Римско-католическая церковь в Сибири // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Сибири. Католицизм (или римско-католического вероисповедание) — одно из основных, наряду с православием и протестантизмом, направлений в христианстве. История Римско-католической церкви в Сибири началась в 1806, когда по повелению императора Александра I в Иркутске и Томске были открыты иезуитские миссии. «Проект об иезуитских миссиях в Сибири», главной целью которого была цивилизаторская деятельность, возник при участии генерал-губернатора Сибири И.Б. Пестеля. В миссионерах видели также политических агентов, могших доставлять правительству сведения о Китае и азиатских делах. В 1811 в Томск, Иркутск и Читу в составе сибирской миссии прибыли священники-иезуиты: глава миссии Викентий Ляшкевич (Лукашевич), его коадьютор (заместитель) Фома Дроздович, Марцелл Каменский (Марцеллин Каминский), Фаддей (Тадеуш) Машевский и Казакевич (Козакевич). Миссия разделилась: Каменский и Дроздович обосновались в Томске, Ляшкевич и Машевский в Иркутске. Томская градская дума отдала иезуитам каменный дом под церковь и квартиры священников.

В 1820-х гг. в Сибирь прибывает миссия монахов-бернардинцев. Глава — Модест Ромашкевич, его заместитель Анастазий Игнатович, Ремигий Апанасевич (Апанашевич), Дезыдерьюш Гациский (Хачиский), Дионизий Милевский, Клодоальд Шайдевич и другие. В Иркутске до 1827 латинская церковь помещалась в наемном доме, позже на добровольные пожертвования, собранные в Санкт-Петербурге, Москве и Иркутске ксендзами-бернардинцами, на городской площади была построена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.

В течении всего XIX в. основной причиной появления като­ликов в регионе оставались каторга и ссылка. После подавления восстания 1830 поляки стали самой многочисленной этнической группой среди сибирских католиков. Среди ссыльных — участников восстания 1830 были польские ксендзы И. Богунский, Я. Пиотровский, А. Мацкевич, Я. Серочиньский, К. Шверницкий, Ю. Пляшковский, Ю. Роханский, Ф. Трощинский. Массовый характер ссылка ксендзов в Сибирь приобрела после подавления восстания 1863—64, когда сюда были сосланы 344 священника, в том числе 8 епископов. Как правило, священники попадали в ссылку за произнесение с ам­вона патриотических проповедей. В это же время в Сибири оказались представители католических монашеских орденов августинцев, бонифратров, василиан, доминиканцев, капуцинов, кармелитов, мариан, пиаров, паулинов, цистерцианцев.

В Восточную Сибирь в основном попадали священники, приговоренные к каторге. Чтобы лишить их морального влияния на ссыльных и местное население, царские власти в 1866 изолировали священнослужителей от остальных ссыльных  поселив их в местности Тунка (Восточная Сибирь), где они пребывали до 1876. Более мягкое наказание (ссылка под надзор полиции) было уделом тех, кто направлялся в Западную Сибирь. Сосланные размещались преимущественно в сельской местности или малых городах Тобольской, Томской губернии и Акмолинской области. Местами ссылки польских священнослужителей были также Бийск, Каинск, Колывань, Кузнецк и Нарым. В Западной Сибири оказались 33 священнослужителя, в том числе Ф. Дышо, Я. Витковский, К. Стефанович, А. Косаржевский, М. Олехнович, И. Лавкович, прибывшие в Бийск в 1865—67. В Куз­нецке под надзором полиции находились В. Юстинович, А. Кржыжановский, А. Григалюнович, Г. Бакулович (Бакулевич), М. Гиртович, У. Торгоньский, Е. Казиловский (Коссиловский), Д. Жук, Э. Котович.

Те из священников, кто не был лишен прав гражданского состояния, могли совершать требы в пределах населенного пунк­та, назначенного местом водворения. Ряд священников сознательно шли на нарушение судебного предписания, продолжая в местах каторги, ссылки и поселения от­правлять духовные требы. Только в Томской губернии в 1865 проживало около 5 тысяч ссыльных поляков. Папа Пий IX, зная о трудных условиях, в которых живут ссыльные священнослужители в Сибири, издал декрет, в соответствии с которым разрешалось отправлять святую мессу без литургических одеяний и сосудов, используя для этих целей домашнюю утварь и обычный хлеб. Если отсутствовал требник, ссыльным священникам позволялось отправлять круглый год одну и ту же службу.

Официальная католическая церковная структура в Восточной Сибири возникает в 1820 с учреждением Иркутского прихода, включавшего в себя территорию Иркутской губернии и Якутской области. В 1836 образован Красноярский приход, в 1842 — Нерчинский. Все упомянутые приходы относились к Могилевской архиепархии. К середине XIX в. в них насчи­тывалось около 4 тыс. католиков. В 1866 возникает приход в Николаевске-на-Амуре. Указом императора Александра II от 18 февраля 1866 в Амурский край был назначен римско-католический священник с теми же правами, которыми пользо­вался священник Иркутского римско-католического прихода, ранее окормлявший католиков Амурского края. Первым настоятелем прихода стал викарный священник Ульского прихода Витебской губернии отец Казимир Радзишевский. В 1890—91 центр прихода переносится во Владивосток. Территория прихода включала нынешние Амурскую область, Сахалин, Камчатский, Хабаровский и Приморский край.

Со 2-й половины 1860-х гг. штат католических священнослу­жителей в регионе претерпевает существенные изменения в качественном и в количественном отношении. На смену участникам восстаний руководство Могилевской архиепархии направляет в Сибирь клириков для духовного окормления переселенцев-крестьян и строителей Транссибирской магистрали. Новое поколение католического духовенства рекрутировалось в основном из числа российских подданных, в том числе российских немцев, и прошло подготовку в Могилевской римско-католической семинарии и в Духовной академии в Санкт-Петербурге, а также в католической семинарии в Саратове. Помимо пла­ты за совершение треб католические священники получали содержание из казны. Римско-католические епископы в России назначались непосредственно российским правительством, пос­ле чего утверждались в должности Святым престолом. Распоряжения Римской курии относительно церковной жизни католиков России обретали силу только после их утверждения Министерством внутренних дел. Католическое духовенство в стране действовало в интересах государственного аппарата, выполняя ряд адаптивных, социальных, образовательных функций.

В конце XIX — начале XX в. численность католиков в Сибири резко увеличивается в связи с возникновением компактных поселений немцев (см. Немцы в Сибири) и строительством Транссиба. В результате число католиков с 1894 по 1911 в Иркутской губернии выросло в 5 раз и составило 30 тыс. человек, в Енисейской губернии — в 3 раза (до 15 тыс. человек). В Иркутске, Александровске-Сахалинском, Владивостоке, Хабаровске строятся новые католические храмы и часовни. Благодаря инициативе настоятеля Томского католического прихода отца Иосифа Демекиса, в 1902 в поселке Новониколаевском на добровольные пожертвования местных католиков построен молитвенный дом католической общины. В 1905 в Новониколаевске начата постройка католического костела (окончена в 1909), при котором в 1910 учрежда­ется самостоятельный приход (настоятель отец Юстин Юркун). К 1912 число прихожан Новониколаевского костела составляло 3,2 тыс. человек.

Несмотря на жесткий контроль над деятельностью католического духовенства, власти Российской империи предпочитали не вмешиваться во внутрицерковную жизнь католиков. После императорского Манифеста 17 апреля 1905 «Об укреплении начал веротерпимости» католические священники была фактически уравнены в правах с православными.

Последнее крупное увеличение численности католического духо­венства в Сибири произошло в ходе Первой мировой войны. С согласия Министерства внутренних дел в 1915 в Сибирь было отправлено около 100 клириков-беженцев из оккупированных местностей. В качестве исключения казна приняла на свой счет расходы по их содержанию.

После революций 1917 и Гражданской войны территории с преобладанием католического населения приобрели самостоятельность либо вошли в состав других государств. Тем не менее в 1-й половине 1920-х гг. в СССР проживало около 1,5 млн католиков, а местная Римско-католическая церковь включала 2 диоцеза: Могилевскую архидиоцезию и Тираспольское епископство. Начало 1920-х гг. отмечено изменениями в административной структуре Католическая церковь на территории Сибири: в декабре 1921 из Могилевской архиепархии в самостоятельный Апостольский викариат, насчитывавший около 75 тыс. верующих, 39 церквей и 15 священников, выделяются Омский, Томский, Иркутский, Владивостокский и Ташкентский деканаты. Апостольским викарием назна­чается францисканец отец Герард Пиотровский, не полу­чивший, однако, от советских властей разрешения приехать в Сибирь. В феврале 1923 папской буллой учреждается Владивостокский епископат, в который вошли Амурская и Приморская область, а также северная часть Сахалина. Владивостокским епископом стал Кароль Сливовский, декан во Владивостоке. Его рукоположение состоялось в октябре 1923 в Харбине.

После прихода большевиков к власти католический клир становится объектом антицерковных преследований. Первой жертвой среди католического духовенства Сибири стал приходской священник поселка Малишевский (близ Томска) Ф. Грабовский, расстрелянный в 1920. Во вре­мя советско-польской войны 1920 поляки-священники сибирских католических приходов подвергались репрессиям по обвинениям в антисоветской деятельности в пользу Польши. В 1923 было репрессировано высшее католическое духовенство СССР (епископы Я. Цепляк, К. Будкевич, митрополит Э.Ю. Ропп). Спасаясь от преследований, покинул Владивосток епис­коп К. Сливовский.

В 1920-е гг., поставив задачу ликвидировать влияние польской Римско-католической церкви, власти стали проводить целенаправ­ленную политику замены польских священнослужителей священниками других национальностей, в первую очередь немцами. Серьезное беспокойство у руководства вызывало церковное общение католиков СССР с Ватиканом, в частности назначение последним священников. Стремясь сохра­нить отношения с Ватиканом, советская сторона тем не менее настойчиво добивалась права окончательного утверждения всех вновь назначаемых католических священнослужителей, контроля над финансовыми поступлениями на религиозные нужды из-за границы, ведения церковной службы на латыни. Была запрещена деятельность различных благотворительных, кооперативных и профессиональных католических организаций.

Острые противоречия с советской властью приводили к отказу католических общин от подписания договоров о порядке пользования культовыми зданиями. В ноябре 1922 Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) при­няла решение о лишении таких католических общин права пользования церквами. Нередки были случаи, когда местные власти самовольно занимали богослужебные здания, используя их под свои нужды. В апреле 1921 у верующих была отнята Славгородская католическая церковь, постро­енная немцами-католиками в 1914 на собственные средства. Прихожанам (около 3 тыс. человек) было предложено другое не подходящее для богослужебных целей, помещение. Заступиться за верующих был вынужден архиепископ Мо­гилевский Цепляк.

Стабилизация отношений церкви и государства в середине 1920-х гг. позитивно сказалась на религиозной жизни католических общин Сибири. В конце 1926 немецкие католические общины Славгородского округа возглавил патер Л.Н. Эрк, который обслуживал 16 поселков с населением более 4 тыс. человек. Одним из важнейших направлений деятельности Римско-католической церкви в период новой экономической политики стало религиозное воспитание детей, в частности подготовка их к конфирма­ции. Предоставленный законом короткий срок занятий непосредственно перед конфирмацией расценивался общинами как крайне недостаточный, в результате чего широко практиковалось нелегальное религиозное обучение детей. В 1929 Эрк был арестован и приговорен к 10 годам лагерей за групповое преподавание детям религии и организацию молодежных кружков «Marien Kinder» («Дети Марии»). Его помощник, кистер Римско-католической церкви в Славгороде К.Б. Циммер, в октябре 1928 репрессирован за активное участие в движении немцев за эмиграцию из СССР.

В 1930-е гг. католическое духовенство рассматривалось как вредный антисоветский элемент. В массовом порядке закрываются Римско-католические церкви в Александровске-Сахалинском, Благовещенске (1932), Иркутске (1938), Красноярске, Новосибирске, Славгороде, Хабаровске, Чите. После высылки из СССР в 1936 фактического главы католической церковной иерархии епископа П.-Э. Невэ (Невье), структуры Римско-католической церкви на территории СССР прекратили свое существование. Священников, находившихся в Сибири в лагерях или временно исполнявших здесь свой пас­тырский долг, повторно арестовали и репрессировали в ходе «Большого террора». Так, по обвинению в создании шпионских, диверсионно-повстанческих формирова­ний из числа католиков и принадлежности к Польской армии войсковой были расстреляны бывший декан и настоятель костела в Иркутске А. Жуковский (в Том­ске, 1937), Апостольский администратор Житомирской епархии С. Яхневич (в Магадане, 1937), Апостольский администратор Сибири (с 1931) И. Церпенто (в Крас­ноярске, 1938). Отсутствие официальных рукоположенных священников и действующих храмов предопределило минимальную интенсивность религиозной жизни католических общин и затяжной кризис католичества в Сибири в последующие годы советской власти.

Регистрация в России римско-католических приходов стала возможной только после нормализации отношений между советским руководством и Святым престолом во время встречи папы Иоанна-Павла II и М.С. Горбачева в декабре 1989 на Мальте. В апреле 1991 главой апостольской администратуры для католиков латинского обряда Ази­атской России (Преображенская епархия, охватывающая территорию от Урала до Тихого океана, с центром в Новосибирске) был утвержден настоятель Новосибир­ского прихода И. Верт, возведенный в сан епископа. C 1999 в пределах администратуры созданы Уральский, Западно-Сибирский, Омский, Центральный, Алтайский и Восточный деканаты. Наиболее крупной зоной сосредото­чения верующих католического вероисповедания в Сибири является Алтайский край. В 1999 Ватиканом учреждена апостольская администратура Восточной Сибири с центром в Иркутске, территория которой выделена из апостольской администратуры азиатской части России (епархия Святого Иосифа). Апостольским администратором назначен епископ Е. Мазур. Территориально администратуры разделена на Иркутский, Красноярский, Якутский, Владивостокский и Магаданский деканаты.

В 1990-е гг. возобновилась подготовка кадров католических священников из числа граждан России (в частности, в просеминарии в Новосибирске). Ведется реставрация старых храмов и строительство новых церквей. Римско-католическая церковь осу­ществляет в Сибирском регионе благотворительную деятельность, работает отделение «Каритас». В Иркутске открыт хоспис, усили­ями «Каритас» в Новосибирске создан Центр милосер­дия, в состав которого входят детский приют «Дом Святого Николая» и монастырь сестер Святой Елизаветы. Монахини работают в приюте и учебном центре «Каритас», задачей которого является подготовка специалистов в области социальной работы. В Новосибирске функционирует католическая телестудия «Кана».

Лит.: Коsciol katolicki w Rosji: Materjaly do jego historji i organizacji. Warszawa, 1932; Осипова И. «В язвах своих укрой меня...»: Гонения на католическую церковь в СССР: По материалам следственных и лагерных дел. М, 1996; Deutsche Geschichte im Osten Europas. Russland. Hrsg. von G. Stricker. Berlin, 1997; Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М., 1998; Книга памяти. Мартиролог католической церкви в СССР. М., 2000; Сибирь в истории и культуре польского народа. М., 2002; Савин А.И. Религиозная жизнь немцев Сибири в 1920-е гг. // Толерантность и взаимодействие в переходных обществах. Но­восибирск, 2003; Stricker G. Russlanddeutsche Katholiken im religionspolitischen Kontext der Sowjetunion // Die Deutschen und das Sstliche Europa. Aspekte einer vielfaltigen Beziehungsgeschichte / Hg. v. D. Neutatz und V. Zimmermann. Essen, 2006.

Т.Г. Недзелюк, А.И. Савин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири