Детские и юношеские годы автора этого материала, иркутского историка Валерия Трегуба прошли в Порту Байкал, Танхое, Листвянке — в местах, непосредственно связанных с Байкальским флотом, флагманом которого по праву считался ледокол «Ангара». Это были 40-50-е годы прошлого века. Валерий Андреевич ходил на «Ангаре» в ее последний рейс.
Иркутск, микрорайон Солнечный. Ледокол «Ангара». Красавец со скошенными назад высокими трубами и мачтами, он выглядит величественно и горделиво. Кажется, отшвартуй его, и корабль тут же сделает левый разворот и стремительно помчится туда, где более полувека бороздил водные просторы Байкала. Изготовленный в Англии, в Россию ледокол перевозили частями, здесь собрали и 25 июля 1900 года спустили на воду.
— К «Ангаре» у меня повышенный интерес, так как на ней работали мои старшие брат и сестра, да и сам я мальчишкой много раз ходил с ними в рейс, — рассказывает Валерий Андреевич.
История «Ангары» связана с жизнью и судьбами людей, живших на берегах Байкала. Непростыми были сороковые годы — это война, послевоенный период.
В начале Великой Отечественной наша семья жила в порту Танхой, который располагался в двух километрах от железнодорожной станции. Здесь была развернута широкая производственная инфраструктура: большая территория, подъездные железнодорожные пути с пакгаузом, краны, пожарная часть, электростанция, радиостанция, маяки и так далее. Словом, все необходимое для обслуживания судов. Причалы располагались таким образом, что их обходил ветер култук, а от баргузина спасали ряжи. Порт Танхой был построен в 1901 году в связи с организацией железнодорожной переправы через Байкал. До порта Байкал 41 километр. Осуществлял перевозки вагонов и грузов паром «Байкал», а «Ангара» была его своеобразным помощником.
В августе 1918 года у станции Мысовая «Байкал» сожгли белогвардейцы. Его младшая сестра «Ангара» после окончания гражданской войны до 1949 года совершала рейсы по всему Байкалу. Перевозила пассажиров, грузы, буксировала баржи, плоты с лесом.
Все пароходы были приписаны к порту Байкал. Уходя в рейс, первую остановку делали в Танхое, бункировались. Дело в том, что в порту Байкал не было возможности загружать пароходы углем — не позволяла территория, да и у грузовых причалов была маленькая глубина. А в Танхое таких недостатков не было.
«Ангара» заходила в Танхой уже с пассажирами, загруженными трюмами, но без угля. Здесь бункировалась — и в рейс. Иногда обратный путь из Нижнеангарска проходил через Танхой или сразу в Порт Байкал. Четкого расписания не было, да и быть не могло, так как часто приходилось брать на буксир в рейс или обратно баржи. На режиме работы сказывались и другие обстоятельства. Дело в том, что кроме Порта Байкал и Танхоя нигде не было причалов. Подходит «Ангара», бросает якорь на рейде, а дальше все зависит от скорости местного катера с рейдовой баржей. В маленьких населенных пунктах пассажиров доставляли на берег шлюпкой.
— Летом 1943 года отец поехал в командировку в Нижнеангарск и взял меня с собой. Он возвратился этим же рейсом, а я жил до следующего в семье начальника порта Смирнова. У них был сын, мой сверстник, и мы целыми днями купались в теплой воде с приятным песчаным дном. Эта поездка произвела на меня настолько большое впечатление, что отдельные ее эпизоды запомнились на всю жизнь. Вот один из них. Подходит «Ангара» к Нижнеангарску. Капитан Георгий Васильевич Лазо дает подходной гудок (один длинный), командует в машинное отделение: «Средний — малый — стоп машина». Корабль медленно двигается по инерции. В это время боцман Василий Хабитуев встает на правый борт и бросает вперед по ходу ручной лот с маркировкой для определения глубины. И так несколько раз, пока не определится нужная глубина. Бросили якорь. Навстречу уже бежит колесный буксир «Норд». Своеобразный звук издавали колеса: шлеп-шлеп-шлеп. Был там еще такой же, с названием «Вест». Он ходил до Верхнеангарска.
Я любил наблюдать с капитанского мостика, как проходила погрузка и разгрузка трюмов. Кормовой трюм был небольшой, а носовой — внушительных размеров в два этажа. Здесь работа занимала много времени. Использовалась паровая лебедка, которой мастерски управлял Василий Панасенко. Кстати, его жена Тамара работала здесь же матросом. К тросу лебедки крепились два паука с когтями, которыми цепляли по две бочки с соленым омулем. Бочки были весом 200 и более килограммов с березовыми обручами. Консервы «Мелкий частик в томатном соусе» и «Омуль в томатном соусе» грузили в ящиках с использованием поддонов. Эту продукцию, видимо, производил эвакуированный в Нижнеангарск Очаковский консервный завод, о котором говорил в своих воспоминаниях Г.В.Лазо. Такие же консервы выпускали рыбзаводы в Усть-Баргузине, Слюдянке.
Вернемся в Танхой. Суровое время войны. Вести о положении на фронте узнавали из круглых радиотарелок. Мои старшие братья Юрий и Виктор чертили на картах учебников линию фронта. Часто проходили воинские эшелоны. На железной дороге работали путевые обходчики, охранялись мосты. Остро ощущался недостаток продуктов питания, в том числе и картошки. Сельских хозяйств поблизости не было, поэтому за ней ездили в районный центр Кабанск и прилежащие к нему деревни. На обмен везли все, что представляло хоть какую-нибудь ценность. Некоторые семьи держали коров. Благо, рядом тайга, коси себе, не ленись.
Еще одна важная страница в истории порта Танхой: в годы Великой Отечественной войны здесь базировалось Севастопольское военно-морское училище.
Перед прибытием эшелона срочно готовились жилые помещения. Жителей порта расквартировывали в поселке железнодорожной станции. Вырубали деревья, готовилась площадка для палаток. Все понимали — так надо, условия войны. Молодые курсанты знакомились с местным населением. Их угощали лесной ягодой, кедровыми орехами.
Учебные катера училища пополнили Байкальский флот. Было сделано несколько выпусков. Молодых офицеров направляли служить на Дальний Восток. Кстати, у главы администрации поселка Танхой Михаила Гавриловича Митюкова сохранился пригласительный билет на выпускной вечер, выданный начальником училища начальнику порта Танхой Горшкову Григорию Павловичу.
— В 1943 году старшего брата Юрия мобилизовали в армию. Это была предпоследняя военная мобилизация. Он учился в восьмом классе. В этом же году моего отца назначили главным бухгалтером порта Байкал. Перед войной он учился на курсах бухгалтеров в Ленинграде, но учебный курс не окончил, так как в финскую кампанию ушел добровольцем в лыжный отряд. Другой брат Виктор, в связи с переездом в Порт Байкал, в девятый класс не пошел, а стал активно изучать радиодело. В навигацию 1945 года в возрасте семнадцати лет он стал радистом на пароходе «Байкал» (в прошлом «Кругобайкалец»), а в навигацию следующего года — радистом «Ангары».
Летом 1946 года разразился большой шторм. В это время в порту Танхой находился лихтер «Роза Люксембург». По байкальским меркам это баржа большая, грузоподъемность 1200 тонн.
Шторм был такой силы, что дальнейшее пребывание лихтера у причала было небезопасным. Пришла радиограмма с просьбой вывести судно в порт Байкал. Спасать пошла «Ангара», но, дойдя до середины пути, она вернулась, так как в такой шторм отбуксировать лихтер было практически невозможно.
Тогда танхойские портовики проявили находчивость, поставив баржу на растяжки между причалом и ряжами. Судно спасли.
— Осень 1946 года для нашей семьи была трагической. События развивались так. «Ангара» совершала очередной рейс в Нижнеангарск. Старший брат Виктор тяжело заболел пневмонией. Приняли решение госпитализировать его в Усть-Баргузин. Там он пробыл два дня, но не получил должной медицинской помощи.
В это время в Усть-Баргузине оказался пароход «Байкал». Когда капитан Шаповалов увидел больного Виктора, то срочно сообщил в Порт Байкал. Ответ был такой: «Срочно везите в Листвянку». В листвянской больнице сделали все, чтобы одолеть болезнь, даже пенициллин привезли из Иркутска, но время было потеряно, болезнь оказалась сильнее. Так нелепо оборвалась жизнь радиста «Ангары» Виктора Михайловича Глазкова. Ему было всего восемнадцать.
Похороны состоялись в Порту Байкал. Мы жили на железнодорожной станции. Здесь постоянно находились поезда, а часто негабаритные эшелоны стояли по несколько дней, ожидая «окна», то есть времени, когда можно будет проскочить до следующей станции без встречного поезда. Такой эшелон стоял в день похорон. С катерами ехали на восток военные моряки. Офицеры выстроились у вагонов и отдали честь похоронной процессии.
Загудели электростанция, пароходы. У причала стоял «Трудящийся» (до 1920 года «Иннокентий»), на подходе из рейса «Коммунист». «Байкал» с гудком сопровождал нас вдоль берега до пади Баранчик. Были Красное Знамя, почетный караул, оружейный салют. Так комсомольцы порта организовали похороны своего товарища. Это Лида Муравьева, Леня Великий и другие.
— Я учился в первом классе. В Порту Байкал была лишь начальная школа, и по окончании ее дети отправлялись на учебу в Маритуй, Слюдянку, Листвянку. В пятом и шестом классах я учился в Листвянке, жил в интернате. Здесь были прекрасные педагоги. Назову одного из них — Антонина Васильевна Лазо, сестра Георгия Васильевича. В рамках газетной статьи невозможно описать всю многогранность жизни Порта Байкал. Кроме «Ангары» здесь были пароходы: «Коммунист», «Комсомолец», «Капитан Воронин», «Ф.Дзержинский», «Байкал», «Трудящийся», «111 Интернационал» (до 1920 года «Антоний»), лихтеры — «Клара Цеткин», «Роза Люксембург», «Надежда Крупская», три деревянные баржи грузоподъемностью 500 тонн.
Возглавляли их опытные мореходы, капитаны Георгий Васильевич Лазо-Марфин, Яков Васильевич Стрекаловский, Василий Васильевич Стрекаловский, Бердников, Шаповалов, Николай Зубков, Сергей Кузменков и другие. Помню, как «Ангара» уходила в последний рейс перед капитальным ремонтом.
Осень 1949 года. Все чаще дают о себе знать ветры култук и баргузин, поочередно поднимая метровые волны и с силой выбрасывая их на берег. В такую погоду все лодки на берегу, катера предпочитали отстояться у причалов, и лишь пароходы смело прокладывали путь. На север они везли уголь, промышленные и продовольственные товары, а обратно рыбу, консервы, лес. Его гнали из Усть-Баргузина, Турки, Бугульдейки плотами. Их еще называли сигарами.
Большой шторм иногда приносил много неприятностей. Дело в том, что бревна стягивались тросами и цепями. И стоило только большой волне выбить несколько бревен, крепление ослабевало и сигара рассыпалась. Были случаи, когда разбивало по несколько сигар, и тысячи кубометров леса прибивало к берегу. Поэтому основные перевозки древесины старались сделать до наступления осени. Эту работу выполняли пароходы «Комсомолец», «Капитан Воронин», «Коммунист».
Из очередного рейса в порт Байкал возвратилась «Ангара». Установилась хорошая погода, и этим затишьем решили воспользоваться. Высадив пассажиров и разгрузившись, вместо Танхоя она отправилась в Бугульдейку за сигарами. Там их бросил «Капитан Воронин», а сам пошел в Усть-Баргузин за другой партией. «Ангаре» следовало доставить десять сигар до Листвянки.
Решение было срочным, и команда не успела сходить домой за продуктами. Не загрузился продуктами и буфет, надеясь на скорое возвращение. А рейс оказался длительным и, прямо скажу, голодным. Это испытал и я, решив прокатиться с сестрой Людмилой. Она работала проводником кают 3-го класса.
Скорость была маленькая, всего 4-5 километров в час. Бывало, капитан Георгий Васильевич бросит за борт палку, а сам идет по палубе и говорит: «Идем со скоростью пешехода».
Оставили сигары у истока Ангары, возвратились в Порт Байкал. Это был последний рейс «Ангары» перед капитальным ремонтом. Ее сменил пароход «Комсомолец», переоборудованный из тральщика в пассажирский. Ремонт «Ангары» затянулся на десять лет. При этом была допущена ошибка — уменьшилась мощность. Навигации 1960—1962 годов показали, что по техническим показателям «Ангара» не соответствовала своему назначению, и в 1963 году ее списали.
В мае 1987 года иркутский облисполком принял решение реставрировать корабль. Летом следующего года началась подготовка к поднятию затопленной «Ангары», а в 1990 году отреставрированный ледокол занял свое почетное место в заливе у специально построенного пирса. Весной 1991 года состоялось торжественное открытие «Ангары», переданного в вечное и безвозмездное пользование Иркутскому отделению ВООПИК.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей