Старообрядцы в Восточной Сибири в 1861-1917 года // Дулов А.В., Санников А.П «Православная церковь в Восточной Сибири в XVII- нач. XX вв.» (2006)

Вы здесь

Начиная с 1860-х гг. законодательство правительства в отношении староверов становится более либеральным. Законом от 16 августа 1864г. устанавливалась «свобода раскольничьих домовых богослужений», а закон 19 апреля 1874г. разрешил им регистрировать брак, рождение и смерть не в официальных церквях, а в полиции 437.

В 1883г. был принят закон, еще более расширявший права сторонников «древлего благочестия»: «Раскольникам дозволяется творить общественную молитву, исполнять духовные требы и совершать богослужения по их обрядам как в частных домах, так равно в особо предназначенных для сего зданиях...

В тех местностях, где значительное население раскольников не имеет ни часовен, ни других молитвенных зданий, дозволяется, с разрешения Министра внутренних дел, обращать для общественного богомоления, существующие строения. При этом наблюдается, чтобы обращаемому для сего строению не был придаваем внешний вид православного храма и чтобы при нем не имелось колоколов. Наддверные кресты и иконы над входом в часовню или другое молитвенное здание ставить не возбраняется» 438. Однако тот же закон запрещал устраивать крестные ходы и публичные процессии, носить вне здания иконы, облачения священнослужителей или монахов, петь псалмы. Таким образом, старообрядцам позволялось совершать богослужения, но только в закрытых помещениях; часовня или молитвенный дом внешне не должны был походить на церковь, «раскольничий» колокольный звон не должен был служить соблазном для жителей, даже если село было сплошь старообрядческим. В конце XIX в. для основной массы старообрядцев — поповцев стали применять более мягкую формулировку «обрядоверие».

С конца 1859г. администрация Восточной Сибири приняла оригинальное и весьма продуманное решение: использовать для заселения Приамурья старообрядцев своего региона. По предложению Главного управления Восточной Сибири в 1860г. было утверждено положение, дававшее возможность всем старообрядцам переселяться на Дальний Восток и приобретать права городских сословий. В 1862г. генерал-губернатор края М.С. Корсаков ходатайствовал перед Сибирским комитетом о предоставлении «раскольникам», обосновывавшимся на Амуре, «полной свободы вероисповедания». В освоении Приамурья были серьезные трудности. Желающих добровольно переселяться в такой отдаленный край было немного. Поэтому и предлагалось "привлечь на Амур такой желательный в условиях суровых края колонизационный элемент, как старообрядцы, широко известные своей трезвостью, трудолюбием, энергией" 439. Основная масса переселенцев — старообрядцев приходила из Забайкальской области, ими было основано более десяти селений. Староверы прибывали также из Енисейской губернии и из губерний Европейской России. В 1897г. старообрядцев на Дальнем Востоке насчитывалось более 7 тысяч. В основном это было беспоповцы. Освоившись на новых местах, староверы, в значительной своей части — бывшие «семейские», быстро превратили свои деревни в хорошо обустроенные селения, обеспеченные и хлебом, и скотом. Таким образом, забайкальские старообрядцы сыграли важную роль в заселении нового края.

За рассматриваемый период количество старообрядцев в Восточной Сибири значительно увеличилось. Если в 1861г. их было около 21 тыс., то в 1897г. их числилось здесь 52 тыс., а в Томской губернии — 99 тыс., в Тобольской — 72,6 тыс. В конце XIX — начале ХХ вв. в Забайкалье число семейских возрастало из-за того, что их естественный прирост в 5 раз превышал соответствующий показатель для остальных их земляков. В 1911г. в Забайкалье числилось 54,8 тыс. староверов, в Енисейской губернии — 18 тыс., в Иркутской — 4 тыс., в Якутии — всего 805 человек. Всех же «раскольников» проживало тогда в Восточной Сибири 77,5 тыс. 440 Кроме естественного прироста, старообрядцев стало больше из-за перечисления их единоверцев из Западной Сибири, Черниговской, Могилевской, Вятской, Московской и Калужской губерний. Однако по-прежнему в Западной Сибири старообрядцев было больше (в 3,3 раза).

По-видимому, происходили значительные колебания численности старообрядцах на отдельных территориях; вероятно, учет их не всегда велся достаточно хорошо. Об этом свидетельствуют приводимые ниже цифры, сильно отличающиеся от указанных ранее. В 1880г. численность староверов в Якутии оценивалась в 600 человек, в Енисейской губернии в 1896г. — в 8455 человек, в Иркутской губернии в 1908г. - 556 человек (284 мужчин и 272 женщин) 441.

Своим поведением, трудолюбием, даже внешностью по-прежнему отличались семейские, составлявшие примерно две трети от всех старообрядцев региона. В описании Восточной Сибири конца XIX в. говорилось о семейских: «Они живут, сторонясь от сибиряков, своим обществом и отличаются значительным благосостоянием. Из деревень семейских некоторые очень велики; есть, например, деревни, растянувшиеся на несколько верст в длину. Жилища семейских удивительной чистоты и полны довольства. Семейные раскольники — секты беспоповцев и поповцы. Народ все крупный, красивый и большей частию русовосый. Они резко отличаются от сибирских крестьян, тип которых, под влиянием смеси славянского племени с монгольским, значительно изменился к худшему, получив существенные его черты — широкие скулы и узкие глаза» 442.

Около 3 тыс. семейских трудились на строительстве Транссибирской магистрали в 1890-х гг. Руководители строительства высоко ценили их за трудолюбие, трезвость и честность. Выезжали на работы они семьями: «Семейские выезжали на работы с женами и детьми (каждый из рабочих... имеет несколько лошадей, часть их работает с утра до обеда, а часть с обеда до вечера, свободные же от работ лошади пасутся на подножном корму; взрослые работники производят копку, грузку и отвалку земли, дети же находятся при лошадях в качестве погонщиков и пастухов, а жены занимаются приготовлением пищи и хозяйством) и не соглашаются жить в общих казенных бараках; они устраивают отдельные для каждой семьи шалаши из ветвей; покрывают их легким слоем дерна и предпочитают такие жилища баракам, даже во время морозов, достигающих осенью по ночам 10-15 (0) С. Случаи заболевания этих рабочих крайне редки», - констатировали железнодорожные инженеры 443.

Несмотря на смягчение законодательства официальная церковь продолжала вести миссионерскую деятельность среди старообрядцев, не исключавшую и случаев грубого нажима. Продолжались и преследования их священников. Однако староверы держались сплоченно, и в XIX — начале ХХ в. процент примкнувших к единоверию среди них не превышал 1,5 от общего числа 444.

Среди староверов по-прежнему существовало много толков и согласий. Самым многочисленным был толк часовенных (поповцев) — в Забайкалье 1880-х гг. их насчитывалось 30 тыс.; существовали и другие толки: австрийцы, поморцы, федосеевцы и т.д. Между этими группами велись дискуссии, создавались полемические произведения.

Их авторы размышляли над следующими основными вопросами: «пришествие Антихриста и слуги его; последние дни мира; гибель человечества в ересях; ереси душегубительные и обличения их; исторические справки о появлении раскола в России; призывы к соблюдению «древлего» православия» 445. По сведениям Е.В. Сметаниной, изучившей 20 подобных сочинений, для них характерно разнообразие подходов к решению богословских проблем: каждое согласие, а иногда даже каждый автор, высказывали различные идеи, опираясь на многочисленные источники, которые считались для старообрядцев авторитетными. Е.В. Сметанина обращает внимание на большое количество ссылок в произведениях старообрядцев. В изученных ею текстах содержатся указания на 270 различных источников, что свидетельствует о солидной начитанности и достаточно обширных знаниях авторов богословской литературы.

Продолжались и преследования старообрядческих священников. Так, в 1867г. велось следствие по поводу появления в Забайкалье беглого попа Петра Шестакова, привезенного беглопоповцами из Калужской губернии. В 1879г. к амурским поповцам приехал иеромонах Иеремия, присланный московским архиепископом белокриницкого согласия Антонием. Полиция выяснила, что это — ссыльно-поселенец Иркутской губернии, сосланный за бродяжничество в 1862г. на поселение. Он бежал с места поселения в Енисейскую губернию, получил там ставленную грамоту от Тобольского белокриницкого епископа Савватия, с которой и явился на Амур. Полиция отправила его в Иркутскую губернию 446.

В 1897г. в Иркутске был арестован ссыльнопоселенец Михаил Михайлов Екимов, именующий себя «епископом австрийского согласия Мефодием». На квартире, где он жил, был произведен обыск, в результате которого были отобраны богословские книги и принадлежности для богослужения. В квартире действовала молельня, на открытие которой отсутствовало разрешение властей. Следствием было установлено, что с 1895г. по Иркутской и Забайкальской епархиям ездит «епископ австрийского согласия, именующий себя Мефодием, возит с собой походную церковь, совершает богослужения и даже ставит раскольнических попов» 447. Было выяснено, что это Екимов, осужденный за «отправление богослужения по раскольническому обряду к лишению всех прав состояния и к ссылке на поселение в отдаленнейшие места Сибири, водворенный в отдаленное общество Мухтуй». Однако из Киренского округа Екимов скрылся, и находился некоторое время в Усолье.

Дальнейшая судьба старообрядческого епископа выяснена М.Д. Кушнаревой, аспиранткой ИГУ, потомком якутских старообрядцев. Летом 1897г. Мефодия доставили под конвоем в Якутскую область. Мефодий подал прошение о поселении его в с. Павловск на р.Лене, где находилась крупная старообрядческая община, в которой ведущую роль играли Кушнаревы, сумевшие скопить значительный капитал и стать крупнейшими предпринимателями Якутии. Однако власти не желали усиливать общину авторитетным проповедником, и отправили Мефодия в г. Вилюйск, где его сторонников не было. Там он тяжело болел и умер в 1898г. Будучи не в состоянии видеться с единомышленниками, Мефодий отправлял им письма — наставления в Павловск и в Забайкалье. Узнав о смерти епископа, павловские старообрядцы пытались добиться, чтобы его перезахоронили в с.Павловск. Это удалось им только в 1908г., после известных законов о «началах веротерпимости». Купцом П.И. Кушнаревым с разрешения губернатора тело Мефодия было вырыто из могилы и в июле 1908г. захоронено в с.Павловск. Еще раньше, в конце XIX в., купцом П.А. Кушнаревым в этом селе была построена старообрядческая часовня, сохранившаяся до наших дней. «На территории, прилегающей к часовне, расположено старообрядческое кладбище, на которое был перевезен прах епископа Мефодия. Его могила с медным крестом и мраморным камнем сохранена и оберегается духовными приверженцами владыки, живущими в Павловске и других близлежащих селениях, а также приезжающими из различных мест современной России», - пишет М.Д. Кушнарева. «Старообрядческий владыка оставил огромную библиотеку, состоящую из книг религиозной тематики, уникальных текстов старообрядческих церковных песнопений. Часть книг из этой библиотеки была пожертвована старообрядческим храмам Якутска и Москвы. Часть из них использовалась в обучении грамоте детей дореволюционной школы в селе Павловск. Многое было уничтожено в послереволюционные годы», - добавляет она.

В 1840-х гг. в Якутии появляются ссыльные духоборы, которые, строго говоря, не относятся к старообрядцам. Складывание этой христианской секты в России произошло в середине XVIII в. Духоборы объявляли себя «борцами за дух», полагали, что главным для верующих являются внутреннее убеждение, отрицали церковную обрядность, иерархию, храмы и монастыри, государственность и частную собственность, как основанные на насилии. В конце XIX — начале ХХ вв. воздействие на их взгляды оказало нравственно-философские учение Л.Н. Толстого.

В 1860-х гг. духоборы, возвращенные из ссылки в Якутии, останавливаются в с.Коты Иркутской губернии и находят там сторонников. В 1895г. большую группу духоборов сослали в Якутию за отказ от военной службы. При содействии Л.Н. Толстого в 1905г. духоборы получили право выехать в Россию и эмигрировать в Канаду. В июне-июле 1905г. они тремя партиями (всего 200 человек) прибыли в Иркутск, откуда одной партией были отправлены за казенный счет в Либаву 448.

Начиная с этого же времени, старообрядцы формально получают равные права с прихожанами обычных церквей. Староверы — поповцы могли теперь иметь собственных священников. Сторонников "древлего благочестия" официально перестали именовать "раскольниками", хотя в церковных документах это слово нередко употреблялось. Однако попыток навязать свое понимание "истинной веры" духовенство не оставляло. Так, в августе 1913г. Забайкальский епархиальный миссионер Сергей Знаменский провел миссионерское совещание в с.Мухоршибирь, "центре раскола". На совещании решено было, в частности, семь церквей, находящихся "рядом с раскольниками", выделить в особое миссионерское благочиние 449.

Сохранились сведения об организации общин старообрядцев и их деятельности в Иркутске. 14 декабря 1906г. губернское управление внесло в реестр "Общину старообрядцев поморского согласия, не приемлющих священства", главой которой был И.Е.Тюлькин. 16 февраля 1907г. произошло "вооруженное нападение на квартиру Тюлькина на Тихвинской улице". Случайное оно, или дело рук какого-то фанатика, противника староверов, сказать трудно. По-видимому, Тюлькин, довольно богатый купец, остался жив. 15 мая 1907г. на Русиновской улице (ныне Байкальская) был освящен построенный Тюлькиным старообрядческий Покровский храм прибывшим из Томска старообрядческим епископом Иосафатом. В 1909г. "21 и 22 ноября старообрядческий епископ Иосиф проездом через Иркутск совершил богослужение в местном старообрядческом Покровском храме и заупокойную литию на могиле строителей храма супругов Тюлькиных", - сообщает "Иркутская летопись". В январе 1912г. "последовало высочайшее соизволение" на передачу Покровской общине завещанного ей Тюлькиным храма с постройкой и с землей. 2 февраля 1914г. в этом храме состоялось годовое собрание общины для рассмотрения отчета за 1913г. и выборов членов Совета общины, "приемлющей священство Белокриницкой иерархии" 450. Как видно, ориентация этой общины изменилась — от "не приемлющих священства" до "приемлющих белокриницкую иерархию".

Кроме того, в Иркутске в 1908г. сложилась "община старо-поморского согласия, не приемлющая священства" с наставником во главе. Молитвенный дом для нее был куплен купцом И.В. Гусевым на ул.Малой Блиновской (ныне — Партизанская) 451.

Оглавление книги "ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В XVII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ"

Примечания

Глава 4. Православная церковь Восточной Сибири в 1861-1917 годах

  1. Федоров В.А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период (1700-1917). М., 2003. С.213-214.
  2. Там же. С.215.
  3. Уортман Р. Николай II и образ самодержавия // История СССР. 1991. № 2. С.16.
  4. Колмаков Ю.П. Иркутская летопись 1661-1940 гг. Иркутск, 2003. С.742.
  5. ИЕВ. 1881. № 16. С.106.
  6. Короленко В.Г. История моего современника. Книга третья // Короленко В.Г. Собр.соч. Т.8. М., 1953. С.305.
  7. ЕЕВ. 1916. № 23. Отдел неоф. С.23.
  8. Степынин В.А. Колонизация Енисейской губернии в период капитализма. Красноярск, 1962. С.535.
  9. Азиатская Россия. СПб., 1914. Т.1. Диаграмма после С.492.
  10. Персианов Г. Из истории Енисейской епархии // Журнал Красноярско-Енисейской епархии. Красноярск. 2000.
  11. Косых В.И. Указ. соч. С.97-98.
  12. Там же. С.98-99.
  13. Наумова Н.Н. Духовенство Иркутской губернии в начале ХХ века // Тальцы. 2(18). 2003. С.27.
  14. Косых В.И. Указ. соч. С. 102, 115.
  15. Там же. С.122, 123, 126.
  16. Там же. С.113.
  17. История Сибири. Т.3. Л., 1968. С.266.
  18. Косых В.И. Указ. соч. С.110-111.
  19. Санников А.П. Церкви, приходы и приходское духовенство Заларинской волости в XVIII — начале ХХ века // Апостол Аляски. Матер. науч. конф., посвященной 200-летию Иннокентия Вениаминова и 270-летию Иркутской епархии. Иркутск, 1998. С.44-45.
  20. Косых В.И. Указ. соч. С.170.
  21. Федоров В.А. Указ. соч. С.403-405.
  22. Косых В.И. Указ. соч. С.141.
  23. Персианов Г. Указ. соч. С.14.
  24. Косых В.И. Указ. соч. С.162-163.
  25. Сибирские вопросы. 1912. № 17. С.76.
  26. ЗЕВ. 1913. № 16. С.302.
  27. Колмаков Ю.П. Иркутская летопись... С.255.
  28. ЗЕВ. 1913. №16. Отдел. неоф. С.280.
  29. Там же. №19. Отдел. неоф. С.492.
  30. ЕЕВ. 1915. №22. С.28.
  31. ИЕВ. 1915. №11. С.128-129.
  32. Там же. Прибавления. 1915. №7-8. С.249.
  33. Колмаков Ю.П. Иркутская летопись... С.219, 317.
  34. Русское православие: вехи истории... С.407.
  35. Религия и церковь в истории России. М., 1975. С.229.
  36. ЕЕВ. 1916. №13. С.6.
  37. Там же. 1915. №2. С.35, 37.
  38. Там же. 1916. №23. С.42-43.
  39. ЕЕВ. 1916. №15. С.6-7.
  40. Там же. 1915. №19. С.2.
  41. Там же. №23. С.5.
  42. Там же. 1916. №8. С.11.
  43. ЕЕВ. 1915. № 21. С.28-29; 1915. №22. С.8.
  44. Там же. №23. С.7-13.
  45. ИЕВ. 1863. №34. Прибавления. С.553.
  46. Там же. 1914. №6. С.52-54.
  47. ЕЕВ. 1915. №20. С.38.
  48. Там же. 1916. № 22. С.36, 38.
  49. Юрганова И.И. Указ. соч. С.42.
  50. ЕЕВ. 1916. № 22. С.33.
  51. Там же. 1916. №18. С.48.
  52. Косых В.И. Указ. соч. С.118.
  53. ЕЕВ. 1916. №16. Отдел неоф. С.10.
  54. Там же. № 9. С.29.
  55. Там же. С.9-10.
  56. Там же. №22. С.26.
  57. Там же. №9. С.17-18.
  58. Там же. №11. С.18-22.
  59. Федоров В.А. Указ. соч. С.265-266.
  60. Русское православие: вехи истории... С.406-409.
  61. Журналы Иркутского 49-го экстренного Епархиального съезда духовенства и мирян Иркутской епархии 29 мая — 11 июня и Чрезвычайного избирательного 50-го, юбилейного Епархиального съезда духовенства и мирян Иркутской епархии... Нижнеудинск, 1917. С.5.
  62. Там же. С.10-11.
  63. Персианов Г. Указ. соч. С.27.
  64. ИЕВ. 1863. № 1. С.2.
  65. Там же. №2, 3.
  66. Там же. 1914. № 9. С. 87-91.
  67. Персианов Г. Указ. соч. С.13.
  68. Там же. С.17, 27.
  69. Юрганова И.И. Указ. соч. С.10-11.
  70. Там же. С.13.
  71. Письма Вениамина, архиепископа Иркутского... к Казанскому архиепископу Владимиру. СПб., 1916. С.10.
  72. Косых В.И. Указ. соч. С.23-24.
  73. Жалсараев А.Д. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии XVII — ХХ столетий. Энциклопедический справочник. Улан-Удэ, 2001. С.8.
  74. Всеподданнейший отчет обер-прокурора священного Синода... за 1913 год. Приложения. Пг., 1915. С.4-5.
  75. ЗЕВ. 1913. № 17. Отдел неоф. С.442-461.
  76. Численность православного населения на 1851 г. дана по "Статистическому обозрению Сибири" Ю.А. Гагемейстера (таблица в приложении), а 1911г. — по "Азиатской России" Т.1 С. 242.
  77. Краткий очерк четырнадцатилетнего управления высокопреосвященного Вениамина Иркутской епархией... Иркутск, 1887. С.51.
  78. Юрганова И.И. Указ. соч. С.41.
  79. ГАИО, ф.50, оп.1, д.13592, л.28.
  80. Юрганова И.И. Указ. соч. С.42.
  81. ИЕВ. Прибавления. 1914. № 24. С.838-839.
  82. Колмаков Ю.П. Иркутская летопись... С.184.
  83. Енисейский энциклопедический словарь... С.194.
  84. ЗЕВ. 1913. № 11. Отдел неоф. С.145-146.
  85. ИЕВ. 1914. №1. С.6-7.
  86. Памятная книжка Енисейской губернии с адрес-календарем, составленная на 1 января 1898 г. Красноярск, 1897. С.20; ЕЕВ. 1915. №21. С.7; ЗЕВ. 1913. № 16. Отдел неоф. С.305.
  87. ЗЕВ. 1913. № 19. Часть офиц. С.107-108.
  88. ЕЕВ. 1915. №21. С.20-21.
  89. ИЕВ. 1881. № 14. С.90-91.
  90. ИЕВ. 1914. № 2. С.55.
  91. ЗЕВ. 1913. № 16. С.303.
  92. ЕЕВ. 1915. № 6. С.43.
  93. Колмаков Ю.П. Иркутская летопись... С.304, 311.
  94. ЕЕВ. 1916. № 23. С.31.
  95. Романов Н.С. Иркутская летопись 1857-1860 г. Иркутск, 1914. С.129.
  96. Письма Вениамина... С.116.
  97. Письма Вениамина... С.181.
  98. Термен А.И. Среди бурят Иркутской губернии и Забайкальской области. Очерки и впечатления. СПб., 1912. С.25.
  99. Письма Вениамина... С.137.
  100. Литвинцев Ф. Краткий очерк четырнадцатилетнего управления высокопреосвященного Вениамина Иркутской епархией... Иркутск, 1887. С.32.
  101. Там же. С.52-56.
  102. Там же. С.39, 50; Письма Вениамина... С.177-184.
  103. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. Иркутск, 1993. С.258.
  104. Литвинцев Ф. Указ. соч. С.40-41.
  105. Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Иркутский и Нерчинский (Биографический очерк). Иркутск, 1903. С.17-19.
  106. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. Иркутск, 1994. С.158.
  107. Там же. С.212.
  108. Там же.
  109. Колмаков Ю.П. Иркутская летопись... С.292.
  110. Духовный вертоград Сибири // Земля Иркутская. 2000. № 14. С.35.
  111. Жалсараев А.Д. Указ. соч. С.316.
  112. Колмаков Ю.П. Иркутская летопись... С.744.
  113. Персианов Г. Указ. соч. С.10.
  114. Енисейский энциклопедический словарь... С.38.
  115. Чернышов В.В. Енисейской епархии 140 лет // Церковь и государство: прошлое и настоящее. Тез. докл. и сообщ. научн. конф. Красноярск, 2001. С.15.
  116. Енисейский энциклопедический словарь... С.180.
  117. ЕЕВ. 1915. №18. Отдел неоф. С.25-26.
  118. Орехова Н.А. Еврейский погром в Красноярске в 1916 году (позиция власти и православной церкви) // Церковь и государство: прошлое и настоящее... С.27.
  119. ЕЕВ. 1916. № 11. С.19-20.
  120. Калашников А.А. Якутия. Хроника. Факты. События. 1632-1917 гг. Якутск, 2002. С.180.
  121. Там же. С.215.
  122. Там же. С.306-307.
  123. Сафронов Ф.Г. Православное христианство в Якутии. М., 1997. С.42.
  124. Калашников А.А. Указ. соч. С.260.
  125. Там же. С.270.
  126. Жалсараев А.Д. Указ. соч. С.319.
  127. Калашников А.А. Указ. соч. С.307.
  128. Сафронов Ф.Г. Указ. соч. С.43.
  129. Калашников А.А. Указ. соч. С.339.
  130. Там же. С.390, 395.
  131. Сафронов Ф.Г. Указ. соч. С.45.
  132. Калашников А.А. Указ. соч. С.402.
  133. Жалсараев А.Д. Указ. соч. С.317.
  134. Калашников А.А. Указ. соч. С.439. Его же. Якутия. Хроника. Факты. События. 1917-1953. Якутск, 2004. С.16.
  135. Жалсараев А.Д. Указ. соч. С.313.
  136. ЗЕВ. 1913. №22. Отдел неоф. С.571.
  137. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1857-1880 гг. С.178.
  138. Жалсараев А.Д. Указ. соч. С.91-92.
  139. На памать об Иргени. Краткая история Иргени, житие св. мученицы Параскевы и поучение в день ее. Чита, 1911. С.12.
  140. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. Иркутск, 1993. С.377.
  141. Там же. С.421-422.
  142. ИЕВ. 1915. №1. С.27; №2. С.71.
  143. ЕЕВ. 1916. №16. Отдел неоф. С.26.
  144. Енисейский энциклопедический словарь... С.259.
  145. Калашников А.А. Якутия. Хроника. Факты. События... С.341.
  146. ЕЕВ. 1915. №22. С.42.
  147. ИЕВ. 1864. №24. С.387.
  148. Устав духовных консисторий... Ст.105.
  149. Юрганова И.И. Указ. соч. С.26.
  150. ЕЕВ. 1915. №13-14. С.26-30.
  151. Жалсараев А.Д. Указ. соч. С.38, 62, 63, 144.
  152. Там же. С.154, 234; Земля Иркутская. 2000. №14. С.77-78.
  153. Персианов Г. Указ. соч. С.17.
  154. Жалсараев А.Д. Указ. соч. С.8.
  155. Подсчитано по: Юрганова И.И. История Якутской епархии... С146-158. Поскольку там не для всех церквей указано, из какого материала они построены, сумма церквей получается меньшая, чем итоговое число в книге И.И. Юргановой.
  156. Азиатская Росси. Т.1. С.239.
  157. Калинина И.В. Деревянное культовое зодчество Иркутской области XVII — начала ХХ вв.//Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск, 1990. С.93.
  158. Евтропов К.Н. История Троицкого кафедрального собора в Томске. Томск, 1904. С.409.
  159. Туманик А.Г. Крупнейшие православные храмы Сибири. Новосибирск, 1998. С.64.
  160. Там же. С.67-68.
  161. Краткое описание приходов Енисейской губернии. Красноярск, 1995. С.6.
  162. Туманик А.Г. Указ. соч. С.76, 78.
  163. Калинина И.В. Кафедральный собор во имя иконы Казанской Божией Матери в Иркутске. Иркутск, 1994. С.15.
  164. Туманик А.Г. Указ. соч. С.82.
  165. Калинина И.В. Кафедральный собор... С.15; ЗЕВ. 1913. №19. С.507.
  166. Жалсараев А.Д. Указ. соч. С.234-235.
  167. Казанцева Л.И. Больничный храм в центре Красноярска // Церковь и государство: прошлое и настоящее. Тез. докл. и сообщ. научн. конф. Красноярск, 2001. С.42.
  168. Минерт Л.К. Каменная архитектура Бурятии. Новосибирск, 1983. С.94.
  169. Жалсараев А.Д. Указ. соч. С.62.
  170. ГАИО, ф.50, оп.1, д.13592, лл. 6, 10, 17.
  171. Косых В.И. Указ. соч. С.26.
  172. Жалсараев А.Д. Указ. соч. С.7-8.
  173. Обзор Забайкальской области за 1895 год. Верхнеудинск, 1896. Ведомость о численности населения... (Без пагинации).
  174. Калашников А.А. Якутия. Хроника. Факты. События... С.312-313.
  175. Юрганова И.И. Указ. соч. С.12, 93-94.
  176. Первая всеобщая перепись населения... Енисейская губерния... С.IV; Памятная книжка Енисейской губернии на 1905 год. Красноярск, 1905. С.137.
  177. Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811-1913 гг.). Статистические очерки. М., 1956. С.258-262.
  178. Русское православие: вехи истории... С.380; Рашин А.Г. Указ. соч. С.262.
  179. Дрибас Л.К. Образ жизни духовенства губернских и областных центров Восточной Сибири во второй половине XIX в. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2005. С.16.
  180. Косых В.И. Указ. соч. С.32.
  181. Дрибас Л.К. Образ жизни духовенства... С.22.
  182. Гольдфарб С.И. Иркутская почта. Очерки истории. Иркутск, 1998. С.129-130.
  183. ЗЕВ. 1913. № 16. Отдел неоф. С.386, 388, 389.
  184. Хроленок С.Ф. Золотопромышленность Сибири (1832-1917гг.). Историко-экономический очерк. Иркутск, 1990. С.216.
  185. ЕЕВ. 1888. № 4. Отдел неоф. С.40.
  186. ЕЕВ. 1910. № 23. С.4-5; 1916. №11. С.5; №12. С.6; №18. С.11-12.
  187. ЗЕВ. 1913. № 17. Отдел неоф. С.415.
  188. Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Иркутский и Верхоленский... С.53.
  189. Юрганова И.И. Указ. соч. С.58.
  190. Попов Г.М. В якутской глуши. Сборник статей из приходской жизни Якутской епархии... Иркутск, 1910. С.75.
  191. Там же. С.80.
  192. Дрибас Л.К. Образ жизни духовенства... С.23.
  193. Юрганова И.И. Указ. соч. С.64.
  194. Дрибас Л.К. Образ жизни духовенства... С.15.
  195. Там же. С.16-17.
  196. Дрибас Л.К. Духовенство губернских и областных центров... С.135.
  197. Косых В.И. Указ. соч. С.30.
  198. Юрганова И.И. Указ. соч. С.34.
  199. ИЕВ. 1881. №16. С.102.
  200. Персианов Г. Указ. соч. С.15.
  201. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. LXXXIII. Енисейская губерния. СПб., 1904. С.XIII.
  202. Дрибас Л.К. Духовенство губернских и областных центров... С.56.
  203. ИЕВ. 1914. № 3. С.107-109.
  204. Дрибас Л.К. Духовенство губернских и областных центров... С.18.
  205. Юрганова И.И. Указ. соч. С.32.
  206. ИЕВ. 1886. № 29. С.163-164.
  207. Короленко В.Г. История моего современника // Указ. соч. С.263.
  208. Косых В.И. Забайкальская епархия... С.115.
  209. ЕЕВ. 1915. №4. С.15-16.
  210. ЕЕВ. 1916. № 15. С.20.
  211. ЗЕВ. 1913. №24. Отдел офиц. С.146-147.
  212. ИЕВ. 1863. №2. С.16.
  213. ИЕВ. 1866. №48. С.320.
  214. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. Иркутск, 1993. С.428.
  215. Крючкова Т.А. История инокописания в Иркутске. 1660-е гг. — 1920г. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2000. С.30.
  216. Там же. С.30-31.
  217. Ляпкина Т.Ф. Духовная музыкальная культура Забайкалья // Историческое, культурное и природное наследие (состояние, проблемы, трансляция). Улан-Удэ, 2000. С.99, 108.
  218. ИЕВ. 1881. № 16. С.105.
  219. ИЕВ. 1914. № 5. С.186-187.
  220. ИЕВ. 1915. № 15. С.194.
  221. ЕЕВ. 1915. №2.
  222. ИЕВ. 1865. № 3. С.25-26, 43.
  223. Подсчитано по: Указатель к Иркутским епархиальным ведомостям с 1863 по 1888 год. Иркутск, 1889.
  224. ЕЕВ. 1887. №13. Отдел неоф. С.168.
  225. ИГВ. 1865. №7. С.75.
  226. Лещенко В.Ю. Семья и русское православие (XI-XIX вв.). СПб., 1999. С.263.
  227. ЕЕВ. 1915. № 21. С.5.
  228. ЗЕВ. 1913. № 18. С.465.
  229. ЗЕВ. 1913. Отдел неоф. С.410.
  230. ЕЕВ. 1916. №9. С.43.
  231. ИЕВ. 1865. №3. С.27, 39.
  232. ИЕВ. Прибавления. 1864. № 33. С.541.
  233. ИЕВ. Прибавления. 1914. №20. С.113.
  234. ИЕВ. Прибавления. 1915. №7-8. С.296.
  235. ИЕВ. Прибавления. 1915. №5. С.160.
  236. ЕЕВ. 1887. №7-8. Часть неоф. С.94.
  237. ЕЕВ. 1915. №8. С.22.
  238. ЗЕВ. 1913. №17. Отдел неоф. С.398-399.
  239. Там же. С.399.
  240. ЗЕВ. 1913. №16. Отдел неоф. С.294.
  241. ИЕВ. 1863. №12.
  242. ЗЕВ. 1913. №11. Отдел неоф. С.125-126.
  243. ЕЕВ. 1887. №13. Отдел неоф. С.163-164.
  244. ИЕВ. 1915. №3. С.96, 102.
  245. ЕЕВ. 1887. №10. Часть неоф. С.130.
  246. ЕЕВ. 1915. №7. С.27.
  247. ИЕВ. 1881. №16. С.114, 115.
  248. Название взяты из "епархиальных ведомостей", а также из статьи С.В. Давыдова и Г.В. Оглезневой "Роль православной церкви в социализации подрастающего поколения (на примере Восточной Сибири второй половины XIX века) // Сибирский город XVIII — начала ХХ веков". Сб. статей. Вып.V. Иркутск, 2005. С.51-52.
  249. Столетний юбилей Иркутской духовной семинарии (Извлечено из №40-44 "Иркутских епархиальных ведомостей" 1879) Б/г, б/м. С.30-31.
  250. Духовный вертоград Сибири // Земля Иркутская. 2000. № 14. С.34.
  251. Колмаков Ю.П. Иркутская летопись... С.208.
  252. Число учеников до 1897г. дается для Иркутска по: Иркутск, его место и значение... С.268; количество учащихся за последующие годы для духовных учебных заведений Восточной Сибири по: Азиатская Россия. Т.1. С.264-266.
  253. Колмаков Ю.П. Иркутская летопись... С.341-342.
  254. Попов Г.М. В якутской глуши... С.46-47, 72.
  255. Памятная книжка Енисейской губернии на 1905 год. Красноярск, 1905. С.37.
  256. Подсчитано по: ИЕВ. 1914. №19, 21, 22.
  257. Калашников А.А. Якутия. Хроника. Факты. События... С.285.
  258. ИЕВ. 1865. №3. С.23.
  259. ЗЕВ. 1913. №11. Отдел неоф. С.149.
  260. Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Иркутский... С.52.
  261. Памятная книжка Енисейской губернии на 1905 год... С.38.
  262. Юрганова И.И. Указ. соч. С.16.
  263. Басалаев А.Е. Учебный год церковно-приходской школы Забайкалья // Тальцы. 2001. №1. С.25.
  264. Там же.
  265. ИЕВ. 1914. №15. С.197.
  266. Нефедьева А.К. Экспозиция церковно-приходской школы в музее "Тальцы" // Тальцы. 2001. №1. С.60-65.
  267. Басалаев А.Е. Церковно-приходские школы и школы грамоты Забайкальской области 1884-1917 гг. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2000. С.24.
  268. Наумова Н.Н. Церковно-приходские школы и школы грамоты Восточной Сибири в 1884-1917 гг. (на материалах Иркутской и Енисейской епархий). Автореф. дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2002. С.28.
  269. ИЕВ. Прибавления 1875. №7. С.267.
  270. Высокопреосвященнейший Тихон... С.39-40; ИЕВ. 1914. №244. С.2.
  271. Басалаев А.Е. Церковно-приходские школы... С.24.
  272. ЕЕВ. 1887. № 9. С.120; Енисейский энциклопедический словарь... С.674.
  273. Калашников А.А. Якутия. Хроника. Факты. События... С.436.
  274. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. ... С.249.
  275. Христианство. Энциклопедический словарь в 2 томах. Т.1. М., 1993. С.552.
  276. ЕЕВ. 1916. №22. Отдел неоф. С.11.
  277. Там же. С.12.
  278. Высокопреосвященнейший Тихон... С.38-39.
  279. Церковь истории России (IX в. — 1917 г.). М., 1967. С.242-243.
  280. Краткий очерк четырнадцатилетнего управления высокопреосвященного Вениамина Иркутской епархией... Иркутск, 1887. С.41-42.
  281. Высокопреосвященнейший Тихон... С.34.
  282. Давыдов С.В., Оглезнева Г.В. Указ. соч. С.59.
  283. ИЕВ. 1881. №17. С.112-113.
  284. ИЕВ. 1866. №24. С.303.
  285. Лэнсделл Г. Указ. соч. С.237.
  286. ГАИО, ф.50, оп.9, д.106, лл.26, 63, 91, 123, 192, 254, 316, 351, 440, 466.
  287. ГАИО, ф.50, оп.1, д.13592, л.10.
  288. Выражаю благодарность И.А. Погодаевой за предоставленные сведения.
  289. ГАИО, ф.50, оп.1, д.11198, лл.70-70об.
  290. ЕЕВ. 1916. №23. Отдел неоф. С.25.
  291. Термен А.И. Среди бурят Иркутской губернии и Забайкальской области. Очерки и впечатления. СПб., 1912. С.31.
  292. Там же. С.2.
  293. Журналы Иркутского 49-го экстренного Епархиального съезда духовенства и мирян Иркутской епархии 29 мая — 11 июня 1917 г. Нижнеудинск, 1917. С.182-183.
  294. Дулов А.В. Русское православие: очерк истории. Улан-Удэ, 2000. С.287.
  295. ИЕВ. 1914. №11. С.374-375.
  296. Подсчитано по: обзорам Енисейской губернии за 1895, 1895, 1896 гг.
  297. Косых В.И. Указ. соч. С.13.
  298. Лещенко В.Ю. Указ. соч. С.43, 46, 86.
  299. ИЕВ. 1865. №28. С.420-421.
  300. Юрганова И.И. Указ. соч. С.29.
  301. ИЕВ. Прибавление. 1864. №29. С.153.
  302. ИЕВ. №24. С.303-304. Доли копеек исключены, но учтены при подсчете итога.
  303. ГАИО, ф.50, оп.1, д.13592, л.24—24об—25. Доли копеек, кроме итога, исключены.
  304. Макаренко А.А. Сибирский народный календарь. Новосибирск, 1993. С.24.
  305. Там же. С.31.
  306. ИЕВ. 1872. №8. С.53-58.
  307. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1857-1880 гг. ... С.178.
  308. Памятная книжка Енисейской губернии на 1905 год. ... С.139-142.
  309. ЗЕВ. 1913. №19. Отдел неоф. С.505.
  310. Краткое описание приходов Енисейской губернии. Красноярск, 1917. С.142.
  311. ЕЕВ. 1887. №4. Отдел неоф. С.62-63.
  312. Жалсараев А.Д. Указ. соч. С.170-171.
  313. ЗЕВ. 1913. №19. Отдел неоф. С.498.
  314. ИЕВ. 1915. №2. С.19.
  315. ИЕВ. Прибавления. 1914. №13-14. С.434.
  316. ЕЕВ. 1915. №8. С.29.
  317. Паломничество // Энц. словарь Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. Т.XXII. СПб., 1897. С.645.
  318. ИЕВ. Прибавления. 1864. №29. С.482.
  319. ЕЕВ. 1887. №10. Отдел офиц. С.131.
  320. Персианов Г. Указ. соч. С.25.
  321. ЗЕВ. 1913. №15. С.478.
  322. Зырянов П.Н.Русские монастыри и монашество в XIX - начале ХХ века. М., 2002. С.15.
  323. Доброклонский А.Указ. соч. С.430-431.
  324. Косых В.И.Указ. соч. С.35.
  325. ГАИО, ф.50, оп.1, д.13592, л.3.
  326. Русское православие: вехи истории... С.553-554.
  327. Там же. С.556.
  328. Там же.
  329. Зверинский В.В. Преобразования старых и учреждение новых монастырей с 1764 по 1июля 1890 год. СПб., 1890. С.XIV.
  330. Зырянов П.Н. Указ. соч. С.165.
  331. Там же. С.213.
  332. Там же. С.134, 208.
  333. Косых В.И. Указ. соч. С.39.
  334. ЕЕВ. 1915. №9. С.17.
  335. Косых В.И. Указ. соч. С.172.
  336. Персианов Г. Указ. соч. С.14.
  337. Шавельский Л. Краткое историко-статистическое описание Иркутского Вознесенского монастыря. Иркутск, 1905. С.14-16.
  338. Дионисий священник, Макаров А. Иркутский Вознесенский монастырь // Тальцы. 2000. №1(8). С.55.
  339. Медведев С. Иркутский Вознесенский монастырь // Земля Иркутская. 1994. №1. С.22. План монастыря приведен на с.28.
  340. ИЕВ. 1881. №15. С.94.
  341. ГАИО, ф.50, оп.1, д.13592, л.3.
  342. Медведев С. Указ. соч. С.21-22.
  343. Дионисий священник, Макаров А. Указ. соч. С.56-57.
  344. Медведев С. Указ. соч. С.26.
  345. Торшина Н. Знаменский монастырь // Земля Иркутская. 1998. №10. С.26.
  346. ИЕВ. 1881. №15. С.95.
  347. Торшина Н. Указ. соч. С.26.
  348. ГАИО, ф.50, оп.1, д.13592, л.3.
  349. ГАИО, ф.50, оп.1, д.11108, л.314.
  350. ИЕВ. 1915. №19. С.217.
  351. Монахиня Илария, Крючкова Т.А. Иркутский Знаменский женский монастырь // Тальцы. 2000. №1(8). С.71.
  352. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. ... С.334, 330.
  353. Аржеуцкая Т. Иркутский Князе-Владимирский монастырь // Земля Иркутская. 2000. №12. С.36.
  354. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. ... С.444-445.
  355. Аржеуцкая Т. Указ. соч.. С.38.
  356. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. ... С.23.
  357. Колмаков Ю.П. Иркутская летопись... С.155.
  358. ГАИО, ф.50, оп.1, д.13592, л.3.
  359. Оглезнева Г.В. Экономическое и культурное развитие Киренска во второй половине XIX — начале ХХ в. // Сибирский город XVIII — начала ХХ веков. Сб. статей. Вып. 4. Иркутск, 2002. С.74.
  360. Калинина И.В. Православные храмы... С.284.
  361. Оглезнева Г.В. Экономическое и культурное развитие... С.73.
  362. ГАИО, ф.50, оп.1, д.13592, л.3.
  363. Оглезнева Г.В. Экономическое и культурное развитие... С.73-74.
  364. ИЕВ. 1866. №24. С.302-303.
  365. Сибирский торгово-промышленный календарь на 1904 г. Томск, 1904. С.217.
  366. Архангельский И. Город Енисейск. Енисейск, 1923. С.42.
  367. Горбачев В.Т. О некоторых архитектурных памятниках города Енисейска // Памятники истории и архитектуры Сибири. Новосибирск, 1986. С.71.
  368. ИЕВ. 1916. №17. Отдел неоф. С.16-17.
  369. Здание бывшего Успенского мужского монастыря... // Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып.4. Кн.1. Красноярск, 1997. С.274.
  370. Енисейский энциклопедический словарь... С.647.
  371. ИЕВ. Прибавления. 1864. № 27. С.482.
  372. Персианов Г. Указ. соч. С.23-24.
  373. Енисейский энциклопедический словарь... С.221-222.
  374. ЕЕВ. 1915. № 5. С.12.
  375. Косых В.И. Указ. соч. С.36.
  376. Жалсараев А.Д. Указ. соч. С.263, 276.
  377. ЗЕВ. 1913. № 22. С.563; Жалсараев А.Д. Указ. соч. С.268.
  378. ИЕВ. Прибавления. 1872. №46. С.598-599.
  379. Жалсараев А.Д. Указ. соч. С.285.
  380. Живописная Россия. Т. 12. Ч.1. Восточная Сибирь. СПб.-М., 1895. С.227.
  381. Зверинский В.В. Указ. соч. С.XII.
  382. Жалсараев А.Д. Указ. соч. С.254, 293.
  383. Зверинский В.В. Указ. соч. С.90.
  384. Юрганова И.И. Указ. соч. С.67.
  385. Там же. С.17.
  386. Харченко Л.Н. Миссионерская деятельность православной церкви в Сибири (вторая половина XIX в. — февраль 1917 г.). Очерк истории. СПб., 2004. С.36.
  387. Харченко Л.Н. Миссионерская деятельность... С.46.
  388. Там же. С.446-447.
  389. Вениамин, архиепископ Иркутский и Нерчинский. Жизненные вопросы православной миссии в Сибири. СПб., 1885. С.7.
  390. Харченко Л.Н. Миссионерская деятельность... С.50.
  391. Коптев А. Миссионерская деятельность в Сибири // Сибирские вопросы. 1912. №7. С.60.
  392. Харченко Л.Н. Миссионерская деятельность... С.31.
  393. ИЕВ. 1881. №14. С.89-90.
  394. Харченко Л.Н. Миссионерская деятельность... С.47.
  395. Сафронов Ф.Г. Православное христианство в Якутии. М., 1998. С.63.
  396. Коптев А. Указ. соч. С.56.
  397. ЕЕВ. 1914. №12. С.8-9; ЕЕВ. 1915. №4. С.14; ЕЕВ. 1916. №17. С.11-12.
  398. ЕЕВ. 1914. №16. С.69-72.
  399. ЕЕВ. 1914. №5. С.303-304.
  400. ЕЕВ. 1914. №15. С.522-530.
  401. ЗЕВ. 1913. №22. С.596-597.
  402. ЕЕВ. 1913. №24. С.683-684.
  403. Догуревич Т.А. Указ. соч. С.98.
  404. ЕЕВ. 1887. №9. С.121.
  405. ЕЕВ. 1888. №8-9. Отдел неоф. С.102.
  406. Там же. С.103.
  407. Персианов Г. Указ. соч. С.12.
  408. Там же.
  409. Преосвященнейший Никодим, вновь посвященный епископ Киренский, второй викарий Иркутский, начальник Иркутской духовной миссии. Иркутск, 1893. С.3.
  410. Догуревич Т.А. Указ. соч. С.142.
  411. Там же. С.145.
  412. ИЕВ. 1914. №11. С.125-126.
  413. ИЕВ. Прибавления. 1914. №16. С.548.
  414. Журналы Иркутского 49-го экстренного Епархиального съезда духовенства и мирян Иркутской епархии... С.30.
  415. Юрганова И.И. Указ. соч. С.39.
  416. Там же. С.35.
  417. Там же. С.37-38.
  418. Там же. С.40.
  419. Там же. С.34, 40.
  420. Юрганова И.И. Церкви Якутии (краткая история). Якутск, 2005. С.94.
  421. Письма Вениамина, архиепископа Иркутского... к Казанскому архиепископу Владимиру. СПб., 1916. С.23.
  422. Догуревич Т.А. Указ. соч. С.153.
  423. Термен А.И. Среди бурят Иркутской губернии и Забайкальской области. Очерки и впечатления. СПб., 1912. С.23-24.
  424. Герасимова К.М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. Новосибирск, 1989. С.137.
  425. Термен А.И. Среди бурят... С.25.
  426. Харченко Л.Н. Миссионерская деятельность... С.58.
  427. Там же; ЗЕВ. 1913. № 11. Отдел неоф. С.148.
  428. Емельянов С.М. История католической церкви в Восточной Сибири (начало XIX — 1917 г.). Автореферат дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2002. С.24.
  429. Все подсчеты выполнены по: Азиатская Россия. Т.1. СПб., 1914. С.342 и др.
  430. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897. LXXXIII. Енисейская губерния. 1904. С.VIII.
  431. Харченко Л.Н. Миссионерская деятельность... С.53-54.
  432. Коптев А. Указ. соч. С.58.
  433. Азиатская Россия... Т.1. С.150, 130.
  434. Андреев Ч.Г. Коренные народы Восточной Сибири во второй половине XIX — начале ХХ века. Улан-Удэ, 2001. С.65.
  435. Азиатская Россия... Т.1. С.132.
  436. Нестор, иеромонах. Православие в Сибири (Исторический очерк). СПб., 1910. С.66.
  437. ГАИО, ф.50, оп.1, д.11198, лл.81об.—82.
  438. Лобанов В.Ф. Формирование и деятельность старообрядческих общин в Приамурском крае во второй половине XIX века // Алтарь России (альманах). Вып.1. Большой камень, 1997. С.39.
  439. Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири... С.15, 26.
  440. Юрганова И.И. История... С.38; Обзор Енисейской губернии за 1896г. Красноярск, 1897. С.38; ГАИО, ф.50, оп.1, д.13592, л.10.
  441. Живописная Россия. Т. 12. Восточные окраины России. Восточная Сибирь. СПб.-М., 1895. С.217.
  442. Отчет по постройке Забайкальской железной дороги от ст.Мысовая до ст.Сретенск, 1895-1900 гг. СПб., 1904. С.17.
  443. Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири... С.21.
  444. Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы (семейские). Иркутск, 1920. С.21.
  445. Лобанов В.Ф. Указ. соч. С.42.
  446. ГАИО, ф.50, оп.1, д.11198, л.80об.
  447. Юрганова И.И. История... С.38-39; Колмаков Ю.П. Иркутская летопись... С.170.
  448. ЗЕВ. 1913. № 24. Отдел офиц. С.147-148.
  449. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. ... С.80, 83, 86, 135, 167, 188.
  450. Колмаков Ю.П. Иркутская летопись... С.748.
  451. Подсчитано по: Матханова Н.П. Высшая администрация Восточной Сибири в середине XIX века. Новосибирск, 2002.

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок науч. р. | Автор(ы): Дулов А. В., Санников А.П. | Источник(и): Православная церковь в Восточной Сибири в XVII - начале XX веков / А.В. Дулов, А.П. Санников. - Иркутск. 2006 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2006 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.