Виталий Георгиевич Смагин (14 июля 1937, с. Братцево Московской области – 9 декабря 2015, г. Иркутск) — живописец, художник-монументалист. Народный художник России, член Союза художников, почётный гражданин г. Иркутска, профессор, заведующий кафедрой монументально-декоративной живописи Иркутского государственного технического университета, член-корреспондент Российской академии художеств, многие годы — главный художник Иркутска.
С 1960 по 1965 учился в Иркутском художественном училище у Г. В. Казакова и М. Д. Воронько, с 1966 по 1971 в Ленинградском высшем художественном промышленном училище им. В. И. Мухиной на факультете декоративно-прикладного и монументального искусства у Г. А. Савинова. В 1971 по приглашению Иркутского горисполкома вернулся в Иркутск и до 1980 возглавлял отдел главного художника города. Находясь у истоков авангардного искусства Иркутска, Смагин разработал свой собственный, ассоциативный язык мифотворчества. Выполнил эскизы мемориального комплекса «Вечный огонь», мемориального комплекса – Лисихинского кладбища воинов, умерших от ран в госпиталях Иркутска, мемориального комплекса памяти жертв репрессий у п. Пивовариха. Им оформлено несколько обществ. сооружений (росписи кафе «Юность», ресторана «Сибирь», Дворца спорта, технического университета и др.). Член Союза художников России (1975). С 1971 по 1976 преподавал в Иркутском училище искусств. Среди его учеников: А. П. Лодянов, В. И. Югатов, В. И. Соколов. С 1982 по 1986 – председатель правления Иркутской организации Союза художников России. В 1994 в Иркутском государственном техническом университете на восточном факультете основал кафедру монументально-декоративной живописи.
Часто художник обращается к такому виду декоративно-прикладного искусства, как гобелен-шпалера, сюжет, колорит и композиция к-рых определены функциональным назначением интерьера здания. Многие его размышления о теор. проблемах искусства нашли отражение в статьях и докладах, метод. пособиях и лекционных курсах. Живописные произведения В.Г. Смагина экспонировались на многих выставках, в том числе и зарубежных. Его работы вошли собрание Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, сибирских музеев. Работы художника хранятся в галереях и частных собраниях США, Франции, Польши, Монголии, Германии, Испании, Японии, Италии. С. награжден дипломами и грамотами Министерства культуры РСФСР, Секретариата Союза художников России, администрации области и города Иркутска, Золотой медалью ВДНХ, Золотой медалью Российской академии художеств. Удостоен званий лауреата премии министерства культуры и Союза художников РСФСР, лауреата премии Фонда развития культуры и искусства Иркутской области. В 2001 решением Городской думы ему присвоено звание «Почетный гражданин города Иркутска» за плодотворную творческую работу, за создание значительных произведений изобразительного искусства, высокий профессионализм и активную общественную деятельность. Произведения Виталия Смагина находятся в Министерстве культуры России, в Союзе художников России, в Русском музее Санкт-Петербурга, в художественной галерее г. Пила (Польша), в музеях Барнаула, Кемерово, Новокузнецка, Иркутска, Красноярска, а также в частных коллекциях многих стран мира.
27 сентября 2018 в Иркутске на доме, где жил Виталий Смагин, была установлена мемориальная доска.
Областных — 1972; зональных — 1975, 1980, 1985; республиканских (Москва) — 1979, 1980, 1981, 1984, 1985; (Комсомольск-на-Амуре) — 1982; всесоюзных (Москва) — 1981; зарубежных (ГДР, Карл-Маркс-Штадт) — 1978; (Афганистан, Кабул) — 1983; (МНР, Улан-Батор, Сухэ-Батор) — 1981, 1984; персональных (Иркутск) — 1984, 1986. Участник выставок в СССР, Германии, США, Франции, Японии, Афганистане, Монголии.
«Цвет – это язык общения, такой же, как слово, движение, музыка. И через цвет и ритмы можно доносить информацию на чувственном уровне. Уже в процессе создания произведения я доверяю себе и живу только тем, что на холсте вырисовывается. Я до конца не знаю, что в итоге получится. Можно писать на неуловимом дыхании, чувственном вулканическом выбросе. Внутри кипит, а потом выплёскивается на холст».
Произведения В. Г. Смагина активно входят в нашу повседневность. Деятельность этого художника весьма широка: от решения градостроительных задач и монументальных росписей до станковой живописи, графики и декоративно-приклад искусства. При этом Смагин — непосредственный участник жизни, он болеет проблемами современности и высказывает личное отношение к ним. Путь художника в искусстве отличается последовательностью и целенаправленностью.
Вернувшись после окончания обучения в Иркутск, он сразу включает активную творческую работу в должности главного художника города, которая вила перед ним сложные задачи. Одним из наиболее значительных социальных заказов этого времени стало создание мемориала в память иркутян, погибших в годы Великой Отечественной войны. Сооружение ансамбля было запланировано на берегу Ангары, там, где было полон историческое начало города, среди архитектурных памятников прошлых столетий, что потребовало особой чуткости к выбору архитектурно-художественных элементов мемориала. Совместно с архитектором В. Федориным художнику удалось создать ансамбль, вызывающий чувство торжественной приподнятости, создающий атмосферу нравственной и гражданской ответственности перед лицом истории. Сооружение ансамбля легло в основу создания важного общественного и политического центра города.
В. Смагиным оформлено значительное количество общественных сооружений ( дворец спорта «Юность», ресторан «Сибирь» и др.). Работая в архитектуре, он ставит перед собой сложные пространственные и пластические задачи. Его произведения в интерьере выполняют свою основную функцию эстетической организации внутренней части здания. Так, роспись во Дворце спорта помогает раскрыть главную идею спортивного комплекса: формировать человека гармонического, сильного, создает нacтроение праздничности. Композиция состоит из трех частей: «Спорт — проводник мира”, «Движение вперед» и «Содружество в мировом космосе». Свободно справившие проблемами неудобства архитектурного сооружения, Смагин размещает изображение так, что оно обозревается в целом с разных точек зрения. Роспись несет большой эмоциональный заряд радости жизни и молодости, органично входит в интерьер и становится его основной эмоциональной доминантой. С симпатией относится художник к такому виду декоративно-прикладного искусства, как гобелен-шпалера, которая обладает удивительным свойством opгaнизации пространства, способностью «согреть» наши стены. Сюжет, колорит и композиция зачастую определены функциональным назначением здания. Наиболее удачно использованы гобелены в банкетном зале ресторана «Интурист». Приглашая, точно впитывая шум и свет, они создают уютную обстановку. Теплый цвет, тугое фактурное плетение, ритмическое повторение геометрического орнамента — это развитие и переработка народных традиций ручного ткачества. Смагин — автор гобеленов довольно разнообразной тематики: «Тайга», «Maгистраль», «Птицы», «Весна на БАМе». Многие произведения монументального декоративно-прикладного искусства свидетельствуют о плодотворной работе Смагина в этом направлении, его потенциальных возможностях. Однако его все сферы притягивает живопись, живопись не столько в понимании оперирования цвете сколько в самой природе, в способности как воспринять большие общечеловеческих идеи, так и затронуть сокровенные душевные струны. «БАМ шагает», «К Даванл «Стригали» — эти картины продолжают традиции исторической живописи. Картина «БАМ шагает» — синтез многих впечатлений от натуры, для ее написания Смагин выезжал в составе творческих бригад на строительство Байкало-Амурск магистрали, побывал в поселках Кунерма, Даван, Улькан, Северо-Байкальск, Магистральный, Усть-Кут, Звездный.
Наиболее характерная черта художника — живой нерв, жизненный импульс. Его живописные полотна, такие как «Память», написанная в год сорокалетия Победы всколыхнувшая наиболее глубокие переживания автора, «Моя родина БАМ «Хороший день», «На праздник», «Выше неба»,— остросоциальны, поднимают будничное до героического, они жизнеутверждающи.
Творческая практика В. Г. Смагина вызывает потребность поделиться тайнами профессионального мастерства с начинающими, молодыми художниками. Многие его размышления о теоретических проблемах нашли отражение в статьях и доклада выступлениях на выставках. Его волнуют пути повышения художественного уровня и усиления общественного авторитета художника. Активная общественная деятельность не ослабила его творческой энергии, художник и сегодня полон вновь идей и образов, новых жизненных впечатлений.
А.И. Алексеев, Народный художник России, действительный член Академии художеств:
“Виталий Георгиевич Смагин — художник яркого самобытного дарования, наделенный высокой культурой цвета и свободной манерой письма, в то же время в его искусстве они подчинены законам строгой гармонии. .... В своем творчестве он обращается к разным видам и жанрам изобразительной деятельности: это станковая живопись и рисунок, акварель, мозаика и фреска, художественное проектирование, витражи и гобелен. К числу наиболее значительных произведений монументально-декоративного искусства, созданных художником, относятся: мозаика «Ритмы Байкала» на фасаде Лимнологического института, роспись «Содружество» в интерьере Дворца спорта, гобелены «Весна», «Осень», «Тайга», проект мемориального комплекса «Вечный огонь», витражи в интерьере Байкальского государственного университета экономики и права.
... Ценя смелость и свободу самовыражения, оригинальность художественного мышления, Виталий Георгиевич в то же время в своем творчестве опирается на серьезную школу и ответственное отношение к профессии художника.
.... Многолетняя педагогическая деятельность В. Г. Смагина основана на широком кругозоре и профессионализме. Как мастер, своим творчеством, он влияет на становление молодых художников, многие из них, не только его непосредственные ученики, считают Виталия Георгиевича своим учителем.
.... Много сил и энергии отдает Виталий Георгиевич становлению в Иркутске высшего художественного профессионального образования. По его инициативе в Иркутском государственном техническом университете открыты специальности направления «искусство». Факультет изобразительного искусства ИрГТУ, кафедра монументально-декоративной живописи, которую он возглавляет шесть лет, стали уникальным явлением в системе высшего образования России. Иркутский государственный технический университет обрел новую светлую яркую грань, которая органично вошла в структуру вуза”.
И.М. Головных, ректор Иркутского государственного технического университета:
“...Параллельно с плодотворной работой в изобразительном искусстве Виталий Георгиевич, чуткий, отзывчивый, настроенный на помощь человек, щедро отдает свои знания и опыт молодежи в преподавательской деятельности, сначала в Иркутском художественном училище, затем на кафедре рисунка и живописи архитектурного факультета ИрГТУ.
.... Трудом и энергией Виталия Георгиевича была созда на кафедра монументально-декоративной живописи в ИрГТУ, на которой сегодня преподают его же ученики, ставшие зрелыми художниками, дизайнерами, педагогами.
.... Каждый год кафедра выпускает хорошо подготовленных молодых специалистов в области монументально-декоративного искусства и станковой живописи.
.... Работы выпускников кафедры постоянно получают награды на выставках и конкурсах: ежегодная выставка Союза дизайнеров России, областная выставка «Молодость, творчество, современность», выставка-конкурс «Студенческая весна». Их произведения, дипломные работы органично вошли в интерьеры нашего университета и являются важным фактором эстетического воспитания студентов.
.... Безусловно, хочется сказать об огромном вкладе Виталия Георгиевича в создание факультета изобразительного искусства, открытие которого является очень важным событием в культурной жизни Сибири.
.... Все достижения Виталия Георгиевича Смагина свидетельствуют о том, что он является не только крупным художником и выдающимся преподавателем, но и прекрасным организатором высшей школы".
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей