Психология природы — условное и, конечно же, обобщенное понятие. Но если психология — это наука о душе, то вполне обоснованно говорить и о душе природы, о той таинственной ее сути, которая проявляется не только и не столько в человеке и обществе, сколько во всем, что окружает нас. Природа через разум и чувства индивида, через изобретенные им новые средства познания «доверила» человеку понемногу раскрывать собственную душу, и люди делают это постепенно, с каждым шагом поражаясь своей предшествующей косности и медлительности.
Здесь стоит хотя бы кратко сделать экскурс в структуру человеческой психики, в ее исконно человеческие и социально привнесенные элементы, определяющие общее отношение человека к окружающей среде. Обратимся в этом плане к авторитетным мыслям К.Г.Юнга, которые в своем развитии дадут нам понимание отношения к природе в зависимости от ее сознания и бессознательного, а так же и от ее этнических особенностей. В одной из работ по психологии восточных философий Юнг так выразил свою общую идею: «как человеческое тело демонстрирует общую анатомию поверх любых расовых различий, так и психика обладает единым субстратом по ту сторону любых различий в сфере культуры и сознания, субстратом, который я назвал коллективным бессознательным. Эта бессознательная психика, общая для всего человечества, состоит не из осознаваемых содержаний, а из латентных предрасположенностей к известным идентичным реакциям»
Отсюда любой анализ взаимосвязи и взаимоотношений человека и природы, как минимум должен быть основан на выявлении трех опять-таки взаимосвязанных «моментов», их предопределяющих: а) сознания человека; б) культуры конкретного этнического сообщества; в) общечеловеческих изначальных реакций, взращенных при коллективном сожительстве в далеком прошлом.
Те позиции взгляды по отношению к природе, которые мы пронаблюдали у учёных и в их интерпретации у, так сказать, обыкновенных людей, демонстрируют в общем-то философский подход к вопросу. А нас прежде всего интересует социально и этнопсихологический анализ, а он по обыкновению конкретен, если речь идёт о каких-либо особенностях личности и группы. Конкретность означает выделение тех личностных и групповых параметров, которые обусловливают реальное поведение людей, их действия и поступки ради достижения социально-значимых целей или собственных интересов. Что именно движет человеком и почему, что сдерживает некоторые его поступки и, опять-таки, в связи с чем - конкретные ответы на данные вопросы намного ценнее любых общих рассуждений. Защита природы, экология — это, в первую очередь, общественное дело, поскольку их результаты влияют на жизнь и здоровье многих людей, но зависят они от активности личности и личностей. Именно поэтому важно увидеть те психологические детерминанты, которые не только «движут» личность в необходимом направлении, но и обеспечивают её исполнительские возможности, чтобы поступки человека не выстраивались по известной схеме: «много слов и желаний, но мало дела».
Надо сразу сказать, что понятию «отношение к природе» не повезло в своей предметной представленности в конкретных психологических реалиях. За примером ходить далеко не надо. Известные отечественные концепции о характере выделяют в его структуре ряд отношений: к себе, к вещам, к труду, к другим людям. Можно встретить среди структурных компонентов характера и некоторые другие, но отношения к природе вы не найдете. Кстати, предметной определенностью «природных» качеств и свойств до последних лет не отличались и зарубежные теории личности.
Алгоритм выявления наиболее значимых прежде всего для деятельности личностных образований уже не раз рассматривался нами, и в анализе проблем экологического сознания и поведения личности мы не видим особых надобностей отходить от него. В соответствующей концепции личность рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимопроникнутых пяти компонентов (подструктур): 1) биопсихических свойств, являющихся природной основой личности и включающих в себя кроме физических и физиологических особенностей элементы индивидуального и коллективного бессознательного; 2) направленности как системы мотивов и ценностей: совокупность мировоззренческих установок и конкретных побудительных сил; 3) способностей и формирующихся на их основе знаний, умений, навыков, как средств познания и преобразования внешнего мира; 4) самооценки и самоуважения, зачастую предопределяющих уровень и характер активности человека и 5) коммуникативных качеств личности, как важнейших потенциалов взаимодействия с другими людьми. Обращаясь к данным компонентам личности применительно к задачам экологического анализа необходимо получить ответы на следующие вопросы:
1. Что в наследственных и врождённых потенциалах человека, то есть в его «природе», является своего рода фундаментом его отношения к природе?
2. Каким образом природа включена в мировоззрение человека, почему человек стремится или, наоборот, не стремится проявить свою активность по сбережению и защите окружающего мира?
3. Как человек отражает природу в своих механизмах познания и какими способностями, знаниями, умениями, личностными свойствами ему надо обладать, чтобы успешно сочетать свои интересы с действиями во имя экологических целей?
4. Каким образом «природа» человека связана с его самооценкой, достоинством, а деятельность по защите окружающей среды может повлиять на дальнейшее саморазвитие и совершенствование личности?
5. Могут ли коммуникативные качества личности влиять на его отношение к природе, и какими из них должен овладеть человек, чтобы наиболее эффективно включиться в совместную экологическую деятельность?
Ответы на некоторые вопросы мы постараемся рассмотреть в их возможных вариантах в следующих разделах.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей