Филантропическая деятельность и общественные благотворительные объединения стали заметным явлением городов Иркутской губернии второй половины XIX в. Активизация данной сферы выступала частью общероссийского процесса увеличения общественной роли неправительственных институтов, разрушавших монополию на общественную жизнь и ставших характерной чертой общественной жизни городов пореформенной России. Существенное влияние на расширение благотворительной деятельности и характер развития общественных объединений оказала политика правительства и осуществление ее на местном уровне. Одним из направлений социальной помощи нуждающимся и поддержки заведений социального призрения выступала деятельность в рамках попечительных советов при учебных и благотворительных заведениях, учреждениях здравоохранения. Главной обязанностью попечителей выступало «приискание средств» к улучшению содержания заведения, к совершенствованию исполняемых учреждением функций.
Нами выявлено 24 попечительства, действовавших в течение 1860–1890-х гг. при 16 учебных заведениях Иркутска, пяти благотворительных учреждениях города и трех заведениях здравоохранения столицы Восточной Сибири; по одному при приходских училищах в Балаганске и Верхоленске; в Киренске и Нижнеудинске – при приходских и уездном училищах; женских прогимназиях в каждом из указанных городов, в которых были задействованы 381 иркутянин, 28 жителей Балаганска, 19 жителей Верхоленска, 26 – Киренска, 22 – Нижнеудинска. Выбор штатных попечителей являлся обязанностью городского общества, в ряде случаев – сословного общества, или они назначались местной властью, главным образом, «из местных почетных лиц, занимающихся промышленностью и торговлей». Подчеркивалось, что наличие вакантных мест в советах является «ошибкой местного общества, которая не одобряется существующим законоположением» [3]. По сути, попечительства создавали систему «штатных благотворителей», филантропия рассматривалась одной из главных составляющих занятий попечителя, принимая форму общественной службы по выборам. Второй по численности группой являлось чиновничество (от 1,5 до 26,2%); на представителей мещанства, цеховых и крестьянства, за исключением Балаганска, приходился незначительный процент (от 1,3 до 11,5%).
Внимание высших властей к работе попечительных советов Иркутска и регулярные поощрения их участников (наиболее крупные жертвователи награждались ценными подарками, медалями, получали благодарности) делали должность попечителя в губернском городе престижной и выгодной. Членство могло быть связано и с предпринимательской деятельностью. Так, тесная связь членов попечительного совета Сиропитательного дома Е. Медведниковой с деятельностью банка при нем делала выборы в Совет традиционным центром внимания иркутского купечества. Как следствие, для Иркутска была характерна длительность пребывания попечителей на посту. От четырех до десяти лет служили купцы З.И. Трапезникова, И.С. Хаминов, И.Ф. Голдобин, В.В. Зазубрин, П.М. Лаврентьев, И.А. Мыльникова, С.И. Тельных, жена городского головы Н.В. Сукачева; 20 лет – камергер царского двора П.А. Сиверс. В нескольких советах одновременно состояли купцы В.В. Зазубрин, И.С. Хаминов, Д.Д. Демидов.
Именной состав попечительных советов уездных городов менялся значительно чаще. На второй и последующие сроки оставались немногие, расценивая должность обременительной как в отношении времени, так и с точки зрения денежных затрат. В 1894 г. перед гласными Нижнеудинской городской думы стояла задача выбора почетного блюстителя Михеевского училища: найти «лицо, которое пожелало жертвовать хоть небольшую сумму денег (26 руб.) в пользу училища» [3] оказалось сложно. Среди же иркутских попечителей пожертвования в размере 100–300 р. были широко распространены, не редкостью являлись и крупные вливания. И.С. Хаминовым как попечителем губернской гимназии в 1870-х гг. ежегодно выделялось до 2000 руб. на содержание пансиона при гимназии. Ф.К. Трапезниковым, попечителем Технического училища, за 1874–1885 гг. было израсходовано на его содержание около 150 тыс. руб. Крупные суммы жертвовали В.Н. Баснин и И.Я. Чурин во время попечительства над Сиропитательным домом и Мариинским приютом соответственно и т.д.
Развитие общественной инициативы в сфере воспитания и начального образования разрушало традиционный подход к попечительству как к «службе». В 1870-х гг. по инициативе частных лиц при Детском саде (Иркутск) создается попечительство, причина учреждения которого обосновывалась желанием «не только участвовать в этом деле денежными пожертвованиям, но и иметь постоянное о нем попечение» [5]. В его состав вошли государственные служащие, чиновничество, купечество; активное участие приняли женщины из купеческого сословия и чиновничества. На сегодня это единственное известное нам попечительство, возникшее «снизу».
Специфической формой попечительных советов стали организованные согласно «Положению» 1864 г. приходские попечительства, целью которых являлось «попечение о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, устройство первоначального обучения детей и благотворительные действия в приделах прихода» [4]. Состав попечительства выбирался на общем собрании прихода из лиц, «отличающихся благочестием и преданностью вере»; местные священнослужители и церковные старосты являлись непременными членами. Председателю попечительства, избираемому большинством голосов, присваивалось звание попечителя прихода. Подчеркивалось, что «приходское попечительство никак нельзя приравнивать к городским или сельским сходам, так как в попечительстве будут заседать лица более сочувствующие церкви и ее служителям, чем те, которых в большинстве собирались на мирские сходки» [4]. С 1 января 1865 г. Государственный Совет разрешил приступить к открытию приходских попечительств. Большинство их в городах Иркутской губернии было создано в течение ближайших лет после выхода «Положения».
Как правило, инициатива организации попечительств исходила от приходских священников, но могла подкрепляться и инициативой прихожан. Так, на имя священника Прокопьевской церкви Иркутска одним из прихожан, титулярным советником А. Черниговским, было подано заявление о «желании разделять труды и попечение предполагаемого попечительства». В открытии Борисоглебского попечительства главенствующее значение сыграло решение чиновников администрации края – Б.А. Милютина, директора иркутского губернского тюремного комитета (Борисоглебская церковь находилась при тюремном замке). В целом, учредительство новых общественных объединений всколыхнуло внутриприходскую жизнь, значительным оказалось число задействованных в их работе: избиралось 13, 15, в отдельных случаях – 30 чел.
Приходские попечительства стали ареной деятельности прихожан среднего достатка. Главенствующее положение в них принадлежало среднему и низшему чиновничеству, мещанству, наиболее зажиточным лицам из среды цеховых, казачества, крестьянства, лишенных возможности иного воздействия на общественные процессы. Купечество, имея более действенные рычаги влияния на городские дела, занимая в том же приходе лидирующее положение, нечасто домогалось должности. Исключение составляли случаи подчеркнутого внимания властей к приходскому попечительству. В Верхоленске подобная ситуация обусловила вхождение в состав попечительства значительного числа должностных лиц (волостных старшин; сельских старост обществ, входящих в состав прихода; различных чиновников и даже врача). Уникальным оказалось восприятие попечительства прихожанами Киренского Спасского собора. В его учреждении женщинами города была найдена возможность расширить рамки своего участия в общественной жизни. Выборы состоялись в 1868 г. В состав попечительства вошли супруга доктора, представительница чиновничьего мира и четверо жен киренских купцов. В целом, женщины составили 17% общего числа членов созданного общества.
Наивысшей активностью были отмечены первые годы существования попечительств. Работа сосредотачивалась вокруг сбора пожертвований на создание капиталов, служащих главным условием дееспособности попечительств; ремонта и благоустройства церквей, оказания единовременных пособий причту и беднейшим жителям прихода. Пожалуй, самым ярким проявлением деятельности стала организация школ грамотности для детей в Борисоглебском («Ломоносовская школа») и Троицком приходах Иркутска. В создании последней активная роль принадлежала мещанству и купечеству (С.И. Левченко, Хахилев). В течение 1866–1872 гг. в ней занималось от 17 до 48 детей в год. В середине 1870-х – начале 1880-х гг. активность попечительств заметно упала. Снизилось число членов; ограничиваясь лишь «непременными», что, по сути, означало ликвидацию общественного выборного органа прихожан; известны случаи полного прекращения деятельности попечительства. Сфера деятельности попечительств сужается до обеспечения платы сторожам, мелких исправлений церкви, выдачи пособия причту, погребения беднейших жителей прихода и т.д.
Одной из наиболее стабильных сфер деятельности попечительств оставалось формирование и приращение приходского капитала. Определенное внимание уделялось прихожанами приходским школам. Весьма скромное место отводилось заботе о причте: доля средств на эту статью в ряде отчетов значительно уступала предыдущим, хотя единичные акции помощи причту имели место, главным образом, за счет пожертвований со стороны прихожан. Так, в конце XIX – начале XX в. в Спасском, Преображенском и Прокопьевском приходах Иркутска силами прихожан были отстроены дома или квартиры для причта.
Некоторое оживление в деятельности попечительств наблюдается во второй половине 1880-х гг. в связи с организацией по инициативе Иркутского Благотворительного общества и духовенства приходских попечительств о бедных в рамках приходов, призванных выявлять нуждающихся и оказывать им финансовую помощь. В начале 1890-х гг. такие комитеты существовали во всех 14 приходах Иркутска. В Успенском, Преображенском и Знаменском приходах при активном участии женщин были открыты даже небольшие приюты для бедных. Каждое из них смогло охватить своей деятельностью около 20 человек, выдаваемые пособия составляли 3–18 р. [1]. В восприятии горожан приходские попечительства о бедных приближались к разновидности Благотворительного общества, с присущими им особенностями деятельности. В 1893 г. архиепископ Тихон поднимал вопрос о создании новых приходских попечительств, организация которых оживила бы работу благотворительного общества [2]. Результаты его деятельности нам неизвестны.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей