Самусь IV // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

САМУСЬ IV, поселение эпохи развития бронзы, 1-й половины II тыс. до н. э.

Расположено в черте поселка Самусь, в приустьевой части реки Камышки (правый приток Томи). Открыто в 1954 В.И. Матющенко. Исследовалось с перерывами до начала 1980-х гг., затем в 1990-е гг. Вскрыто более 6 тыс. кв. м площади. Обнаружены материалы степановской, самусьской культур эпохи бронзы, гребенч.-ямоч. историко-культурной общности. Наиболее значимы материалы самусьской культуры. Оригинальный керамический комплекс: ритуальная посуда, украшенная антропо-морфическими фигурами, изображающими птиц и соляр. символами. Предметы, связанные с развитым бронзолитным производством, — литые формы для изготовления ножей, кельтов, наконечников копий и т. д. Мелкая художественная пластика (изображения чело­века, медведя). Долговременные жилища отсутствуют, множество открытых очагов. Согласно одной из научных версий, памятник является производственным центром со следами культурной практики.

Лит.: Матющенко В.И. Древняя история населения лесного и лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век). Ч. 2 //Из истории Сибири. Вып. 10. Томск, 1973; Косарев М.Ф. Древние культуры Томско-Нарымского Приобья. М., 1974.

В.И. Молодин

Поселение Самусь IV — археологический объект в черте и поблизости от поселка Самусь, крупный западно-сибирский бронзолитейный центр, имеет мировую известность, самый знаменитый из более чем десятка археологических памятников, расположенных на правобережной террасе реки Томи. Именно он дал название своеобразной Самусьской культуре бронзового века (XVI—XIII века до н. э.).

Поселение раскапывалось в 1955-58 гг., 1969-72 гг. В. И. Матющенко, 1995-96 гг. Е. А. Васильевым, всего было вскрыто 6 742 м² культурного слоя. Жители поселения на берегу Томи около 3,5 тыс. лет назад отливали втульчатые наконечники для копий, орнаментированные топоры-кельты, ножи. Отливки делались из привозных слитков в двустворчатых формах, почти полтысячи их обломков найдены в поселении, велось литьё по восковой модели.

Культурные связи с южными соседями повлияли на формирование их мировоззрения, в котором верования охотников и рыболовов переплетались с культурой землевладельцев и металлургов, что нашло отражение в их искусстве. Особенно интересны рисунки на культовых сосудах, многие из которых в оригинальном стиле передают образы людей и животных с символами солнца, огня.

Некоторые исследователи считают кетов потомками носителей Самусьской культуры.

Читайте в Сибириаде:

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири