Шумакские минеральные источники — природный целительный комплекс в горах Восточного Саяна на высоте 1558 м, на территории Окинского района республики Бурятии. Это единственное на планете место, где в одной долине собрано более ста целебных источников. Вода каждого из них избирательно воздействует на тот или иной орган тела человека, возвращая его к естественному состоянию равновесия и гармонии — к здоровью.
Это место уникально своей флорой: здесь много редких для Прибайкалья растений. Например, тайник овальный, гроздовик вергинский, голубая ель. Здесь же единственное место в Саянах, где на полянах растет земляника. Растительность здешних мест — кедрово-лиственная тайга с примесью ели, березы, сосны, осины. Граница леса на высоте 1800-1900 м. Выше расположен высокогорный тундровый пояс с участками альпийских лугов. Еще выше — мхи, камни.
Животный мир, характерный для Восточной Сибири, — бурундуки, медведи, пищухи, рыси и др.
Для изучения качества воды "шумакского" типа было организовано три научные экспедиции, в том числе и международная (1999). По результатам исследований было выяснено, что на относительно небольшой территории вдоль реки Шумак, в месте слияния правого и левого русла, в малой отдаленности друг от друга расположено более 100 источников минеральной воды самого разного свойства, выходы радоновой воды и лечебные грязи. Свежий горный воздух, альпийский ландшафт и особая энергетика этого места помогает восстановить здоровье людей и набраться жизненных сил.
Минеральные воды Шумака в 1954 году выделены в особый, редко встречающийся "Шумакский" тип углекислых термов, к которому относятся термальные углекислые воды, в составе которых доминируют гидрокарбонаты кальция и магния.
Для углекислых терм характерна исключительно высокая газонасыщенность. В таких водах присутствует азот, кислород, водород и редкие газы.
В источниках на Шумаке также найдено содержание радона.
Термальные углекислые воды Шумака выходят на поверхность тремя группами. Первая группа, насчитывающая 42 источника, протяженностью 70 м, имеет температуру от +10 до +35 °С, содержание углекислоты от 264 до 989 мг/л. Концентрация радона в водах не превышает 20 эман.
Вторая группа протяженностью 175 м имеет 50 выходов. Вода при этой же температуре содержит до 35 эман радона и до 300 мг/л свободной углекислоты.
Термальные источники третьей группы на правом берегу р. Шумак тянутся на 120 м. Они имеют 16 грифонов с температурой от +28 до +34 °С. Содержание радона колеблется от 288 до 550 эман, а содержание свободной углекислоты достигает 380 мг/л.
Теплые воды источников второй группы можно сравнить с водами курорта Цхалтубо, которые отличаются от шумакских повышенным содержанием сульфатов.
А воды третьей группы по наличию в них биологически активных компонентов, содержанию радона и химическому составу являются аналогом теплого нарзана Пятигорска, вод Белокурихи на Алтае и Ямкуна в Читинской области.
Шумакская долина минеральных источников является труднодоступным местом. Добраться в сюда можно несколькими способами:
Правый приток Китоя — река Шумак — берет начало на главном водоразделе Тункинских Альп. В прошлом ее называли Дмитриевкой, по имени беглого каторжанина Дмитрия Демина, который нашел где-то в этих краях богатую 400-метровую рудную золотую жилу, "золото в скале у водопада".
По следам Демина на месторождение пришел иркутский золотопромышленник Кузнецов, погибший вскоре при загадочных обстоятельствах.
Третий раз золотая жила была найдена экспедицией Новикова "в крутом замкнутом ледниковом цирке, названном чашей Новикова, куда приходилось спускаться на веревке, где под водопадом находится месторождение золота". После добычи более двух пудов золота, Новиков и двое его помощников в низовьях р. Шумак были расстреляны братьями Леоновыми, также участвовавшими в той экспедиции. Последующие многолетние поиски Деминского золота результатов не дали, и местонахождение его до сих пор не найдено.
Долина с чудодейственными источниками с давних пор была известна охотникам. Одна из легенд рассказывает об удивительном случае, когда охотник, преследуя несколько дней раненного оленя, наконец, настиг его. Он увидел оленя, встающего из грязи, совершенно здоровым. Так появилось первое свидетельство о целебной силе Шумака. Говорят, что очень давно в долине было поселение сойотов, которые приходили в долину специально для лечения.
Когда-то один охотник привез на Шумак двух дочерей — Должон и Молжон, чтобы вылечить их. Но произошла трагедия, и девушки погибли. Духи сестер стали хозяйками местности. Они гневаются, когда люди ссорятся, загрязняют их "дом" и губят его лес, и любят, когда их гости поют, веселятся. На протяжении всей тропы встречаются места поклонения сестрам. Отдать им дань уважения нужно обязательно: привязать к дереву кусочки яркого ситца, положить деньги, сладости. Причем делать это нужно не "для галочки", а от чистого сердца. Только тогда трудный и опасный путь будет благополучным.
Священные Столбы ("Хуухэйин-хада" или "Гора-ребенок") — это скала на левом берегу реки Шумак, склон которой когда-то осыпался в виде колонн. Есть даже отдельно стоящий столб. Явление это очень загадочное. Ни снег, ни дождь не страшны Столбам. Считается, что дух — хранитель Шумака обитает в этом месте. Здесь особым образом сочетаются материя и энергия, земля и Небо. Многие поколения предков, почитая это место, оставили здесь свою положительную энергию мыслей и чувств. На правом берегу реки Шумак, напротив уникальной скалы, стоят две статуэтки: головы женщин. Буряты их называют "божками". "Божки" увешаны простыми, серебряными и золотыми украшениями. Буряты-мужчины приходят сюда медитировать, говорят, что видят свое будущее. Женщины приходят просить детей (часто это место называют Женской долиной). В благодарность за чудодейственную силу долины люди оставляют здесь разнообразные подарки.
Для туристов, совершающих пеший поход на источники также известно место "обо" — груда жертвенных камней на перевале. Шумакский "обо" посвящен мифическому существу Хангаю, хозяину местности и покровителю животных.
На территории источников сохранился камень, на котором высечены слова мантры "Ом Мани Падме Хум" — особой мистической формулы Бодхисатвы Арья-Балы для развития сострадания ко всем живым существам. Слова этой мантры обращены прежде всего к людям, приезжающим на источники, где без участия самого человека, без его бережного отношения к природе невозможно будет сохранить такое место для потомков.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей