Новости

Культура и Байкал. Психология природы // Карнышев А. Д. «Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий» 3-е изд. (2010)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотогалерея

Карл Густав Юнг.
Карл Густав Юнг.
Источник: Русская Википедия
Мусорка на Байкале
Мусорка на Байкале
ИРОО "Байкальская Экологическая Волна" занимается экологическими проблемами.
ИРОО "Байкальская Экологическая Волна" занимается экологическими проблемами.
Озеро Байкал.
Озеро Байкал.

Психология природы — условное и, конечно же, обобщенное понятие. Но если психология — это наука о душе, то вполне обоснован­но говорить и о душе природы, о той таинственной ее сути, которая проявляется не только и не столько в человеке и обществе, сколько во всем, что окружает нас. Природа через разум и чувства индивида, через изобретенные им новые средства познания «доверила» чело­веку понемногу раскрывать собственную душу, и люди делают это постепенно, с каждым шагом поражаясь своей предшествующей кос­ности и медлительности.

Здесь стоит хотя бы кратко сделать экскурс в структуру человече­ской психики, в ее исконно человеческие и социально привнесенные элементы, определяющие общее отношение человека к окружающей среде. Обратимся в этом плане к авторитетным мыслям К.Г.Юнга, которые в своем развитии дадут нам понимание отношения к природе в зависимости от ее сознания и бессознательного, а так же и от ее этнических особенностей. В одной из работ по психологии восточных философий Юнг так выразил свою общую идею: «как человеческое тело демонстрирует общую анатомию поверх любых расовых разли­чий, так и психика обладает единым субстратом по ту сторону любых различий в сфере культуры и сознания, субстратом, который я на­звал коллективным бессознательным. Эта бессознательная психика, общая для всего человечества, состоит не из осознаваемых содержа­ний, а из латентных предрасположенностей к известным идентичным реакциям»

Отсюда любой анализ взаимосвязи и взаимоотношений человека и природы, как минимум должен быть основан на выявлении трех опять-таки взаимосвязанных «моментов», их предопределяющих: а) сознания человека; б) культуры конкретного этнического сообщес­тва; в) общечеловеческих изначальных реакций, взращенных при коллективном сожительстве в далеком прошлом.

Те позиции взгляды по отношению к природе, которые мы пронаблюдали у учёных и в их интерпретации у, так сказать, обыкновенных людей, демонстрируют в общем-то философский подход к вопросу. А нас прежде всего интересует социально и этнопсихологический анализ, а он по обыкновению конкретен, если речь идёт о каких-либо особенностях личности и группы. Конкретность означает выделение тех личностных и групповых параметров, которые обу­словливают реальное поведение людей, их действия и поступки ради достижения социально-значимых целей или собственных интересов. Что именно движет человеком и почему, что сдерживает некоторые его поступки и, опять-таки, в связи с чем - конкретные ответы на данные вопросы намного ценнее любых общих рассуждений. Защита природы, экология — это, в первую очередь, общественное дело, по­скольку их результаты влияют на жизнь и здоровье многих людей, но зависят они от активности личности и личностей. Именно поэтому важно увидеть те психологические детерминанты, которые не только «движут» личность в необходимом направлении, но и обеспечивают её исполнительские возможности, чтобы поступки человека не вы­страивались по известной схеме: «много слов и желаний, но мало дела».

Надо сразу сказать, что понятию «отношение к природе» не по­везло в своей предметной представленности в конкретных психоло­гических реалиях. За примером ходить далеко не надо. Известные отечественные концепции о характере выделяют в его структуре ряд отношений: к себе, к вещам, к труду, к другим людям. Можно встре­тить среди структурных компонентов характера и некоторые другие, но отношения к природе вы не найдете. Кстати, предметной определенностью «природных» качеств и свойств до последних лет не отличались и зарубежные теории личности.

Алгоритм выявления наиболее значимых прежде всего для деятельности личностных образований уже не раз рассматривался нами, и в анализе проблем экологического сознания и поведения личности мы не видим особых надобностей отходить от него. В соответствующей концепции личность рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимопроникнутых пяти компо­нентов (подструктур): 1) биопсихических свойств, являющихся при­родной основой личности и включающих в себя кроме физических и физиологических особенностей элементы индивидуального и коллек­тивного бессознательного; 2) направленности как системы мотивов и ценностей: совокупность мировоззренческих установок и конкретных побудительных сил; 3) способностей и формирующихся на их основе знаний, умений, навыков, как средств познания и преобразования внешнего мира; 4) самооценки и самоуважения, зачастую предопреде­ляющих уровень и характер активности человека и 5) коммуникатив­ных качеств личности, как важнейших потенциалов взаимодействия с другими людьми. Обращаясь к данным компонентам личности при­менительно к задачам экологического анализа необходимо получить ответы на следующие вопросы:

1.    Что в наследственных и врождённых потенциалах человека, то есть в его «природе», является своего рода фундаментом его отноше­ния к природе?

2.   Каким образом природа включена в мировоззрение человека, почему человек стремится или, наоборот, не стремится проявить свою активность по сбережению и защите окружающего мира?

3.   Как человек отражает природу в своих механизмах познания и какими способностями, знаниями, умениями, личностными свойс­твами ему надо обладать, чтобы успешно сочетать свои интересы с действиями во имя экологических целей?

4.   Каким образом «природа» человека связана с его самооцен­кой, достоинством, а деятельность по защите окружающей среды мо­жет повлиять на дальнейшее саморазвитие и совершенствование лич­ности?

5.   Могут ли коммуникативные качества личности влиять на его отношение к природе, и какими из них должен овладеть человек, чтобы наиболее эффективно включиться в совместную экологическую деятельность?

Ответы на некоторые вопросы мы постараемся рассмотреть в их возможных вариантах в следующих разделах. 

К содержанию книги К списку источников книги

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Карнышев А. Д. | Источник(и): Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий, 3 изд-е, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Карнышев А. Д. "Байкал таинственный ..." | Библиотека по теме "Байкал"