Новости

Северный морской путь

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Другим способом проникновения в Сибирь, который с давних времён пытались освоить мореходы не только российские, но и иноземные, был Северный морской путь. В сентябре 1878 г. до общественности Иркутска доходят сведения, что, пройдя через Ледовитый океан, прибыл в Якутск под командой капитана Иоганнсена швед­ский пароход «Лена».

Пароход вышел из города Готенбурга в начале июня и шёл по водам Северного Ледовитого океана в сопровождении большого парохода, идущего к проливу Беринга. Кстати, на этом пароходе совершал очередную экспедицию из­вестный полярный исследователь, путешественник профессор Норденшельд. До ус­тья Лены, где пути пароходов разошлись, добрались без особых приключений. Ледо­вая обстановка способствовала путешествию по океану — по трассе встречались толь­ко небольшие льдины. От устья Лены пароход «Лена» шёл вначале без лоцмана, а затем на борт был взят местный житель якут, знающий хорошо фарватер реки Лены и её притоков. Расстояние от океана до Якутска пароход прошёл за 13 дней. От Якут­ска пароход «Лена» дошёл до устья реки Витим, показав своей водной одисеей воз­можность торгового пути через Ледовитый океан.

Северный морской путь привлёк внимание известного иркутского купца Алек­сандра Михайловича Сибирякова и захватил его пытливую и весьма энергичную на­туру. А. М. Сибиряков не только финансировал исследование и освоение северных морских путей и пароходное сообщение по северным рекам, но и сам лично участво­вал в полярных путешествиях.

В сентябре 1878 г. А. М. Сибиряков за участие в экспедиции по Ледовитому океа­ну получил от короля Швеции почетную награду — кавалерийский Крест Полярной Звезды. В 1884 г. Александр Михайлович совершает ещё одну попытку пройти север­ным водным путём до устья Оби и Енисея. Он, выйдя из Архангельска, пытался пройти на пароходе этот путь по Ледовитому океану. Но сильные льды этого года не позво­лили ему достичь конечной цели. Он дошёл только до устья реки Печоры. Тогда Алек­сандр Михайлович решает исследовать другое направление. Он поднимается на не­сколько сот вёрст вверх по течению Печоры. Затем сухопутным путём он перевали­вает Уральские горы и вновь на пароходах по рекам Сыгве и Сосве выходит на вод­ные просторы реки Оби, по которой уже известным путём можно достичь и Сибири, и Забайкалья. По оценке А. М. Сибирякова, перевал через Уральские горы не вызвал больших затруднений, а движение пароходов даже в естественном русле рек Сосвы и Сыгвы возможно. При всём этом путь, пройденный А. М. Сибиряковым, оказался короче пути по Северному Ледовитому океану. И практически он воз­можен без каких-либо затруднений.

И после 1884 г. пароходы А. М. Сибирякова осваивали Северный морской путь. Цель же А. М. Сибирякова была направлена не просто на покорение северных мор­ских просторов, но на использование этого пути хъя прямых торговых сношений Сибири с европейскими государствами. В этом отношении интересно объявление, опубликованное в газете «Восточное обозрение» от 11 марта 1890 г.: «Пароход «Нор­деншельд» А. М. Сибирякова отправляется из Англии к устью Оби в конце июня. Отправители грузов благоволят обращаться за сведениями в Тобольск к доверенно­му А. М. Сибирякова Зиновию Осиповичу Баженову. Грузы принимаются заграни­цей, в Петербурге и Архангельске до начата июля». Даже по этому небольшому объяв­лению можно узнать, что А.М. Сибиряков уже тогда пытался осуществить регуляр­ные пароходные рейсы из европейских стран в Сибирь по Северному морскому пути.

Желание завязать напрямую торговые сношения с Сибирью выражали и англи­чане, среди которых был и Жозеф Виггинс. До середины 1887 г. под его руковод­ством известный своими северными плаваниями пароход «Феникс» уже сделал 12 морских рейсов из Англии до Енисея, преодолевая ледяные поля Карского моря. Летом этого года «Феникс» совершил свой очередной вояж к устью Енисея. Достав­ленные в Сибирь английские товары быстро были раскуплены. В навигацию следующего года в связи с увеличением товарооборота предполагалось использовать па­роход «Феникс» для доставки английских товаров по Енисею с помощью специаль­ной баржи, которая начала строиться в Енисейске в 1887 г.

