Все началось с телефонного звонка в редакцию, с осторожного голоса в трубке. Наш собеседник на другом конце провода. назвавшийся Антоном, спросил: интересует ли по- прежнему «Молодежку» проблема спекуляции в молодежной среде? Да, ответили мы Антону, еще как интересует, поскольку это болото с каждым днем затягивает все больше молодых людей, в том числе подростков 12— 13 лет.
Антон сказал, что он мог бы показать нам мир фарцовки изнутри, поскольку он в этот мир вхож и достаточно хорошо его знает. Но он просил гарантировать, что мы его нигде не «подставим»: не опубликуем в газете описательный портрет, не приведем какие-нибудь детали, по которым его можно было бы «вычислить». Такие гарантии, разумеется, были даны.
Он сказал, что еще раз обо всем подумает, снова позвонит и ... исчез на несколько дней. Потом-таки позвонил, и мы условились о встрече. Лучшие традиции детективного жанра были соблюдены: оговорили время и место встречи; условились, кто и как будет одет; что у кого будет в руках; наконец, самое главное — пароль. Он должен был звучать так: «Вы не подскажете, где тут поблизости телефон-автомат?» В ответ следовало ответить: «Здесь, рядом, за углом». Встреча состоялась.
— Не буду скрывать: я не бывший фарцовщик, а, так сказать, пока действующий, — сказал Антон. — Но с этим грязным делом я твердо решил «завязывать». Не спрашивайте — почему. И не спрашивайте, что заставило меня позвонить в редакцию. Скажем так: на то и другое у меня есть личные причины. Вы принимаете мое условие?
Условие не показалось мне невыполнимым, о чем я и сказал Антону. Он согласно кивнул головой и продолжил:
-- На Свердловском рынке вам бывать доводилось? Вы видели, что там только черта купить нельзя, а остальное все есть. И почти все это приходит на «толкучку» через железнодорожный вокзал Иркутска. Кое-что попадает сюда из магазинов, кое-какая мелочевка — из гостиниц и аэропорта, но главным поставщиком товара является вокзал. Здесь очень удобная среда для совершения сделок, это во-первых. А во-вторых, через Иркутск дважды в неделю проходит поезд № 3 Пекин—Москва. На этом поезде едут иностранцы, которые являются поставщиками товара.
В основном, это поляки, которые должны транзитом ехать до Москвы, но они незаконно делают остановки в Иркутске, чтобы сбыть товар. Некоторые иностранцы приезжают сюда, уже имея адрес или телефон, по которому их вместе с товаром очень ждут. Да-да, связи наших местных фарцовщиков с иностранцами укрепляются с каждым годом, контакты становятся все надежнее, оборот товара увеличивается. Многотысячные сделки совершаются на видеомагнитофонах, на японской электронике, которая приходит к нам из Китая.
Антон рассказал технологию установления контакта с иностранцами, приезжающими на поезде № 3. Опытные фарцовщики заранее едут в Улан-Удэ, где покупают билет на этот поезд и по дороге к Иркутску находят нужный контингент, договариваются о сделке и потом совершают ее практически без хлопот. Некоторые фарцовщики добираются до Слюдянки и там, улучив момент, когда проводник замешкается, запрыгивают в вагон. Это называется «взять на рывок». И под крышей международного вагона на коротком перегоне до Иркутска налаживаются «деловые контакты». Ну, а прочие иностранцы, «не охваченные» на пути к Иркутску, попадают в поле зрения тех, кто ждет их на вокзале.
— К приходу «тройки» на вокзал прикатывают машины,— рассказывает Антон.— Они останавливаются рядом с камерой хранения, а то и поблизости от остановки такси. Дельцы покрупнее даже из машин не выходят — вместо них контакты с иностранцами устанавливают «шестерки», «щухи», этакие разбитные парни, получающие свой «навар» на том, что активно помогают более оборотистым фарцовщикам. На перроне можно увидеть и пацанов лет тринадцати-четырнадцати. Ну, эти попросту попрошайничают, хотя кое-кто пытается уже и «дела делать».
Крупные партии товара на короткое время иностранцы могут оставить в камере хранения, а потом, найдя покупателя и договорившись о цене, приезжают за товаром.
Спрашиваю Антона:
- Но ведь есть же на вокзале отделение милиции, есть постовые? Разве они не препятствуют сделкам? Не ловят фарцовщиков за руку?
— В том-то вся и беда, что милиция ведет себя индифферентно, — «по-научному» выразился Антон. — Все делается на глазах у тех же постовых, у работников камеры хранения, у грузчиков и носильщиков. Порой мне кажется, что милиция чувствует свое бессилие перед фарцовкой. Изредка товарищи из органов пытаются кого-нибудь задержать, что-нибудь изъять. Иногда им это удается, но чаще они вынуждены извиняться за причиненное беспокойство и отпускать фарцовщиков восвояси. Вы слышали, например, фамилию Прокопчука? Зовут его Олегом. Он бывший работник милиции, его выгнали из органов. А сейчас по- крупному промышляет на вокзале. В паре со своим тезкой Садохиным. Денег у них — море. Недавно сменили машину, купили престижную девятую модель «Жигулей». Взять этих двух Олегов с поличным милиции не под силу. Да она, пожалуй, и не пытается это делать. Иначе разве творилось бы сегодня на вокзале то, что там творится?
По совету Антона я пришел на перрон к прибытию поезда № 3 и видел своими глазами все, о чем услышал от своего нового знакомца. У багажного отделения стояли легковые автомашины, из которых выскакивали и убегали к перрону молодые парни. Там они нахально приставали к иностранцам, выгружавшим на перрон бесчисленные сумки, баулы и чемоданы. Если разговор не складывался, парни бежали дальше вдоль поезда, искали новые объекты своих интересов. Две-три фразы — и вот уже они согласно кивают друг другу головой и расходятся для того, чтобы вскоре встретиться или в гостинице, или в багажном отделении вокзала. Я вспомнил, что говорил Антон: как правило, фарцовщики очень уверенно общаются на польском языке и достаточно сносно — на английском. Этих познаний им вполне хватает для заключения сделок.
Увидел на перроне я и подростков, которые крутились вокруг иностранцев, заискивающе заглядывали им в глаза, пытались схватить за рукав и что-то произнести по-польски. Удручающая, скажу вам, картина!..
Я видел, как к иностранцам с горой рюкзаков и чемоданов, добравшимся уже до остановки такси, привязались два парня. Они так горячо что-то говорили, так энергично размахивали руками, что иностранцы не устояли. Тут же к ним подкатили «Жигули», груз был уложен в машину, и наши парни довольно помахали вслед резко набравшей скорость легковушке. Что ж, в субботу и воскресенье можно ждать на «толкучке» изобилия гонконговских и китайских товаров!
Вот кого я так и не увидел ни на перроне, ни вблизи вокзала, так это людей в милицейской форме. Вполне допускаю, что где-то тут «работали» оперативники в штатском, но их присутствие ничем не мешало совершению сделок.
Иркутский вокзал — сложный объект для милиции, что и говорить. Но для спекулянтов и фарцовщиков — сущий рай, который притягивает сюда все новых людей, жаждущих «сколотить» капитал, наладить «дело». Этот «рай» притягивает и затягивает, корежит души молодых людей. Не случайно ведь количество только выявленных случаев спекуляции в последние годы в Иркутске возросло почти на треть. Тут есть, о чем подумать.
А пока компетентные люди думают, десятки дельцов продолжают брать на абордаж скорый поезд № 3 Пекин—Москва.
Юрий УДОДЕНКО.
ОТ РЕДАКЦИИ
Публикуя сегодня этот материал, мы хотим привлечь внимание к затронутой теме работников управления внутренних дел на транспорте. Надеемся, что наши читатели помогут нам глубоко и всесторонне разобраться в проблеме спекуляции и предложат пути ее решения.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей