Коллекция Иркутского художественного музея — богатейшая в Сибири и на советском Дальнем Востоке. Иркутск — один из самых старых сибирских городов. Еще в XVII веке русское государство строило подобные города, осваивая новые земли. Выгодное географическое положение Иркутска (через город, расположенный в Прибайкалье, проходили торговые и дипломатические пути, связывающие Россию со странами Азии) сделало его, вскоре после основания, административным центром по управлению огромными территориями края.
Уже тогда, в XVII—XVIII веках, Иркутск становится крупнейшим культурным центром Сибири: здесь возводятся соборы, заказываются и приобретаются произведения искусства. От XVIII века дошли до нас прекрасные памятники сибирского зодчества. Спасская церковь — одно из первых каменных сооружений города — совместила в себе мотивы древнерусской архитектуры и лаконичность построек классицизма. Вид старой части города и сегодня определяют строгая простота и монументальность Богоявленского собора, величественный облик Крестовоздвиженской церкви с ее уникальной орнаментикой каменного узорочья русского барокко.
В 50-х годах XIX века здесь возникает один из первых в Сибири музеев, открытый при Главном управлении Восточной Сибири, который впоследствии стал музеем при Восточно-Сибирском отделе Русского географического общества. Особый его раздел составили произведения искусства из Китая, Японии, привезенные научными экспедициями русских ученых — этнографов и историков Г. Н. Потанина, Н. М. Пржевальского, П. К. Козлова.
Первые же собиратели произведений искусства появились в Иркутске еще в XVIII веке. Городской голова, «именитый гражданин», купец- золотопромышленник М. В. Сибиряков приобрел для своего дома картины и гравюры с видами сибирских городов. Именно ему в 1801 году выдающийся русский поэт и государственный деятель Г. Р. Державин подарил свой портрет кисти итальянского художника Сальватора Тончи, работавшего в России (в начале 1870-х годов на картине появился вид Иркутска, написанный польским художником, политическим ссыльным С. Вронским). На портрете поэт изображен в шубе и шапке из знаменитых баргузинских соболей, которых Сибиряков преподнес Державину в знак особого уважения.
Но самая значительная коллекция картин принадлежала В. П. Сукачеву (1849—1920), местному городскому голове. Именно это собрание послужило основой для создания художественного музея. Мечтая об общедоступной галерее, он еще в 1870-х годах приобрел в Петербурге несколько полотен русских художников, главным образом демократического направления. К концу века галерея Сукачева насчитывала более восьмидесяти превосходных картин русских и западноевропейских мастеров, несколько скульптур. Полотна русских живописцев И. Е. Репина, К. А. Трутовского, Л.И. Соломаткина, В. М. Максимова, К. Е. Маковского составили славу его коллекции. Сукачевский дом, где размещалась единственная на всю Сибирь картинная галерея, был открыт для жителей и гостей города.
Образованнейший человек и действительно патриот Сибири, Сукачев сделал очень многое для культурного развития края. В бытность городским головой Владимир Платонович деятельно способствовал возведению новых построек после пожара 1879 года, когда выгорела почти вся центральная часть города. Это по его инициативе в Иркутске было построено новое здание театра, которое и поныне является запоминающейся архитектурной приметой города. В должности председателя Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества Сукачев лично финансировал научные экспедиции крупного русского ученого Г. Н. Потанина в Китай, Тибет и Монголию. На свои средства он открыл в Иркутске несколько начальных школ, издал научный каталог минералогической коллекции музея Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, книги по истории и культуре Иркутска, огромную помощь оказывал сибирякам, учащимся в Петербурге.
Уезжая в Крым на жительство (что было связано со здоровьем членов семьи), владелец галереи хотел передать свое сокровище в дар городу, но местные власти, увы, не приняли этого щедрого предложения, убоявшись хлопот по содержанию галереи. Некоторое время собрание оставалось, по сути, без хозяина. После установления Советской власти картинная галерея Сукачева постановлением Иркутского губернского комитета перешла в собственность молодой Советской Республики. Тогда, в 1920 году, в ней насчитывалось около двухсот картин, через десять лет число их достигло уже двух тысяч.
Дальнейшему формированию собрания помогали ленинградское и московское отделения Государственного музейного фонда и различные учреждения Иркутска. В 1936 году галерея выделилась из состава краеведческого музея в самостоятельный художественный музей.
Неоценимую поддержку в пополнении фондов оказали музею в последние годы коллекционеры. Так, из коллекции Ф. Е. Вишневского поступили картины таких выдающихся живописцев, как Герард Сегерс и Микеле Мариески.Огромное собрание — около двух тысяч икон, произведений древнерусского декоративно-прикладного искусства, графики, живописи — передал в дар музею Н. К. Величко.
Сейчас в музее хранится более 14 тысяч произведений искусства. Каждый из отделов музея — русского, советского, западноевропейского и восточного искусства — довольно обширен и обладает немалым количеством редких памятников. Разросшиеся фонды потребовали дополнительных площадей, и музею было предоставлено прекрасное здание недавно отреставрированного Богоявленского собора. Сюда переместились иконы, живопись, скульптура, графика, произведения декоративно-прикладного искусства работы местных мастеров. Это первый и пока единственный в Сибири отдел именно сибирского дореволюционного изобразительного искусства.
Музей обладает небольшой, но ценной коллекцией первобытного искусства, которая сформировалась в результате важнейших археологических открытий, сделанных на территории Иркутской области. Корнисибирского изобразительного искусства Следует искать в прекрасных памятниках эпохи палеолита, наскальных изображениях неолита, рисунках древних курыкан—народа, населявшего южную часть Прибайкалья в VI — X веках. В женской палеолитической фигурке, сделанной 24 тысячелетия назад из кости мамонта и в 1939 году найденной на берегу Ангары, восхищает преклонение древнего художника перед магической силой женского начала, которое так живо в этой «сибирской Венере», дошедшей до нас из тьмы веков.
История русского искусства представлена в музее начиная с XVI столетия. Отчасти это объясняется тем, что первые сибирские поселенцы пришли в эти края в XVII веке. Они ехали с русского Севера, приволжских городов и везли с собой самые дорогие реликвии — иконы. Но вскоре в Сибири появляются и собственные иконописцы. Иконы иркутского собрания принадлежат новгородской, ярославской, московской школам, многие написаны местными мастерами, чье высокое искусство позволяет говорить о глубоко своеобразном, выразительном сибирском письме.
К XVI веку относится икона, которая, как считают специалисты, создана на новгородской земле,— «Спас Нерукотворный Мокрая Брада». В скорбном напряженном взгляде — та суровость и даже трагизм, который вполне соотносится с драматическим периодом русской истории — временем правления Ивана Грозного, когда и был создан образ. Язык живописи этой иконы лаконичен: сдержанны охристо-коричневые краски, выразителен монументальный силуэт.
Иные живописные приемы использованы вдвусторонней иконе со «Спасом Нерукотворным» на лицевой и «Крещением» на оборотной стороне. Икона имеет кованую оправу. Это хоругвь, с которой двигалась процессия во время крестного хода. Предание говорит, что хоругвь эту, как знамя, принесли с собой в Сибирь в XVII веке казаки атамана Галкина, основавшего город Илимск в 500 километрах от Иркутска. Тонкие силуэты святых, радостное звучание чистых красок и тщательно переданный орнамент одежд — черты, присущие композиции «Крещение». Возможно, знамя- хоругвь было исполнено мастерами ярославской школы.
Особого интереса заслуживают сибирские иконы второй половины XVII—XIX века, которые музей начинает собирать с 1930-х годов. Многие из них находились прежде в церквах и соборах Иркутска и области, привозились научными экспедициями.
Русские люди—переселенцы, среди которых были и иконописцы, несли с собой в Сибирь не только обычаи, но и традиционные для родного края представления о красоте. Здесь быстро росли свои художественные кадры, причем искусство иконописания, резьбы по дереву, мастерство серебряников передавались из поколения в поколение: в Иркутске существовали целые династии художников.
Вероятно, в Иркутске исполнена «Богоматерь Владимирская». Этот тип иконы — Умиление (с греч.: Элеуса), особо почитаемый на Руси, представлял образ любящей и страдающей матери. Выразителен исполненный любви и печали взгляд огромных глаз. С трогательной нежностью прильнул к матери младенец. Очень красиво сочетание темно-вишневого мафория Марии и алой одежды Христа, которое оттеняется светло-зеленым фоном из орнамента воздушных клубящихся облачков. Этот орнамент, напоминающий буддийский, монголоидные черты ликов святых — характерные признаки сибирской иконы. Местные мастера, сталкиваясь с творчеством исконного населения Сибири — бурят, монголов, других восточных народов, так или иначе воспринимали элементы их традиционного искусства и порой использовали их для того, чтобы обратить аборигенов в свою веру.
С другой стороны, известно, что среди талантливых иконописцев, резчиков по дереву, строителей были и буряты, принявшие христианство;и естественно, что они привносили в православное искусство черты, присущие буддийской традиции. Все эти непростые взаимозависимости и формировали своеобразие сибирского искусства.
В связи со сказанным становится понятной исключительная популярность в Сибири образа Иоанна Крестителя. Икона из деисусного чина (деисус— моление) изображает Предтечу в традиционной позе предстояния, но с крыльями и в короне, что свойственно иконографии Иоанна как Ангела Пустыни. В этом необычность иконы. В стилистике ясно прослеживаются черты, встречающиеся в иконописи устюжских мастеров: особое изящество фигуры и ее легкая поступь, характерный рисунок рук с тонкими запястьями, нежные краски изысканного колорита. В этой иконе мы снова встречаемся с отголосками буддийской символики: в заполнении фона появляется не очень умелое, но легко читаемое изображение знака абсолюта. Однако этот мотив несет здесь скорее декоративную функцию, нежели смысловую. Об этом говорит и незамысловатость исполнения, и то, как удачно согласуется орнамент с ритмическими завитками одеяния святого.
Интересно проследить, как, сохраняя иконографию иконы «Флор и Лавр», неизвестный сибирский мастер смело вносит в нее свои жизненные наблюдения. Кони здесь напоминают коротконогих лошадок местной монгольской породы, а ритмические линии струящегося потока воды невольно ассоциируются со стремительностью бурлящих сибирских рек.
Как правило крупные по размерам, сибирские иконы поражают внутренней напряженностью; неизъяснимой емкостью образа при внешней несколько даже суровой сдержанности они словно втягивают зрителя в орбиту глубоких духовных переживаний. И в этом тоже своеобразие местного письма. Такова икона «Крещение» из Богоявленского собора. Там она находилась с момента его основания. Возможно, что ее автор — Никон Красовский, который в 30—40-е годы XVIII века исполнил для собора иконостас. Мощные, коренастые фигуры святых прочно связаны с землей. Их образный строй в сочетании с глубокими красно-коричневыми, темно-зелеными тонами, дополненными золотом, придает произведению особую торжественность и праздничность.
Наряду с иконописью, музейное собрание интересно представляет культовую деревянную скульптуру XVIII века, которая выполнялась, как правило, для сибирских церквей. Местные мастера научились прекрасно чувствовать природу дерева и обрабатывали его смело и изобретательно. Наряду с традиционным «Распятием» были популярны украшения скульптурой Царских врат и иконостасов.
Если в «Распятии» XVIII века из Верхоленска поражает мощная пластика тела Христа, то совсем иной его образ в «Распятии» того же времени из Крестовоздвиженской церкви. Здесь резчик передал (возможно, что и ненамеренно) этнический тип аборигенов Сибири. Черты лица — монголоидные, состоянием умиротворенности и внутренней сосредоточенностью скульптура перекликается с образами буддийского пантеона. Простодушный образ Саваофа, благостно восседающего на облаке и с умилением взирающего на землю,— скульптура, некогда венчавшая иконостас одной из иркутских церквей. Трогательно сочетание незамысловатой пластики самой фигуры со стилевыми элементами барокко в виде рокайльных завитков доски-фона. Но самое, пожалуй, замечательное в этой скульптуре — та, быть может, несколько наивная чистота и искренность народной души, которую донес до нас из XVI11 века мастеровитый сибирский резчик, стараясь передать современникам и потомкам свое представление о Боге-отце.
Замечательны по своей экспрессии парные скульптуры Иоанна и Богоматери из композиции «Распятие», обнаруженные в Тайшетском районе. Запоминаются огромные, глубоко посаженные глаза Иоанна, исполненные затаенной боли. Причудливо сочетается здесь тщательная пластическая моделировка голов святых и та упрощенная манера резьбы складок одежды, что свойственна народной деревянной игрушке,— и в этом особое обаяние произведения.
В XVII — начале XVIII века в русском искусстве происходят процессы обмерщения, появляются так называемые парсуны («персоны») — первые портреты. В Сибири, наряду с портретами царей и епископов, часто Ил. 18 встречались изображения Ермака, разумеется, вымышленные, поскольку прижизненных его портретов не было. Этого мужественного и мудрого казачьего атамана здесь очень почитали (и даже намеревались канонизировать) как первого русского, пришедшего с миссией освоения сибирских земель еще в XVI веке. В XVIII столетии Ермака писали по старому, хорошо, видимо, знакомому образчику (таких изображений сохранилось немало, есть например, и в Русском музее). Нередко этим занимались иконописцы.
В XVIII веке, когда русская культура становится более светской, интерес к человеческой личности приводит к расцвету портретной живописи. В портрете правительницы-регентши Анны Леопольдовны неизвестный художник непринужденно, вполне в духе искусства русского барокко, подчеркивает форму молодого лица, стройность фигуры, не забывая о гармонии серебристых тонов платья, об изяществе его легкого орнамента. Обаятельна мечтательно задумавшаяся Александра Павловна, дочь Павла I, написанная В. Л. Боровиковским. Неяркие, нежные краски пейзажа и одежды, мягкие полупрозрачные тени как нельзя лучше отвечают душевной тонкости модели, а портрет в целом — идеям сентиментализма, которые разделял и сам художник.
С именем В. К. Шебуева связан подъем русского классицизма первой четверти XIX столетия. Сохранилась его подготовительная работа «Моисей со скрижалями» к погибшей в годы второй мировой войны росписи плафона церкви Екатерининского дворца в Царском Селе. Суровая сдержанность Моисея, величавый поворот его могучей фигуры доносят до нас героический пафос классицизма; звучность локального цвета, мощные драпировки одежды, сложный ракурс указывают на глубокое понимание художником специфики монументального искусства.
Завоевания пейзажной живописи первой половины XIX века в области пленэра связаны с именем Сильвестра Щедрина, талант которого расцвел в Италии. «Вид Неаполя» в лунном свете романтичен, но это тот романтизм, за которым угадывается любовное изучение натуры. Знаменитые «террасы» Щедрина имеют почти жанровый характер: они оживлены отдыхающими людьми и вместе с тем наполнены свежестью морского воздуха, напоены негой пленительной итальянской природы.
Многогранны по характеристике портреты, созданные В. А. Тропининым. Музей гордится «Портретом неизвестного», написанным в период расцвета искусства художника, когда он, бывший крепостной, получил вольную. Образ привлекает особой душевностью, добротой. Внутренняя мягкость, уравновешенность портретируемого несут отпечаток обаяния личности самого живописца.
Исполненный легким и лаконичным штрихом карандашный портрет военного работы П. А. Федотова относится к зарисовкам армейской жизни, хорошо знакомой художнику по многолетней службе в армии.
Довольно многочисленны в музее портреты сибиряков прошлого столетия: купцов, священнослужителей, чиновников, управляющих Восточной Сибирью. Кисти талантливого, недавно открытого иркутского живописца Михаила Васильева принадлежит «Портрет иркутского епископа Вениамина». Глядя на полотно, нельзя не обнаружить проницательного ума портретируемого, что соответствует сохранившимся сведениям о нем как о глубоко образованном и незаурядном человеке.Сочувствие к обездоленным, горечь и неподдельный юмор, живая наблюдательность — все это зритель находит в картине И. Соломаткина «Утро у трактира». Едва забрезжил рассвет, а бедный люд уж собрался, в поисках тепла ожидая открытия трактира: понурые бабы с чайниками для кипятка, старик, переминающийся с ноги на ногу и похлопывающий себя от холода.Типажи очень достоверны. Убедительно передана точно подмеченная бытовая картинка из жизни городской бедноты.
Наиболее полно музейное собрание представляет творчество передвижников. Товарищество передвижных художественных выставок возникло в 1870 году и объединило в своих рядах лучших живописцев и скульпторов реалистического направления. Важнейшую задачу передвижники видели в том, чтобы донести свое искусство до широких масс: их выставки показывались во многих городах России.
Первая попытка подобного объединения художников-единомышленников была сделана еще в 1863 году, когда во главе с И. Н. Крамским в Петербурге возникла Артель художников. Ее членами стали студенты-выпускники Академии художеств, которые отказались писать дипломные работы на предложенные им мифологические темы. Свободного выбора сюжетов академическое начальство не разрешило. Участником этого «бунта 14-ти» был иркутянин Михаил Песков. По воспоминаниям И. Е. Репина, «товарищи считали Пескова самым талантливым среди них». Жизнь его оборвалась рано — он умер от туберкулеза в возрасте тридцати лет. В музее хранится его ранняя работа — портрет П. П. Сукачева с сыном Владимиром; этот мальчик — будущий основатель Иркутской картинной галереи.
Портрет стал для передвижников той областью, где утверждался нравственный идеал эпохи. И. Н. Крамской в «Портрете Гаврилова» создает образ человека, духовно близкого художнику. Это, безусловно, представитель поколения шестидесятников, которые с убежденностью и страстью несли в народ идеи демократизма, социальной справедливости. Во взгляде изображенного читаются тот волевой характер, та сосредоточенность и напряженная работа мысли, которые выдают человека, бесконечно преданного своим идеалам.
Популярным светским портретистом во второй половине XIX века был К. Е. Маковский, хотя наряду с действительно удачными работами им было создано немало внешне виртуозных, но, по существу, салонных произведений. «Портрет генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н.Муравьева-Амурского» (1809—1881) — один из лучших в его творчестве. Образованный, энергичный человек, истинный патриот, «либерал и демократ», как, негодуя, отозвался о нем Николай I (в 1846 году, еще за семнадцать лет до отмены крепостного права, граф Н. Н. Муравьев первым из российских губернаторов поднял вопрос об освобождении крестьян: девять помещиков Тулы подписали подготовленный им адрес царю). Муравьев-Амурский сыграл видную роль в закреплении за Россией Амурского края, за что и получил вторую, почетную, часть фамилии. Именно таким и изобразил его Маковский в портрете, заказанном петербургскому художнику в знак глубокого уважения к этой выдающейся личности.
Для передвижников важнейшим жанром стала бытовая картина, причем многие из них обращались к крестьянской теме. Настоящим «мужицким» художником был В. М. Максимов — выходец из крестьянской семьи, хорошо знавший жизнь русской деревни. «Бедный ужин» — тому прекрасное свидетельство. Серовато-коричневая гамма полотна созвучна безрадостному, унылому содержанию картины. При этом художник несколько поэтизирует своих героев: здесь есть та теплота человеческих отношений, которая скрашивает тяжесть их жизни.
С обычаями старой сибирской деревни связана картина К. А. Савицкого «Беглые в Сибири (Христова милостыня)». Глубокой зимней ночью беглые каторжане прокрались к крайней избе: здесь местные жители оставляли для них пищу — когда из сострадания, а иногда просто из страха. Свет луны заливает снежное пространство с причудливыми ночными тенями и неясными силуэтами людей. Примечательно, что Савицкому позировали друзья-художники, а в беглом каторжнике, стоящем у самой избы, автор изобразил себя.
Картиной «У тюрьмы» С. В. Иванов, представитель младшего поколения передвижников, продолжает крестьянскую тему в русском критическом реализме. Даже не зная названия, зрители передвижных выставок, видя одинокие фигуры женщины и мальчика у острожного частокола, понимали, какую большую тему затрагивает художник. «У него нет красивой лжи, у него есть то, что много дороже: он красив в своей правде»,— сказал о нем Л. И. Толстой.
Одна из вершин передвижничества — искусство И. Е. Репина. Музей гордится его «Нищей (Девочка-рыбачка)» — лучшим произведением раннего периода творчества художника. Маленькую француженку Репин встретил в окрестностях Вёля в Нормандии, где работал как пенсионер Академии художеств. По собственному признанию Репина, девочка напомнила ему обездоленных детей его родины. Особая сердечность чувствуется в том, как передана на холсте эта хрупкая, беззащитная фигурка. Кисть художника точно и свободно пишет ее на фоне голубого неба, пожелтевшего поля. И все вместе пронизано светом и воздухом — именно в эти годы Репин познакомился с пленэрными открытиями импрессионистов.
Выразительный этюд В. И. Сурикова «Солдат с ружьем» к известной картине «Переход Суворова через Альпы» напоминает о подвиге русской армии в 1799 году. Метко схваченное здесь психологическое состояние солдата перед рискованным спуском со снежной горы послужит в работе над картиной созданию обобщенного образа стойкости русского воина.«Христос и грешница»—одна из главных композиций В. Д. Поленова, предварившая серию картин «Из жизни Христа», где художник ставит философские, нравственные проблемы. «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень»,— скажет сейчас Христос неистовствующей толпе. Поленов хотел быть исторически убедительным: путешествуя по Палестине, он в многочисленных этюдах изучает пейзаж, архитектуру, типажи, одежды. Но его законченная картина заключает в себе не только историческое содержание, но и пафос борьбы с обскурантизмом, и проповедь нравственной терпимости, гуманности как одного из условий высшей духовности — то есть все то, что волновало русское общество рубежа XIX— XX веков.
Наибольшую известность среди близких передвижникам мастеров получил М. М. Антокольский. Несколько его произведений в музее относятся к разным периодам творчества. Лучшее же среди них — «Иван Грозный». Это уменьшенное авторское повторение скульптуры, хранящейся в Государственном Русском музее, выполнено художником в Италии. Русский царь изображен здесь наедине с собой, в момент горьких раздумий: он мучитель и мученик одновременно.
Именно передвижникам принадлежит честь создания в живописи «портрета» родной природы (хотя, конечно, и до них русские художники обращались к национальному пейзажу). Для некоторых из художников пейзаж стал главной привязанностью, а то и единственной страстью. «Я верю, что настанет время, когда вся русская природа, живая и одухотворенная, взглянет с холстов русских художников»,— эта мечта Шишкина претворяется в реальность всеми последующими поколениями русских пейзажистов. Один из излюбленных мотивов самого художника — «богатыря русского леса», как его называли друзья по Товариществу,— могучие сосны в теплом свете. Даже в камерном мотиве у него всегда столько подлинной мощи, величия и, кажется, самой души русской природы, что на полотне возникает эпический образ Родины.
Многочисленны в музейном собрании пейзажи мастеров Союза русских художников, объединения, возникшего в Москве в начале XX века Усиливая лирическую сторону русского пейзажа (по словам К. Коровин; в нем «должна быть история души»), художники опирались, безусловно и на живописные открытия французских импрессионистов. Изображения русских деревень, полей, лесов подкупают в их полотнах свежестью свое приятия и большей, по сравнению с передвижниками, динамичностью колористических решений.
Любимая тема С. Ю. Жуковского — осенняя природа. Он умеет передать то сложное ощущение, которое она вызывает: даже радостная, несет в себе ноту грусти. В «Осени» Жуковского, с ее сочными красками, прекрасно передана и густая синева неба, и ощущение прохладной прозрачности воздуха.
Деревенские мотивы Л. В. Туржанского отличаются уверенной, хотя и тяжеловатой пластичностью. В экспрессивных, динамичных мазках «Весны в западном крае» по-новому раскрывается тема земли, проснувшейся после долгого зимнего сна и начинающей дышать под первыми лучами солнца.
Картина Е. М. Чепцова «Соседки» написана в Италии. Сюжет ее незамысловат. Живописец блестяще передает сияние ослепительного летнего дня, нельзя не залюбоваться тем, как солнечные лучи, играя, скользят по лицам и фигурам женщин, как едва колышутся листья под легким ветерком. При этом здесь есть ощущение национального своеобразия моделей, особого колорита жителей этой южной страны.
Б. М. Кустодиеву, ярко запечатлевшему патриархальную Россию с ее ярмарками, масленицами, веселыми свадьбами, принадлежат также острые психологические портреты современников. Один из них — портрет И. К. фон Мекка, председателя правления Московско-Казанской железной дороги. Этот человек был страстным коллекционером, и Кустодиев не случайно изображает его в кабинете, украшенном картинами и скульптурой.
Выдающимся явлением русского искусства рубежа XIX—XX веков стало творчество М. А. Врубеля. В его сказочных, былинных персонажах причудливо переплетаются реальность и фантастика. Образ Мизгиря, чужеземного купца, навеян оперой Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Колористическое богатство этой поливной майолики ассоциируется со сверкающей, переливающейся, словно драгоценные камни, живописью Врубеля.
Музей располагает интересной коллекцией советского искусства. Бурное, суровое время революции, происходящие в стране перемены талантливо передавались мастерами, чей творческий опыт сложился еще до Великой Октябрьской социалистической революции. На переломе двух эпох изваян А. С. Голубкиной «Рыцарь»—воплощение детской беззащитности и вместе с тем романтической взволнованности, одухотворенности. Талантливая ученица Родена умела оживить и бронзу и мрамор, тонко чувствуя природу каждого материала.
«Утром новой жизни» представлялась революция К. С. Петрову-Водкину. В картине «У серебряного ключа» ясные очертания обнаженных фигур мальчиков находят множество повторов в композиции — в плавности линейных ритмов, светлой чистоте красок, воплощая извечную мечту о гармоничном мире, о естественной жизни человека в единении с природой.
Высокая живописная культура отличает работы С. В. Малютина, А. В. Куприна, В. В. Рождественского, И. Э. Грабаря, Н. М. Ромадина, В. Ф. Стожарова, которыми располагает музей.
В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время полно раскрылось дарование А. А. Пластова. Картина «Ужин трактористов» из серии «Люди колхозной деревни», за которую художник получил Ленинскую премию, бесспорно одна из лучших. Пластов прекрасно знал деревенскую жизнь и умел поэтически осмыслить труд советского крестьянства. Созвучие чувств героев, их органическая связь с землей, эпическое звучание полотна в целом — ключ к пониманию образного строя картины Пластова. В натюрморте «Плоды каменистых склонов Арагаца М. С. Сарьян
создает символически-обобщенный образ Армении. Его картина — гимн человеку, сумевшему вырастить на голых склонах гор такое богатство.
Особое внимание при комплектовании коллекции музея иркутяне уделяют современному искусству Сибири. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство сибирских, в частности иркутских, мастеров отражают общие процессы развития советского искусства. Художников волнует история края, проблемы его сегодняшнего дня. Красота сибирской земли, ее просторов, неповторимость прибайкальского пейзажа и Приангарья — вот тема, к которой вновь и вновь возвращаются иркутские мастера.
Старейшие иркутские художники К. И. Померанцев, Н. А. Андреев, Б. И. Лебединский активно участвовали в художественной жизни города уже в первые годы Советской власти. Разносторонне одаренный К. И. Померанцев — живописец, рисовальщик, скульптор, этнограф — был и первым хранителем музея. Одно из лучших его произведений — «Легенда о Байкале»,— лаконичное по языку и напряженное по цвету эпическое повествование. Н. А. Андреев связал свое творчество с северным краем, Якутией. Как картина о жизни человека, живущего в тесном единении с природой, и одновременно как психологически выразительный портрет старого якута воспринимается его полотно «Тимэхсит» (по-якутски тимэхсит — мастер,
делающий пуговицы). Достоверность в передаче конкретных деталей соединяется у Б. И. Лебединского («Багульник в Саянах») с поэтическим обобщением: ярко цветущий багульник по склонам спускающихся к Байкалу гор — один из неповторимых по красоте пейзажных мотивов этих мест. Многочисленные литографии Лебединского утвердили за ним славу певца Байкала и старого Иркутска.
Музей хранит все наследие талантливого иркутского художника А. П. Жибинова — более двухсот картин и рисунков подарено его вдовой. Несомненное воздействие на раннего Жибинова оказала не имеющая аналогов в мировой живописи творческая концепция аналитического искусства ленинградского художника П. Н. Филонова (1883 — 1941), который считал, что «картина должна расти, как дерево»: из микромодуля, от абстрактной «единицы действия» (капилляры, сосуды, просто точки, квадраты), от беспредметности — к предметному миру. Сначала создавать, потом разрушать, и так бесконечно. Реализуется это в одной системе координат: предмет возникает и исчезает в одной точке пространства. Этот способ «выращивания» формы из абстрактной монады до организации предметного мира во всем его многообразии (и наоборот) сродни самому таинству творения жизни — таким образом художник выступает как Создатель, Творец, Демиург. Глубина философского обобщения в «Красной армии», граненая отчетливость каждой детали, скульптурность лиц и фигур — все элементы этой сложной живописной системы подчинены одной цели — передать напряженные размышления художника о своих современниках. Плотность, активность заполнения композиции неадекватными, неоднозначными фигурами создает впечатление неотступной лавины. В этом видится предчувствие художником драматических событий грядущего и его предостережение: достаточно вспомнить, что работа создавалась в тревожное как для Советской России, так и для Западной Европы время: надвигался общий враг — фашизм.
В той же творческой манере создается совсем иная по настроению картина. В «Девушке с голубем» («Портрет художницы М. Е. Шестаковой») Жибинов, кажется, воплощает свою мечту о человеческом совершенстве. Поэзию повседневности, тревожные размышления о сегодняшней нашей жизни заключают в себе портреты, пейзажи, натюрморты современных иркутских художников. Прощание с Иркутском «уходящим» — в «Автопортрете» В. Кузьмина. Покаяние перед трагической красотой расстрелянной птицы — в «Натюрморте с глухарем» Г. Новиковой. Затерянность человека в «прекрасном и яростном мире», щемящее чувство одиночества в пастели «Байкал. Поселок Хужир» С. Гаращук; художнице вообще присуща планетарность пространственного мышления даже в камерных пейзажных мотивах, и это, кажется, роднит ее графику с прозой Платонова, Айтматова.
Коллекция русского и советского декоративно-прикладного искусства особенно интересна изделиями из серебра, стекла, фарфора рубежа XIX— XX веков. Серебряный сервиз петербургской фабрики братьев Грачевых (конец XIX в.). Нарядно сочетание драгоценных материалов — слоновой кости с серебром и позолотой, дополненное пластическим орнаментом в стиле модерн: несколько нарочитые, натуралистически выполненные, с изломанной линией стебля розы.
В Сибири особенно славилась фабрика И. Д. Перевалова, основанная недалеко от Иркутска в конце XIX века (в настоящее время это Хайтинский фарфоровый завод). Уникальное месторождение глины позволяет получать светлый и тонкий черепок фарфора. Своеобразные формы чайного сервиза «Еловая шишка» иллюстрируют стремление иркутских мастеров конца XIX века к созданию своего стиля. Здесь удачно использован сибирский мотив; белизна фарфора деликатно оттенена золотом декора.
Собрание западноевропейской живописи музея невелико, но включает произведения крупных мастеров. Сформировалось оно в последние десятилетия, главным образом благодаря дарам отечественных коллекционеров. Гордость раздела итальянской живописи — картина «Сивилла». Ученик братьев Карраччи, основавших в Болонье первую в Европе Академию художеств, Доменико Цампьери, прозванный современниками Доменикино, в своем творчестве следовал эстетике зарождающегося академизма. В «Сивилле» четкий и совершенный рисунок гармонично согласуется с благородной сдержанностью колорита. В кругу великого Пуссена исполнено полотно «Избрание апостолов» (картина приписывалась самому Пуссену). Евангельский сюжет о призвании Христом в ученики братьев-рыбаков воплощается в строгой, ясной композиции. Величественные позы и сдержанно-благородные жесты персонажей служат раскрытию идеи Пуссена о разумности и осмысленности поступков человека.
Жемчужина музейного собрания — картина замечательного голлаидского художника-караваджиста начала XVII века Хендрика Тербрюггена «Увенчание Христа терниями». Этот холст поражает внутренней силой выразительно написанных образов, чему способствует и характерная для караваджизма композиция — крупные фигуры на темном, лишенном глубины пространства фоне. Но вместе с тем, здесь нет того жесткого контраста света и тени, который типичен для многих произведений представителей этого направления. Неяркий свет в картине освещает сцену мучений Христа перед казнью, мягко скользит по лицам, фигурам, затухая в складках одежд. Примечательно, что в Советском Союзе имеются только две картины Тербрюггена: кроме «Увенчания Христа терниями» Иркутского музея, вторая — «Концерт» — хранится в Государственном Эрмитаже.
Фламандскому художнику XVII века Герарду Сегерсу принадлежит жанровая сцена «Игроки». Она написана в ранние годы творчества живописца. Это единственное его известное нам полотно на бытовой сюжет; как правило, Сегерс писал композиции на религиозные темы.
Интересны пейзажи голландских мастеров XVII века. Типичный уголок «Городская набережная», где великолепно передан влажный морской воздух. Каждой деталью художник утверждает неповторимость материального мира: шероховатость отсыревших стен, неяркий свет пасмурного дня. И все это объединено сдержанным зеленовато-охристым колоритом.
Искусство крупнейшего мастера второй половины XVII века Николаса Берхема тесно связано с итальянизирующим направлением в голландском искусстве. В «Сельском пейзаже» под пышными кронами деревьев живописец рисует идиллическую пастушескую сценку. Золотисто-коричневый тон картины доносит до нас ощущение теплого итальянского дня.
Стремление художников передать жизнь в ее многообразии проявилось в XVIII веке в рождении нового жанра — ведуты, городского пейзажа, к которому первыми обратились венецианские мастера.
В их полотнах Венеция — праздничная, нарядная и Венеция будней, как в картине Микеле Мариески «Большой канал в Венеции». Прозаично и обыденно выглядят канал и набережная, пропитанные сыростью дома. Но ритмическое расположение гондол на реке, рябь воды, отражение домов в канале наполняют пейзаж мимолетным движением. Приглушенные серо- голубые краски неба и коричнево-рыжеватые домов усиливают общее настроение почти дремотного покоя. Все в полотне говорит о неторопливом течении жизни старинного города.
Черты немецкого романтизма с присущими ему погруженностью в меланхолию, интересом к рыцарскому средневековью проявились в превосходном полотне К. Ф. Шинкеля. Тают вдали гряды гор, вызывающие в памяти поэтичные пейзажи К. Д. Фридриха. Под сенью фантастического и, кажется, мудрого дерева собралось благородное общество рыцарей и кавалеров, присягающих королю.
Почти забытый теперь, но блиставший некогда на выставках парижских салонов П. Л. Гроллерон не только документально воспроизводит в «Эпизоде из франко-прусской войны» внешний облик солдат отступающей французской армии войны 1871 года, но и драматизирует некоторые детали, призванные возбуждать патриотизм его соотечественников. Это, безусловно, одно из типичнейших созданий французской батальной живописи конца XIX века.
Иркутский музей располагает очень богатой коллекцией восточного искусства, основой для которой послужило собрание отдела народоведения музея при Восточно-Сибирском отделе Русского географического общества (ВСОРГО).
Произведения из фарфора, керамики, металла, дерева, кости и камня; ткани, живопись на шелке, графика Китая, Японии, Индии ярко характеризуют основные пути развития традиционных видов искусства этих стран.
Прекрасным образцом китайского фарфора может служить сосуд конца XVIII века — традиционной росписи «доу цай» (борьба цветов), сочетающей подглазурную роспись кобальтом с надглазурной яркими эмалевыми красками. Декоративная ваза конца XVII — начала XVIII века расписана в гамме «зеленого семейства». Изящество ее формы подчеркнуто богатством и разнообразием мотивов орнамента, туловоap опоясывают драконы, находящиеся среди гроздей винограда.
Ценная часть музепной коллекции японского искусства — прославленная гравюра на дереве второй половины XIX века. Этот жанр характеризуется приверженностью к традиционным художественным методам и темам реалистической школы, воплотившей идеологию городских масс. Архаизация форм и сюжетов, любование старинными обрядами, костюмами, бытом вне связи с конкретным временем сказалось в декоративности гравюры, ее красочности. В листе Тоёхары Кунитики «Трио знатных дам» живописное начало преобладает над графическим. Традиционный жанр укиё-э — бидзин-га (красавицы) — морализующе преломлен в гравюре Гинкоиз серии «Зерцало знаменитых женщин прошлого и настоящего». Сюжеты листов, рассказывающие о женской верности, влюбленности подтверждаются, как правило, иероглифической надписью в верхней части листа. Повествователыюсть мотивов японской гравюры этого времени (лист Ёсю Тиканобу «Кошка — призрак из Сага»), использование традиционной символики находят объяснение в тесной связи графики с литературными источниками и театральными представлениями в Японии.
Среди миниатюрных скульптур — нэцкэ — хотелось бы выделить «Мальчика с масками», вырезанную из кости. Эту вещь отличает наблюдательность и присущий мастерам этого жанра легкий юмор. Небольшой размер скульптуры гармонично согласуется с компактностью формы, мягкостью округлых очертаний.
Традиционный вид декоративно-прикладного искусства Японии — керамика — ив XIX веке не теряет связей с народными истоками, уходящими в глубь веков. Простота и изящество, сдержанная и вместе с тем изысканная гамма росписи характеризует чашечку в форме пиалы. Известному фарфоровому производству Кутани принадлежит скульптура бога благополучия и счастья Хотэя, ярко расписанная с применением кинрадэ (кии в переводе с японского — золото). Круглолицый, с бритой головой и огромным животом, улыбающийся Хотэй наглядно воплощает неистощимый оптимизм и народный юмор.
Современные японские художники, лауреаты Международной премии мира, Тосико и Ири Маруки подарили музею более двадцати своих рисунков. Лист «Обнаженная» Тосико Маруки — набросок к знаменитой серии «Ужасы Хиросимы». Беззащитность фигурки девочки выявляется живописностью штриха, мерцающим фоном и воспринимается как своеобразный символ хрупкости окружающего мира.
Особая часть коллекции восточного искусства — скульптурные и живописные произведения, изображающие божества буддийского пантеона. Определенное положение корпуса, рук, пальцев, наличие тех или иных атрибутов и их значение освящены иконографической традицией, каноном. Скульптура милосердного божества — Белой Тары — представляет ее погруженной в глубокое созерцание и состояние умиротворенности. Индивидуальные, портретные черты угадываются в каноническом изображении ламы. Примечательно, что эти произведения буддийской пластики выполнены в таких недолговечных, в отличие от традиционной бронзы, материалах, как глина н папье-маше, редко встречающихся в музейных собраниях. Устрашающее божество Махакала, призванное карать врагов веры, изображено с характерной экспрессивностью образа. Высокий художественный уровень живописи на шелке «Белая Тара» позволяет говорить об уникальности этой ламаистской иконы.
Коллекция восточного искусства в Иркутском музее — самая значительная: она насчитывает две с половиной тысячи произведений..
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей