Швемицкий, Христофор

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Христофор Швемицкий (Кшиштоф Шверницкий)

Организатор строительства костёла Успения Богородицы в г. Иркутске
Организатор строительства костёла Успения Богородицы в г. Иркутске
Автор: Не известен
Источник: wiki.irkutsk.ru

Христофор Швемицкий (иногда встречается другое написание его имени Кшиштоф Шверницкий; 8 сентября 1814, с. Варнупяны Августовской губернии Мариямпольского уезда, Царство Польское  – 1894, г. Иркутск) настоятель костёла Успения Богородицы в г. Иркутске с 1856 по 1885. Ему принадлежит роль организатора строительства костела.

Обучение и церковная деятельность

Христофор Швемицкий был выходцем из дворян Августовской губернии Мариямпольского уезда селения Варнупяны в Царстве Польском. Был воспитан своими родителями в религиозной и патриотической атмосфере, что в дальнейшем отразилось в его активном участии в жизни родины до конца его дней.

Получил первоначальное образование в Мариямпольском училище. Дальнейшее образование получил в монастырской школе с расширенной образовательной программой – в так называемой “Высшей латинской школе”, где преподавались также латынь и немецкий язык. Когда вспыхнуло ноябрьское антироссийское восстание, вместе с группой своих ровесников Христофор вступил в отечественные войска. Сражался под командованием ген. И. Дверницкого, был дважды ранен в сражении под Сточкем и Новой Деревней. Скрывался в дворянских помещичьих домах, а затем лечился в больнице Чарторыских в Пулавах, где капелланом был мариинец о. Ян Дзевульский. Во время болезни повстречал много доброжелательных и расположенных к нему людей, которые подвергали себя опасности, рискуя своей дальнейшей судьбой и жизнью, так как за поддержку и помощь повстанцам часто приходилось платить ссылкой в Сибирь.

Выздоровев, в 1832 г. Швемицикий вступил в монастырь Конгрегации отцов-мариинцев в Мариямполе, приняв при этом имя Кшиштоф-Мария. Изучил полный курс наук — филологических, исторических, естественных, математических; философию, богословие — нравственное и догматическое, герменевтику, познание и означение церковных обрядов, законы церкви, гомилетику.  24 декабря 1837 г. в Сейнах епископ Страшиньски рукоположил его в священники и определил Вицемагистром и Прериором клериков того же Мариямпольского монастыря.

Как следует далее из его формулярного списка,

"...по распоряжению высшего духовного начальства послан в Варшавский университет Глухонемых для изучения там метода образования сих несчастных и находился при этом заведении до 1841 г. Возвратясь в Мариямпольский монастырь, обучал там глухонемых и преподавал клерикам своего монастыря философию и богословие с 1841 по 1844 г."

В 1844 г. о. Швемицкий был выбран игуменом монастыря в Мариямполе. Эта обитель, благодаря новому игумену и нескольким другим мариинцам, занимавшимся нелегальной доставкой и распространением патриотической литературы из Пруссии и Франции, стал центром и кузницей патриотизма в Литве.

О. Христофор, согласно обвинительному заключению, также активно занимался  поиском средств на покупку подобного рода книг.  Царская Следственная комиссия признала его одним из главных виновных в деле о переправке через Неман в Литву, входившую в то время в состав Российской империи. Запрещенная литература хранилась преимущественно в монастыре, а затем распространялась по всей Литве. Однако эта сеть была раскрыта, и большинство подпольных деятелей оказались в заключении. Трое монахов мариямпольского конвента, в том числе и игумен о. Кшиштоф (6(18) декабря 1846 г.), были брошены в Варшавскую цитадель. За упорство и отрицание своей вины игумен был передан военному суду, приговорившему его 16(28) августа 1850 г. его к бессрочной каторге в Сибири. После процесса полевой суд смягчил приговор, заменив о. Швемицкому каторгу на поселение в Иркутской губернии под полицейским надзором без лишения его гражданских прав и сана священника:

"6 декабря 1846 г. взят из монастыря в г. Варшаву и помещен в Александровскую цитадель г. Варшавы с отданием под следствие и военный суд по подозрению, что получил из Пруссии запрещенные книги. По конфирмации наместника Царства Польского, Князя Варшавского Гр. Пашкевича Эриванского выслан из г. Варшавы 23 марта 1852 г. на жительство в г. Иркутск без лишения прав состояния и по прибытии в Иркутск постоянно находился при местной римско-католической церкви".

Деятельность в Иркутске

Из письма о. Швемицкого администратору могилевской епархии:

“Прибыв в Иркутск дня 14 мая 1852 г., я был принят священником Хацицким в церковном доме. Этот священник помог мне в моих нуждах настолько, насколько ему позволяли его возможности. Я, со своей стороны, в благодарность за его отзывчивость, кроме горячей молитвы, помогал ему в приходских обязанностях, руководствуясь не земным интересом, а лишь желанием служить ближним в их духовных потребностях”.

На основании амнистии 17(29) ноября 1855 г. о. Швемицкому было разрешено вернуться на родину, однако он решил остаться в Иркутске. В письме неизвестному адресату священник писал:

“Повторяю в завершении этого письма, что мои усилия, направленные на то, чтобы остаться при церкви в Иркутске, не были вызваны ни гордостью, ни амбициями, ни желанием обогащения, но одним лишь стремлением в качестве священника служить несчастным католикам, сосланным в Сибирь. Может быть, в том скрывается земная мысль, а не божеская, но я чистосердечно признаюсь, что в положении, какое нам здесь уготовало провидение, бывают как тоскливые, так и грустные моменты, настолько захватывающие душу и сердце, что если бы не Божья милость и сила молитвы, то все это было бы невыносимо”.

В письме 18 июля 1856 г. будущий Иркутский настоятель выражает абсолютную готовность остаться в Сибири и пишет администратору могилевской епархии:

“Прежде всего, я хочу выразить мое высочайшее почтение и не угасшую в моем сердце признательность за участие и помощь, которую Вы оказали убогому и бедному монаху. Если такова воля Бога и если Вы считаете необходимым, чтобы я остался в Иркутской церкви, то до тех пор, пока мне здоровье и силы позволят, я надеюсь, что с помощью Божьей благодати и при Вашем пастырском благословении, буду здесь работать и выполнять порученное мне задание”.

Почти 30 лет — с 1856 по 1885 гг. — о. Швемицкий был настоятелем иркутского костела и капелланом при войсках. С 1881 по 1884 гг. священник руководил всей подготовкой и строительством костёла Успения Богородицы. Об отношении к нему прихожан свидетельствует тот факт, что установка главного алтаря была приурочена к юбилею 50-летнего священнического сана Швемицкого, хотя сам он уже не исполнял обязанности иркутского курата.

Находясь во главе громадного по территории прихода, Швемицкий подолгу находился в поездках , так как только около четверти всех католиков его прихода проживало в Иркутске. О своих прихожанах он писал так:

"...они состоят исключительно из поселенцев и каторжных... нет ни одной деревни, ни слободы, чтобы только исключительно одни только лица римско-католического исповедания были поселены, какой бы не были народности - Поляки, Литовцы, Жмуйдины и Немцы, их начальство поселяет по деревням между Русским народонаселением... Мало прибывает католических семейств ...все почти холостые лица мужеского пола по большей части".

Умер Христофор Швемицкий в 1894 г., похоронен на Иерусалимском кладбище.

Похороненные на Иерусалимском кладбище. Читайте в Иркипедии:

  1. Александров, Матвей Александрович
  2. Гантимуров, Гамалиил Степанович
  3. Загоскин, М.В.
  4. Зброжек, Владимир Григорьевич
  5. Зязин, Максим Иванович
  6. Иванова-Дункель (Соломина), Варвара Михайловна
  7. Кашин, Николай Иванович
  8. Козлов, Иван Георгиевич
  9. Коперский (Копэрский), Войцех
  10. Красавин, Алексей Федорович
  11. Кудельский, Владислав Андреевич
  12. Кузнецов, Алексей Иванович
  13. Лосев, Антон Иванович
  14. Мартынов, П. А.
  15. Матиссен, Федор Андреевич
  16. Михеев, Михаил Васильевич
  17. Михайловский, Иван Павлович
  18. Николаев, В.А.
  19. Огрызко, Юзефат (Иосафат Петрович)
  20. Пежемский, Петр Ильич
  21. Поджио, Иосиф Викторович
  22. Серно-Соловьевич, Николай Александрович
  23. Станиловский, Антон Михайлович
  24. Федоров, Павел Иванович
  25. Цезик (Цейзик), Игнацы Юлиан
  26. Шостакович, Болеслав-Артур Петрович
  27. Щукин, Семен Семенович
  28. Щуцкий, Михаил Максимович

Ссылки

  1. Наталья Галеткина, журнал “Земля Иркутская”. 1995. № 4. С. 47-52 // Сайт иркутского римско-католического прихода Успения Богородицы
  2. Ян Космовский, Алексей Мицинский Пастырь сибирских ссыльных // Кредо : газета. №4 (176), апрель 2010.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 12 февраля 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.