РАБОЧИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ (рабфаки), учебные заведения для подготовки к учебе в вузах рабочих и крестьян. Существовали в СССР в 1920—30-е гг., сыграли ведущую роль в обеспечении первоочередного права рабочих и беднейшего крестьянства на получение высшего образования. Возникли в 1919 в Москве. Первым законодательным актом стал Декрет СНК «О рабочих факультетах» (17 сентября 1920).
На 1 апреля 1921 в стране было 59 Рабфаков (около 25,5 тыс. учащихся), в Москве и еще в 33 городах. В 1920 Рабфак окончили 215 человек, в 1921 — около 2 тыс. В Сибири Рабфаки появились в марте—августе 1920 в вузовских центрах Омске, Томске, Иркутске, а также в Барнауле (по инициативе Томского Рабфака и местного отделения народного образования). На 1 октября 1922 в них обучалось 1,5 тыс. человек. Кроме дневных, открылись 2 вечерних Рабфака: Черемховский (ноябрь 1921) и Читинский (январь 1923).
На Рабфак принимались рабочие и крестьяне с 16 лет, не эксплуатировавшие чужой труд, имевшие образование в объеме 4 классов I ступени и не менее 1 года производственного стажа. Впоследствии производственный стаж поступающих был увеличен, в зависимости от возрастной группы, до 3 (18—20 лет) и 6 (25—30) лет. Лица нефизического труда принимались при наличии 3 лет (позже 4 и даже 6 лет) партийного или комсомольского стажа и свободных мест. В 1921 введен 3-летний (в 1928 — 4-летний) срок обучения на дневном рабфаке. В 1924 появились 1-е обязательные учебные программы для Рабфаков. Осенью 1921 состоялся 1-й организованный набор на Рабфак в общереспубликанском масштабе: 75 % мест было предоставлено профсоюзам, 25 % — партийным организациям. Последующее изменение разверстки шло по пути увеличения доли беднейшего крестьянства и батраков. Оставшиеся после разверстки места занимали лица, отвечавшие принципам классного отбора прежде всего рабочие, крестьяне и их дети). Выпускники Рабфака зачислялись в вузы в первую очередь. Лишь в 1932 рабфаковцы стали сдавать приемные экзамены наравне с выпускниками средних школ и техникумов.
В 1924/25 учебного года бывшие рабфаковцы составляли более 40 % от общей численности студентов вузов. В 1925 Рабфак окончили 6,8 тыс. человек, более половины из них поступили в технические вузы. За 1926—29 в высшую школу поступило около 25 тыс. рабфаковцев. В 1928/29 в РСФСР в 47 городах действовало 68 Рабфаков. (14 — в Москве, 8 — в Ленинграде, 2 — в Казани, остальные — еще в 44 городах, в каждом по одному). Большое значение, особенно в промышленных районах, придавалось вечерние Рабфаки. Были организованы вечерние Рабфаки в Кемерове, Новосибирске, Анжеро-Судженске (дневные и вечерние отделения), вечернее отделение при Омском Рабфаке.
В целях быстрейшего развития высшего образования среди нерусских народов на Рабфаке создавались национальные отделения. Срок обучения на таких отделениях и Рабфаках увеличивался до 4— 5 лет, организовывались подготовительные группы. Образовательный ценз, в зависимости от местных условий и культурного уровня данной национальности, мог снижаться до элементарной грамотности, знания первых правил арифметики и наличия некоторого «общественного развития». В 1924 в РСФСР имелись 2 национальных Рабфака и 12 отделений, в 1928/29 — 6 национальных Рабфаков и 36 отделений, охвативших свыше 40 национальностей. На национальном отделении Томского Рабфака (открылось в 1926/27) на 15 сентября 1934 обучалось 157 человек: 41 шорец, 24 корейца, 22 хакаса, по 15 остяков и чувашей, 12 телеутов, 9 алтайцев, татары, буряты, казахи и другие. На базе Омского Рабфака действовало казахское подготовительное отделение. На Тюменском Рабфаке в 1930 учились представители 23 национальностей. В созданном в 1932 Красноярском педагогическом институте, помимо Рабфака, было отделение народов Севера, готовившее учителей для национальных школ. В годы 1—2 пятилеток Рабочие факультеты появились в автономных республиках и областях Сибири — при вузах (Якутия, Бурятия), средних специальных учебных заведениях. Только в Бурятии в 1932 было 8 Рабочих факультета (из 965 учащихся 57 % — буряты).
В 1920-е гг. Рабочие факультеты являлись по сути краткосрочной общеобразовательной школой, готовившей пополнение для любых вузов. На рубеже 1920—30-х гг. в рамках реформы высшего образования они были реорганизованы по принципу специализации и целевого назначения. Отделения Рабочих факультетов превратились в самостоятельные индустриально-технические, сельскохозяйственные, экономические и другие. Рабочие факультеты прикрепленные к соответствующим вузам и наркоматам. Поощрялась организация Рабфака (особенно вечернего) при крупных промышленных предприятиях, совхозах и колхозах. На Рабфак зачисляли рабочих, колхозников и представителей бедняцко-середняцких слоев сельского населения. Согласно циркуляру Наркомата юстиции от 25 июня 1931, на Рабочие факультеты институтов следовало принять не менее 70 % рабочих и их детей, 20 % колхозников, батраков и лиц, принадлежащих к бедняцко-середняцким слоям крестьянства, и не более 10 % служащих советских учреждений и общественных организаций.
Вузовская реформа способствовала значительному увеличению количества Рабочих факультетов. В 1930/31 в СССР было 718 Рабочих факультетов (155,1 тыс. учащихся), в 1931/32 — 955 (285 тыс.), в 1932/33 - 1 025 (339,5 тыс.). В Западной Сибири с 1929 по 1931 количество Рабочих факультетов возросло с 6 до 30, численность учащихся в них — с 1,6 тыс. до 7 тыс. К 1933 в Западной Сибири — 39 Рабочих факультетов (9,5 тыс. учащихся), в том числе 27 — технического профиля. Бурный рост Рабочих факультетов, не подкрепленный соответствующей материально-технической базой и преподавательскими кадрами, привел к снижению качества обучения. В 1932—33 приняты меры по упорядочению их сети и укреплению материальной базы, совершенствованию учебного процесса.
С 1933/34 все большую роль в подготовке в вузы рабочих и крестьян начинают играть средние общеобразовательные учебные заведения и вечерние школы для рабочих-производственников. Ограничения по социальному происхождению, введенные в 1-е послереволюционные годы, отменены в декабре 1935. Согласно новому Уставу высшей школы (1938), все граждане от 17 до 35 лет с законченным средним образованием могли поступать в любой вуз. Программы Рабочих факультетов стали составляться на основе программ 10-леток. Постепенно Рабочие факультеты превращались в общеобразовательные школы обычного типа, количество их неуклонно сокращалось. В 1933/34 в СССР был 831 Рабфак (271,1 тыс. человек), в 1934/35 — 774 (278,5 тыс. человек). В 1938/39 количество Рабочих факультетов сократилось по сравнению с 1933/34 почти в 2 раза, численность учащихся — более чем в 2,5 раза. В конце 1930-х — начале 1940-х гг. Рабочие факультеты упразднены (последний закрыт в Москве в октябре 1941).
В 1960-е гг. — возрождение Рабочих факультетов в новом качестве, когда при некоторых вузах и промышленных предприятиях стали появляться школы для рабочих-производственников с целью подготовки в вузы рабочих, уже имевших среднее образование. Массовое появление «рабфаков» нового типа привело к организации при вузах специальных подготовительных отделений для рабочей и сельской молодежи, ставших впоследствии структурной частью вузов (постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 августа 1969). В 1969/70 подготовительные отделения открылись при 190 вузах страны.
Лит.: Баландина Л.Г. Рабфаки и пролетарская интеллигенция // Из истории советской интеллигенции. Новосибирск, 1974; Катунцева Н.М. Опыт СССР по подготовке интеллигенции из рабочих и крестьян. М., 1977; Штамм С.И. Управление народным образованием в СССР (1917—1936). М., 1985.
Л.И. Пыстина
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей