Регулярное плавание по Байкалу началось с 1650 г., после того как русский посол Е. Заболоцкий по пути в Монголию пересек озеро на небольшом карбасе. Вскоре, в 1662 г., возвращаясь из забайкальской ссылки, через озеро переправился протопоп Аввакум, оставивший воспоминание об этом событии в своей знаменитой книге «Житие протопопа Аввакума». В 1664 г. Байкал переплыл стольник Власов, назначенный нерчинским воеводой. Описание своего путешествия через Байкал сделал Н. Спафарий — русский посол, пересекший озеро в сентябре 1675 г. по пути в Китай. В 1689 г. на небольшом судне был доставлен на противоположный берег русский посланник в Пекине Ф. Головин.
Постоянный флот, перевозивший грузы и пассажиров, появился на Байкале лишь к середине XVIII в. В то время он состоял из небольших парусных судов, владельцами которых были иркутские купцы и мещане, а также крестьяне Ильинской волости, расположенной на восточном берегу озера напротив истока Ангары. Появление парового флота на Байкале сократило их доходы от этого опасного, но весьма прибыльного промысла. Конкурировать с «пароходчиками» было трудно, поэтому «корабельщики» стали заниматься рискованными перевозками небольших грузов, за которые не брались «пароходчики». Например, они сплавляли товары вниз по Ангаре до Енисейска на небольших судах. Подобный промысел успешно продолжал существовать до постройки железной дороги.
Первые пароходы на Байкале («Император Николай I » и «Наследник цесаревич») появились в 1844 г. В этом же году организовали первое пароходство.
Пароходное сообщение, в отличие от рейсов частных парусных судов с их вольным фрахтом и неритмичностью перевозок, было гораздо надежней. Именно пароходы стали перевозить через Байкал казенные грузы, почту, партии ссыльных, войсковые подразделения и переселенцев, количество которых постоянно увеличивалось, особенно после приобретения Россией районов Приамурья и Приморья.
Развитию судоходства на Байкале способствовало и то, что Кругобайкальский тракт во второй половине XIX в. находился в неудовлетворительном состоянии. Кроме того, путь вокруг Байкала был более долгим и дорогим. Начиная с 1872 г. пароходные компании стали получать от казны субсидии в виде поверстной платы из расчета 2,5 руб. за 1 версту каждого рейса
. |
Таблица 32.7 Протяженность судоходных водных путей на оз. Байкал
|
Пароходы совершали рейсы на север Байкала до Ангарска (так в те годы назывался Нижнеангарск), брали на буксир загруженные омулем суда рыбопромышленников, закончивших путину, и доставляли их в Иркутск или Кяхту.
К началу XX в. общая длина судоходных путей Байкальского бассейна составляла (включая притоки Байкала) почти 2 тыс. км. Перевозками было занято около 40 различных судов, в том числе 15 пароходов.
Большую помощь водный транспорт оказывал в период строительства Кругобайкальского участка железнодорожной магистрали. К месту строительных работ подвозили необходимые материалы, рельсы и шпалы. Кроме того, до завершения строительства Кругобайкальского железнодорожного обхода, чтобы не прерывать движения на Транссибирской магистрали, от порта Байкал до Мысовска, а затем до Танхоя курсировали паромы-ледоколы, перевозившие железнодорожные составы и пассажиров.
Наиболее крупные пристани в бассейне располагались в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ), Усть-Баргузине, Усть-Кяхте, Мысовске, Турке, Танхое, Нижнеангарске, Листвянке.
В советский период по Байкалу перевозили лес, строительные материалы, рыбу, хлеб, соль, промышленные товары. Регулярные пароходные рейсы осуществлялись от порта Байкал и от Листвянки до Хужира, Нижнеангарска, Северобайкальска. Для более эффективной перевалки грузов с Транссибирской магистрали в пос. Култук построили специальные причалы, оснащенные современными портальными кранами.
После строительства Байкальского и Селенгинского целлюлозных комбинатов в составе грузопотока стал преобладать лес (40 %), буксируемый в больших морских плотах-сигарах. Примерно 30 % грузооборота приходилось на минеральные строительные материалы, добываемые на побережье Байкала и в бассейне Селенги.Наиболее значимыми портами стали Листвянка, Байкал (а впоследствии Култук), Хужир (центр рыбной промышленности на о. Ольхой), Харгино (добыча стекольных песков). В пос. Листвянка была расширена судоверфь.
Увеличение лесозаготовок и создание лесоперерабатывающих и целлюлозных предприятий на Байкале вызвало необходимость рационализации перевозок круглого леса по озеру. Была поставлена и решена задача сокращения, а затем полного прекращения доставки бревен в плотах-сигарах, организована его транспортировка с помощью судов. В настоящее время, в связи с прекращением лесозаготовки в бассейне, доставка древесины
Большую помощь оказал речной транспорт при строительстве БАМа. Сооружение магистрали потребовало крупномасштабных перевозок. Был построен новый грузовой порт в пос. Култук. Развивалось судоходство на Верхней Ангаре, по которой доставляли грузы из Нижнеангарска в Уоян — опорный пункт строителей Северомуйского тоннеля. Для перевозок по Верхней Ангаре и Баргузину использовались специально изготовленные мелкосидящие буксиры и 150-тонные баржи. Пассажирское сообщение между Иркутском и Северобайкальском (новым городом на БАМе) осуществлялось быстроходной «Кометой». Чуть более 10 ч. требовалось этому судну на подводных крыльях, чтобы преодолеть расстояние почти в 550 км, от порта Байкал до м. Курлы.
Навигация в бассейне Байкала продолжается 7-8 мес. и имеет регулярный характер, несмотря на трудные условия плавания, вызванные частыми штормами и туманами.
Еще с дореволюционного периода судоходство осуществлялось не только по озеру, но и по основным питающим его рекам: Селенге, Верхней Ангаре, Баргузину.
Общая протяженность реки составляет 1024 км, площадь бассейна — 447 тыс. км2. Берет начало в Монголии. Судоходна от устья до Усть-Кяхты и Сухэ-Батора (на р. Орхон). Протекает по наиболее пригодным для скотоводства и земледелия районам Монголии и западной части Забайкалья. Здесь судоходство можно осуществлять по ее притокам — Уде, Чикою (на участке 150 км) и Хилку (170 км).
Является второй по величине рекой, питающей оз. Байкал. Длина ее — 438 км. Судоходство традиционно осуществляется на участке от устья до пос. Куморы (170 км).
Протяженность — 480 км, площадь бассейна — 21,1 тыс. км2. Перевозки производятся небольшими мелкосидящими судами на участке от устья до д. Могойто (224 км).
Речной транспорт бассейна Байкала всегда содействовал расширению торгово-экономических связей с дружественной Монголией. Еще в дореволюционный период между двумя странами осуществлялись торговые и пассажирские перевозки небольшими судами и пароходами.
В советский период, в 1925 г., между Монголией и СССР было подписано соглашение, регулирующее порядок водных перевозок по Селенге и Орхону. Зарубежные рейсы в те годы выполняли суда Ангаро-Байкальской флотилии под командой иркутских капитанов. В 1964 г. правительство Монгольской Народной Республики решило создать внутреннее пароходство в бассейне Селенги. Помощь в подготовке национальных кадров и развитии материально-технической базы монгольского национального флота оказывали специалисты Восточно-Сибирского речного пароходства.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей