Тофалары (в переводе — «человек»), или карагасы (в переводе — «черный гусь») — коренной народ Южной Сибири, исторически проживавший в долине реки Уды и на северо-восточных склонах Восточных Саян. Традиционными занятиями тофаларов были и остаются охота и кочевое оленеводство.
Традиционным жилищем тофаларов являлся чум. Он составлялся из 15 жердей, которые вверху сходилсь конусом и были стянуты рогатиной. На зиму чум покрывался корой с деревьев, на лето берестой. Зимой полог был из оленей шкуры, летом покрывали берестой, иногда закрывали листвинничной корой. Внутри помещались вьюки, сумы. Спали на шкурах, войлоках. Войлоки покупались или выменивали у бурят, тувинцев. На день постель сворачивалась. Чум обычно ставили на ровном месте. Размер его зависел от достатка и численности семьи. Чум делился на женскую (справа от входа) и мужскую (слева) половины.
Стойбище (поселение в форме группы чумов) тофаларов обычно насчитывало от 2 до 5 чумов, летом — до 10. С начала XIX века среди тофаларов получили распространение срубные дома. Полностью исчезли чумы. Да и северных оленей — основу хозяйства тофаларов — сейчас увидеть достаточно сложно.
За советский период Тофалария претерпела огромные социально-экономические и культурные изменения. Стремительный переход от кочевничества к оседлому образу жизни изменили весь исторически сложившийся быт тофов, началось нивелирование культурных особенностей. Не умевшие жить в деревянных домах, тофы летом ставили чумы во дворах и спали там. Молодое советское государство создало условия для перехода этого народа к оседлости, для чего в 1930-1931 г.г. было построено три ныне существующих поселка: Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара. Разумеется, тофалары не стали жить в поселках постоянно – пастухи оставались при оленьих стадах, охотники надолго покидали поселок, когда в охотничий сезон расходились по своим угодьям, порой весьма далеко от дома. Тем не менее, значительная часть тофов стала оседлой. Изначально в этих поселках поселились и русские, и с тех пор межнациональное общение стало тесным и регулярным, возникли прочные соседские, дружеские, а позднее и родственные связи.
Основным материалом для изготовления посуды служили дерево и береста. Кроме того, тофы мастерили туеса, которые использовались в быту для длительного хранения продуктов. Сделаны они довольно грубо, украшали лишь стыки геометрических форм в нижней и верхней части. Ложки и ковши вырезались из капа березы, их красили отваром березовой коры. Охотничьи ножи делались из привозной стали, рукоять из бересты слоями поперек, ножны — из меха оленя с бумажным вкладышем. Для пристяжки к поясу изготовлялся кожаный ремень.
Тофы широко применяли в быту сумы и поясные сумки — кошельки из шкур, украшая их камнем “кастарма”, который считался священным и служил оберегом.
Унджиеки — праздничные шкатулки, сшитые из камуса оленя, прошитые голубой тесьмой по верхнему краю и перевязанные поперек кожанным шнуром. Веохняя часть шкатулки сшита из материала защитного цвета, боковая — цветным бисером в два яруса. Кроме того, шкатулки шились в форме ложки и украшались кожанными кистями по периметру. Для рукоделия широко использовался подшейный волос оленя. Несколько волосков, собранных в жгут, прокладывали по основе и прихватывали потайным швом сверху. Использовался и конский волос, который брался только из гривы: из него делали нитки и веревки.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей