Совет по изучению производительных сил. История

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Совет по изучению производительных сил - одна из старейших научно-исследовательских организаций России. Ее история уходит своими корнями в 1915 г. Именно тогда Российская императорская академия наук по инициативе академика В.И. Вернадского вынесла решение о создании Комиссии по изучению естественных производительных сил России - КЕПС, преобразованную в 1930 г. в Совет по изучению производительных сил - СОПС АН СССР.

История СОПС охватывает несколько этапов, хронологически связанных с историей нашей страны:

  • 1915-1917 гг. - образование КЕПС, научные исследования которой, в значительной степени связаны с первой мировой войной;
  • 1918-1930 гг. - участие в разработке плана ГОЭЛРО, первого пятилетнего плана с расширением исследований прикладного народнохозяйственного характера;
  • 1930-1941 гг. - образование СОПС на базе КЕПС, исследования которого были направлены на изучение природно-ресурсного потенциала страны для коренного преобразования ее хозяйства, что нашло отражение в планах довоенных пятилеток;
  • 1941-1960 гг. - работы, направленные на мобилизацию ресурсов восточных районов для нужд народного хозяйства в Великую Отечественную войну, послевоенного восстановления и развития экономики;
  • 1960-1991 гг. - переход в систему Госплана СССР, с приданием функций головной организации в территориально-экономических исследованиях, разработка Генеральных схем развития и размещения производительных сил и связанных с ней предплановых материалов;
  • 1992-1997 гг. - преобразование в Совет по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству - СОПС и ЭС Министерства экономики РФ и Госкомитета РФ по экономическому сотрудничеству с государствами - членами СНГ с сохранением ведущей роли в разработке региональных программ социально-экономического развития;
  • 1997 г. - реорганизация в Совет по изучению производительных сил - СОПС в результате слияния Совета по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству - СОПС и ЭС Министерства экономики РФ и Министерства РФ по экономическому сотрудничеству с государствами-участниками СНГ на основе объединения с Комиссией по изучению производительных сил и природных ресурсов Российской академии наук (КЕПС), которая была вновь организована в 1967 г. при Президиуме АН СССР.

В формировании территориальной структуры хозяйства страны активную роль играли СОПС и его предшественница КЕПС, осуществляя крупные экспедиционные работы, проводя научные региональные конференции, а в последние десятилетия ХХ в. разрабатывая Генеральные схемы развития и размещения производительных сил и связанные с ними отраслевые и территориальные схемы. Методологически увязка развития отраслей на территории, осуществлялась на основе Генеральной схемы, а территориальная организация производительных сил через районные планировки отдельных административно-территориальных единиц, промышленных районов и промузлов. Для СОПС всегда был характерен комплексный подход в размещении производительных сил, не случайно идея территориально-производственных комплексов (ТПК) и промузлов получила наибольшее развитие, наряду с институтом экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской Академии наук, именно здесь.

Наступление ХХ столетия совпало для России с начавшимся быстрым экономическим подъемом. Хотя он и прерывался кризисными годами, общие результаты хозяйственного роста были значительными. В тесном взаимодействии с зарубежным капиталом перестраивалась промышленность России на основе ее концентрации, совершенствования техники и технологии производства, повышения производительности труда, закрепления промышленных монополий и руководства финансовым капиталом.

И все же в техническом отношении по ряду очень важных позиций Россия серьезно отставала от развитых капиталистических стран. В своих экономических связях она по существу была их сырьевым придатком. Слабо было научное обоснование решения многообразных задач экономического и социального развития. В самый разгар первой мировой войны выяснилось, что в России не было точных данных о стратегическом сырье (вольфрам, молибден, серный колчедан, сера, свинец, селитра и др.). Требовалось срочно свести имеющиеся разрозненные данные, а по недостающим провести изыскания. Война способствовала ускорению создания специальной научной организации - Комиссии по изучению естественных производительных сил (КЕПС).

Таким образом, в начале ХХ в. Россия оставалась довольно отсталой страной. По производству промышленной продукции она занимала пятое место в мире и четвертое в Европе. Например, в 1913 г. в России в границах того времени на душу населения производилось 28 кг чугуна, в то время как в США - 324 кг, в Англии - 228 кг. Мощность всех электростанций составила лишь немногим более 1 млн. кВт, а годовая выработка электроэнергии - 2 млрд. кВт/ч. По производству электроэнергии Россия занимала лишь 15 место в мире, а на душу населения приходилось в 21 раз меньше электроэнергии, чем в США. Крайне неравномерное размещение производства в России было одной из причин невысокого развития экономики и ее уязвимости в военном отношении накануне первой мировой войны. Половина всей промышленности сосредотачивалась в центральных и северо-западных губерниях, а 90% площади страны оставалось неизученным геологически.

Первая мировая и Гражданская войны привели к сокращению производства электроэнергии в 4 раза. Поэтому для развития страны своевременной была разработка и последующая реализация плана ГОЭЛРО. В плане ГОЭЛРО определялись конкретные меры развития различных отраслей народного хозяйства на базе электрификации. Валовая продукция промышленности должна была возрасти по сравнению с 1913 г. в 1,8-2 раза. Планировалось значительное увеличение добычи угля, нефти, торфа, железной руды, выплавки чугуна и стали, производства бумаги и т.д. Участие КЕПС в плане ГОЭЛРО было исключительно существенным, как за счет выполнения ею директивных поручений специально по данной тематике, так и за счет использования материалов КЕПС по природным ресурсам, систематизированных ранее. Сопоставление разработок КЕПС с содержанием плана ГОЭЛРО показывает, что разработчики плана в той или иной мере использовали материалы Комиссии по природным ресурсам.

Задачей первостепенной важности для КЕПС было составление порайонного кадастра гидроэнергетических ресурсов России по определенной программе. По запросам ГОЭЛРО был составлен общий обзор, "Водные силы России'', в котором особое внимание уделялось оценке изученности гидроэнергоресурсов отдельных рек. Планом электрификации было выделено восемь экономических районов - Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Кавказский и Туркестанский. Охватывая всю территорию РСФСР, план ГОЭЛРО являлся одновременно и планом народнохозяйственного развития районов. В территориальном разрезе плана дан подробный анализ особенностей отдельных районов, намечены перспективы их дальнейшего развития с учетом максимального использования внутрирайонных природных и экономических ресурсов. Для реализации плана ГОЭЛРО в 1921 г. был образован Госплан, который в дальнейшем стал органом текущего и перспективного развития народного хозяйства страны.

Председателем Госплана был назначен и находился на этом посту до 1930 г. председатель Комиссии ГОЭЛРО Г.М.Кржижановский. Как крупный ученый, он ценил работу КЕПС и при нем в практику Госплана СССР вошло привлечение ее к выполнению различных исследований по ресурсно-народнохозяйственной проблематике. Рекомендации или заказы Госплана учитывались при организации экспедиций, определении направленности работы, а результаты исследований КЕПС использовались в плановой работе. Госплан СССР непосредственно рассматривал отдельные стороны работы КЕПС, например, план Якутской экспедиции и др. Г.М.Кржижановский в дальнейшем являлся председателем комиссии АН СССР по Урало-Кузбассу, входил в состав Президиума преемника КЕПС - Совета по изучение производительных сил (СОПС).

Вопросы об энергетических ресурсах затрагивали все работы по изучению производительных сил, поэтому в числе важнейших задач для КЕПС стали учет энергетических ресурсов страны и разработка проблем их рационального использования. Составление кадастра водных ресурсов получило высокую оценку Всемирной энергетической конференции в Лондоне в 1924 г., где СССР оказался среди немногих стран, представивших исчерпывающие сведения о своих источниках водной энергии. Эта работа была выполнена в экспедиционных исследованиях, которые давали материал для кадастра. Кроме научной разработки вопросов энергетики, КЕПС проводил большую консультационную работу по запросам республик, областей, учреждений. Например, по вопросам водной энергии давались консультации и проводились экспертизы по гидроэнергетическим ресурсам и установкам на реках Свири, Сулаке, Дону, Катуни и др.

По основным направлениям план ГОЭЛРО был выполнен в 1931 г., а в 1935 г. - перевыполнен почти в 3 раза. Поставленная в нем основная задача по восстановлению в кратчайшие сроки разрушенного прошедшими войнами народного хозяйства, обеспечения его дальнейшего развития была достигнута. Основой развития экономики стала электрификация, которая получила возможности дальнейшего расширения в последующие годы. Создание мощной электроэнергетической базы обеспечило высокие темпы экономического роста в предвоенные годы. К разработкам первых пятилетних планов развития народного хозяйства СССР КЕПС - СОПС имели прямое отношение: подготовка различных материалов, непосредственная работа подразделений и отдельных сотрудников по тематике Госплана и др. В этот период особенно быстрыми темпами развивались машиностроение, химическая промышленность, производство качественных сталей, интенсивно шло техническое перевооружение народного хозяйства. Были построены сотни промышленных предприятий, в их числе такие гиганты, как Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский тракторный завод, Горьковский и Московский автомобильные заводы и др. объекты. СОПСом проводилась большая работа и по ряду конкретных энергетических объектов. Например, велись исследования по проблеме "Большая Волга" - сооружение на Волге каскада ГЭС и орошения засушливых регионов Поволжья. Академик Веденеев Б.Е. руководил строительством гидроэлектростанций (Ярославской, Пермской и др.), организовал в Госплане СССР экспертизу по схеме реконструкции Средней Волги, строительства Волго-Донского канала и ирригации Заволжья. В 1939 г. Президиум АН СССР создал комиссию для координации работ по проблемам строительства Куйбышевского гидроузла с широким участием СОПС. Волжско-Камской комплексной экспедицией в 1933-1934 гг. проведены исследования и даны обоснования нового расположения Ярославской ГЭС с перенесением строительства плотины под г. Рыбинск, что предотвратило затопление больших площадей сельскохозяйственных угодий и нанесение ущерба сельскому хозяйству.

Уже во второй половине 20-х годов экспедиционные работы приняли широкий размах, а в 30-е годы - период ускоренной индустриализации страны - СОПС развернул свыше 100 крупных комплексных экспедиций. Эти исследования охватили огромную территорию - от района Курской магнитной аномалии (КМА) до Забайкалья и Дальнего Востока, от Кольского полуострова до крайнего юга страны. Трудами ученых СОПС или при их активном участии в довоенные годы были открыты, экономически обоснованы для эксплуатации и введены в действие важнейшие новые месторождения нефти, угля, железной руды, цветных и редких металлов, нерудного сырья, целые металлорудные узлы и районы. Тем самым по существу удалось создать заново минерально-сырьевую и топливную базу страны, обеспечить условия развития электроэнергетики во многих районах.

Есть основание говорить о недостаточности общего сдвига производительных сил на восток в предвоенный период, в частности, в Поволжье, на Урал, в Западную Сибирь, что было аргументировано в исследованиях СОПС. Хотя было сделано достаточно много в этих районах для создания крупного экономического и оборонного потенциала на базе освоения их природных ресурсов, в том числе и энергетических, тем не менее, определенный просчет состоял в том, что даже не предполагалось, хотя бы чисто теоретически, что в случае войны эти районы приобретут решающее значение в материально-техническом обеспечении нужд страны.

В Совете по изучению производственных сил СОПС еще в предвоенные годы была организована и развернула работу Уральская комплексная экспедиция, которая продолжила свою деятельность в военный период в тесной связи с созданной в начале сентября 1941 г. Президиумом АН СССР Комиссией по мобилизации ресурсов Урале для обороны страны. Ее председателем был назначен президент Академии Наук СССР Комаров В.Л., который одновременно был председателем СОПСа а его заместителем был академик Бардин И.П. Деятельность комиссии была интенсивной и разнообразной. Например, в первые годы войны Урал был единственным районом в стране по производству алюминия. На основе обобщения всех материалов научных учреждений и Наркомцветмета Комиссия разработала мероприятия по обеспечению сырьем и электроэнергией алюминиевого производства и интенсификации глиноземного и электролизного производства.

В 1942 г. Комиссия разработала ряд неотложных мероприятий по приведению энергетики Урала в соответствие с растущими запросами оборонной промышленности. Ввиду особой важности обеспечения действующих и строящихся предприятий Урала электроэнергией в Комиссии была разработана программа развития уральской энергетики, предусматривающая рост производства электроэнергии в 1,5 раза. В июне 1942 г. в составе СОПСа на базе ряда групп, созданных осенью 1941 г. для содействия оборонным организациям, была организована Комиссия по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья и Прикамья на нужды обороны. Учет и изучение ресурсов Поволжья, осуществленные Комиссией, в конечном итоге привели к подробным комплексным характеристикам его регионов. Эти работы долгое время имели существенное значение для развития народного хозяйства Поволжья. Новые комплексные экспедиции и исследования в послевоенные годы позволили значительно ускорить развитие производительных сил восточных и северных районов.

В послевоенные годы вопросы комплексного развития и размещения производительных сил были в числе актуальных. Предусматривалось совершенствование размещения производительных сил, приближение промышленности к источникам сырья, топливно-энергетическим ресурсам и к районам потребления. Намечалась рациональная специализация, комплексное развитие хозяйства экономических районов с учетом более эффективного использования их природных и трудовых ресурсов. При этом обращалось внимание на необходимость строгого разделения проблем развития западных и восточных районов. Предусматривалось создать комплексы предприятий энергетики и энергоемкой тяжелой индустрии в Сибири. Намечался следующий после 30-х годов и военного периода крупнейший сдвиг производительных сил в восточные районы. В этих условиях особое место принадлежало научным исследованиям. Впервые после второй пятилетки, а стране состоялся целый ряд научных конференций, активную роль в организации и проведении которых играл СОПС.

Уже в конце 1945 г. в г. Перми (г. Молотове) проходила созванная СОПС конференция по изучению производительных сил Пермской (Молотовской) области. В принятых конференцией материалах были намечены основные направления развития хозяйства области на ближайший период, пути рационального использования ее природных ресурсов, определены экономический профиль области, место в системе народного хозяйства Урала и всей страны. Наиболее полно освещались вопросы о средних гидростанциях, лесохимиии, медных рудах и т.п. Отмечалось, что сооружение крупных Пермской и Соликамской ГЭС на Каме, средних ГЭС на реках Косьве, Чусовой, Усьве и др. создадут условия для превращения Пермской области в основную базу электроснабжения Северного и Среднего Урала.

Среди районных проблем области была обсуждена проблема Камско-Печорско-Вычегодского энерго-транспортного комплекса, как одна из важнейших частей Урало-Печорской проблемы, которая изучалась специальной комиссией по Урало-Печоре при СОПС. Задачами этого комплекса являлись энергетическое использование водных ресурсов района, создание водного соединения Камы с Печорой и Северной Двиной и улучшение судоходства по этим рекам. В настоящее время далеко не все принятые решения представляются научно обоснованными, но они явились серьезной основой для планирования хозяйства и постановки дальнейших исследований важнейших проблем комплексного развития области.

В 1947 г. СОПС была созвана конференция по изучению производительных сил Иркутской области. Она отражала важный этап в решении одной из крупнейших народнохозяйственных проблем комплексного освоения богатейших естественных ресурсов Восточной Сибири, в первую очередь ее гигантских энергетических ресурсов, превращения Восточной Сибири в один из важнейших индустриальных районов. Следует отметить, что развитие производительных сил Восточной Сибири рассматривалось как часть развития производительных сил страны и являлось отражением тенденции движения промышленности на восток. Было признано своевременным поставить на всестороннее обсуждение и глубокую проработку проблемы создания в Иркутской области на базе черемховских углей, ангаро-илимских железных руд, леса, солей и гидроэнергии р. Ангары мощного энергопромышленного комбината, который в будущем мог стать ядром крупной угольно-металлургической и химической базы в Восточной Сибири.