А из Англии товары должны были доставляться другим, более вместительным пароходом. В Сибири же англичане вели выгодную покупку хлеба, сала, кожи, кир­пича, мяса, щетины, шерсти и другого сырья для перерабатывающей промышлен­ности. Заинтересованность английских промышленников в торговле с Сибирью под­чёркивало решение правительства Англии освободить на три года Компанию «Фе­никс» от пошлины на ввоз сибирских товаров. Уже к 1890 г. в Лондоне организуется Англо-сибирское торговое Товарищество, которое наряду с торговлей ставило цели изучения торговых путей через Карское море и Ледовитый океан в устье великих си­бирских рек. Английские товары с помощью этого Товарищества доставлялись вплоть до Иркутска. А дал ее послушаем иркутского летописца Н. С. Романова, который до­вольно подробно и точно рассказывает о англо-сибирских торговых связях: «Летом 1890 г. в устье Енисея прибыли два английских парохода. Они вышли из Лондона 1 июля и находились в пути 29 дней.

Причём значительную задержку пришлось испы­тать только в Обской губе, заполненной льдами. Недалеко от устья Енисея товары были выгружены, и пароходы вернулись обратно. Для перевозки же товаров в Ени­сейск из него вышел третий английский пароход «Феникс», который и потянул ос­тавленные товары вверх по реке на длинной ряде поузков. Кроме мистера Вильямса в Сибирь приехал Прейс, художник, который в настоящее время также находится в Иркутске и рассчитывает пробыть в Сибири несколько месяцев, затем он отправ­ляется в Америку. Англичанами привезено много товаров из железа и стали, дина­мо-машины для устройства электрического освещения, локомобили, паровые ма­шины, лесопилки и паровые мельницы, а также различные предметы роскоши: фар­форовые изделия, мебель, музыкальные инструменты. Для приисков — манильские канаты из пальмовых волокон. Всего на сумму до 400 тысяч рублей. Из иркутс­ких купцов успел завязать торговые связи с Англо-сибирским Товариществом пока только один Л. И. Новиков, который на днях выехал в Красноярск для закупки боль­шой партии товара. Летом нынешнего (1890 года) он намерен отправиться в Лон­дон по приглашению мистера Вильямса для того, чтобы выбрать те товары для до­ставки в Сибирь морским путём, которые могут рассчитывать на обширный сбыт».

Уполномоченный Товарищества Джон Вильямс находился в Иркутске до фев­раля 1891 г. с целью выяснения рынка сбыта английских товаров, а также завязы­вания торговых отношений с иркутскими купцами. В литературных источниках упо­минается и другая торговая экспедиция, прибывшая в Иркутск в феврале 1896 г. В состав этой экспедиции входили Ж. Виггинс, Г. Я. Листер и К. Я. Кили. Экспеди­ция Северным морским путём через Карское море доставила из Англии в Сибирь сельскохозяйственные орудия, велосипеды, различные машины и другие хозяй­ственные изделия.

Все вышеназванные экспедиции по Северному морскому пути являются только маленькой частью в цепи героических и трагических деяний не только русских мо­реплавателей, но и многих исследователей других стран.

Показательно совещание по освоению Северного морского пути, прошедшее в 1914 г. в здании Русско-Азиатского банка. Присутствующие на совещании предста­вители финансовых и торговых кругов, а также и представители администрации и органов управления Сибири, отметили достижения многолетних плаваний по Ледо­витому океану и акцентировали внимание на задачах по преодолению трудностей плавания в северных водах. Не оставалось в стороне и Общество изучения Сибири, на заседаниях которого неоднократно заслушивались сообщения и доклады по освоению Северного морского пути. Так, например, 18 декабря 1914 г. на общем со­брании членов этого Общества был с большим вниманием заслушан доклад «Из Ев­ропы в Сибирь через Ледовитый океан», прочитанный членом Государственной думы С.М. Востротиным.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.