Дискуссии о существовании в Сибири своей прозы продолжаются вестись до сих пор. Столичные литературоведы утверждают, что литература в Сибири "запоздалая", проходит этап развития, который давно перодолела мировая. Литературоведы-провинциалы настаивают о существовании своей особенной литературы с ее характерными особенностями. Проза Иркутска представлена следующими именами: Валентин Распутин, Геннадий Машкин, Иван Молчанов-Сибирский, Иннокентий Омулевский, семья Полевых и другие.
В середине XIX в Г.Н. Потанин уже отделял идейно-содержательный принцип от географического. По его мнению, если литератор не стал «свободным от могущественного потока русских умственных сил», не освободился от внешнего взгляда на свою малую родину, он еще не сибиряк. Чем должна быть сибирская литературная школа, — вопрос этот впервые затронут Н. Ядринцевым в статье «Сибирь перед судом русской литературы» (1865) и более пристально рассмотрен Г. Потаниным («Роман и рассказ в Сибири», 1875). Областники справедливо полагали, что «сибирской литературы еще нет, она вся в будущем» (Г.Н. Потанин), но, судя по всему, видели ее как продолжение народнической беллетристики. Доминировала публицистика, поэтика играла явно подчиненную роль. Тем не менее, сразу были разделены понятия: литература в Сибири и собственно сибирская литература.
К началу XX века эта литературная школа прошла стадию формирования программы, начало второго этапа, собственно художественного, оборвала революция. Областники резко отторгли большевизм, и советские публицисты называли их не иначе как реакционным течением. Антиимперский пафос областников, формировавших новое «родиноведение» (термин Потанина), не принимался во внимание: в интернациональной империи не было места чувству родины, ни малой, ни большой. В 30-40-е годы даже краеведческие издания заподозрили в областничестве и закрыли. В последний раз, частично и косвенно, потанинское видение ситуации сказалось в выступлении В. Зазубрина. В 1926 году (тогда проходил первый съезд сибирских писателей) он заметил, что сибирский роман еще не создан, но сибирская литература «была, есть и будет». Чтобы так сказать, надо ведь иметь представление о собственно сибирском романе. Но интернационалисты пытались похоронить память о «местном патриотизме». Понятие «сибирская литература», — заявил на первом съезде писателей Сибири В. Вегман, — «пахнет политическим областничеством». Так или иначе, в 20-е годы по инерции еще шел спор о возможности собственно сибирской литературы. С 30-х годов эта тема исчезает из публицистики.
Сибирский литературный процесс сложился лишь к концу XIX века, и главная характеристика его — региональное самосознание, представление о миссии Сибири. В диалоге, чаще в споре, с областниками в 20-е годы XX века появились работы, готовившие основу широкой дискуссии: Н.К. Пиксанов «Областные культурные гнезда» и «Областные литературы и литературное областничество», Н.В. Здобнов «Материалы для сибирского словаря писателей», Б. Жеребцов «О сибирской литературной традиции». Большую известность получила книга М.К. Азадовского «Сибирь в художественной литературе», но в ней речь идет, большей частью, о произведениях, созданных не сибиряками. В более ранней статье «Из литературы об областном искусстве» исследователь указал на основные характеристики литературы областного уровня: местный колорит, диалектная речь и местное самосознание. Материал, которым оперировал исследователь, не давал ответа на вопрос, в чем же могла состоять оригинальность сибирской литературы, кроме материала.
В сборниках 50-х годов «Писатели-сибиряки» также нет речи о региональном уровне литературного процесса, ведь разрозненные портреты писателей, даже объединенных местом рождения, не объясняют закономерностей стилевого течения. Сибирская литература, постоянно сопоставляемая со «столичными» образцами, понимается только как провинциальная, не имеющая собственного задания. Оптимальное развитие обязательно опирается на собственные традиции, помнит истоки, иначе не свое, а чужое будущее мы выдадим за свое.
К началу XXI века стало очевидно, что хранителем национально самобытной традиции может быть только провинция, конфликтующая с «мировым городом». Она подала голос сразу после гражданской войны, затем в хрущевскую оттепель, когда северяне и сибиряки создавали т. н. «деревенскую прозу».
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей