Серьезные изменения произошли в XVIII в. в условиях бытования старообрядчества. Правительство смягчило свою позицию по отношению к нему. При Петре I со староверов взимали двойной подушный оклад, а Екатерина II признала некоторые из старообрядческих объединений 412. Позиция же православной церкви оставалась неизменной. В связи с этим основная тяжесть по борьбе со староверами ложилась на плечи приходского духовенства. Но его возможности заметно сократились. Если ранее оно могло прямо обращаться к гражданским властям и ждать от них помощи, то теперь вынуждено было направлять донесение епископу, и лишь он мог обратиться за содействием к губернатору или вице-губернатору. Однако местная администрация не всегда оказывала содействие.
До 1730-х гг. старообрядчество в Восточной Сибири распространялось через ссылку или странничество. Случаи появления старообрядцев носили единичный характер и не стали массовым движением. Духовные власти довольно быстро определяли и ограничивали очаги старой веры. Наиболее показательна в этом отношении ситуация в Оекском селении, сложившаяся в 30-е гг. XVIII в.
В это время здесь образовалась небольшая старообрядческая община. Известно о ней стало случайно. В 1733 г. умер 68-летний крестьянин Иван Краснояр. Как оказалось, он не посещал ни исповеди, ни причастия. Перед смертью, под давлением семьи, он согласился пригласить священника, исповедался, сообщив о приверженности старообрядчеству, но причастие из его рук принимать отказался 413.
В ходе расследования выяснилось, что распространителем старообрядчества являлся "чернец Алексей Никитин". Он проживал в уединенной избушке, ходил за милостыней по крестьянским дворам и распространял свои идеи. Узнав об этом, иркутский епископ Иннокентий Нерунович приказал доставить его для разбирательства в Иркутск. На следствии, которое архиерей проводил лично в 1735 г., Алексей Никитин не отрицал своих убеждений и приверженности к старой вере. Не сумев убедить старообрядца отказаться от своих взглядов, епископ приказал навечно заключить его в Вознесенский монастырь 414.
Оекскому священнику Якову Филипповичу Образцову предписывалось более внимательно следить за своей паствой, обращать пристальное внимание на лиц, не являвшихся на исповедь или причастие и немедленно доносить непосредственно епископу. Он должен был "последить: не осталось ли в приходе последователей Никитина или совращенных им" 415.
После данного случая каждый приходской священник Иркутской епархии в обязательном порядке сообщал епископу, имеются ли в его приходе старообрядцы, а заказчику поручалось проверять достоверность предоставляемых сведений: "А священников допросить по священству в правду с подтверждением неведали ли они где в своих приходех тайных или явных раскольников церкви православной противных и не таят ли оные и взять с них сказки и привесть в архиерейский приказ" 416.
В 1737 г. епископу поступило донесение, что в Иркутском духовном правлении обнаружился поселенец Михайло Корела, который ходил по харчевням и "рассеивал раскольническое лжеучение" 417.
В 1741г. в Иркутске появился торговец Иван Васильев Дубовский, который открыто объявил себя старообрядцем. При себе он имел грамоту, в которой говорилось: "Генваря в 26 день нынешняго 720 года хамовной слободы города Москвы Иван Васильев сын Дубовский в доношении своем написал, чтоб ево Ивана и жену ево и с пасынком Василием Харитоновым и с женою ево Марьею от исповеди уволить и быть в староверстве, и взять бы на них положенный оклад вдвое. И по указу Великого государя Петра Алексеевича, упомянутого Дубовского с помянутыми домовыми ево приходскому священнику к исповеди не принуждать, а призывать волею" 418. Этот случай стал первым открытым появлением старообрядцев в Иркутске, с которым церковные власти вынуждены были смириться.
Положение старообрядцев коренным образом изменилось после переселения "семейских". История их появления в Восточной Сибири довольно интересна. В конце XVII в. церковь и государство отказались от диалога со староверами. Их объявили еретиками, отлучили от церкви, предали проклятию, а с идейными вдохновителями расправились. Старообрядцев стали преследовать, используя полицейские меры. Часто это приводило к обратным результатам, поскольку общины староверов становились более сплоченными, в их среде укреплялась взаимовыручка. Значительное число староверов, спасаясь от преследований, уходит на окраины государства: на берега Белого моря, в Сибирь, в леса Поволжья, или переселяется в Речь Посполитую. Именно здесь, в Польше, сформировалась большая старообрядческая община, члены которой проживали в Срародубье и на Ветке.
В 1735 г. правительство направило в Ветку 5 полков под командованием полковника Я.Г. Сытина, с целью вывести раскольников с территории Польши и уничтожить очаг старообрядчества. К этому времени численность старообрядческой общины составила около 100 тыс. человек 419. Основной удар власти планировали нанести по старообрядческому духовенству, надеясь обезглавить движение и устрашить самих староверов. Ветка была сожжена и полностью разорена. Однако через несколько лет русские староверы ее вновь восстановили.
Выведенных старообрядцев было решено направить в Сибирь. В том же 1735г. первая партия выведенных прибыла в Иркутск. Это были представители старообрядческого духовенства, всего 20 человек: 12 монахинь и 8 монахов. В Иркутске их поместили в Вознесенский мужской и Знаменский женский монастыри. В 1736г. в город направили вторую партию: 30 монахинь и 9 монахов, которых также разместили в иркутских монастырях 420. В 1737г. в Иркутск прибыла еще одна партия лиц, выведенных из Ветки. За период с 1735 по 1737гг. в Иркутскую епархию оказалось сослано 60 староверов 421. Им запрещалось распространять свою веру и предписывалось находиться "в монастырских трудах и молитвах".
В 1756г. сибирская администрация приняла решение изменить места поселения старообрядцев. Из районов Западной Сибири в Забайкалье была направлена партия староверов в сопровождении полковника Ивана Иванова. В декабре 1756г. они прибыли в Иркутск, а в начале 1757г. их переправили в Нерчинские заводы. "Смотрение за ними" поручалось вице-губернатору Вульфу 422.
Массовый вывод старообрядцев из Стародуба и Ветки начался в 1763-1764гг., где, по данным правительства, вновь организовалось "14 раскольничьих слобод", объединявших более 40 тыс. человек. Екатерина II направила в Польшу войска под командованием генерал-майора Маслова, предоставив ему полномочия по организации вывода старообрядческого населения в Россию. Маслов захватил несколько тысяч староверов, которых разделили на 23 партии и с 1765г. начали выводить в Россию под конвоем. Районами их нового поселения власти определили Алтай, юг Западной Сибири и Восточную Сибирь.
В Восточной Сибири их разместили в Приенисейском крае и Забайкалье. Активное водворение старообрядцев происходило в 1765-1768гг. В эти годы только в Забайкалье прибыло 14 партий. Так, в одной из первых партий староверов, в 1765г. размещенной в Тарбагайской волости Забайкалья числилось 237 мужчин и 240 женщин. Их разместили в 12 населенных пунктах 423.
Поскольку в Забайкалье они были поселены большими семейными общинами, то довольно скоро им удалось образовать свою этнографическую группу. За ними закрепилось название "семейские". Еще одним названием ссыльных староверов было "поляки". Оба названия — "семейские" и "поляки" сохранились до настоящего времени.
В 1775г. в Забайкалье было переведено "1660 душ мужского пола", среди которых 220 были "из России отданы от помещиков за вины", а остальные старообрядцы. По данным четвертой ревизии 1782г. в Забайкалье проживало 4400 староверов, а в 1795г. старообрядческое население, включая малолетних, увеличилось до 2437 мужчин и 2578 женщин, что составляло 5015 человек 424. Удельный вес старообрядческого населения превышал 8%.
Для размещения столь значительного населения было принято решение приселять их семьями к старожильческим поселениям, таким как Мухоршибирь, Харашибирь, Верхний Жирим, Куналей, Куйтун, Архангельское, Десятниково, Тарбагай, Никольской и др., или к поселениям "новокрещеных инородцев" — Большой Куналей, Надеино. Позднее старообрядцам разрешили образовывать самостоятельные поселения — Урлук, Хандагай, Бурнашево, Новая Брянь и др. 425 В целом же преобладали смешанные поселения. Так, в с. Тарбагатай насчитывалось 40 дворов, из которых 10 принадлежало "семейским" и 30 старожилам; в с. Куйтун из 74 дворов 40 принадлежало "семейским" и 34 старожилам, в деревне Харазоново (Харитоново) насчитывалось 10 старожильческих дворов и 20 дворов старообрядцев 426.
Основной задачей старообрядцев стало обосноваться на вновь поселенных землях и приспособить их для земледелия. По мнению исследователя Ф.Ф.Болонева "семейские принесли в Забайкалье богатые трудовые традиции, многовековой крестьянский опыт, наблюдательность и смекалку земледельцев, прилежание и любовь к земле, стойкость перед невзгодами, деловой практицизм и трезвый расчет" 427. Условия для земледелия в Забайкалье оказались сложными. По словам академика П.С.Палласа, исследовавшего Забайкалье в 1772г., "селенгинская страна... никогда не может быть многолюдна и хлебом обильна как другие сибирские места..., везде сверх крутых гор по долинам и косогорам весьма каменисто или чрезвычайно песчано. Так что кроме кочующих народов, каковы бурета и тунгусы, никакому другому тут жить не можно". Однако выведенные из Польши староверы "по лесистым горам не без малого труда и прилежания, но и не без желанного успеху расширяются. Они имеют довольное хлебопашество, а жалуются только, что по подлежащим сенокосам немного для скота травы родится, которым напротив того они уже довольно развелися" 428. В своем хозяйстве "семейские" довольно успешно использовали плуг. Как отмечал в 1791г. путешественник И.Сиверс "семейские в с. Урлук, поселенные лет 30 назад, ввели земледелие и фруктовое садоводство" 429.
Правительство определило общие правила поселения старообрядцев в Восточной Сибири. Первые 3 года они освобождались от налогов, затем обязаны были его выплачивать наравне с другими поселенцами.
Отношения с официальной церковью у старообрядцев Забайкалья не складывались. Они повсеместно отказывались от исповеди и причастия. В 1775г. Иркутская консистория была вынуждена обратиться в Провинциальную канцелярию с требованием повлиять на семейских. Однако добиться положительных перемен не удалось. Несколько осложнило положение решение Синода 1808г. "убедить крестьян ходить на славословия в церковь". Однако данные исповедальных росписей показывают, что забайкальским священникам убедить старообрядцев не удалось. Кроме того, в 1797-1801гг. возник новый конфликт между приходским духовенством Забайкалья и семейскими. Поводом для него стала невыплата староверами хлебного содержания в пользу православных причтов. В этой ситуации администрация была вынуждена вмешаться и "доправить" невыплаченный хлеб. При этом старообрядцам власти заявили, что они имеют полное право обратиться в суд.
Церковные власти беспокоило усиление влияние старообрядцев в регионе и неспособность приходского духовенства изменить положение. В одном из донесений местной администрации отмечалось, что "православные находятся под влиянием старообрядцев и в православной вере не сильны. Раскольники, как правило, состоятельные люди, и это очень влияет на бедняков. Преобладает поповщинский толк" 430. Ситуация в Забайкалье находилась под постоянным контролем иркутских архиереев.
В других регионах Восточной Сибири столько же многочисленных и компактных поселений старообрядцев не сформировалось. В Приенисейском крае их расселяли вдоль Московского тракта по 10 семей и на вновь осваиваемых землях по 20-40 семей, большей частью на территории Хакасско-Минусинского края. В Якутии расселение староверов проводилось вдоль трактов, большей частью между Амгинской слободой и Аяном. В Прибайкалье они размещались по усмотрению гражданской администрации.
Определить общее число старообрядцев в Восточной Сибири в XVIII в. довольно сложно. Многие приходские священники скрывали наличие староверов в приходах, нередко получая от них щедрые приношения. Сами староверы тоже не стремились обозначать свое присутствие, предпочитая удаление. Часть старообрядцев проживала в Восточной Сибири тайно. Например, в 1950-е гг. с помощью вертолетов были открыты поселения староверов по среднему и нижнему Енисею, нижней Ангаре, возникшие еще в XVIII в. Данные церковной статистики требуют критического подхода. Так, в конце XVIII в. 98% священников Прибайкалья показали, что в их приходах "раскольников не обретается", при этом в 30% приходов имелись лица, не посещавшие исповедь более трех лет. Опираясь на имеющиеся данные, можно предположить, что в конце XVIII в. в Восточной Сибири проживало более 7000 староверов. Наибольшая их часть находилась в Забайкалье — более 5000, примерно 1000 человек проживала в Приенисейском крае, в Прибайкалье - около 300 и в Якутии - от 200 до 300 человек 431.
В XVIII в. официально старообрядцы не преследовались за мнение о вере и формально могли исповедовать древнее православие. Однако им было запрещено демонстрировать приверженность этой вере и привлекать кого-либо в "раскол". Публичное проявление обрядовой стороны староверия соответствовало преступлению и наказывалось.
В моральном плане семьи староверов выделялись из общей массы русского населения. По степени приверженности своей вере они разделялись на "крепкие", "некрепкие" и "отошедшие". Все споры, возникавшие внутри семьи, разрешал глава. Основной задачей супругов являлось воспитание детей на традиционных нравственных устоях. Стержнем воспитания являлось формирование словом, трудом, примером поведения угодного богу. Между детьми соблюдалась четкое следование старшинству. С "мирскими" отношения вежливые, но не доверительные. Некоторые из староверов считали, что не следует приходить на отпевание "мирских", в то время как на свадьбу или крещение можно. Семьи староверов подразделялись на "большие" и "малые". "Большая семья" составляла от 10 до 24 человек. Она могла состоять из супружеской пары с сыновьями, из которых один мог иметь семью, или объединение нескольких женатых братьев при главенстве старшего. "Большая семья" преобладала в Забайкалье. В других регионах типичной была "малая семья", объединявшая от 4 до 7 человек. Однако даже "малая семья" старообрядцев была по численности выше средней "мирской" сибирской семьи 432.
В религиозном общении сибирские староверы были чрезвычайно разобщены. Два основных течения старообрядчества — поповское и беспоповское разделялось на толки, которые в свою очередь подразделялись на многочисленные согласия. В Забайкалье преобладали поповцы, из которых более 60% являлись последователями толка часовенных. В Приенисейском крае преобладали беспоповцы. В Восточной Сибири отмечалось наличие многих согласий, таких как: часовенные, беглопоповцы, дырники, странствующие, чашечники и др. Существовавшее положение довольно удачно охарактеризовал Н.Ушаров, который посетил Забайкалье и отметил: "Что не баба, то вера; что не мужик, то толк" 433.
***
В целом, XVIII в. стал периодом укрепления позиций православной церкви в Восточной Сибири. Была учреждена вторая епархия в Сибири, с центром в Иркутске. Успешно осуществлялось церковное строительство. Шло формирование приходского духовенства, удельный вес которого составил 1% православного населения Восточной Сибири. Были открыты духовные учебные заведения. Большинство из монастырей, несмотря на все трудности, сумели адаптироваться к новым экономическим реалиям. Определялись формы и методы миссионерской деятельности. Одновременно с этим происходила формализация деятельности приходских объединений, снижалась заинтересованность верующих к делам церкви, ослабевала "духовная связь" священника и паствы. Все эти тенденции наложили свой отпечаток на деятельности православной церкви в регионе в дальнейшем.
Оглавление книги "ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В XVII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ"
Примечания
Глава 2. Организация и деятельность православной церкви в XVIII веке
-
Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX вв. Т.1 Казань, 1897. С.529.
-
Подробнее см.: Древние церковные грамоты... С.127-135.
-
Покровский И.М. Указ. соч. Т.2. Казань, 1913. С.282.
-
Древние церковные грамоты... С.154.
-
ИЕВ. Прибавления. 1868. С.525-526.
-
Описание документов и дел Святейшего Синода. Т.IV. № 422. С.430; Полное собрание постановлений и распоряжений Синода по ведомству православного вероисповедания Российской империи (ПСПиР). Т.5. СПб., 1881. № 1631.
-
Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ), ф.10, оп.2, д.899, лл.59, 72.
-
Там же, лл. 81-82.
-
Там же, л.86.
-
ПСЗ-1. Т.7. №3870.
-
Там же.
-
Громов П. Указ. соч. С.57-59.
-
ПСПиР. Т.5. №1935.
-
Громов П. Указ. соч. С.152-153.
-
Хрусталев Д.М. Летописные сведения об Иркутске и Иркутской епархии за двухсотлетний период их существования. Иркутск, б/д. С.10.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, л.476об.
-
Наумова О.Е. Иркутская епархия. XVIII — первая половина XIX века. Иркутск, 1996. С.44-45.
-
Громов П. Указ. соч. С.89.
-
Знаменский П. Указ. соч. С.434.
-
ИЕВ. Прибавления. 1867. С.608.
-
Там же. С.609.
-
Там же.
-
ИЕВ. Прибавления. 1865. С.431.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.44.
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.1776-177.
-
Там же. С.195.
-
НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.377.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.73.
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.237.
-
Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.107-110.
-
ЦГАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.273.
-
Подробнее см.: Наумова О.Е. Указ. соч. С.84-85.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.132.
-
Древние церковные грамоты... С.93-94.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.37.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.38.
-
Громов П. Указ. соч. С.289.
-
Там же. С.290.
-
Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.181.
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.177.
-
Вадим, архиепископ. "Во Святем Духе брат наш" // Русская сила. 2001. №5. С.4.
-
Духовный ветроград Сибири // Земля Иркутская. 2000. №14. С.12.
-
Там же. С.14.
-
Троицкая церковь Туруханского монастыря // Памятники истории и культуры Красноярского края. Красноярск, 1989. Вып.1. С.332-336.
-
Там же. С.331.
-
К характеристике документов по истории Туруханского Троицкого монастыря в XVIII в., хранящиеся в Государственном архиве Красноярского края // Памятники истории и культуры Красноярского края... С.395.
-
Быконя Г.Ф. Заселение русскими Приенисейского края. Новосибирск, 1981. С.195.
-
Шорохов Л.П. Указ .соч. С.81.
-
Там же. С.80.
-
Там же. С.54.
-
Там же. С.52.
-
Там же. С.27.
-
Там же. С.31.
-
Монастырь Спасский XVIII — XIX вв. // Памятники истории и культуры Красноярского края... С.89-96.
-
Шорохов Л.П. Указ. соч. С.53.
-
Там же. С.80.
-
Там же. С.54, 62, 75.
-
Сафронов Ф.Г. Указ. соч. С.37.
-
Шорохов Л.П. Указ. соч. С.71.
-
Шерстобоев В.Н. Указ .соч. Т.1. С.516-517.
-
Шерстобоев В.Н. Илимская пашня. Иркутск, 1957. Т.2. С.540, 555.
-
Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии. М., 2000. С.199.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.555.
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.628.
-
Шахеров В.П. Указ. соч. С.40-41; Шерстобоев В.Н. Указ. соч. С.525.
-
Калинина И. Церковь Киренского монастыря... С.37.
-
Калинина И.В. Православные храмы... С.283.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.555.
-
ИЕВ. Прибавления. 1863. С.83.
-
Громов П. Указ. соч. С.195-196.
-
Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.184-185.
-
ИЕВ. Прибавления. 1863. С.83.
-
ИЕВ. Прибавления. 1890. С.1-5.
-
Громов П. Указ. соч. С.194; Наумова О.Е. Указ. соч. С.118.
-
Торшина Н. Знаменский монастырь // Земля Иркутская. 1998. №10. С.25.
-
Крючкова Т. "...усердием и капиталом" // Земля Иркутская. 1996. №5. С.68.
-
Пежемский П.И., Кротов В.А. Иркутская летопись (1652-1856гг.). Иркутск, 1911. С.123, 142.
-
Громов П. Указ. соч. С.195-196.
-
Медведев С.И. Иркутский Вознесенский монастырь // Земля Иркутская. 1994. №1. С.20.
-
Шавельский Л. Краткое историко-статистическое описание Иркутского Вознесенского монастыря. Иркутск, 1905. С.8; Наумова О.Е. Указ. соч. С.118.
-
Душкин Ю.С. Соль земли // Земля Иркутская. 2000. № 13. С.11.
-
Там же. С.11-12.
-
Иркутск в панораме веков... С.115.
-
Древние церковные грамоты... С.157.
-
Громов П. Указ. соч. С.398.
-
Там же. С.391.
-
Там же. С.392.
-
Там же. С.184-185.
-
Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря... С.80.
-
Описание Иркутского наместничества 1792 года. Новосибирск, 1988. С.87.
-
НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, лл.73-74.
-
НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.85.
-
Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря... С. 75.
-
Там же.
-
Там же. С.79.
-
Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь. Улан-Удэ, 1982. С.11.
-
Громов П. Указ. соч. С.201.
-
Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С. 133.
-
Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь... С.20.
-
Шмулевич М.М. Очерки истории Забайкалья... С.145-147.
-
Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь... С.22, 24.
-
Там же С. 30.
-
Древние церковные грамоты... С.156-157.
-
Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1879. Т.2. Ч.1. №422.
-
Там же.
-
ПСПиР. СПб., 1876. Т.IV. №1393.
-
ИЕВ. Прибавления. 1865. С.82.
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.530.
-
ИЕВ. Прибавления. 1880. С.534-540.
-
Громов П. Указ. соч. С.213-214.
-
ПСПиР. СПб., 1881. Т.5., №1959.
-
ИЕВ. Прибавления. 1864. С.452.
-
ИЕВ. Прибавления. 1866. С.299.
-
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. Новосибирск, 1990. С.141.
-
Там же. С.143.
-
ИЕВ. Прибавления. 1867. С.360.
-
ПСЗ-1. Т.19. №14231.
-
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.142.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.1. С.531-532.
-
ИЕВ. Прибавления. 1872. С.122.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, лл.29-29об-30.
-
ИЕВ. Прибавления. 1867. С.332-333.
-
ИЕВ. Прибавления. 1867. С.322-323.
-
Громов П. Указ. соч. С.404-405.
-
Александров В.А., Покровский Н.Н. Власть и общество. Сибирь XVII в. Новосибирск, 1991. С.170.
-
Щеглов И.В. Указ. соч. С.159.
-
ПСЗ. Т.VI. №4122.
-
ПСПиР. Т.3. №1054, 1134.
-
ПСЗ. Т.XI. №8625.
-
ПСЗ. Т.XIX. №13541.
-
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.121.
-
ПСПиР. Т.3. №1054.
-
ПСЗ. Т.XIV. №10780.
-
Громов П. Указ. соч. С.208.
-
Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.79.
-
Калинина И.В. Развитие деревянного культового зодчества Приангарья и Приленья в XVII — начале ХХ в. // Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск, 1990. С.62-63.
-
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.122.
-
ПСПиР. Т.4. №1539.
-
ГАИО, ф.275, оп.1, д.1, лл.92-93.
-
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.122.
-
Подсчитано по: Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.184-185, 189.
-
Памятники истории и культуры Красноярского края... С.52.
-
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.189.
-
Бирюкова С.В. Богоявленский собор Енисейска: прошлое и настоящее // Молодежь и наука — третье тысячелетие. Сб. материалов. Красноярск, 2003. С.245-246.
-
Город у Красного Яра... С.193.
-
Памятники истории и культуры Красноярского края... С.318-319.
-
Енисейский энциклопедический словарь... С.188.
-
Подсчитано по: Шишигин Е.С. Указ. соч. С.27-28.
-
Санников А.П. Организация и деятельность православной церкви на территории Прибайкалья во второй половине XVII-XVIII вв. Автореферат дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2004. С.20.
-
Полунина Н.М. Живая Старина Приангарья. М., 1990. С.28, 31.
-
Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.78. Подробнее о строительстве Богоявленского собора см.: Крючкова Т.А. Из истории строительства и реставрации Иркутского Богоявленского собора // Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск, 1990. С.202-225.
-
Санников А.П. Организация и деятельность православной церкви... С.21.
-
Посчитано по: Калинина И.В. Православные храмы...; ГАИО, ф.50, оп.1, д. 3783, 3840, 3843, 3879, 3883, 3902, 3941, 4181, 4184, 4185, 4196, 4198, 4199, 4269, 4271.
-
Жалсараев А.Д. Указ. соч. С.189.
-
Громов П. Указ. соч. С.219.
-
Там же. С.86-87.
-
ПСЗ-1. Т.IV. №2186
-
ПСЗ-1. Т.IV. №2308.
-
Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1951. С.30.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.53.
-
ПСЗ-1. Т.IV. №2352.
-
Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1879. Т.2. Ч.1. №756.
-
Зольникова Н.Д. Ставленнические дела как источник по социальным проблемам XVIII в. (по материалам Тобольской епархии) // Источниковедение и археография Сибири. Новосибирск, 1977. С.18.
-
Там же. С.21.
-
ПСЗ-1. Т.XII. №8981.
-
Зольникова Н.Д. Ставленнические дела как источник по социальным проблемам XVIII в... С.21.
-
Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. Т.2. С.527-528.
-
ИЕВ. Прибавления. 1868. С.72.
-
ИЕВ. Прибавления. 1868. С.12.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.51.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.560.
-
Там же.
-
Посчитано по: ГАИО, ф.50, оп.2, д.27; оп.7, д.53, 54, 62; Шерстобоев В.Н. Указ .соч. Т.2. С.558.
-
Посчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.509, 514; оп.2, д.27; оп.7, д.53, 54, 62.
-
Асочакова В.Н. Русская православная церковь в истории Хакасско-Минусинского края в XVIII — первой четверти XIX в. Автореферат дисс. канд. ист. наук. Красноярск, 1999. С.18-19.
-
ИЕВ. Прибавления. 1864. С.432.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3883, л.26.
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.543.
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.544.
-
Поротова О.В. Указ. соч. С.355.
-
ИЕВ. Прибавления. 1873. С.236-237.
-
Громов П. Указ. соч. С.222.
-
НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.359.
-
Знаменский П. Указ .соч. С.95.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, л.96.
-
ИЕВ. Прибавления. 1864. С.583. Год кончины Д.Парнякова автору удалось установить по метрическим книгам. В 1779г. в них упоминаются два священника — Д.Парняков и М.Парняков (ГАИО, ф.50, оп.3, д.13) За 1780г. метрические книги не сохранились. В 1781г. и в дальнейшем упоминается только один священник — М.Парняков (ГАИО, ф.50, оп.3, д.26, 31; оп.2, д.26). В исповедальных росписях за 1782г. он именуется сыном умершего священника, следовательно Д.Парняков скончался в 1780г.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.486, 500; оп.2, д.27, ф.275, оп.1, д.1, л.9-9об.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.49.
-
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.148-149.
-
Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ .соч.; Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2.; Громов П. Указ. соч.; Покровский И.М. Указ. соч. Т.2.; ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.95; д.509, 514; оп.2, д.27, оп.7, д.53, 54, 62.
-
Подсчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.509, 514; оп.3, д.221, 222, 223, оп.7, д.17, 18, 53, 62.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.1(2), л.37.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.1(2), л.37об.
-
ИЕВ. Прибавления.1864. С.58; 1865. С.80.
-
ИЕВ. Прибавления. 1865. С.80.
-
НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.131.
-
НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.282.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.558.
-
Там же.
-
Подсчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.509, 514; оп.2, д.27; оп.3, д.221, 222, 223; оп.7, д.53, 54, 62.
-
Подсчитано по: Быконя Г.Ф. Указ. соч. С.204, 226, 236, 241; Описание Иркутского наместничества...; Санников А.П. Организация и деятельность православной церкви... С. 24.
-
Стоглав. Казань, 1862. С.176-177.
-
Знаменский П. Указ. соч. С.12.
-
ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.86.
-
ГАИО, ф.275, оп.1, д.1, лл.46-46об.
-
Санников А.П. Церковное служение и деятельность приходского духовенства на территории Иркутской губернии в XVII-XVIII вв. // Конфессии народов Сибири в XVII — начале ХХ веков: развитие и взаимодействие. Иркутск, 2005. С.96.
-
Город у Красного Яра... С.141.
-
ИЕВ. Прибавления. 1875. С.466.
-
ИЕВ. Прибавления. 1871. С.80.
-
ГАИО, ф.50, оп.7, д.45, л.21.
-
ИЕВ. Прибавления. 1864. С.78.
-
Город у Красного Яра... С.178.
-
ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.105.
-
ПСЗ-1. Т.IV. №1908.
-
Субботин Ю.К. Православные таинства. М., 1990. С.69.
-
ГАИО, ф.147, оп.1, д.6, л.110.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.576.
-
Там же. С.576-577.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.578.
-
Подробнее см.: Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.562-569.
-
Подсчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.491, 501, 546, 567, 570, 646, 666, 3783, 3840, 3843, 3879, 3883, 3902, 3941, 4196, 4181, 4183, 4184, 4185, 4198, 4199, 4269, 4271; оп.3, д.1, 15, 102, 221, 222, 223; оп.7, д.36, 37, 53, 54, 60, 62.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.348, л.58.
-
ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, лл.164-164об.
-
Там же.
-
ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, лл.180-181об.
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.517.
-
ИЕВ. Прибавления. 1864. С.420.
-
ИЕВ. Прибавления. 1872. С.124-125.
-
НАРТ, ф.10, оп.5, д.517, л.27.
-
НАРТ, ф.10, оп.2, д.1259.
-
ИЕВ. Прибавления. 1873. С.238.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.192.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.348.
-
Щеглов И.В. Указ. соч. С.119.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.529.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.548.
-
ИЕВ. Прибавления. 1867. С.358.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.669.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.189.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3783, л.18; д.3879, л.3.
-
ИЕВ. Прибавления. 1873. С.239.
-
Громов П. Указ. соч. С.172-175.
-
См.: Догуревич Т.А. Распространение христианства в Сибири. СПб., 1897; Грекулов Е.Ф. Нравы русского духовенства. М., 1928; Серафимович С. Очерки русских нравов в старинной Сибири // Отечественные записки. СПб., 1867. Т.174. С.686-786; Т.175. С.232-272.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3843; д.3883, л.11; д.3879, лл.15, 25; д.4196, л.5.
-
Юшков С.В. Очерки из истории приходской жизни на севере России в XV-XVII вв. СПб., 1913. С.47.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3783, л.31, 43об.; д.3843; д.3941, л.47.
-
Биография составлена по: ИЕВ. Прибавления. 1870. С.518-519; Крючкова Т. Иркутские иконописцы XVII-XVIII вв. // Земля Иркутская. 1998. №10. С.31.
-
ПСЗ-1. Т.5. СПб., 1830. №3175.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.50.
-
ПСПиР. Т.3. СПб., 1875. №973.
-
ИЕВ.Прибавления. 1870. С.554.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.514.
-
Санников А.П. Православные приходы городских поселений Приангарья в XVIII веке // Сибирский город XVIII — начала ХХ веков. Вып. 1. Иркутск, 1998. С.42.
-
Цит по: Пословицы русского народа. Йошкар-Ола, 1996. 672с.; Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Иркутск, 1992. 544.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.1. С.527.
-
ПСПиР. Т.5. СПб., 1881. №1720.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.1. С.530.258.
-
Там же.
-
ПСЗ-1. Т.V. №3172.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, л.96об; ИЕВ. Прибавления. 1864. С.432, 433; Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.162; Знаменский П. Указ. соч. С.711, 716; Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.557, 559.
-
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.161-162.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.312.
-
ИЕВ. Прибавления. 1874. С.512.
-
Там же. С.513.
-
О способах содержания русского духовенства в XVII-XVIII столетиях // Православный собеседник. Казань, 1865. Апрель. С.160.
-
Знаменский П. Указ. соч. С.677; Громов П. Указ. соч. С.219.
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.551.
-
Знаменский П. Указ. соч. С.673.
-
Там же. С.677.
-
Кильчевский В. Богатства и доходы духовенства. СПб., 1908. С.28; Наумова О.Е. Указ. соч. С.139.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.141.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, л.489.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.1. С.533.
-
ИЕВ. Прибавления. 1865. С.315.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.567-568.
-
Там же. С.554.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3879, л.39.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.1. С.535.
-
Там же.
-
Посошков И.Т. Указ. соч. С.38.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4199, л.2.
-
Знаменский П.В. Указ. соч. С.765-766.
-
ГАИО, ф.275, оп.1, д.1, лл.50-50об.
-
Составлена по: Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.557-561; ГАИО, ф.50, оп.1, д.3783, 3840, 3843, 3879, 3883, 3902, 3941, 4146, 4181, 4183, 4184, 4185, 4198, 4199, 4266, 4271; ф.275, оп.1, д.1, лл.50-54.
-
Любимов Г. Историческое обозрение способов содержания христианского духовенства от времен апостольских до XVIII. СПб., 1852. С.54.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.317.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, л.209.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.1. С.534-535.
-
Древние церковные грамоты... С.96.
-
Сравнение проведено по данным приведенным в монографии: Быконя Г.Ф. Русское неподатное население Восточной Сибири в XVII — начале XIX вв. Красноярск, 1985. С.30.
-
Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало ХХ в.) СПб., 1999. Т.1. С.104.
-
НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.302.
-
Город у Красного Яра... С.179.
-
Там же. С.166.
-
Там же. С.167-168, 179.
-
Кузнецова М.В. Школа при Вознесенском монастыре // Из истории Иркутской епархии. Иркутск, 1998. С.27.
-
ПСПиР. Т.4. СПб., 1876. №1381.
-
НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, лл.59, 72.
-
ПСЗ-1. Т.VI. №3718.
-
НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, лл.175-176.
-
Кузнецова М.В. Указ. соч. С.28.
-
НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.321.
-
Составлена по: НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.219.
-
Составлена по: НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.295.
-
ИЕВ. Прибавления. 1873. С.436-439.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.153.
-
Там же.
-
Иркутск в панораме веков... С.122.
-
Воробьев В.В. Формирование населения Восточной Сибири. Новосибирск, 1975. С.35.
-
Расчет был произведен определением соотношения числа жителей и количества приходских церквей.
-
Подсчитано по: Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.184. При подсчете числа жителей учитывалось, что средний двор составлял 6-7 человек.
-
Воробьев В.В. Указ. соч. С.54, 56, 90, 102.
-
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.227, 229.
-
Там же. С.228-229.
-
Там же. С.227-231.
-
Посчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.491, 501, 509, 514, 546, 567, 570, 646, 666; оп.3, д.1, 15, 102, 221, 222, 223; оп.7, д.36, 37, 53, 60, 62. При подсчете учитывались приходы, сформировавшиеся при Иркутском Вознесенском мужском и Иркутском Знаменском женском монастырях.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.1(2), лл.23-61.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.509.
-
Посчитано по: Описание Иркутского наместничества... С.80-83, 109-144
-
Покровский И.М. Указ. соч. Т.2. Приложения. С.24.
-
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.24-25.
-
Посчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.509, 514; оп.7, д.53, 62.
-
Описание документов и дел... Т.2. Ч.1. №756. С.1170.
-
Подсчитано по: Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.227-233; Описание Иркутского наместничества... С.80-83, 109-144; ГАИО, ф.50, оп.1, д.491, 501, 546, 567, 570, 646, 666; оп.3, д.1, 15, 102, 221, 222, 223; оп.7, д.36, 37, 60. При подсчете учитывались приходы, сформировавшиеся при Иркутском Вознесенском мужском и Иркутском Знаменском женском монастырях.
-
ИЕВ. Прибавления. 1864. С.472.
-
ИЕВ. Прибавления. 1864. С.472.
-
ИЕВ. Прибавления. 1864. С.473.
-
ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.2.
-
ГАИО. ф.276, оп.2, д.1, л.2об.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, лл.94-94об.
-
ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.165.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.348, л.57.
-
ГАИО, ф.50, оп.7, д.45, лл.11, 21,22.
-
Знаменский П. Указ. соч. С.75.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.2об.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, лл.8-8об.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, лл.8об-9.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.9.
-
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.133.
-
Там же.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, л.418.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.8.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.10.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.37об.
-
Крючкова Т.А. Из истории строительства и реставрации Иркутского Богоявленского собора // Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск, 1990. С.210.
-
Подсчитано по материалам приходно-расходных книг церквей Иркутской епархии: ГАИО, ф.274, оп.2, д.2, 4; ф.50, оп.1, д.3, лл.100об-110.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.8.
-
ГАИО, ф.274, оп.2, д.2, л.2-2об.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, лл.101, 101об, 102, 102об, 103, 103об.
-
ГАИО, ф.147, оп.1, д.6, л.122.
-
Громов П. Указ. соч. С.157-158.
-
Знаменский П. Указ. соч. С.46.
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.619.
-
Город у Красного Яра... С.115
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.618.
-
Описание Иркутского наместничества... С.81, 111, 157.
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.615.
-
ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.79.
-
Подсчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, лл.246-255.
-
ИЕВ. Прибавления. 1871. С.79.
-
ГАИО, ф.50, оп.7, д.16, лл.13-13об-14.
-
Быконя Г.Ф. Заселение русскими Приенисейского края... С.146.
-
Древние церковные грамоты... С.172-173.
-
Там же. С.182.
-
Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.185.
-
ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.50 об.
-
ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.47.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.95.
-
ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.98.
-
ИЕВ. Прибавления. 1867. С.101.
-
Город у Красного Яра... С.115.
-
Там же. С.99.
-
Там же. С.144.
-
Терновая И.И. Широкая масленица. Иркутск, 1998. С.5.
-
Город у Красного Яра. С.103.
-
См.: Терновая И.И. Светлое Христово Воскресенье. Иркутск, 1997.
-
Знаменский П. Указ. соч. С.405.
-
Дулов А.В. Иркутская епархия в XVIII — начале ХХ вв. Деятели, события, факты // Апостол Аляски. Иркутск, 1998. С.23.
-
Там же.
-
Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.109.
-
ПСЗ. Т.V. №3718.
-
Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.60.
-
ИЕВ. Прибавления. 1869. С.265.
-
Шишигин Е.С. Указ. соч. С.17.
-
Там же. С.20.
-
ПСПиР. Т.5. СПб., 1881. №1590.
-
Шишигин Е.С. Указ. соч. С.21.
-
ИЕВ. Прибавления. 1866. С.44.
-
ИЕВ. Прибавления. 1874. С.524.
-
ГАИО, ф.275, оп.1, д.1, лл.11-11об.
-
ГАИО, ф.50, оп.7, д.42.
-
Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.133.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.47.
-
Асачакова В.Н. Русская православная церковь в истории Хакасско-Минусинского края... С.21.
-
Персианов Г. Указ .соч. С. 12.
-
Там же.
-
Шорохов Л.П. Указ. соч. С.38.
-
Асачакова В.Н. Русская православная церковь в истории Хакасско-Минусинского края... С.17.
-
Там же. С.17, 21-22.
-
Шорохов Л.П. Указ. соч. С.38.
-
Шишигин Е.С. Указ. соч. С.64-65, 68-69.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.73.
-
Шишигин Е.С. Указ. соч. С.87-88.
-
Там же. С.87.
-
Подсчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.509; оп.7, д.62.
-
Подсчитано по: Дулов А.В. Эволюция верований народов Восточной Сибири в XVII — начале ХХ веков // Конфессии народов Сибири в XVII — начале ХХ веков: развитие и взаимодействие. Иркутск, 2005. С.14; Наумова О.Е. Указ. соч. С.59.
-
Подсчитано по: Описание Иркутского наместничества... С.89.
-
Шишигин Е.С. Указ. соч. С.75.
-
Николаев А.П. Православная церковь и шаманы в Якутии XVIII-XIX вв. // http://zaimka.ru/05_2002/nikolaev_shaman/ С.3.
-
Асачакова В.Н. Русская православная церковь в истории Хакасско-Минусинского края... С.20.
-
Мальцев А.И. Староверы-странники в XVIII — первой половине XIX вв. Новосибирск, 1996. С.22.
-
ИЕВ. Прибавления. 1867. С.182.
-
ИЕВ. Прибавления. 1867. С.188.
-
Там же.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4., л.37об.
-
ИЕВ. Прибавления. 1867. С.187.
-
ИЕВ. Прибавления. 1867. С.188-189.
-
Кушнарева М.Д. Последние годы жизни "старообрядческого епископа" Мефодия // Конфессии народов Сибири в XVII — начале ХХ веков: развитие и взаимодействие. Иркутск, 2005. С.216.
-
Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири в XVII — начале ХХ вв. Дисс. на соиск. канд. ист. наук. Иркутск, 1998. С.52-53.
-
Там же. С.53.
-
Летопись Иркутска XVII-XIX вв. ... С.192.
-
Стахеева Н.Н. Указ. соч. С.63.
-
Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.58-59. Стахеева Н.Н. Указ. соч. С.58.
-
Стахеева Н.Н. Указ. соч. С.58.
-
Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.20.
-
Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья. Новосибирск, 1978. С.13.
-
Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. СПб., 1772. Ч. 3. Половина 1.
-
Болонев Ф.Ф. Семейские. Улан-Удэ, 1985.
-
Константинова Т.А. Деятельность православных епископов Иркутской епархии против старообрядцев в конце XVIII — первой половине XIX вв. // Широкогоровские чтения. Владивосток, 2001. С.41.
-
Стахеева Н.Н. указ. соч. С.74.
-
Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII — первая половина XIX в.). Новосибирск, 1979. С.52.
-
Ушаров Н. Заметки о забайкальских старообрядцах // Сибирь. Кн.1. 1877. С.320.