Свентицкий, Александр Андреевич

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Александр Андреевич Свентицкий (1 августа 1851, г. Санкт-Петербург – ?) — инженер путей сообщения, начальник Забайкальской железной дороги с 21 сентября 1903 по 22 мая 1907.

Отец – отставной генерал-лейтенант Андрей Карлович, православный, дворянин Калужской губернии, Кавалер орденов Св. Георгия, Св. Владимира, Св. Анны. Мать – Емилия Абрамовна, «лютеранского исповедания».

В 1873 окончил «полный курс наук» в Институте инженеров путей сообщения в звании гражданского инженера с правом производства работ и с чином коллежского секретаря и сразу был принят на работу в Министерство путей сообщения «сверхштатным сотрудником без содержания». С 7 декабря 1874 А.А. Свентицкий работал на земской Орловско-Витебской железной дороге. Затем подал прошение об уходе из общества Орловско-Витебской дороги и был принят на Уральскую Горнозаводскую железную дорогу. В Свидетельстве от канцелярии Министерства путей сообщения, выданном А.А. Свентицкому говорилось, что приказом по Министерству путей сообщения от 12 июля 1877 он уволен «к занятиям в общество Уральской Горнозаводской железной дороги» на срок до 1 ноября 1877 Уволенный по такому свидетельству инженер путей сообщения обязан был «в точности руководствоваться законами и правилами в этом свидетельстве изложенными и каковые впредь будут для таковых установлены». Законы и постановления об инженерах и техниках путей сообщения, «уволенных для занятий вне министерства, не по правительственным учреждениям», предусматривали:

«1) В случае ходатайства частных обществ, устраивающих железные дороги, или иные важные государственные сооружения, – о дозволении инженерам путей сообщения и другим техникам сего ведомства участвовать, по их желанию, в постройках, предпринятыми сими обществами, предоставляется министру путей сообщения давать надлежащие к сему разрешения, если по личному сих чинов составу, не будет к тому препятствия.

2) Лицам, сим, во время занятий их  в частных обществах, предоставлять получать от них содержание, по взаимному соглашению, и в время это вменять им в действительную службу. Сохранив право и награды за особые отличия.

3) По выслуживании трех лет в частных обществах, уволенные инженеры и техники сменяются другими. Но общества могут просить как о перемене их прежде срока, так и об оставлении их долее оного».

В случае особой надобности в инженерах и техниках, по требованию министра они возвращались на службу в ведомство путей сообщения. Кроме того, инженеры, работавшие в частных предприятиях, обязаны были вносить в эмерительную кассу инженеров путей сообщения, из собственных средств, ежегодно по 12 % от окладов.

В 1877 А.А. Свентицкий был назначен временно начальником Уральской Горнозаводской железной дороги. В 1878 он стал главным инженером Службы пути Уральской Горнозаводской железной дороги. Приказом по Министерству путей сообщения А.А. Свентицкий оставлен в обществе Уральской Горнозаводской железной дороги до 1 ноября 1882 Затем срок был отодвинут до 1885

В сентябре 1903 Александр Андреевича назначили начальником Забайкальской железной дороги (прибыл в Иркутск 8 августа 1903). Период его руководства совпал с важными событиями, происходившими в стране и полностью отразившимися на работе железных дорог, особенно в Сибири. На его долю выпало руководить дорогой в период Русско-японской войны, когда, фактически, судьба военных действий зависела от пропускной способности железных дорог и в первую очередь Забайкальской железной дороги. Затем последовала революция 1905–1907 гг., карательные экспедиции Ренненкампфа и Меллер-Закомельского.

В 1905 началась забастовка служащих телеграфа Забайкальской железной дороги. Начальник дороги А.А. Свентицкий с середины ноября 15 дней не получал никаких сведений с линии. Он просил Петербург принять срочные меры. В конце ноября образовались нелегальные железнодорожные комитеты. Они стали полновластными распорядителями дел на дороге. 30 ноября иркутский комитет потребовал от А.А. Свентицкого отказаться от своей должности. На что начальник дороги заявил, что добровольно отказаться он не может, а если его сместят насильно, тогда он не будет подписывать платежные ведомости. Это обстоятельство помещало комитету захватить власть на Забайкальской железной дороге, но комитет осуществлял контроль за деятельностью начальника дороги и его помощников. Все распоряжения начальника дороги выполнялись только после подписаниях их председателем исполнительного бюро Хаммером.

В мае 1907 Управление железных дорог предлагало включить А.А. Свентицкого в комиссию Горчакова, но Горчаков шифрованной телеграммой 17 мая 1907 из Иркутска на имя министра путей сообщения возражал:

«Из частных сведений узнал назначение Кнорринга на место Свентицкого отсрочено до первого июня, ходатайствую сделать эту замену к двадцатому мая. Своей забывчивостью, слабым отношением к ближайшим подчиненным и не глубоким вниканием в дело, Свентицкий не способствует даже работам особой комиссии, а в Управление дорогой полезной активности уже не вносит».

1 июня 1907 А.А. Свентицкий переведен начальником на Пермскую железную дорогу.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Хобта А.В. | Источник(и): Строительство Транссиба: очерки истории (конец XIX – начало XX вв.). Иркутск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 26 марта 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.