Строительство // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль материального производства, в которой создаются основные фонды производственного и непроизводственного назначения: готовые к эксплуатации здания, строительные конструкции, сооружения, их комплексы.

Как самостоятельный вид производства создание искусственных жилищ Строительство зародилось в древние времена. Российские переселенцы, устремившиеся в Сибирь с конца XVI в., принесли в регион новую культуру строительства, с использованием новых материалов. Из кирпича и камня строились церкви, административные и общественные здания, жилые дома купцов и высокопоставленных чиновников. Небольшие здания, как правило, сооружались самими застройщиками с использованием труда немногочисленной группы наемных работников. Для возведения крупных объектов нанимались специальные артели, возглавляемые квалифицированными мастерами-строителями. Основную часть работ они выполняли вручную. Механизация и в начале XX в. оставалась примитивной: применялись блоки, лебедки, вороты, козловые деревянные краны и другие подобные грузоподъемные механизмы.

Крупные строительные работы развернулись в рамках сооружения Транссибирской магистрали. При их выполнении на разных участках сочетались хозяйственный способ (организация работ непосредственно заказчиком, в данном случае — государственными чиновниками) и подрядная система. Среди подрядчиков на строительстве Транссиба были предприниматели из Сибири, Европейской России, Европы (Италия). Основная часть рабочих набиралась из местного населения; использовались также военнослужащие, в Уссурийском крае — наемные рабочие из числа китайцев и корейцев, ссыльнокаторжные с острова Сахалин.

В промышленном Строительстве начало XX в. преобладал хозяйственный способ. Производство носило сезонный характер. Однако для монтажа сложного оборудования, а также металлических и железобетонных конструкций привлекались специализированные организации. Как правило, они не имели строительной техники и значительного штата постоянных рабочих. При сооружении почти всех объектов преобладали малоквалифицированные ручные работы, для которых рабочие набирались на месте.

Формирование сети небольших строительных организаций, прерванное военно-революционным кризисом, возобновилось в годы новой экономической политики. Наряду с частными, в это время значительно распространились кооперативные и государственные учреждения. С началом индустриализации после ликвидации части, капитала остались лишь государственные строительные и монтажные организации. Они набирали рабочих не только из горожан, также производился так называемый организованный набор (оргнабор) в деревнях; использовался и труд заключенных. В связи с повышением роли Строительства в годы 1-х пятилеток и одновременно усилением централизации отрасли был учрежден Наркомат по строительству (1939). Непосредственно руководство строительными трестами в регионе стал осуществлять один из 7 общестроительных территориальных главков — Главсибстрой.

Значительный спад Строительства в стране произошел в годы Великой Отечественной войны: численность занятых в отрасли сократилась на 50%. Однако в Восточной Сибири сокращение составило лишь 8% (на 1942), в Западной Сибири произошел рост на 22%. Причиной тому стала эвакуация за Урал предприятий из Европейской России, которые требовалось воссоздать на новом месте. Помимо промышленных предприятий в Сибирь эвакуировались десятки строительных организаций. Трест «Киевпромстрой» эвакуировали в Юргу, «Стройгаз» — в Барнаул, «Севкавтяжстрой», «Южэлектромонтаж», «Госсантехмонтаж», «Строимеханизацию» и некоторые другие крупные тресты — в Новосибирск. Сюда же на время перебазировалось одно из главных управлений наркомата — Главсредазстрой. После запуска эвакуированной промышленности число строителей и в Сибири пошло на убыль (с 1943).

С окончанием войны стало возможным восстановить довоенные тенденции развития отрасли: вновь начался быстрый рост численности занятых. Но по-прежнему использовалась примитивная техника: одноколесные тачки, лебедки, конный транспорт, для вертикального подъема — краны-укосины. Строительные организации оставались мелкими (средняя численность работников по Сибири — 136 человек, по РСФСР — 122 человека). Зато увеличивалось их количество (за годы 4-й пятилетки — на треть), что обусловило создание нескольких строительных министерств вместо одного. К 1956 в Сибири капитальное Строительство вели более 30 министерств и ведомств (в частности, «Сибакадемстрой» работал в подчинении Министерства среднего машиностроения). Из 918 действующих первичных подрядных организаций 40% подчинялись промышленным министерствам, 60% — строительным. Наиболее крупные строительные управления располагались в промышленно развитых Кемеровской, Омской, Новосибирской, Иркутской областях.

Коренные перемены в строительной отрасли произошли в 1950-е гг., когда в Сибири развернулось строительство крупных ГЭС. Началось активное внедрение современной техники. Более половины работ все еще выполнялось вручную, однако появились мощные высокопроизводительные машины — экскаваторы, скреперы, бульдозеры, краны, автопогрузчики и автогрейдеры, а также механизмы для малых объемов работ. Часть недостающего оборудования подрядные тресты изготавливали собственными силами. Рост технической вооруженности труда обеспечил индустриализацию Строительства — развитие и совершенствование строительного производства на базе использования современных средств механизации и автоматизации. Темпы индустриализации Строительства резко возросли после Всесоюзного совещания строителей, состоявшегося в конце 1954. В практику стали широко внедряться типовые проекты, основанные на использовании крупноразмерных деталей и конструкций заводского изготовления. Применение сборного железобетона позволило в 2—3 раза ускорить сооружение жилых («хрущёвки») и промышленных (Иркутский, Красноярский алюминиевые заводы) объектов.

Началось укрупнение строительных организаций. В Западной Сибири это привело к сокращению количества первичных организаций (с 672 до 597). На востоке региона количественный рост продолжился в связи с активным освоением новых районов. В отличие от предшествующих десятилетий исчезла необходимость завозить на эти стройки квалифицированных специалистов из-за Урала. В 1950-е гг. их подготовку в требуемых количествах наладили за счет развития на месте высшего и средне специального образования.

Во 2-й половине 1960-х — 1970-е гг. заложенные ранее тенденции развития отрасли в основном сохранялись. Продолжился рост числа строительных организаций: с 1,8 тыс. в 1970 до 4 тыс. в 1985. Он был особенно быстрым в тех регионах, где реализовывались масштаб, проекты освоения природных богатств (Тюменская область). Тем не менее посто­янно ощущался недостаток производственных мощностей для осуществления запланированных объемов капиталовло­жений. Ввод объектов в действие регулярно запаздывал. После 1965 начали снижаться темпы индустриализации строительства. К тому же в Сибири применение индустриальных методов (в частности, использование сборного железобетона) отставало от средних показателей по стране.

Прекратилось укрупнение строительных организаций. В 1956 средняя загрузка каждой из них составляла в Сибири 1,0 млн руб., в 1965 — 2,4 млн, в 1970 — 2,3 млн руб. В управлении строительством утвердился территориально-отраслевой принцип (с 1967 он окончательно сменил систему совнархозов). В итоге сложилась многоуровневая система управления, наверху которой находился Государственный строительный комитет СССР (Госстрой). Следующим уровень управления образовывали отраслевые министерства и региональные главные управления (главки), которые совместно с Госстроем утверждали предложения по обеспечению технического прогресса в строительстве. Третий уровень составляли стро­ительно-монтажные тресты. Каждый из них представлял собой единый производственный комплекс, способный обеспечить все виды работ по строительству отдельных объекта. Подразделения­ми трестов выступали строительно-монтажные управления и т.п. первичных строительных организаций.

Структура строительных организаций начала меняться в годы «перестройки». Троекратно выросло число организаций. Одновременно в 3 раза сократилась средняя загрузка: рост шел за счет создания малых предприятий. В 1990-е гг. строительная отрасль оказалась в кризисе. Строительные организации подверглись приватизации, часть их обанкротилась. Выбытие техники превышало новые поступления. По­явилось множество строек, законсервированных из-за прекращения государственного финансирования. Выход из кризиса наметился на рубеже XX—XXI вв. В виде исключения возобновилось строительство промышленных объектов (Бурейская ГЭС), но главным образом строители удовлетворяют спрос на офисные помещения и элитное жилье.

С 2003 наблюдается активное проникновение на сибирский рынок столичных фирм. Обладая более значительными капиталами, они составляют местным компаниям серьезную конкуренцию на торгах по продаже землеотводов под строительство. В 2006 как явный факт отмечалось китайское проникновение в сибирское строительство. На стройках массово используется китайская рабочая сила (а также рабочие из бывших средне-азиатских республик СССР). Обычным стало применение китайских строительных материалов из-за нехватки строительных материалов российского производства, а также низкой цены и высокого качества китайского товара.

Уступая часть местного рынка конкурентам из других регио­нов, крупнейшие сибирские компании и сами действуют за пределами городов, где созданы. Борьба за российский рынок требует укрупнения капиталов и установления связей с органами власти, распределяющими землю под строительство, что толкает строителей к объединению. Наиболее час­то создаются холдинги. Это подразумевает передачу контрольных пакетов объединяющихся компаний в собственность холдинга, т. е. высокую степень подчи­ненности компаний общему руководству. Таким образом, в начале XXI в. восстанавливается централизация строительной отрасли на новой основе, соответствующими рыночным условиям.

Лит.: Народное хозяйство РСФСР за 70 лет: Стат. ежегодник. М., 1987; Индустриальное освоение Сибири опыт послевоенных пятилеток (1946—1960 гг.). Новосибирск, 1989; Строительство в России: Стат. сб. М., 2000; Долголюк А.А. Численность строитель­ных организаций Сибири и их мощность в период 1946—1970 гг. // Архитектура и строительство в Сибири. 2003. № 12.

А.А. Долголюк

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири