые из них располагались в специально построенных для этого типовых зданиях. В народе мага­зины самообслуживания сразу прозвали «сам бери» из-за нехарактер­ного для советской торговли принципа свободного доступа к товарам. К началу 1990-х гг. эти магазины, задуманные по западному образцу, выглядели пустынными из-за вечного советского дефицита и очень скудного ассортимента продаваемых там товаров. Очереди появлялись только в дни привоза различной дефицитной продовольственной про­дукции, а также у прилавков с надписью «стол заказов», где население отоваривало талоны. Все это представляло собой очень унылое зрелище и было непривычным для посещавших страну иностранных туристов, поток которых стал увеличиваться с началом перестройки.

После либерализации торговли универсамы существенно расшири­ли ассортимент. Многие из них функционируют и сейчас, одни — как независимые акционерные предприятия, другие — в составе крупных торговых сетей. В настоящее время ассортимент и культура торговли в большинстве подобных магазинов вполне соответствуют мировому уровню.

Универсамы широко распространены в небольших городах и районных центрах. Но зачастую на вывесках подобных магазинов можно прочитать «супермаркет». Однако от появившихся в 1990-х гг. в России супермаркетов они отличаются меньшими размерами торговых площадей, характером размещения товаров, менее разнообразным их ассортиментом. В городах и поселках небольшие универсальные магазины самообслуживания иногда называют «мини-маркеты». 

Супермаркет — большой универсальный магазин самооб­служивания с полным ассортиментом продуктов питания и напитков, товаров для домашнего хозяйства (мыло, порошки для стирки и мойки посуды, предметы санитарии и гигиены), кормов для домашних животных, ассортиментом книг в мягких обложках и глянцевых журналов, поздравительных открыток, комнатных растений, автомобильных товаров, игрушек, косметики, посуды и др. Подобные универсальные магазины самообслуживания получили широкое распространение во всем мире.

Хотя супермаркеты существуют в различных странах достаточно давно (с 1930-х гг.), в России они появились сравнительно недавно (только в 1990-е гг.) и сразу завоевали популярность у покупателей. Так, в 1999 г. доля супермаркетов в розничном обороте столичных городов России оценивалась всего в 4 %, в 2000 г. — уже в 8 %, а в 2005 г. — около 20 %.

В настоящее время супермаркеты расположены преимущественно в столичных городах, краевых и областных центрах. Почти все они являются отделениями крупных торговых сетей и используют при организации торговли самый передовой опыт. Например, некоторые супермаркеты открывают свои хлебопекарни, предлагают различные услуги (брокерские, страховые и др.). Затраты на создание супермар­кетов в больших городах окупаются примерно за два года. Некоторые специалисты связывают будущее розничной торговли в России с раз­витием сетей супермаркетов и гипермаркетов.

Гипермаркет — крупный универсальный магазин само­обслуживания, разделенный на торговые отделы. Отличается от традиционных магазинов самообслуживания и супермаркетов своей масштабностью: большей торговой площадью (более 5 тыс. м2), гро­мадным ассортиментом товаров (от 40 до 150 тыс. позиций), причем как продовольственных, так и непродовольственных.

В гипермаркете непродовольственный сектор может быть пред­ставлен самыми различными группами товаров: одежда и обувь, кос­метика, бытовая химия, строительные материалы, мебель, электроника и бытовая техника. Гипермаркеты могут быть и специализированными, например торгующие только строительными материалами.

Подобные крупные магазины всегда имеют рядом стоянки и удоб­ные подъезды к торговым залам для быстрой погрузки приобретенных товаров с тележки в багажник автомобиля.

Покупки товаров в гипермаркетах обычно делаются большими партиями впрок, поскольку такое приобретение выгодно из-за более низких цен и действующей системы скидок.

Кроме того, в гипермаркетах вследствие большого товарооборота может устанавливаться более низкая торговая наценка, что снижает их розничные цены по сравнению с ценами в других магазинах. При этом гипермаркеты ориентированы на массового среднего клиента, а также на покупателей, приобретающих товары мелким оптом.

Магазин-дискаунтер — магазин низких цен. К сожа­лению, еще не все россияне могут регулярно приобретать товары в супермаркетах или осуществлять закупки крупных партий товаров впрок в гипермаркетах. Поэтому у малоимущих слоев населения, вынужденных регулярно покупать лишь жизненно необходимые продукты, все большую популярность приобретают так называемые дискаунтеры — магазины с небольшим ассортиментом повседневных товаров и минимальным набором услуг для покупателей. Цены на товары в подобных магазинах могут быть ниже, чем в других мага­зинах.

Первые подобные торговые точки с низкими ценами на повсед­невные товары появились в Германии в середине 1950-х гг. — в период послевоенного восстановления разрушенного хозяйства и еще сохра­нявшегося невысокого уровня жизни населения. Такая форма торговли оказалась достаточно эффективной.

Поддерживать более низкие цены в магазинах-дискаунтерах удается за счет сокращения складских и торговых издержек, кроме того, за счет небольших и очень скромных торговых залов, упрощен­ной выкладки товаров, снижения количества работающего персонала, ограничения ассортимента (не более 500 видов) с ориентацией на про­дукты, которые можно быстро реализовывать и поставлять большими партиями. Рентабельность торговой площади в таких торговых точках существенно выше, чем в традиционных магазинах.

Магазин у дома — это небольшой магазинчик (иногда торговый павильон или ларек), предназначенный для обеспечения текущих потребностей живущих рядом с ним покупателей.

Покупки основных товаров потребительской корзины рядом с домом совершаются ежедневно. Поэтому ассортимент подобных магазинов и торговых точек максимально сбалансирован и состоит из товаров повседневного спроса.

Ларек (киоск) — небольшое уличное соору­жение (торговая точка) для мелкорозничной торговли с витриной и окошком. Обычно ставится в местах скопления людей, например на оста­новках общественного транс­порта. В ларьках и киосках продаются преимущественно товары широкого потребления (газеты, журналы, прохлади­тельные напитки, сигареты, бижутерия, сувениры и т.д.).

Интернет-магазин. Развитие телекоммуникацион­ной инфраструктуры и рас­пространение «всемирной пау­тины» создали техническую возможность для осущест­вления покупок (и продаж) PI3 любого места, где имеется компьютер и сеть интернет, в режиме онлайн — в так на­зываемых виртуальных интернет-магазинах.

Для многих жителей развитых стран виртуальный шопинг стал вполне обыденным делом. Потребителю зачастую гораздо удобнее и быстрее заказать нужную вещь через интернет, чем идти за ней в обычный магазин или супермаркет.

Сделать покупку очень просто. Достаточно зайти на соответ­ствующий сайт, выбрать нужный товар, сообщить о себе необходимую информацию. Через некоторое время покупку доставят вам на дом. Оплатить ее можно или безналично — при помощи компьютера пере­числить денежные средства со своего счета на счет продавца, или на­личными после доставки товара на дом.

Наибольшее распространение интернет-магазины получили в США и странах ЕС, где уже более 10 % населения пользуется данной услугой, и эта доля постоянно растет. Развивается подобная торговля и в России, в том числе в Иркутской области, где такая услуга также становится все больше востребованной.

В частности, несколько лет назад в Иркутской области появились первые онлайновые магазины цветов, подарков, туристских путевок и даже автозапчастей и автомобилей. Однако жители области, как и большинство российских потребителей, пока покупают через сеть мало-объемные и недорогие товары: книги, диски, парфюмерию и косметику, детские игрушки, комплектующие для ПК, сотовые телефоны и др. Что касается крупногабаритных и дорогостоящих товаров, таких как сложная бытовая техника, мебель, автомобили, то их наши земляки приобретают через интернет еще достаточно редко, опасаясь получить «кота в мешке». Покупатели пока еще слабо представляют, как отстоять свои права и привлечь к ответственности недобросовестного продавца, особенно если он находится за пределами региона.

Мировая практика свиде­тельствует, что неоспоримым до­стоинством интернет-магазинов является удобство пользования и значительная экономия времени.

Это очень важно для современно­го покупателя с его динамичным ритмом жизни, когда походы по магазинам в поисках нужной вещи становятся непозволительной ро­скошью. Ведь товар можно при­обрести быстро через интернет.

При этом за покупкой не нужно ехать самому: ее доставят на дом или в любое другое указанное место. Кроме того, имеется возможность детально изучить товар, получив о нем всю имеющуюся в электронном виде информацию, не спеша обдумать свой выбор, легко и быстро сравнить цены в разных магазинах. Кстати, цены в виртуальных магазинах могут быть ниже из-за меньших издержек обращения по сравнению с ценами в традиционных магазинах с их складами, выставочными залами, большим штатом продавцов и обслуживающего персонала. Даже с учетом затрат на доставку покупка товара в виртуальном магазине может обойтись дешевле.

Но у интернет-магазинов есть и существенный недостаток — товар нельзя увидеть вживую, потрогать его, опробовать, оценить реально. Это непривычно для покупателя. Есть опасность получить не совсем то, что хотелось. Потребителю могут отправить другой товар либо изделие того же производителя, но с другой маркировкой. Наконец, доставка товара может занимать слишком много времени, а затраты на перевозку единичных крупногабаритных товаров из других регионов могут быть сопоставимы с их стоимостью.

Однако все указанные недостатки не более чем издержки становления и развития этой новой и перспективной формы торговли. Будущее за подобными магазинами, качество обслуживания которых с каждым годом повышается и вызывает все меньше нареканий, тем более что права покупателей защищены, а возникающие проблемы могут успешно решаться в соответствии с действующим законодательством. Ведь покупка через интернет остается сделкой купли-продажи, и на страже интересов покупателя в этом случае стоит федеральный закон «О защите прав потребителей», ст. 26.1 «Дистанционный способ продажи товара», согласно которой продавец до заключения сделки обязан предоставить покупателю исчерпывающую информацию об основных свойствах товара, цене, способах доставки, гарантийном сроке, порядке оплаты покупки. При этом потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи — в течение семи дней.

Кроме того, зайдя на сайт интернет-магазина, потребитель и сам должен убедиться в надежности продавца и обратить внимание на его координаты и контактные данные. Если указана только электронная почта и телефон, который к тому же является мобильным, стоит насторожиться. Крупные покупки следует делать в проверенных виртуальных магазинах, которые указывают свой полный адрес и имеют офлайновые аналоги.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров М. А. Суходолов А. П. | Источник(и): Экономика Иркутской области: в 5 т. / М.А. Винокуров, А.П. Суходолов. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. — Т. 5. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2008 | Дата последней редакции в Иркипедии: 09 апреля 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Книги | Иркутская область | Библиотека по теме "Экономика"