Русский стиль, псевдорусский стиль, неорусский стиль, русско-византийский стиль, тенденции к возрождению образов древнерусской архитектуры и декоративного искусства в культуре XIX-XX вв. Пережил несколько стадий, различающихся в зависимости от своей исторической ориентации (на "узорчатый" XVII в., или более древние, московско-кремлевские, новгородские, псковские или владимиро-суздальские образцы). В 1830-х возник "русско-византийский" стиль. С 1870-х русский стиль развивается, опираясь на народное деревянное зодчество и резьбу. Свое отражение этот стиль нашел в работах архитектора В.О. Шервуда. Последовательно сочетался с другими, интернациональными стилями - от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн. Понятие русского стиля употребляется также и в тематическом смысле по отношению к художественным мотивам национального пейзажа, истории, фольклору.
В 1903 на капитал купца В. А. Литвинцева в его имении на лесистой окраине Иркутска был основан просветительный центр с Князе-Владимирским монастырем и школой. Многоглавый храм был решен в «неорусском» стиле. Храмовый объем построен в формах, заимствованных из древнерусской архитектуры. Луковичные главки в завершении церкви, шатер колокольни, характер декора свидетельствуют о стремлении автора возродить национальное зодчество. При этом архитектор свободно скомпоновал традиционные мотивы в объемную композицию, не имевшую прямых аналогов в культовом строительстве Восточной Сибири. Князе-Владимирская церковь - единственная в Иркутске нефная постройка. В плане компактный прямоугольник расчленен столбами на 15 ячеек. Объемное решение храма еще более необычно. Венчающие главки расположены не над храмовой частью, а с востока над алтарями и с запада над служебными помещениями притвора. Центр композиции - ярусная шатровая колокольня. Ядро самого храма оказалось низким объемом, между алтарем и колокольней. Красочное внешнее убранство стилизовано под кирпичное узорочье XVII века. Широко применялись кокошники в сочетании с модульонами, зубцами и нишами.
Первый проект Казанского собора был составлен в 1866 году художником-архитектором В. А. Кудельским. Свой вклад в создание храма внес инженер М. Н. Огонь-Догоновский, в проекте которого было предложено соединить собор с колокольней одноэтажной галереей. Существенные изменения в проект внес приглашенный строительным комитетом в 1885 году инженер-архитектор Г. В. Розен. Казанская церковь — одна из немногих сохранившихся построек в русско-византийском стиле конца XIX века. Живописный и в то же время монументальный объем ее до сих пор доминирует над окружающей малоэтажной застройкой и играет важную градоформирующую роль. Объемно-пространственная композиция ее значительно отличается от всех предшествующих ей культовых зданий города. Симметрию центрической структуры плана нарушает только пристрой колокольни. Вокруг центрального столпа сгруппированы второстепенные объемы. Ядро храма завершается двенадцатигранным барабаном с граненым куполом. Более низкие приделы, апсиду и колокольню венчают одинаковые по форме восьмигранные барабаны в форме беседок под куполами. Подобное композиционное решение, когда различные по функциональному назначению части получают совершенно одинаковую трактовку объемов и планов, является новым для иркутских церквей. До сих пор всегда четко прослеживалось деление храма и алтаря, а также приделов. В Казанской церкви в простую привычную логику построения культового сооружения привнесены новые мотивы, усложняющие прочтение функционального назначения частей. Еще большее усложнение объемной композиции придает расположение по диагоналям ядра дополнительных башенок, завершенных шатрами. Причем эти башенки расположены за приделами восьмерикового в плане храма.
Церковь святой мученицы царица Александры была расположена на углу улиц Партизанской и Трилиссера. Храм был построен в 1910-1914 годах. Средства на постройку дала почетная гражданка города А. Н. Портнова. Церковь имела три придела : во имя святой великомученицы царицы Александры, во имя святого мученика Никанора, во имя святого Василия Великого. Храм поражал своей красивой архитектурой. К основному зданию была пристроена величественная колокольня (12 саженей в высоту). Церковь была выполнена в неорусском стиле со множеством элементов, имитирующих древнерусские постройки и украшения. В 1934 году постановлением ВСКИК церковь была закрыта, в ней долгое время размещался склад, потом - шиноремонтный завод. В 1960 годах здание было разрушено.
Первую каменную Благовещенскую церковь заложили в 1758 году. В 1879 году здание пострадало во время пожара и было частично разобрано. Вторая каменная Благовещенская церковь была построена, вероятно, с использованием основания стен от первой церкви, так как плановое решение обеих одинаково - продольно-симметричное, с трапезной, шире храма. Архитектура характерна для русско-византийского стиля, господствовавшего в России во второй половине XIX века. Четверковый храм завершался широким световым двенадцатигранным барабаном с довольно крупной главой. Над углами четверика были установлены еще 4 маленькие главки. В трапезной разместились два придела под своими куполами с главками. Наличие этих пределов, их аспид, колокольни и крыльца создали сложную и необычную объемно-пространственную композицию, не свойственную иркутскому культовому зодчеству. Усложненность и перенасыщенность ощутимы и в фасадном декоре. Здесь были широко использованы стилизованные формы различных эпох: кокошники, кубоватые колонки, поребрики и сухарики, пилястры, архивольты и другие.
Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII- начала XX века. Научно-справочное издание. — М.: Галарт, 2000.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей