Собирательство, как и охота, составляло часть хозяйственной деятельности бурят на протяжении многих столетий.
При малой развитости земледельческой культуры растительные компоненты пищевой цепи номадов компенсировались собирательством. Этот вид природопользования восполнял жизненноважные потребности организма человека в углеводах, минеральных солях и пр. Без особых вариаций в номенклатуре собирательство было распространено у всего этноса. При этом экологической нишей для данного вида занятий была в основном степь, в отличие от собирательства русского населения Сибири, более тяготеющего к тайге (Жамбалова. 2000. С. 90-95).
В сентябре буряты собирали запасы мышиных нор (ургэн), состоящие из луковиц лилии (сараана), корневищ и плодов других растений. Разыскивать мышиные норы, достаточно легко, так как они видны наметанному глазу и легко простукиваются ногой или специальной палкой. Ямы располагаются обычно недалеко друг от друга, а один склад может содержать около полуведра корневищ и зерен. По количеству запасов собиратели оценивали богатая или бедная попалась мышь (баян хулгана, угытэй хулгана), а процесс собирательства назывался ургэн неэхэ, что в переводе означает "открывать мышиные запасы". Собирательство путем экспроприации мышиных кладовых давало ощутимые результаты, поэтому к данному занятию относились достаточно серьезно.
Окинские буряты для сбора кореньев из мышиных нор отправлялись в отдаленные предгорные степные пространства. Мужчины и женщины добирались до места на лошадях, брали для пропитания мясо целой овцы, там жили некоторое время. Тайники находили легко, простукивая землю ногой или палкой. Затем окапывали их со всех сторон и забирали добычу. Коренья складывали в кожаные мешки (уута), дома их сушили и провеивали, чтоб очистить от земли, хранили в сусеках.
Наблюдения П. С. Палласа о собирательстве у тунгусов и бурят, проживающих между Ингодой и Аргунью, являются ценными свидетельствами о больших размерах и важном значении данного вида занятий для людей XVIII в. Он пишет: "Мыши учреждают для запасу особливые каморки, кои наполнены весьма чисто облупленными корешками ... часто в мышином запасном анбаре до восьми и до десяти фунтов чищенного корня вынимают, а таковых магазеин при том гнезде три, четыре и более бывает ... гнезда узнать можно по ямкам в дерну и по дырам, вставшим от вытащенных кореньев... " (Паллас. 1788. С. 265). Далее он образно продолжает: "Маленькое сие животное трудами своими нигде столько не полезно, как здесь в Даурии и в других местах Восточной Сибири, где хлеб не сеют: там языческие народы поступают с оными так как вотчинники лихоимцы со своими мужиками. Отнятого у мышей запаса им становится в пищу на целую зиму" (Паллас. 1788. С. 267).
Еравнинские буряты считают, что в мышиных складах хранятся разные луковицы и все съедобные. Возможно, кроме луковиц лилии, больше распространенных в степном ареале, в экологической нише высокогорья Саян больше распространен мэхэр. В словаре мэхэр переводится как гречиха живородящая; гречиха горец, растение, употреблявшееся в пищу. По рассказу информатора, проживавшего в 60-е годы XX в. в с. Санага Закаменского района, все подростки этого села с весны до осени подкармливались собирательством. Так, весной они собирали корни мэхэра, которые вполне заменяли им сахар. В июне производили сбор лука и чеснока, чуть позже корней сараны, ягоды и пр.
Перед употреблением луковицы, коренья и все содержимое мышиных складов, включая зерно, тщательно промывали в нескольких водах. Отваривали в воде, а когда хорошо разварится, воду сливали. Затем добавляли или арсу, или сметану, или масло и немного муки. Получалась растительная еда типа каши, которую еравнинские буряты называют урмэн. Специально выкопанные при помощи железной копалки с деревянной ручкой, имеющей поперечину для упора ногой, луковицы лилии используют для приготовления другого блюда (зохтэ арса, тибhэнтэ арса). Очищенные и промытые луковицы кладут в кисломолочный продукт (арса), вываривают, заправляют мукой и доводят до кипения. Их также наряду с корневищами горца живородящего, ревеня гобийского, гусиной лапчатки буряты, как и монголы использовали в качестве приправы к мясу (Жуковская. 1988. С. 77).
Буряты собирали корни растения гэшэгэнээн (по К.М. Черемисову - название растения со съедобными корнями), которые хорошо промывали и употребляли в пищу. В сыром виде едят корни растения шамарhан (по К.М. Черемисову - съедобный корень). Бабушки учили детей искать их в кустарниках, во влажных, болотистых местах. Этот корень обычно собирали во время пастьбы скота. Если пастухи находили их, то возвращались домой сытые. М.Н. Хангалов называет съедобные растения, в том числе оегоно, засушенный корень которого замещал муку. А также растения, служившие приправами (Хангалов. 1958. Т. I. С. 18).
Вероятно, буряты, также как и монголы, употребляли в пищу дикий тмин, ревень, семена сульхира, верблюжатника. Стебли ревеня ели печеными, сдабривая пенками. А муку хранили впрок в прожаренном виде, ее употребляли либо разводя в чашке с горячей водой, либо перемешивая с маслом (Викторова. 1980. С. 30).
Известно, что монгольские народы собирали зерна диких злаков и получали из них муку крупного помола. Эту муку поджаривали с маслом и добавляли в чай. Буряты любили такой чай. Кроме того, ольхонские буряты варили из сметаны с добавлением жареной муки своеобразный саламат (борэнхи), который используют в обряде призывания души. В словаре этому соответствует слово "боорэнхы" круглый, шарообразный. Чтобы сделать круглую лепешку бомхой, зерно толкли в высокой ступе, замешивали в молоке. Буряты любили мясной суп, заправленный целыми зернами. Для этого его ставили в русскую печь после выпечки хлеба. Этот суп готовили и на очаге.
Лук и чеснок буряты собирали в степи. Здесь в разнотравье растет дикорастущий чеснок (гоогоhон, гоогол). Дикий лук (мандиhан, мангир) растет в предгорьях (хаабсагайда) и по берегам Байкала. Лук и чеснок в большом количестве собирают, солят в бочонках или сушат. В качестве чая в сентябре буряты заготавливают листья шиповника (ургэнэ). Их рвут руками в кожаных рукавицах, затем сушат в остывающей русской печи. После этого листья разминают в порошок и хранят в хлопчатобумажном мешочке. Имелись и другие растительные заменители чая. По нашим сведениям, при заготовке эрзац чая буряты иногда его прессовали, придавали ему форму прямоугольной плиты. По всей видимости, суррогаты из местных растений употребляли из-за дороговизны или отсутствия настоящего чая. Вероятно, эти разновидности чая носили профилактический, лечебный характер и увеличивали поступление необходимых организму микроэлементов и были направлены как дополнительное средство на систематическое восстановление и стимуляцию сил. Это предполагает знание лекарственных особенностей растений.
Не останавливаясь специально на этой отдельной теме, хотелось бы описать использование в лечебных целях ствола шиповника (ургэнэ модон). Его собирают в мае, для мужчин (мальчиков) берут ствол с одним чистым стволом по аналогии с фаллосом, а для женщин (девочек) — с разветвлением, как бы раздвоенный. Отвар из этого ствола дают детям при росте зубов, стоматите, простудных заболеваниях и болезнях горла. Отвар готовят отдельно мальчикам и девочкам. В каждой бурятской семье, имеющей детей, хранятся эти сборы.
Если окинские буряты находили в Саянах женьшень (хун орхоодой, ноен орхоодой), то натягивали над ним палатку и держали семь дней, затем корень брали ночью специально для определенного человека, приговаривая: "Пусть этот человек вылечится, а тот пусть умрет", имея в виду сходство корня этого растения с человеческой фигурой.
Современные еравнинские буряты при замешивании песочного теста для лепешек (бова) стараются класть в него вместо соли собранную в солончаковых степях натуральную соду (хужар, марса). Предбайкальские буряты, возможно, также подсаливали лепешку бомхой (Жамбалова. 1991. С. 114). Буряты считают, что эта соль дает особый, пикантный вкус кондитерскому изделию. П.С. Паллас отмечал, что "...На обсохшем озерном дне лежит множество белой горьковатой соли, которую буряты собирают под именем хужир и варят ее со своим чаем, чтоб придать ему довольную густоту. Однако не все горькие соли буряты любят; в случае же оные недостатка употребляют по нужде острейшую березовую золу (шулта)" (Паллас. 1788. С. 239).
Из ягод буряты раньше собирали черемуху (мойhон), растущую по берегам рек, и делали из нее муку, хорошо сочетающуюся с молочными продуктами. Также они собирали землянику (зэдэгэнэ), бруснику (алирhан) и другие ягоды. Более широкое развитие сбора брусники, вероятно, связано с ареалом ее распространения не только в таежной зоне, но и в лесах и на опушках, а также с поздним временем созревания, когда ее можно хранить без дорогостоящих консервантов, просто замочив или заморозив. Кедровые орехи, видимо, буряты раньше не заготавливали. Здесь, правда, мнения информаторов разделяются. Ольхонские, окинские и еравнинские буряты за орехами ходили редко. Видимо, также они не заготавливали черемшу, по крайней мере в таких размерах как русские Забайкалья, которые занимались ее промышленным сбором и возами отправляли на горные рудники и заводы рабочим (Лебедева. 1981. С. 310). У современных бурят налажен промысловый сбор кедровых орехов, черемши и ягод.
Как видно, собирательство бурят в большей степени осуществлялось в степной зоне. Эта оптимальная форма системы питания за счет природных богатств освоенной экологической ниши была заимствована от бурят русскими. Русские крестьяне Забайкалья как и буряты заготавливали луковицы лилий и отыскивали кладовые сусликов и мышей. Зимой они парили луковицы в печах, положив в глиняный горшок или чугун. К праздничному столу луковицы запаривали в молоке (Лебедева. 1981. С. 311-312).
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей