Совнархозы // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

СОВНАРХОЗЫ, территориальные органы управления промышленностью.

1. В 1920 — начале 1930-х гг. находились в структуре центральных, а затем местных органов государственной власти и подчинялись Высшему совету народного хозяйства РСФСР (ВСНХ) РСФСР.

 Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) образован по Декрету Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) от 1 декабря 1917, первоначально вырабатывал общие нормы и план регулиро­вания экономической жизни. Обладал правом конфискации и рек­визиции имущества, принудительного синдицирования отраслей промышленности и торговли, распределения продукции и финансовых средств, национализации промышленности и непосредственного руководства предприятиями. В течение ноября 1917 — марта 1918 в целом по стране в собственность государства отчуждено 836 предприятий, из них 640 (76,3%) — по решению местных советов, Совнархозов и профсоюзов. С 28 июня 1918 с принятием Декрета о национализации все предприятия считались перешедшими в собственность государства, но находились в безвозмездном арендном пользовании прежних владельцев впредь до особого распоряжения.

В Сибири до мая 1918 представителями ВСНХ и местными органами власти также осуществлялась нацио­нализация частной промышленности. Член Западно-Сибирского бюро профсоюзов М.М. Рабинович был послан ВСНХ в феврале 1918 для ускорения национализации Кузнец­ких каменноугольных копей. В период белой Сибири проводилась денационализация промышленности.

Первый Всероссийский съезд совнархозов (26 мая — 4 июня 1918) ограничил функции местных совнархозов. Хотя их представители вошли в руководящие органы ВСНХ (пленум и президиум), руководили местные совнархозы лишь мел­кими кустарными заведениями, которые работали по нарядам Главкустпрома ВСНХ.

В соответствии с новым положением о ВСНХ, принятым на втором Всероссийском съезде совнархозов (19—27 декабря 1918) органы управления промышленностью окончательно приспособились к условиям Гражданской войны. ВСНХ превратился в строго централизованную систему промышленных отделов, главных и центральных управлений (главков и центров). Они полностью руководи­ли предприятиями своей отрасли, непосредственно их финансировали, снабжали сырьем, топливом, осущест­вляли сбыт продукции. Поскольку промышленность работала исключительно по заданиям главков, в ведении губсовнархозов ос­талось небольшое количество предприятий полукустарного типа. Местные органы власти, по существу, были отстранены от управления промышленностью, т. к. не распоряжались материально-техническими ресурсами. Областные (региональные) и уездные совнархозы к началу 1919 почти повсеместно ликвидировались. В годы Гражданской войны за счет 52 главков удалось централизовать производство и распределение готовой продукции. Жестко подчи­ненная государству промышленность явилась основой для производства вооружений и обмундирования, что стало необходимым условием победы большевиков в Гражданской войне.

В декабре 1919 на Сибирь распространилась юрисдик­ция советской власти. Началось образование губернских и уездных совнархозов, которые занялись регистрацией и оформлением прав собственности на промышленные предприятия. При этом некоторые предприятия переходили в ведение самих совнархозов.

Одновременно формировались общесибирские хозяйственные орга­ны, которым подчинялись районные и губернские совнархозы. Создавались новые областные (объединявшие несколько губерний) хозяйственные органы ВСНХ — областные бюро (позже — промбюро). Они назнача­лись Президиумом ВСНХ и руководили деятельностью государственных предприятий, регулировали и контролировали кооперативную и частную промышленность и торговлю. 5 мая 1920 на основе реор­ганизации Урало-Сибирской комиссии ВСНХ образован Сибирский совет народного хозяйства (Сибсовнархоз), подотчетный Президиуму ВСНХ и подконтрольный Сибревкому. Отделы и управления Сибсовнархоза вы­полняли функции главков и центров ВСНХ и имели широкие полномочия. Под его руководством осуществлялась национализация частной промышленности в Сибири, в 1920 — начале 1921 Сибсовнархоз начал работать в Омске, в мае 1921 был переведен в Новониколаевск. 3 сентября 1921 он переименован в Сибирское областное бюро ВСНХ, 3 февраля 1922 в соответствии с новым положением — в Сибпромбюро ВСНХ.

К 1920 ресурс военно-коммунистической модели управления был исчерпан. В Сибири из общего числа национализированных в 1920 предприятий большая часть бездействовала или работала с неполной нагрузкой. Отсутствовали необходимое сырье, топливо, денежные средства. Поэтому перестройка системы управления промышленностью началась до введения новой экономической политики. В соответствии с постановлением VIII съезда советов (23—29 дек. 1920) главки и центры ВСНХ реорганизовались в органы, руководящие работой губсовнархозов; последние получили функции оперативного руководства предприятиями.

Более основательная реорганизация началась в условиях нэпа. По постановлению СТО (август 1921) в составе ВСНХ вместо главков и центров создано 16 главных управлений по отраслям промышленности. Наиболее крупные, технически оснащенные и близко расположенные друг к другу предприятия одной отрасли стали объединяться в тресты. Во гла­ве трестов находились правления, выступавшие от имени предприятия на рынке. Само предприятие не обладало правом юридического лица и не распоряжалось собственными средствами.

Для объединения в тресты отбирали крупные, наиболее перспективные для обеспечения государственных интересов фабрики и заводы. Из 1 640 национализированных предприятий в распоряжении государственных органов в Сибири осталось 695, из них 299 предприятий с 41 140 рабочими — на государственном снабжении. Остальные предприятия были переданы в аренду, законсервированы или закрыты. Это позволило консолидировать финансовые и материально-технические ресурсы, улуч­шить организацию производства, освободить государство от балласта нерентабельных предприятий.

Трестирование закончилось в 1922. В середине 1923 в стране насчитывалось 478 трестов, из них 345 местных. В Сибири к 1 октября 1922 существовало 38 трестов, объеди­нивших 184 предприятия с 31,4 тыс. работников (77,6% всех рабочих, занятых на государственных предприятиях). Наиболее значимые — «Сибзолото», «Сибуголь», «Сиблестрест», «Сибкожтрест», «Сибметаллтрест», «Сибрасмаслотрест» и др. Основные отрасли промышленности в Сибири — угольная и золотодобывающая — трестированы полностью. Центральные тресты находились в ведении ВСНХ, а местные — в ведении областных совнархозов.

Тресты имели слабый торговый аппарат и не справлялись со сбытовыми функциями. Поэтому стали создаваться синдикаты, ведающие торговлей, сбытом продукции и распределением заказов среди предприятий. В конце 1922 было организовано 16 синдикатов, которые обслуживали 176 трестов (68 % от их числа). Синдикаты являлись юридическими лицами и подчинялись ВСНХ. В Сибири образованы «Сибсоль», «Сиблес», «Сибкожсиндикат», «Сибхим-синдикат» и другие.

Так как оперативная работа по управлению предприятиями сосредоточилась в трестах, Сибиромбюро ВСНХ из органа, непосредственно управляющего предприятиями, превратилось в орган, регулирующий и планирующий деятельность трестов. В его прямом подчинении осталось ог­раниченное число предприятий. Произошла перестройка аппарата управления местных совнархозов. Их производственные отделы реорганизовались в тресты, а функции регулирования работы промышленности были переданы общепроизводственным техническим отделам совнархозов.

На Сибпромбюро ВСНХ возлагались руководство деятельностью губсовнархозов, надзор за выполнением государственными трестами и синдикатами, частными предприятиями обязательств перед государством, регулирование работы кустарной промышленности, определение способов эксплуатации предприятий. В состав Сибпромбюро входили арендная и общеплановая комиссии, управление планового снабжения. Для рас­смотрения организационных вопросов, взаимоотношений с Сибревкомом и губисполкомами (губсовнархозами) было создано административно-организационное управление. Техническо-промышленное управление занималось экспертизой и наблюдением за рациональным использованием предприятий, осуществляло финансовый контроль. Кроме того, функционировали отделы по управлению топливной промышленностью, кустарной и местной промышленностью, горным делом. 17 июля 1923 структура Сибпромбюро ВСНХ дополнилась финансово-коммерческим управлением, статистическим и экономическим отделами, бюро лесной промышленности и другими подразделениями.

Губсовнархозы занимались арендными отношениями, планово-проектной экспертизой, снабжением, образовывали комиссии по топливу, торговле, кустарнй промышленности и т. д. С 10 февраля 1922 на местах из наиболее жизнеспособных предприятий создавались промышленные комбинаты губернского масш­таба. Концентрация промышленности в губернском масштабе позволила увеличить выпуск продукции, рационально разместить и удешевить производство при сокращении числа действу­ющих предприятий.

В целях усиления координации работы разных от­раслей в ноябре 1923 на основе слияния губсовнархозов с губкоммунотделами начали создаваться губернские отделы местного хозяйства (ГОМХ). Отделы и секции местного хозяйства создавались в структурах исполнительной власти по отраслевому принципу. Кроме того, существовал учетно-регистрационный отдел, а также отдел кустарной промышленности. Они руководст­вовались в области промышленности директивами ВСНХ, а в области коммунального хозяйства — директивами НКВД РСФСР. В дальнейшем это понизило административный статус местной промышленности. Промышленные подотделы местного хозяйства стали рассматриваться как придаток к губкоммунхозам, ослабло их взаимодействие с Сибпромбюро ВСНХ.

С 1923 в связи с образованием СССР промышленность разделена на общесоюзную, республиканскую и местную. В начале 1924 перестроен аппарат управления ВСНХ и местных совнархозов. В структуре Сибпромбюро ВСНХ осталось 3 отдела: производственно-экономический, горный и управление делами. Укруп­нение отделов позволило усилить влияние Сибпромбюро ВСНХ на работу трестов и промышленных предприятий за счет распределения кредитов, регулирования заготовок сы­рья и сбыта продукции.

В связи с районированием в 1925 началось перерас­пределение промышленных и торговых предприятий между краевым и окружным уровнями. Часть предприятий из ведения округов передавалась трестам. К октябрю 1925 основной отрасли промышленности в Сибири (металлообрабатывающая, маслобойная, винокуренная, лесная, цементная, мелкая золотодобывающая) были объединены в краевые тресты с непосредственным подчинением Сибпром­бюро ВСНХ. Эта мера способствовала концентрации капиталов и рабочей силы, налаживанию бесперебойного снабжения сырьем. Дополнительно в ход были пущены 8 бездействующих предприятий. Учитывая отдаленность

Сибири от Центра, трестам краевой промышленности на первых порах передали функции снабжения и сбыта, которые раньше выполняли синдикаты.

В связи с образованием Сибирского края на основании постановления Сибревкома от 4 сентября 1925 Сибпромбюро ВСНХ переименовано в Сибкрайсовнархоз. Соответствующий приказ из­дан ВСНХ РСФСР 14 февраля 1926. Сибкрайсовнархоз также был в двойном подчинении, являясь отделом Сибкрайисполкома и органом ВСНХ на территории Сибири. На него возлагались управление предприятиями краевого подчинения, а также контроль над предприятиями союзного и республиканского подчинения в соответствии с распоряжением ВСНХ. Ему подчинялись ГОМХ Сибири, входившие на правах отделов в состав губисполкомов. В свою очередь, отделы местного хозяйства (ОМХ) получили в свое ведение руководство местной промышленностью. Сибкрайсовнархоз и ОМХ осуществля­ли контроль над частной, кооперативной и кустарной промышленностью.

Объединение промышленных предприятий в тресты и создание синдикатов позволило определить пути развития основных от­раслей промышленности и рационального использования местных сырьевых ресурсов, способствовало оживлению деловой активнос­ти и восстановлению промышленности. Но к 1926 стали отчетливо выявляться негативной стороны трестовской системы управления промышленностью. Координируя деятельность предприятий (через коммерческо-сбытовую деятельность, финансы, поставки сырья и оборудования), советская бюрократия определяла их специализацию, ограничивала в выборе экономических решений и снижала мотивацию. Стали образовываться сверхнор­мативные запасы сырья и материалов. Тресты создавали фактически не хозяйствующие субъекты.

Поэтому были приняты меры по усилению оперативной самостоятельности низовых звеньев и сужению функций трестов, синдикатов и ОМХ при одновременном усилении функ­ций центрального аппарата управления промышленностью, формируемого по отраслевому принципу. 29 июня 1927 принят закон о трес­тах, в 1929 — постановление «О реорганизации управления про­мышленности». В соответствии с ними самостоятельной производственной единицей с правом юридического лица становилось предприятие. За органами управления ВСНХ остались контролирующие и регулирующие функции. Права правлений трестов и синдикатов в 1927 были сокращены.

Сибкрайсовнархоз отказался от оперативного вмеша­тельства и сосредоточился на планировании финансов капитальных работ по технической реконструкции отраслей промышленности, инспектировании предприятий и трестов. Согласно положению от 27 ноября 1927, в структуре управления со­хранилось только 4 отдела: планово-экономический, производственный, горный и административно-финансовый.

Местные совнархозы  и окр. ОМХ передавали подведомственные предприятия Центру. Например, в 1928 Дальневосточный крайисполком инициировал перевод трестов «Сахалин-нефть» и «Дальуголь» в прямое подчинение ВСНХ. Местные совнархозы постепенно из органов управления промышленностью на местах трансформировались в органы управления местной промышленностью. В июле 1929 принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР о преобразовании совнархозов в отделы исполкомов местных советов. Их роль в управлении промышленностью резко снизилась. Территориальные органы ВСНХ окончательно потеряли свое влияние.

В 1930 постановление Сибкрайисполкома трансформиро­вало Сибкрайсовнархоз в орган, планирующий местную промышленность. Окружные ОМХ ликвидировались, а подведомственные им предприятия перешли в состав краевых трестов. В том же году тресты и синдикаты сменились отраслевыми объединениями, действующими по плановым заданиям ВСНХ. Например, в Металлообъединение вошли объеди­нения «Сталь» и «Союзуголь», все предприятия черной металлургии. В 1931 из ВСНХ в отдельные наркоматы промышленности выделились легкая, лесная и деревообрабатывающая отрасли. 5 января 1932 ВСНХ преобразовали в Наркомат тяжелой промышленности. Для руководства заводами и фабриками появился институт уполномоченных Наркомтяжпрома и других нар­коматов. Процесс ликвидации совнархозов в Сибири завершился 19 апреля 1932 решением Президиума Запсибкрайисполкома о преобразовании Крайсовнархоза в управление легкой промышленности. Так установилась централизованная отраслевая система управления промышленностью, действовавшая до 1950-х гг.

2. Возврат к территориальной системе управления промышленностью имел 2 причины. Во-первых, ведомственные барьеры меша­ли взаимодействию предприятий различных отраслей на региональном уровне. Во-вторых, научно-техническая революция и создание ядерного оружия (для которого требовались средства доставки) к середине 1950-х гг. поставили на повестку дня вопрос об ускоренном развитии Зауралья. Именно в восточных регионах находились основные природные ресурсы, необ­ходимые для строительства крупных электростанций, развития на принципиально новой технологической основе радиотехнической и элек­тронной промышленности, изготовления сверхчистых металлов (особенно цветных) и новых материалов химических производств.

Первым шагом в децентрализации промышленности стало пе­рераспределение функций управления промышленностью в 1954—56. 15 тыс. предприятий различных отраслей промышленности перешли из общесоюзного в республиканское подчинение. В ведении общесоюзных структур оставались лишь наиболее крупные сибирские предприятия; они производили 58,2% промышленной продукции Сибири; 24,2 % приходилось на предприятия, подчинен­ные структурам РСФСР; 17,6% — на предприятия местного подчинения. Таким образом, на уровне области функционировали предприятия промышленности и строительства 3 форм подчинения.

В 1957 была осуществлена основная часть реформы. В соответствии с решениями февральского Пленума ЦК КПСС постановление Совета министров РСФСР от 1 июня 1957 во всех об­ластях и краях были созданы совнархозы. Из 67 совнархозов, образованных в РСФСР, на Западную Сибирь приходилось 7 (Алтайский, Кемеровский, Курганский, Новосибирский, Омский, Томский и Тюменский); на Восточную — 5 (Бурятский, Иркутский, Красноярский, Читинский и Якутский).

Структура совнархозов как органа управления включала отраслевые управления (оборонной, химической, легкой промышленности и т. д. — набор для каждого совнархоза определялся спецификой экономического района) и функционирования управления и отделы (планово-производственный, технический, инспекция по качеству продукции и т. д.).

С созданием совнархозов повысилась ответственность местных органов власти за результаты работы предприятий и организаций промышленности и строительства. Совнархозы стремились более ком­плексно развивать экономику регионов и межотраслевой экономической связи, повышать специализацию и кооперирова­ние производства, создавать межотраслевые предприятия по ремонту оборудования и изготовлению инструмента. Они объединили родственные предприятия легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности и на их основе создали отраслевые производственные объединения. Была ликвидирована система промкооперации, ее промартели в основном объединены с предприятиями совнархозов и местной промышленности.

По итогам 4 лет работы совнархозов было отмечено замедление темпов роста промышленного производства. План ввода в действие основных производств, фондов не выполнялся. Строительные организации не осваивали выделяемые капитальные средства. Таким образом, совнархозы не справились с возложенными на них задачами. При этом отрыв управления промышленностью от организаций-разработчиков новых технологий (они остались в центральных областях) по­родил новую проблему: замедлились темпы внедрения научно-технических достижений в промышленное производство.

В Сибири в конце 1950-х гг. начала складываться своя система, направленная на ускорение научно-технического прогресса в промышленности. Формировалось Сибирское отделение АН СССР, укреплялись действующие и создавались новые НИИ, промышленные предприятия, особенно радиотехнического и электронного профиля. Однако эта система не была связана с совнархозами. Они и подведомственные им предприятия в большей мере были заинтересованы в выполнении государственного плана по выпуску освоенной продукции, от чего зависе­ло их финансовое состояние. Внедрение в производство новой техники считалось не первоочередным делом.

Проблемы с внедрением новой техники проявились в 1959 и 1960 на 2 пленумах ЦК КПСС, на которых этот вопрос рассматривался в качестве основного. Попыткой решить проблему внедрения, а также укрепить отрасли всесоюзной специализации стало создание государственных комитетов по отраслям, в ведении которых находились НИИ, конст­рукторское бюро и проектная организации (авиационная, оборонная, элект­ронная, радиотехническая промышленность, судостроение и др.). Для руководства государственными отраслевыми комитетами создали СНХ СССР.

Однако поскольку государственные комитеты имели меньше возможностей воздействовать на предприятия, чем совнархозы, проблемы с внедрением сохранялись. Кроме того, стало ясно, что ограничение управления промышленностью областными рамками подрывает координацию работы между предприятиями одной отрасли. Пытаясь расширить экономические связи пред­приятий, Совет министров РСФСР 26 декабря 1962 принял постановление об укрупнении совнархозов. Вместо 67 совнархозов в РСФСР осталось 24, в т. ч. Западно-Сибирский (промышленные предприятия Новосибирской, Омской и Томской областей), Кузбасский (предприятия Алтайского края и Кемеровской области), Красноярский (предприятия Красноярского края и Ту­винской АССР), Восточно-Сибирский (предприятия Иркутской, Читинской областей, Бурятской и Якутской АССР); предприятия промышленности Тюменской и Курганской областей входили в Уральский СНХ.

Таким образом, началось движение в сторону централизации. Следующим шагом на этом пути стало создание в январе 1963 «Главзапсибстроя». Ему передали строительные организации всей Западной Сибири, находившиеся в подчинении центральных органов управления РСФСР и СССР. В мае 1963 над совнархозами появились новые координирующие органы: плановые комиссии в Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском экономическом районах (с центрами соответственно в Новосибирске и Ир­кутске). Одновременно председатели этих комиссий вместе с руководством исполкомов, совнархозов, крупнейших предприятий, строительных, исследовательских и проектных организаций объединились в со­ставе советов по координации развития народного хозяйства. Такие советы появились в Западно-Сибирском и Вос­точно-Сибирском экономических районах.

Окончательное свертывание деятельности совнархозов относится к 1965. В апреле в составе совнархозов ликвидировали управления, непосредственно связанные с оборонной промышленностью, а их предприятия передали вновь созданным министерствам, основой которых являлись государственные комитеты по отраслям промышленности. В соответствии с решениями сентября (1965) Пленума ЦК КПСС практи­чески была восстановлена досовнархозовская система управления промышленностью, воссозданы союзные, союзно-республиканские и республиканские министерства, которым подчинены промышленные предприятия.

В целом 2-я попытка введения территория управления промышленностью дала 2 результата. Во-первых, промышленность стала еще более централизованной, чем до реформы. Во-вто­рых, провал попытки показал невозможность сочетания территориальной системы управления с централизованной плановой экономикой.

Лит: Хавин А.Ф. От ВСНХ к совнархозам наших дней // История СССР. 1960. № 4; Самохвалов Ф.В. Советы народного хозяйства в 1917—1932 гг. М., 1964; Дробижев В.З. Главный штаб социалистической промышленности: очерки истории ВСНХ. М., 1966.

А. А. Николаев, И.М. Савицкий

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири
Загрузка...