Новости

Русский стиль в Иркутской архитектуре

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

'''Русский стиль''', ''псевдорусский стиль'', ''неорусский стиль'', ''русско-византийский стиль'', тенденции к возрождению образов древнерусской архитектуры и декоративного искусства в культуре 19-20 вв. Пережил несколько стадий, различающихся в зависимости от своей исторической ориентации (на "узорчатый" 17 в., или более древние, московско-кремлевские, новгородские, псковские или владимиро-суздальские образцы). В 1830-х гг. возник "русско-византийский" стиль. С 1870-х гг. русский стиль развивается, опираясь на народное деревянное зодчество и резьбу. Свое отражение этот стиль нашел в работах архитектора В.О. Шервуда. Последовательно сочетался с другими, интернациональными стилями - от архитектурного романтизма первой половины 19 в. до стиля модерн. Понятие русского стиля употребляется также и в тематическом смысле по отношению к художественным мотивам национального пейзажа, истории, фольклору.

Князе-Владимирская церковь

В 1903 на капитал купца В. А. Литвинцева в его имении на лесистой окраине Иркутска был основан просветительный центр с Князе-Владимирским монастырем и школой. Многоглавый храм был решен в «'''неорусском'''» стиле. Храмовый объем построен в формах, заимствованных из древнерусской архитектуры. Луковичные главки в завершении церкви, шатер колокольни, характер декора свидетельствуют о стремлении автора возродить национальное зодчество. При этом архитектор свободно скомпоновал традиционные мотивы в объемную композицию, не имевшую прямых аналогов в культовом строительстве Восточной Сибири. Князе-Владимирская церковь - единственная в Иркутске нефная постройка. В плане компактный прямоугольник расчленен столбами на 15 ячеек. Объемное решение храма еще более необычно. Венчающие главки расположены не над храмовой частью, а с востока над алтарями и с запада над служебными помещениями притвора. Центр композиции - ярусная шатровая колокольня. Ядро самого храма оказалось низким объемом, между алтарем и колокольней. Красочное внешнее убранство стилизовано под кирпичное узорочье XVII века. Широко применялись кокошники в сочетании с модульонами, зубцами и нишами.

Казанская церковь

Первый проект Казанского собора был составлен в 1866 году художником-архитектором В. А. Кудельским. Свой вклад в создание храма внес инженер М. Н. Огонь-Догоновский, в проекте которого было предложено соединить собор с колокольней одноэтажной галереей. Существенные изменения в проект внес приглашенный строительным комитетом в 1885 году инженер-архитектор Г. В. Розен.

Казанская церковь - одна из немногих сохранившихся построек в '''русско-византийском''' стиле конца XIX века. Живописный и в то же время монументальный объем ее до сих пор доминирует над окружающей малоэтажной застройкой и играет важную градоформирующую роль.

Объемно-пространственная композиция ее значительно отличается от всех предшествующих ей культовых зданий города. Симметрию центрической структуры плана нарушает только пристрой колокольни. Вокруг центрального столпа сгруппированы второстепенные объемы. Ядро храма завершает­ся двенадцатигранным барабаном с граненым ку­полом. Более низкие приделы, апсиду и коло­кольню венчают одинаковые по форме восьми­гранные барабаны в форме беседок под купо­лами. Подобное композиционное решение, когда различные по функциональному назначению час­ти получают совершенно одинаковую трактовку объемов и планов, является новым для иркутских церквей. До сих пор всегда четко прослежива­лось деление храма и алтаря, а также приделов. В Казанской церкви в простую привычную логи­ку построения культового сооружения привне­сены новые мотивы, усложняющие прочтение функционального назначения частей. Еще боль­шее усложнение объемной композиции придает расположение по диагоналям ядра дополнитель­ных башенок, завершенных шатрами. Причем эти башенки расположены за приделами восьмери­кового в плане храма.

Александровская церковь

Церковь святой мученицы царица Александры была расположена на углу улиц Партизанской и Трилиссера.

Храм был построен в 1910-1914 годах. Средства на постройку дала почетная гражданка города А. Н. Портнова. Церковь имела три придела : во имя святой великомученицы царицы Александры, во имя святого мученика Никанора, во имя святого Василия Великого. Храм поражал своей красивой архитектурой. К основному зданию была пристроена величественная колокольня (12 саженей в высоту). Церковь была выполнена в '''неорусском''' стиле со множеством элементов, имитирующих древнерусские постройки и украшения.

В 1934 году постановлением ВСКИК церковь была закрыта, в ней долгое время размещался склад, потом - шиноремонтный завод. В 1960 годах здание было разрушено.

Благовещенская церковь

Первую каменную Благовещенскую церковь заложили в 1758 году. В 1879 году здание пострадало во время пожара и было частично разобрано. Вторая каменная Благовещенская церковь была построена, вероятно, с использованием основания стен от первой церкви, так как плановое решение обеих одинаково - продольно-симметричное, с трапезной, шире храма. Архитектура характерна для '''русско-византийского''' стиля, господствовавшего в России во второй половине XIX века. Четверковый храм завершался широким световым двенадцатигранным барабаном с довольно крупной главой. Над углами четверика были установлены еще 4 маленькие главки. В трапезной разместились два придела под своими куполами с главками. Наличие этих пределов, их аспид, колокольни и крыльца создали сложную и необычную объемно-пространственную композицию, не свойственную иркутскому культовому зодчеству.

Усложненность и перенасыщенность ощутимы и в фасадном декоре. Здесь были широко использованы стилизованные формы различных эпох: кокошники, кубоватые колонки, поребрики и сухарики, пилястры, архивольты и другие.

Ссылки

1. Энциклопедический словарь.2009.

2.  "Церкви-призраки" Юлия Сергеева

3.  Архитектура Иркутска: сайт

4. Большой Энциклопедический словарь. 2000

Литература

1. Православные храмы Иркутской епархии XVII- начала XX века. Научно-справочное издание. М. "Галарт", 2000. Калинина И.В.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Автор не установлен | Источник(и): Источник не установлен | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2016 | Дата последней редакции в Иркипедии: 13 февраля 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Обзорные статьи по теме "Архитектура и градостроительство" | Иркутск