Свидетели Иеговы — религиозная организация, члены которой относят себя к христианству. Однако часть религиозных исследователей и РПЦ считают данное течение неохристианским.
Первым известным по имени Свидетелем Иеговы в Российской империи был Семион Козлицкий. В 1874 он вернулся из Америки в Россию, став в США последователем Исследователей Библии (так тогда именовались Свидетели Иеговы). Известно, что он был выпускником духовной семинарии, но по каким-то причинам не получил сана священника. Горячо взявшись за проповедь учения Исследователей Библии, он был сослан в Западную Сибирь из-за конфликта с церковными властями.
Иеговизм относился к числу тех конфессий, которые особо не принимались и не понимались советской государственно-общественной системой и многими другими обществами и государствами. Более массово это вероисповедание распространилось на территории России в конце 1930-х - начале 1940-х после присоединения западных областей. В Сибири иеговисты появились в результате ссылок. Массовые депортации (именно по вероисповедальным основаниям) Свидетелей Иеговы из Молдавии, Западной Украины за Урал имели место в 1949 и 1951, в результате которых около 5000 семей членов церкви оказались в отдаленных районах Сибири и Крайнего Севера (Ухта, Дудинка, Магадан, Томская обл.). Операция 1951 получила название “Север”.
Высланные верующие расселялись в первую очередь в Иркутской и Томской областях, но группы иеговистов встречались во всех западносибирских областях. Спецпереселенцы были расселены по колхозам и лесным предприятиям. Первые 5 лет высылки были самыми тяжелыми для переселенцев: непривычный климат, плохие жилищно-бытовые условия, тяжелая физическая работа, постоянный жесткий контроль за личной жизнью Свидетелей Иеговы. На новом месте Свидетели Иеговы оказались под “колпаком” контролирующих органов, которые собирали материалы, исследовали, выявляли, информировали власти о любых проявлениях религиозной жизни.
В 1950-е подпольные молитвенные дома иеговистов действовали в поселках Пышкино-Троицкого, Асиновского, Зырянского районов Томской области. Активны были иеговисты в Горном Алтае, Веселовском, Венгеровском, Красноозерском районах Новосибирской области, г. Кемерово.
Вероучительные принципы и общественно-политическая позиция церкви, специфика ее организации и управления не оставляли никаких шансов на официальное признание и узаконивание деятельности ее организаций на территории СССР. Во все времена она не только была запрещена, но верующие-иеговисты подвергались последовательному и непримиримому преследованию.
Иеговистов не любили власти многих государств, в первую очередь за равнодушное отношение именно к земной государственной власти. Исходный тезис иеговизма: если верующему придется выбирать между земными - государственными или божественными законами и установлениями, то однозначно надо выбирать второе. В конкретной жизни эта дилемма приобретала простое выражение: служить или не служить в армии, брать или не брать в руки оружие, платить или не платить налоги, участвовать в выборах или не участвовать. Налоги иеговисты платили, но, что касается службы в армии, здесь они были непреклонны. В период войны это рассматривалось однозначно как прямое предательство, отсюда - ссылки и аресты, а в мирное время - как стремление ослабить мощь армии и обороноспособность государства. Наказание за это было неизбежно.
Таким образом, основания для отторжения (и самоотторжения) их от основной массы неверующего советского населения были налицо. Добавим к ним стойкое нежелание религиозных организаций идти на контакты с общественными и государственными институтами. Имеется в виду, в первую очередь, отношение иеговистов к выборам советских органов. На территории Сибири нередки были случаи массового отказа от участия в них, а каждый случай голосования иеговиста рассматривался как отступление от религиозных принципов, нарушение заповеди "не сотвори себе кумира", соучастие в сатанинских делах и т.д. Земное государство, неважно, советское или буржуазное, иеговистами не рассматривалось как нечто священное, должное. Они верили и надеялись только на одно государство: тысячелетнее царство, которое наступит после Армагеддона, а возглавлять его будет Иисус Христос.
Не в меньшей степени вызывали неприязнь и недоверие у властей, рядовых граждан характер организации и управления церкви Свидетелей Иеговы, а также методы миссионерской деятельности. В организационном отношении данная церковь всегда была сугубо централизована и строго иерархична. Возглавлялась она Бруклинским центром. В России и СССР организации верующих были вынуждены соблюдать элементы конспирации, хотя в условиях тотального контроля и преследования это мало спасало. Тем не менее, литература, изданная в США, постоянно встречалась и в Сибири, в том числе официальные издания Бруклинского руководящего центра журналы "Башня стража" и "Информатор". Одной из обязанностей каждого верующего являлось как раз распространение журналов, в том числе и размноженных рукописным путём. Чтение и обсуждение Библии (только в специальном Бруклинском варианте) называлось "студией". Она должна была проводиться хотя бы раз в неделю не менее часа. Посещение занятий было обязательным для каждого верующего, пропуск их рассматривался как отступление от веры. Руководитель "студии" должен был ежемесячно отчитываться о количестве и качестве проведенных занятий.
Активное миссионерство, как известно, является отличительной чертой всех протестантских конфессий, но Свидетели Иеговы, пожалуй, занимают среди них первенствующее место. Пропагандист иеговистского учения, а им обязательно должен был быть каждый верующий, назывался возвещатель. Система и порядок миссионерства в глазах посторонних выглядела навязчиво-настырной и не могла не раздражать. Настойчивость миссионеров не оставалась безрезультатной. Им удавалось обращать в свою веру людей, может быть не в таком количестве, как им хотелось, но в общины иеговистов приходили люди не только из семей верующих.
В целом же организации Свидетелей Иеговы Сибири, хотя и не были массовыми, отличались стойкостью, исключительной преданностью верующих выбранному пути. Это проявлялось во многом: регулярных выплатах взносов "доброй надежды", которые шли на содержание руководства, организацию пропагандистской работы, настойчивом проповедовании каждым членом, строгом религиозном воспитании в семье. Дети иеговистов, как правило, продолжали дело своих родителей. Школу, по крайней мере, начальную, они посещали, но отказывались заниматься пением, физкультурой, рисовать изображение Кремля, звезд и т.п. Конечно, ни о каком их октябрятстве-пионерстве речи идти не могло.
Особую преданность своей вере и своему делу демонстрировали руководители иеговистских обществ или "главари", как их именовала советская пропаганда. Именно они в первую очередь подвергались преследованию и наказанию со стороны государства. Практически все видные активисты церкви неоднократно были судимы и пребывали либо в заключении, либо в ссылке.
Некоторые послабления в отношении Свидетелей Иеговы сделаны были в 1953, после смерти Сталина, когда многим осужденным снизили сроки заключения с 25 до 10 лет. После ХХ съезда КПСС (1956), положившего начало борьбе с культом личности Сталина, повеяло ветром перемен. Из мест заключения и ссылок возвратились сотни и тысячи верующих и служителей культа. Среди них и основная масса находившихся до того в тюрьмах Свидетелей. Правда, в отношении руководителей и активистов по-прежнему применялись жесткие меры: слежка, обыски, аресты, ссылка, судебные процессы, заканчивавшиеся иногда вынесением высшей меры наказания. Можно привести пример с Н.В. Дубовинским — руководителем Свидетелей Иеговы в СССР в те годы. В 1957 он был приговорен Верховным Судом УССР к расстрелу как “участник секты Свидетелей Иеговы”. Лишь в самый последний момент приговор заменили двадцатипятилетним сроком заключения.
В 1965 советское правительство издало указ об освобождении всех свидетелей Иеговы, которые были сосланы в Сибирь с 1949 по 1951. Однако большинству свидетелей Иеговы всё-таки не разрешалось вернуться на своё прежнее место жительства. Те, кто не захотел остаться в Сибири, решили переехать туда, где нужны были возвещатели. Указом Президента РФ от 14 марта 1996 свидетели Иеговы, депортированные в Сибирь, были полностью реабилитированы и признаны жертвами политических репрессий.
Многие семьи иеговистов, снятые со спецпоселения, стали возвращаться либо к себе на родину — в Молдавию, Украину, либо переезжали (подальше от преследований) в Казахстан, Киргизию. Но в целом сеть религиозных групп иеговистов, хотя и сократилась, продолжала сохраняться и действовать.
27 марта 1991 г. свидетели Иеговы в России получили официальную регистрацию.
Собрания объединены в три района – с центрами в Усолье-Сибирском, Иркутске, Братске. Наиболее активны Свидетели Иеговы в Иркутске, Ангарске, Усолье-Сибирском, Братске, Тулуне, Саянске, Зиме, Чуне, Тайшете и др. Свидетелей отличает активная миссионерская деятельность по принципу “от двери к двери”.
Два раза в месяц выходят журналы и “Сторожевая башня” и “Пробудитесь!”. Кроме того, ежегодно публикуются одна-две книги для изучения тех или иных вопросов учения. Эта литература распространяется и на территории Иркутской области.
В 2011 г. в Иркутской области 9 336 человек посетили праздничное богослужение Свидетелей Иеговы. Всего в 39 населенных пунктах области насчитывается 71 община-собрание. В Иркутске действует 10 собраний, в каждом в среднем по 100 верующих. Встречи собраний проводятся дважды в неделю в специальных богослужебных зданиях («Залах Царства») с целью совместного изучения Библии и молитвы. По апостольской традиции Свидетели Иеговы неустанно благовествуют, в том числе по домам, о Царстве Божьем.
В Иркутской области представители этой религиозной организации появились в 1951 г. вследствие секретной операции спецслужб по их высылке из западных республик СССР. Сосланные Свидетели Иеговы и их потомки проживают в п. Залари, в г. Бирюсинске и п. Квиток Тайшетского района, п. Веселый Чунского района, с. Пивовариха Иркутского района, с. Подкаменная Шелеховского района.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей