Саган-Заба, утёс

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Утёс Саган-Заба (в переводе с бурятского Белая Скала) — одно из красивейших мест западного побережья Байкала. Саган-Заба расположен в 5 км к северо-востоку от мыса Крестовский на территории Прибайкальского национального парка.

Описание

Тот, кто ходил на байдарке по западному берегу Байкала, наверняка запомнил момент появления утеса Саган-Заба из-за мыса Хобой-Хушун, расположенного на 2-3 км северо-восточнее. Издали Саган-Заба выглядит величественно-мрачно — гребенка мощных ног-контрфорсов, уходящих в воду. Вблизи, когда скалы уже рядом, первоначальный оттенок мрачности исчезает из-за бело-розового оттенка кристаллического известняка, из которого сложен утес. Саган-Заба заметно отличается от окружающих скал необычной светлой окраской, меняющейся в зависимости от времени суток, и какими-то необыкновенно плавными формами скал. Летом утес особенно красив в лучах восходящего солнца. Будто специально, чтобы контрастом подчеркнуть избранность своего детища, Природа расположила рядом Черный утес.

Первооткрыватели

Когда четыреста лет назад казачьи ватаги вторглись в неведомую страну и увидели наскальные изображения, то решили, что это не просто рисунки, а письмена, оставленные ее древними обитателями. Потому и назвали их «писаницами» или «писаными камнями». Коренное население считало эти скалы священными местами предков, рисунки - произведениями духов и окружало их атмосферой культа. Писаные камни есть на Томи и Енисее, Лене и Селенге, на Тунгуске и Байкале.

Первые документальные сведения о писаницах появились еще в первой половине XYII века. Около 1645 года неизвестный автор одного из русских хронографов писал:

"Не дошед Кузнецкого острогу, на краи реки Томи лежит камень велик и высок, а на нем писано: "Звери и скоты и птицы и всякие подобия"".

В 1675 году русский посланник Николай Спафарий, отправленный ко двору китайского императора, проезжая через Енисей, увидел на скалах загадочные изображения:

"А до большого порогу не доезжая, есть место, утес каменный, по Енисею. На том месте есть вырезано на камени неведомо какое письмо, и меж письмом есть и кресты вырезаны, также и люди вырезаны, и в руках у них булавы и иные многие такие дела... Никто не ведает, что писано и от кого."

Не могли не заинтересоваться сибирскими писаницами и участники великих камчатских экспедиций Г. Миллер и И. Гмелин, которые в первой половине XVIII века исследовали Сибирь, в частности прошлое ее племен и народов. Когда Миллер добрался до здешних мест, то написал следующее:

"Здесь родина бурят, у которых существует обычай почитать священные скалы. Каждая скала этого рода называется ими Айеху-чоло, то есть "заставляющая вздрогнуть скала", и пользуется таким почитанием, что лица, обвиненные в преступлении и желающие доказать свою невиновность, прибегают к подобной скале и обхватывают ее обеими рукам, будучи твердо убеждены в том, что если ложно поклянуться, то немедленно умрут. Такая "заставляющая вздрогнуть скала" находится у Байкала, к западу от того места, где вытекает Ангара."

Легенды о звере-солнце

О рисунках на Шишкинских скалах, находящихся между Качугом и Верхоленском, писали многие, в том числе академики Владимир Обручев и Алексей Окладников. Изображения на Белой скале не столь избалованы вниманием исследователей, но и о их происхождении есть некоторые гипотезы.

В XIX веке на Саган-Забе еще сохранилась фигура лося, туловище которого было покрыто поперечными полосами. По аналогии с наскальными рисунками, найденными в других местах Сибири, эта деталь характерна для таежного искусства бронзового и раннего железного веков. То есть примерный возраст писаниц на Байкале 4—5 тысяч лет.

Лось или марал, изображенный на Белой скале, лежит, подогнув колени и закинув на спину тяжелые завитки рогов, точно так же, как животные на изделиях из скифских курганов. Сохранились на скале и рисунки человеческих фигур. У них рога на голове, руки подняты вверх в ритуальном жесте, ноги согнуты в виде ромба. Это поза ритуального танца — камлания. Шаманы нарисованы и стоящими во весь рост на оленях, и взбирающимися на дерево.

В памяти бурят и якутов сохранились легенды их общих предков курыкан о космическом олене, который является воплощением божества Солнца. Этот олень или лось мчится по вселенной. Рождаясь, он поднимается по небесному своду, затем движется к закату и умирает, исчезая в глубине преисподней. Культ солнечного бога сформировался еще у первобытных людей и нашел воплощение в образе небесного лося, преследуемого охотником.

В курыканском предании говорится о том, что гигантский сохатый Хоглен похитил на земле день и побежал с ним по небу. За ним погнался охотник Мани, который оставил за собой широкий след — Млечный Путь. Мани ранил Хоглена стрелой, отнял у него день и вернулся на землю. С тех пор каждый вечер сохатый похищает день, и начинается ночная погоня. Столь же яркий образ космического зверя-лося существует и у лесных индейских племен Северной Америки. Таким образом, олень, лось, марал или сохатый Хоглен — это само зооморфное солнце, умирающее и воскресающее во вселенной.

Интересно, что у тунгусов, остяков и самоедов (ненцев) созвездие Большой Медведицы называлось Лосем. Однажды три охотника гнались за этим зверем. Тунгус был впереди, и ему оставалось только сразить лося рогатиной, но его настигали самоед и остяк. Тунгус попросил своих духов, чтобы удача выпала ему, а взамен обещал той же рогатиной убить соперников. Но остяк разгадал мысли тунгуса и, пустив стрелу, сразил лося наповал. Тогда тунгус сказал: «Если бы мне удалось убить зверя, а затем и вас, лоси водились бы только в моей земле. Теперь же они будут водиться в земле остяков». Лось и три охотника были перенесены на небо и превращены в звезды. Они-то и составляют созвездие Большой Медведицы.

Петроглифы

На участке береговой линии Байкала от Ольхонских Ворот до мыса Крестовский встречается несколько похожих на Саган-Заба беломраморных утесов, но именно Саган-Заба был объявлен памятником природы. Мировую известность утесу принесли древние наскальные рисунки — петроглифы на одной из его скал. Рисунки выполнены в разные эпохи и относятся к бронзовому - позднему железному векам (II тыс. лет до н.э. - I тыс. лет н.э.), т.е. самому древнему рисунку около 4000 лет. Науке петроглифы утеса Саган-Заба стали известны в 1881 году благодаря исследованиям Н.Н. Агапитова. Впоследствии они изучались многочисленными археологическими экспедициями, в том числе и международными. Наскальные рисунки Саган-Заба представляют собой композицию из фигур людей, животных и птиц.

На момент открытия насчитывалось около 60 рисунков: около 30 фигурок людей, 17 изображений животный и 13 птиц. Рисунки занимали участок скалы до семи метров в длину и почти пять метров в высоту. Размеры самих изображений от 1 сантиметра до 50 сантиметров. В настоящее время часть рисунков по разным причинам утрачена. Некоторые, находящиеся в нижней части композиции, заглажены волнами, другие уничтожены людьми. Монахи Посольского монастыря, видимо в порядке идеологической борьбы с шаманизмом, выбили поверх древних петроглифов кресты. Постарались и современные вандалы, выплеснув свое скудоумие на священные для предков скалы.

Сохранение памятника

За минувшее столетие многие наскальные рисунки на Саган-Забе были навеки утрачены. И виной не только природные условия (ветра, волны, осыпи), но и человек. Вернее, его подобие.

Через лес и горы в бухту проложена дорога, пока не гравийная и не асфальтированная, но вполне пригодная для транспорта, и любой желающий может без труда до нее добраться. Уникальный памятник истории и культуры никем не охраняется. Белая скала обезображена современными надписями. Через несколько лет надписи могут исчезнуть.

Ссылки

  1. Илья Бронников Олени на белой скале // СМ Номер один : газета. — 30 сентября 2004. — № 39.
  2. Утёс Саган-Заба // Магия Байкала : сайт.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Байкал | Иркипедия | Рельеф (географические объекты на Байкале)