Симберг, Карл Николаевич

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Источник: Музей истории Восточно-Сибирской железной дороги

Симберг Карл Николаевич (4 ноября 1851 – после 1917), инженер путей сообщения, действительный статский советник (с 14 апреля 1902 г.). Родился в Санкт-Петербургской губернии в семье дворянина. Лютеранского вероисповедания, выходец из финляндский уроженцев. Отец штабс-капитан Финляндского линейного батальона, дед из дворян Великого княжества Финляндского.

Энциклопедическая справка

Инженер путей сообщения, действительный статский советник. Родился в семье дворянина. Лютеранского вероисповедания, выходец из финляндский уроженцев. Окончил в 1875 Петербургский институт инженеров путей сообщения в звании гражданского инженера с правом производства строительных работ. Работал на строительстве ряда железных дорог России. С 1 июля 1901 С. являлся помощником (заместителем) начальника работ по строительству КБЖД, где пригодился его опыт работы по строительству обходной линии и тоннеля на Сурамском перевале Закавказской железной дороги. С. возглавил строительство Кругобайкальской железной дороги после смерти (февраль 1905) Б. У. Савримовича. Ему пришлось достраивать дорогу после того, как по ней пошли воинские поезда в период временной эксплуатации дороги. После этого в 1910–1916 С. работал на Владикавказской железной дороге. Награжден орденами Св. Святослава 2-й ст. и Св. Анны 3-й ст., а за особые труды по сооружению КБЖД и за успешную переправу войск через озеро Байкал на пароме-ледоколе он был награжден орденом Св. Владимира 3-й ст.

Биография

По окончании в 1875 г. Петербургского института инженеров путей сообщения в звании гражданского инженера с правом производства строительных работ его приказом по министерству от 5 июля 1875 г. назначен сверхштатным инженером в министерство. Приказом от 29 июля 1876 г. был переведен в общество Донецкой каменноугольной железой дороги. В феврале 1881 г. Симберг был назначен штатным инженером МПС девятого класса с откомандированием в распоряжение временного Управления по строительству Криворожской и Баскунчакской железных дорог. Затем он работал в Управлении казенных железных дорог. Одновременно Симберг был назначен инженером седьмого класса и начальником хозяйственной части (1 сентября 1886 г.) по строительству обходной линии и тоннеля на Сурамском перевале Закавказской железной дороги. С 1889 г. К.Н. Симберг заместитель начальника работ на Сурамском перевале.

В то время Сурамский тоннель был грандиозным сооружением в России. Его проходка велась с двух сторон, а с 1887 г. в тоннеле впервые в России стали применять буровые машины. Практические знания, полученные при строительстве Сурамского тоннеля, К. Н. Симберг в полной мере использовал на КБЖД.

Там же, на Кавказе, К.Н. Симберг приобрел опыт изысканий (1890 г.). В 1892 г. Симберг был назначен начальником участка Чиатурской ветки Закавказской железной дороги, затем он заведующий хозяйственно частью, помощник начальника работ, начальник работ по строительству железнодорожной линии от Тифлиса до Карса (1895 г.). Приказом за № 69 от 10 сентября 1900 г. К.Н. Симберг – чиновник особых поручений при Министерстве путей сообщения. С 1 июля 1901 г. Карл Николаевич работал помощником (заместителем) начальника работ по строительству КБЖД.

К.Н. Симбергу также пришлось выдержать критический натиск газет по поводу выбора байкальского берегового направления, он, как и Б.У. Савримович, твердо отстаивал правильность трассирования дороги и говорил, что от всех обвалов можно защититься.

Его жена от второго брака Виктория Николаевна Симберг (Гаврилова) была главным помощником в его беспокойном инженерном деле. Она выступила инициатором строительства пристанища для безработных. Виктория Николаевна обратилась с просьбой к служащим на строительстве Кругобайкальской железной дороги, собрать по подписке деньги, с тем, чтобы на них в Култуке построить ночлежный дом (человек на 50, за 5 к. ночь). 28 ноября 1902 г. такой «большой и хорошо устроенный ночлежный дом для рабочих» был открыт.Он содержался железнодорожным ведомством, «существование которого, благодаря последним разъяснениям, Министерством путей сообщения не только должно быть обеспечено, но и возможно улучшено».

К.Н. Симберг возглавил строительство Кругобайкальской железной дороги после смерти (февраль 1905 г.) Б.У. Савримовича. Ему пришлось достраивать дорогу после того, как по ней пошли воинские поезда в период временной эксплуатации дороги. С 1 марта 1905 г. Симберг был и. о. начальника работ по сооружения. КБЖД, а приказом по Министерству путей сообщения от 14 марта 1905 г. за № 27 его назначили начальником работ. Не смотря на то, что строительство КБЖД шло к завершению в течение 1905 г. К.Н. Симбергу необходимо было закончить строительство железной дороги и сдать ее комиссии в постоянную эксплуатацию. Необходимо было также составить финансовый и технический отчеты о сооружении Кругобайкальской железной дороги. Под руководством К.Н. Симберга был составлен альбом типовых и исполнительных чертежей и сборник записок и расчетов.

Сегодня представляет интерес уровень взаимоотношений в администрации строительства КБЖД. Когда производитель тоннельных работ И.В. Либке просил повысить жалование за то, что ему вменили в обязанность наблюдать за работой, ранее не планировавшейся к строительству галереи, как работу, не входившую в его прямую обязанность. К.Н. Симберг ответил так: «Милостливый государь Иван Вильгельмович! Ваше письмо от 26 августа получил и спешу сообщить, что прибавить Вам за работу галереи считаю совсем не возможным. Во-первых, вследствие того, что жалование Ваше настолько прилично, что вполне обеспечит Вас. Во-вторых, что у Вас имеется четыре тоннеля, с галереей пять, между тем, как у Трескинского их пять и у Скорбовского их пять. Симберг».

В другом письме на имя начальника четвертого участка Н.Ф. Дормидонтова К.Н. Симберг 5 марта 1905 г. писал: «Настоящим уведомляю Вас, что и 1 июля текущего 1905 г. вы будете оставлены за штатом. К этому сроку покорнейше прошу Вас закончить по четвертому участку все операции и представить отчет, предваряя вместе с тем Вас, что никаких отсрочек в этом случае мною предоставлено Вам не будет и что если к означенному сроку, вполне достаточному для завершения всех дел по участку предоставленные к Вам с моей стороны требования выполнены не будут, о сем довести до сведения Управления по сооружению дороги. Симберг».

Эти эпизоды не только иллюстрируют высокую культуру инженера, характерную для интеллигенции того времени. Они полностью раскрывает перед нами личность инженера, в данном случае К.Н. Симберга. Многие инженеры путей сообщения тяжелым условиям жизни противопоставляли душевную теплоту, уважение к коллегам.

После сдачи в постоянную эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги и передачи ее в ведение Управления Забайкальской железной дороги (16 октября 1905 г.) К.Н. Симберг со своими помощниками, прежде всего с В.В. Саловым, в течение нескольких лет (по времени сопоставимым со строительством самой дороги) составляли отчет о строительстве дороги. Когда все документы были подготовлены приказом по МПС за № 58 от 31 июля 1909 г. К.Н. Симберг был уволен ввиду прекращения строительства и причислен к МПС.

После этого в 1910–1916 гг. К.Н. Симберг работал на Владикавказской железной дороге.

Труд инженера К.Н. Симберга не остался незамеченным. За большой вклад в развитие железнодорожного дела в Росиии К.Н. Симберг был награжден орденом Св. Святослава 2-й степени (1890) и орденом Св. Анны 3-й степени. За особые труды по сооружению КБЖД и за успешную переправу войск через озеро Байкал на пароме-ледоколе он был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени (1904 г.).

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Хобта А.В. | Источник(и): Строительство Транссиба: очерки истории (конец XIX – начало XX вв.). Иркутск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 августа 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.