Пожарные. Основание Иркутской противопожарной службы

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Здание реставрируемого памятника архитетуры "Пожарная часть с каланчой". Такой она была до начала реставрации.
Здание реставрируемого памятника архитетуры "Пожарная часть с каланчой". Такой она была до начала реставрации.
Иркутская полицейская пожарная команда конца XIX века. Форма одежды (слева направо): домашняя (рядовой, трубник, помощник брандмейстера), пожарная рабочая (помощник брандмейстера, рядовой, трубник), парадная (помощник брандмейстера, трубник, рядовой.
Иркутская полицейская пожарная команда конца XIX века. Форма одежды (слева направо): домашняя (рядовой, трубник, помощник брандмейстера), пожарная рабочая (помощник брандмейстера, рядовой, трубник), парадная (помощник брандмейстера, трубник, рядовой.
Фрагмент положения "О содержании пожарной части в губернском городе Иркутске".
Фрагмент положения "О содержании пожарной части в губернском городе Иркутске".
Обоз пожарной части. Фото начала ХХ века.
Обоз пожарной части. Фото начала ХХ века.

Иркутские пожарные ходили  в форме даже дома, а на светских мероприятиях иркутская богема третий тост всегда произносила за брандмайора

Днем основания Иркутской противопожарной службы считается 10 июня 1814 года. Тогда генерал-губернатор Николай Иванович Трескин подписал указ «О содержании пожарной части в губернском городе Иркутске». Этот документ стал основополагающим при создании пожарных подразделений во всей восточной части России. 

 

Новая техника

По уставу служба должна была иметь полицейскую пожарную команду, а каждая часть — брандмейстера. Число пожарных инструментов должно было «соответствовать пространству города и разделению оного на части».

Городская дума выделила средства на покупку в Москве четырех новых водозаливных машин, еще одну, за свой счет, приобрел приказ общественного призрения. Местные ремесленники долго не могли освоить эти чудеса техники. Документы сохранили нам имя первого штатного машинного мастера, который, по словам губернатора, «один мог только указать, как ими действовать». Им оказался ссыльный шорник Алексей Штульмиллер, специалист по шитью конской сбруи и других изделий из кожи. В технике того времени все прокладки, уплотнители кроились из кожи, из нее же делались рукава.

Положение

Вторым важным шагом стало введение в действие Положения о содержании пожарной части в губернском городе Иркутске. В нем определялись функции и штат городской полицейской команды, количество пожарного инвентаря и транспортных средств. Город полностью отказывался от услуг обывателей, возлагая обязанности по тушению на полицию, казаков и солдат гарнизона. Губернатор указал, кто будет руководить тушением, и требует беспрекословного ему подчинения. Полицейские, обслуживающие машины, работали на постоянной основе. Была введена должность машинного мастера с окладом 150 рублей в год — деньги по тому времени немалые.

30-тысячный Иркутск условно разделили на четыре части. Но первое пожарное помещение было построено только в 1860 году на Преображенской улице[1]. Всему виной — проблема плохого финансирования. 

После пожара 1879 года

Коренной перелом в противопожарном деле произошел после пожара 1879 года, в котором сгорели две трети городских построек. Ущерб составил примерно 30 миллионов рублей. Плохая подготовка пожарных заставила пересмотреть отношение к их службе со стороны городских властей и купцов. Братья Трапезниковы, Сибиряковы и городской голова Сукачев сумели договориться со 165 предпринимателями о выделении средств на оснащение пожарных расчетов и организацию добровольного пожарного общества. Позже на эти средства в Англии были закуплены две машины.

Но были в Иркутске и самодельные машины. После Первой мировой войны у членов добровольного общества оказался французский автомобиль. Местные Кулибины основательно его переделали, установив прочный кузов, в котором можно было перевозить нескольких пожарных и грузы. Правда, машина обладала лишь шестью лошадиными силами, поэтому большой помощи от нее не было. Да и выглядел автомобиль попросту смешно: тогда как вся Европа ездила на резиновых шинах, иркутские огнеборцы перемещались по улицам города на деревянных колесах с длинными спицами. А настоящие пожарные машины появились в Иркутске только в 1925 году, а четырьмя годами позже стали поступать ГАЗы и ЗИЛы.

В 1818 году у пожарных появилась первая механическая лестница, в Иркутске стали делать специальные колодцы для забора вода. Первый из них был оборудован на улице Саломатовской[2].

Примерить на себя форму пожарных тогда мечтали многие иркутские мальчишки. Излюбленным развлечением многих горожан было "сходить на пожар". А на парадах в своих сверкающих на солнце касках пожарные выглядели будто римские легионеры. Уважение народа всегда сопутствовало пожарным. К примеру, на светских мероприятиях первый тост произносился за здоровье императора, второй — за городского голову, а третий — за брандмайора.

Кстати, о форме. По словам заведующей филиалом Музея истории Иркутска «Солдаты Отечества» Валентины Никандровой, у иркутских пожарных было несколько ее видов практически на все случаи жизни. Помимо сезонной формы существовал даже ее домашний вариант. Для того, видимо, чтобы пожарный ни на секунду не забывал о своем предназначении и был всегда готов к выполнению задания.  

Примечания

  1. Ныне улица Тимирязева.

  2. Ныне улица Карла Либкнехта.

Литература

  1. Черных В.В. История пожарного дела Иркутской области (1800-1990-е гг.): Монография. – Иркутск: ВСИ МВД РФ, 1998. – 224 с.

Ссылки

  1. История ГУ МЧС России по Иркутской области на сайте ГУ МЧС по Иркутской области

Фотоснимки предоставлены пресс-службой ГУ ГОЧС

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Солоненко Сергей | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2004 | Дата последней редакции в Иркипедии: 07 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Загрузка...