Была признана своевременной разработка генерального плана развития народного хозяйства Восточной Сибири, причем в более отдаленной перспективе отмечалась возможность строительства в пределах территории Красноярск - Енисейск - Усть-Кут - Иркутск крупнейшего промышленного комплекса нового типа на основе гидроэнергии р. Ангары с масштабами энергопотребления, превышающими или равными тем, которые были достигнуты на Урале и в Кузнецком районе на основе использования углей, при эффективности труда в 2-3 раза более высокой и с крупными энергетическими резервами для дальнейшего развития. Этот комплекс после включения в свой состав енисейско-ангарских установок мог быть теснейшим образом связан с Кузнецким районом. Вместе с тем он позволил бы вовлечь в эксплуатацию крупные лесные ресурсы, рудное, топливное, минерально-химическое сырье.

В 1948 г. СОПС была созвана конференция по Кузбассу. Она была посвящена развитию производительных сил крупнейшего в Сибири Кузнецкого промышленного района. Сибирь намечалось превратить в мощную общесоюзную базу по добыче угля, производству металла и электроэнергии, в основную базу электроемких производств, особенно алюминия, титана, углехимии и электрохимии. Предпосылкой являлась концентрация в Сибири, в частности в Кузнецком бассейне, крупнейших природных ресурсов, где на ограниченной площади сосредоточены большие запасы каменного угля, железных руд, руд цветных металлов, сырья для промышленности строительных материалов, лесных ресурсов. Здесь уже в первой пятилетке был создан Урало-Кузнецкий комбинат, объединивший уральскую железную руду с кузнецкими коксующимися углями.

В 1958 г. СОПС была организована конференция по развитию производительных сил уже всей Восточной Сибири. Она рекомендовала усилить темпы капитального строительства в Восточной Сибири, прежде всего электростанций и энергоемких производств, ускорить строительство Красноярской ГЭС, начать работу по созданию Единой энергетической системы (ЕЭС) страны на основе объединения ЕЭС Сибири и европейской части через мощную электропередачу Восточная Сибирь - Урал; расширить в Восточной Сибири геологические и поисково-разведочные работы для выявления на ее территории промышленных месторождений нефти, газа, фосфоритов, сырья для сернокислотного производства, высококачественных бокситов и марганцевых руд; приступить к освоению Ангаро-Питского железорудного бассейна для снабжения рудой второго Западно-Сибирского завода; разработать комплексный проект освоения Южно-Якутского каменноугольного бассейна и построить новые угледобывающие предприятия на Чульманском и Нерюнгринском месторождениях коксующихся углей, а также начать подготовку богатых по содержанию железа Сиваглинского и Таежного месторождений, что явится предпосылкой для создания новой угольно-металлургической базы на востоке страны. В дальнейшем дешевая электроэнергия мощных ГЭС - Иркутской, Ангарской, Красноярской на реках Ангаре и Енисее - позволила приступить к строительству в Сибири алюминиевых заводов: Красноярского, Братского, Шелеховского, Новокузнецкого.

С 60-х годов характер деятельности СОПС меняется, что было связано с передачей его из системы Академии наук в Госэкономсовет СССР (позже Госплан СССР). Намеченные задачи динамики и структурных сдвигов в экономике должны были привести также к крупным изменениям в размещении и территориальном развитии производительных сил. Госплан СССР намечал серьезно улучшить планирование в этой области, в частности ввести предплановую стадию. Были подготовлены предложения о разработке научно-обоснованных схем развития и размещения отраслей промышленности, а также территориальных схем. Позднее в перечень основных проблем генеральной перспективы вошла и разработка Генеральных схем размещения производительных сил.

СОПС, ещё находясь в системе АН СССР, уже в 1959 г. приступил к подготовке научных материалов по проблеме "Генеральная схема размещения производительных сил". Переход его в систему Госплана СССР был закономерен, так как СОПС имел многолетний ответ исследования природных ресурсов и размещения производства. На него была возложена разработка научных основ размещения производительных сил и подготовка предплановых научных материалов, прежде всего Генеральных схем размещения производительных сил всей страны для перспективного планирования народного хозяйства. СОПС был призван также координировать долгосрочные планы развития союзных республик, разрабатывать проблемы ряда зарубежных стран, в первую очередь членов СЭВ. Уже в 1964 г. СОПС представил проект Генеральной схемы на период 1966-1970 гг. Это был первый опыт комплексного научного изучения народного хозяйства, но он отличался недостаточным научным обоснованием. Поэтому Совету поручалось создание Генеральной схемы на период 1971-1980 г. Были подготовлены Методические указания по разработке Генеральной схемы, сохранившие свое значение до настоящего времени. СОПС в последующем уделял большое внимание научно-методической работе, позволяющей комплексно решать проблемы размещения производительных сил.

Генеральная схема, впервые разработанная на 10 лет с подробным выделением ближайшего пятилетия представляла собой научное обоснование рационального размещения производительных сил страны на длительный период с вариантными технико-экономическими расчетами. Этот обобщающий предплановый документ прогнозного характера отражал оптимальные территориальные пропорции единого народнохозяйственного комплекса страны, пути повышения эффективности производства и благосостояния народа на основе совершенствования территориального разделения труда, правильного сочетания развития и размещения отраслей производства с формированием хозяйственных комплексов на территории. Непосредственной разработке документа предшествовала подготовка научной концепции как по стране в целом, так и по отдельным отраслям и регионам.

При составлении схем выявилась ограниченность энергетических ресурсов в европейских районах, поэтому намечалось развитие топливных баз востока и на их основе создание энергоемких производств. В Генсхему включались схемы народнохозяйственных (территориально-производственных) комплексов (ТПК) - Западно-Сибирского, Саянского и др., где важнейшую роль играет электроэнергетика и базирующиеся на ее основе крупные мощности энергоемких производств: алюминия, химических волокон, синтетического каучука, лесопромышленного комплекса. Однако, целостное планирование ТПК, как правило, не проводилось. В то же время практика показала необходимость включения этих объектов в народнохозяйственные планы, так как на их развитие отрицательно влияли ведомственные тенденции, что приводило к нарушению комплексности и большим народнохозяйственным потерям. Так, несогласованность ввода энергетических мощностей и потребителей энергии приводили к нерациональному ее использованию, как это было, например, при сооружении Братской ГЭС и алюминиевого завода.Отрицательные последствия такого развития сказались и в разрыве между строительством объектов производственной и непроизводственной сферы. Нарушались принципы градостроительства, организации транспорта, энерго- и водоснабжения, охраны окружающей среды.

Первые попытки планового регулирования формирования ТПК были предприняты за счет включения в состав государственных планов экономического и социального развития основных показателей Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, но они охватывали лишь часть отраслей, входящих в Западно-Сибирский ТПК. Вопросы среднесрочного планирования ТПК общесоюзного значения были решены только начиная с одиннадцатой пятилетки. Практика разработки схем развития и размещения производительных сил сформировала в последующие годы новые важные направления экономических исследований, а именно вопросы комплексного размещения производительных сил и региональной экономики. Это позволило СОПС последовательно выступать перед руководящими органами страны по актуальным проблемам размещения производительных сил. Он один из первых решительно выступил против строительства Нижнеобской и Нижневолжской ГЭС, Селенгинского целлюлозного комбината на Байкале, как экономически вредных и экологически нерациональных объектов. Аргументированные возражения были выдвинуты против других несостоятельных предложений министерств, ведомств и местных органов. Например, о размещении крупных энерго- и водоемких предприятий в топливно-дефицитных и экологически уязвимых районах (новый металлургический завод полного цикла или расширение Ново-Липецкого комбината в Центрально-Черноземном районе и др.). Однако некоторые предприятия, против строительства которых возражал СОПС, были введены: текстильные комбинаты в Кузбассе, впоследствии сильно недогруженные из-за нежелания трудиться на низкооплачиваемой работе членов шахтерских семей; Саянский электротехнический куст с трудоемкими производствами (рекомендовалось довести до проекта Новосибирский куст); новый автомобильный завод в перегруженном автомобилестроением Поволжье (предлагался завод в Алтайском крае) и др.

Однако следует подчеркнуть, что благодаря разработанным Генеральным схемам и связанным с ними отраслевыми, территориальными схемами - важнейшими инструментами территориального планирования и прогнозирования, существенно улучшилось образование территориальных пропорций и приоритетов народного хозяйства, в частности определение отраслевой и региональной очередности технической реконструкции и расширения предприятий, интенсификации производства, рационального использования капитальных вложений и других производственных ресурсов, выравнивание уровней экономического и социального развития районов, совершенствования их хозяйственной специализации и комплексности, например, путем формирования наукоемких производств в европейских районах и энерго-, водоемких производств на Востоке и т.д.

Под влиянием разработки схем совершенствовалась система территориальных проектных разработок, включающих схемы районных планировок областей, краев, АССР и проекты районной планировки для их частей, схемы единых генеральных планов промузлов, генеральные планы городов. Схемы и проекты районной планировки являлись основной при выборе конкретных площадок для строительства промышленных предприятий, включая энергетические объекты, инженерных и транспортных сооружений, жилищного, культурно-бытового и прочего строительства, составление проектов планировки и застройки отдельных населенных мест и зон отдыха. СОПС или активно участвовал в разработке экономической части многих районных планировок, или поводил их экспертизу. Это позволяло комплексно решать проблемы размещения производительных сил и на уровне их территориальной организации.

СОПС использовал и другие рычаги совершенствования размещения производительных сил. С конца 60-х годов обязательным условием согласования и утверждения титульных списков капитального строительства, реконструкции и расширения предприятий стало получение по ним заключений СОПС, как головной организации по размещению производительных сил. Другим рычагом стало появление в материалах съездов КПСС раздела по размещению производительных сил, которые традиционно поручалось готовить СОПС. Это позволяло увязывать на территории предложения отдельных министерств и ведомств, республик, краев, областей, внедрять результаты собственных научных исследований.

Многие годы СОПС использует программно-целевой метод, позволяющий максимально учитывать важнейшие факторы, влияющие на комплексное развитие производительных сил на территории. Специфика его разработки и реализации в современных условиях заключается в новых организационных формах и методах управления программами, в способах привлечения исполнителей и распределении ресурсов. В последние годы с участием и под руководством СОПС разработано не только большое число региональных программ, но и впервые на таком уровне были подготовлены крупнейшие межрегиональные федеральные целевые программы "Дальний Восток и Забайкалье'', "Сибирь".

Особое место в увязке развития отраслей промышленности принадлежит экспертизе. Практически весь период существования СОПС участвовал в экспертизе проектов строительства крупнейших предприятий, программ, прогнозов социально-экономического развития. Наиболее интенсивно она началась в послевоенные годы, когда при Госплане СССР был создан Совет технико-экономической экспертизы (до 1949 г. Совет научно-технической экспертизы). Хотя он был создан еще в 1944 г., его роль возросла именно после Великой Отечественной войны. Среди обсуждаемых вопросов были важные районно-комплексные проблемы размещения крупнейших предприятий. Активное участие СОПС в определенной степени обеспечилось тем, что экспертизу при Госплане СССР возглавлял в первые годы академик Л.Д. Шевяков, бывший одновременно Председателем СОПС. Перечень только ряда рассмотренных в эти годы объектов показывает значение экспертизы: схема комплексного использования Средней Волги, Обь-Кулундинская комплексная водохозяйственная проблема, проектное задание Камской ГЭС, Калужской ГЭС на р. Оке, Череповецкий металлургический завод, Нижне-Туринская ГРЭС, Стерлитамакский содовый завод, Ново-Кемеровский химический комбинат, выбор площадок для строительства ТЭЦ и камвольно-суконного комбината в Краснодаре, Горьковская ГЭС, Ярославский автомобильный завод, Ново-Куйбышевский и Ново-Уфимский нефтеперерабатывающие заводы и многие другие.

В ходе экспертизы нередко вносились предложения, исходящие из необходимости комплексного решения и значительно меняющие первоначальные. Так, при рассмотрении схематического проекта Енисейского гидроузла экспертиза сочла целесообразным составить комплексную схему всего Ангаро-Енисейского каскада. Практика впоследствии подтвердила правильность такого подхода. Экспертиза освоения месторождений Курской магнитной аномалии сочла недостаточным использование только железистых кварцитов и рекомендовала одновременно вести и разработку богатых руд.

В последующие годы, исходя из особенностей развития экономики, экспертизе подвергались приоритетные проекты - оценка потенциальных и прогнозных запасов нефти, газа и конденсата Прикаспийской впадины и направления геофизических и поисково-разведочных работ, первая очередь переработки части стока р. Волги в р. Дон, региональная система расселения по территории РСФСР, Генеральная схема развития и размещения химической промышленности, Краснодарский энергокомплекс, Схема комплексного использования и охраны водных ресурсов СССР, Схема развития и размещения производительных сил Нечерноземной зоны РСФСР, строительство канала Волга-Дон II и водохозяйственный баланс р. Волги, проект Катунской ГЭС и многое другое. При этом наряду с другими все большее место стала занимать экспертиза проектов разномасштабных региональных федеральных целевых программ - Дальний Восток и Забайкалье, Сибирь, Каспий, Калининградская область, Северная Осетия, Мордовия, Якутия, Корякский автономный округ и др.

В настоящее время основные направления научных исследований СОПС связаны с разработкой стратегии, прогнозов и программ территориального развития страны, ее крупных регионов и субъектов Российской Федерации, комплексных проблем размещения производительных сил, включая проблемы экономической безопасности; обоснованием региональной экономической и социальной политики, территориальных аспектов экономических реформ, методов взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов, механизмов регулирования территориального развития страны и ее регионов; исследованием проблем природопользования и экологии, устойчивого развития страны и ее регионов; комплексным анализом тенденций и проблем интенсификации морской деятельности России на фоне изменений международных условий использования ресурсов и пространств Мирового океана; анализом проблем, связанных с развитием экономической интеграции Российской Федерации с государствами-участниками СНГ, определения путей их решения.СОПС на протяжении длительного периода принимал активное участие в разработке экономического районирования и реорганизации административно-территориального устройства страны. Здесь была выдвинута идея федеральных округов и подготовлен проект укрупнения и унификации регионов - субъектов Федерации.

Особо следует подчеркнуть, что с момента организации КЕПС - СОПС их научной деятельностью руководили крупнейшие ученые с мировым именем: академики Вернадский В.И., Губкин И.М., Комаров В.Л., Шевяков Л.Д., Немчинов В.С., Некрасов Н.Н., Гранберг А.Г. , что в значительной степени гарантировало постановку приоритетных проблем и высокий уровень исследований. В настоящее время коллектив СОПСа возглавляет Член-корреспондент РАН Фетисов Г. Г. Завершается 100 - летие творческой и организационной деятельности старейшего научного учреждения страны, внесшего значительный вклад в развитие науки.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Адамеску А.А. | Источник(и): sops.ru | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 06 апреля 2015

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Россия | Библиотека по теме "Наука. Техника. Технологии" | Библиотека по теме "Экономика"