Новости

Туризм на Байкале. Потенциал // Карнышев А .Д. Байкал таинственный...

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Туризм на Байкале

Автор: Андрей Ринчино
Автор: Андрей Ринчино
Источник: Русская Википедия
Источник: Альянс Франсез Иркутск
Источник: GreenExpress
Источник: ЖЖ fanatbaikala
Автор: Сергей Игнатенко
Автор: Борис Слепнёв
Автор: Валерий Панфилов
Автор: VChokan

О том, что Байкальский регион, как и многие другие, обладает огромными ресурсами для отдыха, оздоровления, здорового досуга, свидетельствует даже простое перечисление возможных видов и разновидностей туризма и рекреативной деятельности.

Виды туризма

В зависимости от «средств передвижения»:

  • автопутешествия,

  • мототуризм,

  • пеший туризм,

  • туризм с использованием «легкой» авиации,

  • велосипедный туризм,

  • лодочный туризм (байдарки, моторные и парусные лодки и т.п.),

  • сплав на плотах по байкальским рекам,

  • верховой туризм, а также путешествие на собачьих упряжках — зимой,

  • путешествия на морских и речных суднах (яхты, «кометы»),

  • лыжный туризм,

  • путешествия на буерах, квадроциклах, снегоходах и внедорожниках по льду Байкала,

  • путешествия с помощью кайтов — больших воздушных змеев, которые тянут за собой путешественников на лыжах, коньках и дру­гих приспособлениях.

В зависимости от «спортивных» и экзотических интересов:

  • альпинизм,

  • дайвинг (спуски в воду в аквалангах),

  • плавание, любительское,

  • спортивные игры (теннис, бейсбол),

  • парашютный спорт и аэроспорт,

  • планерный спорт,

  • стрельба из лука,

  • катание на коньках,

  • катание на лыжах,

  • горные лыжи,

  • катание на санях (мотосани, спидвей),

  • бед еры, ледовые «яхты»,

  • катание на водных лыжах,

  • стрельба по движущимся объектам,

  • запуск змеев. В зависимости от видов деятельности на природе:

  • изучение природы,

  • осмотр достопримечательностей,

  • наблюдение за животными и птицами,

  • подводные наблюдения,

  • фотографирование животных,

  • рыбная ловля,

  • сбор лесопродуктов,

  • разного рода охоты (на медведя, на перелетных птиц, охота с ловушками и т.д.),

  • участие в конкурсах, объявленных местными властями и тур­ фирмами (снежные и ледяные скульптуры)

В зависимости от характера совместного отдыха:

  • кемпинг (групповой, автотрейлерный, в палатках),

  • курортный отдых,

  • отдых в лагерях,

  • пикники,

  • отдых на пляжах.

В зависимости от «культурных» интересов:

  • осмотр достопримечательностей,

  • посещение национальных парков и заповедников,

  • посещение спортивных мероприятий,

  • посещение традиционных этнических праздников (сурхарбан, обрядысемейских и т.п.),

  • посещение выставок и музеев на природе (комплекс «Тальцы» в Иркутской области, этнографический музей в Улан-Удэ),

  • посещение археологических памятников.

Среди конкретных объектов туристического интереса в Байкаль­ском регионе могут быть:

  • Уникальные коллекции древних восточных медицинских и философских манускриптов, которые сегодня нередко пылятся в подсобных помещениях музеев Бурятии, Иркутска, не выставляются и не используются в дацанах и других культовых местах.

  • Записи шаманских ритуальных текстов, имеющиеся у каждого из сибирских народов, сбереженные учеными и энтузиастами.

  • Первоклассные коллекции древнерусской живописи и церковнославянских раритетов, которые хранятся у некоторых жителей семейско-старообрядческих деревень.

  • Картины древнерусского, древнебурятского, древнеякутского, тибетского религиозного искусства, сохранившиеся не только в музе­ях, но и у отдельных коллекционеров.

  • Книжные собрания декабристов и сибирских библиофилов, до сих пор вызывающие неиссякаемый интерес.

  • Богатые краеведческие коллекции, раскрывающие историю и культурное наследие народов Сибири.

Вне меньшей степени туристам российским и зарубежным - будут интересны изделия когда-то забытых, но сегодня восстанов­ленных ремесел аборигенных народов:

  • плетение из конского волоса;

  • чеканка по меди и серебру;

  • ювелирное искусство;

  • изготовление танок — буддийских икон.

Именно в Байкальском регионе расположены три официально признанные в России буддийские святыни: статуя Зандан-Жуу в Эгитуйском дацане, Атлас тибетской медицины и нетленное тело Хамбо-Ламы Этигэлова. И это тоже (как не кощунственно сказать) — мощный туристический ресурс.

Наличие «внешних» объектов туристического бизнеса по совре­менным меркам должно обязательно сопровождаться анализом внутренних причин интереса к ним. Это азбука психологии маркетинга. В связи с этим обратим внимание читателя на мотивы, привлекаю­щие туристов для посещения Байкала и, особенно, его неосвоенных мест:

  • отдых,

  • поклонение святыням, которые связаны с религиозными позициями, памятью предков, упокоившихся в этих местах, почитаемыми личностями и т.п.,

  • занятия спортом,  нередко такими его  видами,   которыми в местностях, где постоянно живут те или иные люди, заниматься невозможно, 498

  • для того, чтобы почувствовать очарование дикой природы во время знакомства с ней,

  • чтобы отвлечься от повседневной жизни,

  • осмотреть достопримечательности природы, ставшие неотъем­лемым компонентом национального и всемирного наследия,

  • получение новых эмоциональных впечатлений,

  • получение чувства удовлетворения самых разных видов — от переживания эмоционального восхищения, душевной разрядки, сопереживания единства с природой,

  • осознание того, что ты отлично справился с трудностями пребывания в суровых условиях дикой природы, преодолел то, что не под силу другим,

  • стремление побывать в местах, где остро чувствуешь уединенность, дух первопроходца и т.п.

  • получить впечатления, максимально отличные от получаемых в повседневной жизни,

  • наслаждение красотой и бесконечным разнообразием многочисленных взаимосвязей, существующих в полнокровной природной среде.

Значимость понимания мотивов и стимулов путешествий открыто признаёт и экономика туризма. Так, в современном маркетинге существует психографический подход, сутью которого является изучение и использование в интересах экономики личностных пристрастий, вкусов, ценностных ориентации и предпочтений. Ведь решение о том, отправиться или не отправиться в то или иное путешествие принимает сам человек. Это зависит не столько от толщины кошелька, сколько от желания сменить обстановку, получить новые впечатления, разве­яться от скуки и хандры, поклониться священным для себя истори­ческим или современным атрибутам. И порой внешняя информация, эффективно преподнесённая вступившая в резонанс с внутренним миром личности делает то, что не сделают никакие деньги.

Мотивы поездок на Байкал

Наше исследование в июне 2007 года, включающее вопрос о мо­тивах туристических поездок на Байкал, выявило их следующий ха­рактер (представлена лишь часть мотивов: N = свыше 1000 чел.):

  1. Известность Байкала в России и других странах как участка мирового наследия — 77,7%

  2. Общение  с  дикой природой,   наслаждение  её   красотой 62,6%

  3. Желание получить яркие впечатления, отличающиеся от получаемых в повседневной жизни — 40,5%

  4. Желание отдохнуть, развлечься — 24,3%

  5. Познакомиться с религиозными и бытовыми ритуалами мест­ного населения, поучаствовать в них — 21,1%

  6. Знакомство с разнообразием народов, живущих на территори­ях вокруг Байкала, с их культурами — 19,1%

Оценка мотива «человеку просто некуда девать деньги» весьма незначительна (3,6%), и это говорит о том, что туризм не втиснуть в стереотипы простого расходования средств.

Исследование показало так же, что мотивация различается в зависимости от ряда социально-психологических категорий населения: мужчины и женщины; молодёжь, средний возраст и пожилые; люди с разными уровнями образования, различными профессиональными интересами и хобби; семейные и холостые и т.д. Всё это говорит о том, что психологические исследования могут способствовать разви­тию адресности туристических услуг, что сегодня весьма важно и в экономическом плане.

Для туристов, выезжающих в отдаленные сибирские края, тем более иностранцев, в сознании возникают и социально-психологи­ческие мотивы. Среди них, в первую очередь, получить статус «бывалого», знающего, прошедшего через «огни, воды и медные трубы», человека, идущего на любой риск. Как-то мне пришлось слушать одного американца, который приехал в наши края по житей­ским обстоятельствам. Его воспоминание о проводах в эту поездку напомнило мне известную русскую песню: «Как родная меня мать провожала, вся деревня, вся родня набежала...» Он, уже с чувством юмора припоминал, сколько «ахов» и «охов» высказали ему родичи и знакомые, как они жалели его и т.д. У таких историй есть и вто­рая сторона: какую такой человек будет иметь возможность своими рассказами о новом, необычном, экзотическом привлекать внимание окружающих, как он сможет какими-то (даже выдуманными истори­ями) поднять свой статус после приезда.

В целом разнонаправленные ориентиры мотивов туристов полез­но иметь в виду.

Помехи в развитии туризма на Байкале

Существующее у многих местных фирм мнение, что Байкал - уже сам по себе сложившийся турпродукт со своим оригинальным и привлекательным брэндом и что он сам «проявит» мотивы турис­тов, далеко необоснованно. Не поверку оказывается, что привлека­тельность поездок на берега священного моря для части туристов зарубежных стран является отрицательным из-за некоторых причин. Среди них можно в первую очередь назвать экономические и эколо­гические. Кратко остановимся на некоторых из них.

  • Наблюдается значительная стоимость любых туров в Сибирь и к Байкалу. Например, чтобы жителю стран Европы неделю отдохнуть в экзотических местах Атлантического океана и Средиземноморья, необходимы средства в размере 400-600 долларов, тогда как только дорога на Байкал вырвет из его бюджета не менее 1000 долларов.

Так же остро стоит вопрос о проживании в гостиничных номерах. Ведь стоимость строительства гостиниц в регионе огромная, да и турсезон в сибирских краях ограничен несколькими месяцами. Отсюда и цены, неподъемные для туристов: в разы выше, чем в известных европейских туристических отелях. И недосягаемый объект получает нелестные отзывы (по известному принципу: «А виноград-то зелен»). Усугубляется эта причина в российском масштабе и проблемой про­цедур по получению виз. Многие конкуренты России в борьбе за привлечение иностранных туристов идут не только по пути сокраще­ния сроков выдачи виз, но и отказа от них совсем.

  • Отталкивает от посещений наших мест существование на берегах Байкала двух экологических монстров -  Байкальского целлюлозно-бумажного и Селенгинского целлюлозно-картонного комбината. Их существование в первозданных и колоритных местах, а тем более их негативное влияние на природу Байкала вызывает по меньшей мере недоумение многих истинных ценителей природных красот. Вот характерный пример. Когда аспиранты кафедры социальной и экономической психологии вышли по Интернету на связь со своими немецкими коллегами, еще не бывавшими на Байкале, им сразу же задали вопрос: «Почему Вы позволяете, чтобы химические комбинаты действовали и загрязняли Байкал?» В восприятии многих иностранцев, как и у древ­них жителей, есть места, где кощунственно совершать деятельность, направленную на разрушение первородности среды. Таковым в созна­нии многих было и остается священное море.

  • Анархический период развития капитализма в России в конце 20-го и в начале 21 века породил стихийную застройку байкальских берегов всевозможного рода коттеджами, пансионатами, туристичес­кими базами. При этом мало кто задумывался о художественном, эс­тетическом облике застроек. Они, состряпанные на свой цвет и вкус необремененными заботой о красоте природы хозяевами не украша­ют, а портят байкальские берега, уничтожая всю их натуральность и придавая им непривлекательный вид. То же можно сказать и о пла­нах создания на Байкале в определенных местностях массы отелей и гостиниц. Бетонные, каменные, стеклянные постройки, (каменные джунгли, как их называют на Западе), непродуманные по своему дизайну вряд ли добавят живописности байкальским берегам.

  • Нельзя не сказать о кратком периоде, в течение которого большинству «обычных» туристов из-за рубежа можно по настоящему полюбоваться красотами священного моря (коротко сибирское лето!), а тем более покупаться в нем. В два-три летних месяца на Байкале нет отбоя от туристов, поздней осенью, зимой и практически всю весну в гостиницах и на турбазах царит тишина, доходы бизнесменов зна­чительно падают.  Туристические ресурсы оказываются оптимально загруженными лишь третью часть года и дают практически соответствующую часть возможных доходов.

  • Мощным отпугивающим фактором как для зарубежных, так и отечественных туристов, является наличие в прибайкальских лесах кровососущих клещей, некоторые из которых являются носителями энцефалита. Феномен этот — природный, но, к сожалению, он рабо­тает не на пользу природе Байкала.

Пути привлечения туристов на Байкал

Мы кратко рассказали о тех реальных минусах, которые явля­ются преградами и помехами в развитии туризма. Но нельзя не за­думаться и о причинах потенциального характера, когда слабо раз­рабатываются его возможные ресурсы. В первую очередь, на наш взгляд, надо подвергнуть оценке потенциалы делового туризма. На­помним, что согласно существующим определениям деловой туризм - это поездки по служебным целям без получения доходов по месту командирования. Деловой туризм касается всех сфер жизнедеятель­ности: в командировки по экономическим, административным, обра­зовательным, научным, юридическим и иным причинам прибывает в города и селения по обеим сторонам Байкала огромная масса людей. Откровенно говоря, немалое количество таких гостей приезжает не столько за тем, чтобы реализовать деловые цели, сколько с желани­ем побывать в уникальных местах. Ну о совмещении служебных и личных интересов естественно думает каждый второй: и большинство гостеприимных «встречающих» также не без корыстного интереса ведут командированных полюбоваться сибирской жемчужиной, при­коснуться к её красоте, пообщаться с её природой. Сколько таких деловых туристов в течение года бывает на священном море, стати­стика не знает, да и вряд ли узнает. Но минимум два момента мо­гут касаться потенциалов данного вида туризма. Во-первых, через впечатления гостям необходимо добиться того, чтобы они «продляли своё удовольствие» или (и) неоднократно возвращались на Байкал. Во-вторых, таких служебных гостей полезно опять-таки через их впечатления делать «рупорами» красот священного моря, людьми, заражающими «бациллами» байкальского брэнда своих коллег, зна­комых, родных в местах своего проживания.

Другим пока слабочисленным «айсбергом» туризма является посещение Байкала людьми, которые делают непродолжительные остановки в аэропортах и на железнодорожных станциях Прибайкалья при совершении поездок в другие города и веси. Речь в таких случаях можно вести о турах для специально ориентированных транзитных пассажиров по их специфичным интересам не только познавательно-экологического, но и национально-культурного характера. Для реа­лизации последних можно, в частности, для представителей конкрет­ных стран, обеспечить посещение всех мест, в которых так или иначе оставили память о себе их соотечественники. А таких фактов хоть отбавляй, и о части из них мы рассказали в разделе об иностранцах на Байкале.

Территории Бурятии и Иркутска удачно расположились в самом центре Азии и могут стать своеобразным перевалочным пунктом для иностранных деловых людей и туристов, проезжающих в различных направлениях. Например, много зарубежных гостей едут через Вос­точную Сибирь в более успешные в сфере организации отдыха Мон­голию и Китай. По информации заинтересованных туристических организаций Бурятии и Иркутской области лишь около пятой части прибывают сюда для знакомства с регионом, остальные задерживают­ся всего на день — два. Последний показатель можно «растянуть» на более длительный период, однако для этого необходимо предпринять ряд усилий. Центры двух регионов и их крупные населенные пунк­ты должны обладать хорошей базой, приспособленной под запросы транзитников. Однако сейчас даже в больших городах нет табличек с названиями улиц на «международном» английском языке, не говоря уже о визитно-информационном центре, в котором любой приезжий мог бы получить информацию о гостиницах, транспорте, тарифах в обслуживании по обеим сторонам Байкала. Не хватает номерной ем­кости в гостиницах, не создана система туруслуг, возникают различ­ные проблемы на вокзалах, таможнях, в аэропортах. Использование транзитного ресурса пока также оставляет желать лучшего.

Одновременно стоит сказать о туристической переориентации представителей делового мира, приезжающих в Восточную Сибирь с чисто прагматическими целями. В связи с промышленным освоением региона, строительством «газовых» объектов, проведением «нефтя­ной трубы» из Сибири на Дальний Восток и другими современными экономическими проектами количество таких приезжающих будет увеличиваться. При целенаправленной работе туристических агенств в данном направлении по обеим сторонам Байкала «транзитный» ре­сурс организации посещений Байкала окажется весьма выгодным.

Кроме «транзитных» и деловых путешествий в Байкальском ре­гионе, на наш взгляд, весьма высокое место должен занять» экзоти­ческий» туризм, спектр которого может быть весьма значительным. В психологической сути такого туризма более всего удачными могут быть мотивы «испытай себя», «проверь свою удачу», «убеги от суе­ты». При этом будет проявляться и сугубо индивидуалистическая (нет дела до мнений других людей) и демонстративная сущность туристи­ческих поездок («пусть все видят, какой я молодец и удалец»). К реа­лизации первых двух мотивов можно отнести охотничьи туры: отстрел медведей, лосей, изюбрей, других копывтных животных, которые все больше привлекают любителей экзотики. Сам такой туризм можно и нужно сделать не только экономически, но и экологически целесообразным. За примером и опытом здесь ходить далеко не надо. Так в ближайшей зарубежной стране - Монголии - примеры доходности охотничьего туризма поражают воображение: отстрел редкого горного барана стоит от 6 до 25 тысяч долларов. В стране огромная часть ту­ризма построена на охоте, и при этом отлажено действует возвратный механизм: более 10% доходов идет на восстановление популяции ред­кого животного. Совсем не трудно подсчитать, что окупаемость туро-хоты как бизнеса не идет ни в какое сравнение с рентабельностью ряда экономических сфер, например, с рубкой леса: «сосна растет 70 лет, а животное — пять-шесть лет, а «стоит» в тысячи раз дороже»Мотивы «убеги от суеты», «побудь один» (вдвоем) касаются пре­жде всего людей, любящих одиночество и отшельничество, в личнос­тном плане — ярко выраженных интровертов, к тому же уставших от перенасыщенности социальных контактов. Сегодня все больше таких людей, убегающих в лесную или по меньшей мере в «деревенскую» тишину от давления урбанизированных связей. Для удовлетворения такого рода запросов в Байкальской тайге очень много возможнос­тей, через строительство «изолированных» особняков и зимовий, в которых можно спокойно пожить, на хорошем уровне обеспечивая свои первичные потребности.

Особого внимания на Байкале требует развитие зимнего туризма, который позволит загружать посетителями существующие и строя­щиеся гостиницы и отели Байкальского региона в холодные периоды года хотя бы по минимуму. Если учитывать раннее выпадение снега в доступных южных районах и на северо-востоке Прибайкалья (ок­тябрь - ноябрь), когда еще нет сильных морозов, или соответству-щее становление льда в посольском сору и заливе Провал; а так же возможности заниматься на Байкале некоторыми зимними видами спорта в не столь холодные месяцы (вторая половина февраля и до 10 апреля), то перспективы зимнего туризма можно считать значи­тельными, если скорректировать его сроки, направления и формы заинтересованным органам и фирмам по обоим берегам озера.

В Иркутской области с 2003 года проходит самый масштабный туристический и спортивный праздник в Байкальском регионе — «Зимниада». Здесь слиты воедино спортивный азарт, экзотические обряды древних религий и диско-марафоны под звездным небом. В програм­мах Зимниады различные массовые акции, народные гуляния и се­рьезные спортивные состязания, в которых участвуют и любители, и профессионалы:кубки по мини-футболу и снежному волейболу,пробеги на собачьих упряжках,гольф на льду,гонки по Байкалу на кайтах и др. Организуют это интересные мероприятия — праздники различные фирмы. Среди ярких мероприятий можно выделить:

  • ледовый марафон, который с 2006 года проходит под девизом «За сохранение чистых вод Байкала», и в нем наряду с российски­ми марафонцами участвуют спортсмены из Западной Европы: Герма­нии, Польши, Австрии, Швейцарии, а также из Японии. Например, в 2007 году марафонскую дистанцию в 42 км 195 метров от Танхоя до Листвянки по льду озера преодолели несколько спортсменов, а победителем к удивлению всех стал немец Ян Траутман. Поскольку подобного рода марафоны уникальны, известный английский писа­тель Ким Манн-Коннел включил байкальский в тридцатку лучших экстремальных забегов мира, наряду с теми, которые проводятся в тропиках Амазонки, пустыне Сахара, Гималаях и Антарктике;

  • реалити-шоу «Зов предков» компании «Спутник - Байкал»; здесь желающие преодолевают три этапа общей протяженностью 120 км на лыжах, снегоходах и собачьих упряжках;

  • кампания «Гранд — Байкал» организует переход на снегоходах любителей экстремального туризма по дикой Ленской тайге и льду Байкала; расстояние в одну тысячу километров при полном отсутс­твии проезжих дорог, по охотничьим тропам и снежным наносам путешественникам необходимо преодолеть за 10 дней.

Вне всякого сомнения, перед байкальским туризмом стоит задача создать целую серию таких «зимниад» в удобных для этого местах, которые чередовались бы друг за другом в течение всего осенне-зим­него периода. Все предпосылки для этого имеются. Например, бла­годаря ежегодному проведению на Малом море турнира по подлед­ному лову рыбы, на западном берегу Байкала появилось множество гостиниц, работающих в холодное время года. А итогом проведения Байкальского альпинистского лыжного марафона стал проект строи­тельства лыжного стадиона международного класса под Ангарском. Проект уже разработан и реализуется, и через пять лет в Иркутской области - единственном регионе России восточнее Красноярского края — появится такой спортивный объект.

В последнее время стало модным ваяние ледяных скульптур и строительство ледяных сооружений в различных городах и селениях. Например, в Байкальске скульпторы создавали изо льда к крещен­ским праздникам фрагмент из библии - крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Каждая скульптура размером с обычного челове­ка. В центре композиции по колено в воде стоит Иисус, слева от него креститель Иоанн, а справа ангел. Зимой последних трех лет (2008-2010) были организованы в дополнение к «зимниадам» международные фестивали ледяных скульптур типа «Хрустальная нерпа». На них приглашались «ледяные» скульпторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Красноярска, Екатеринбурга. Украшен­ные цветомузыкой, выставки разнообразных ледяных шедевров можно демонстрировать в различных местах байкальского прибрежья, начиная с декабря, благо льда с этого времени на всех хватит. Если к такого рода конкурсам подключатся конкурсные рычаги и возникнет стимулируемая муниципалитетами конкуренция между населёнными пунктами, то творчеству не будет предела. Да и прибрежье Байкала украсится на зимние месяцы уникальными и привлекающими тури­стов скульптурами.

Раскрывая этнопсихологические особенности туризма на Байкале стоит вспомнить о национальных парках, являющихся важным фак­тором рекреации. Сегодня в мире активизируются два основных на­правления: 1) парки архитектурные и 2) парки, условно называемые сказочно-историческими. Наиболее известным примером первого на­правления в Европе считается Брупарк в Брюсселе. В нем собраны более 100 (масштаб 1:25) макетов самых знаменитых достопримеча­тельностей архитектуры 12 стран ЕЭС. Отбор производился исто­риками искусства, модели создавались в 55 мастерских семи стран Сообщества, где моделисты - конструкторы воссоздавали образцы знаменитых творений вплоть до мельчайших подробностей. Каждая страна в этой мини — Европе постаралась предстать перед публикой в наиболее привлекательном виде. Так, испанцы своей визитной кар­точкой сделали памятник Колумбу в Барселоне, стадион для корриды в Севилье, деревеньку Ла Манча с фигурками Дон Кихота и Санчо Пансы, дворец Эль Эскориал, собор Св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела; англичане — Вестминстер, здание Парламента, Биг Бен; французы — Сакре Керр, триумфальную арку, Бобур; бельгийцы - замок Стен в Антверпене, ратушу из Мехелене и т.д. Следуя примеру европейцев аналогичные «парки» достопримечательностей сибирских народов можно создать и на иркутской, и на «бурятской» сторонах. Это можно сделать достаточно быстро, используя уже имеющиеся территории и постройки в музеях Тальцыи под Улан-Удэ.

Второе направление, которое распространяется в Европе, составля­ют исторические парки, приглашающие зрителей «погрузиться в атмос­феру прошлых лет». С недавних пор они стали приобретать эпатажный оттенок. В Польше, например, в тематический парк превращают известное «Волчье логово» - гитлеровский командный пункт на вос­точном фронте во время второй мировой войны. Обслуживающий тури­стов персонал носит мундиры Люфтваффе и Вермахта. Каждый вечер желающие могут потанцевать в дискотеке «Бункер Гитлера» и т.д. В Байкальском регионе такого рода «исторические» парки — территории могут представлять собой (с наличием всех соответсвующих атрибутов: от жилищ до людей, выполняющих соответствующие роли):

  • бурятские улусы с юртами и скотоводческими постройками, в которых «кипит» традиционная жизнь;

  • эвенкийские стойбища с чумами и загонами для оленей;

  • деревня русских старожилов с соответствующими атрибутами (их в немалом количестве можно восстановить);

  • деревни старообрядцев — семейских, полностью воссозданные в своей социально-этнической уникальности (для этого есть все ус­ловия в ряде районов Бурятии и Читинской области - Тарбагатайс-кий, Бичурский, Мухоршибирский, Красночикойский и т.д.);

  • станицы забайкальских казаков, с показом основных элемен­тов быта и жизни казачества (пограничные с Монголией районы Бу­рятии и Читинской области);

  • казематы тюрьмы Петровского завода и штольни Нерчинского и других рудников, где отбывали каторгу декабристы, народоволь­цы, другие отечественные «заступники»;

  • места заключения советского периода, где пребывали и несправедливо осужденные «враги народа», и разного рода дисседенты, и даже военнопленные (в частности, японские).

На байкальском берегу последняя «достопримечательность» может быть показана выше представленным лагерем арестантов на севере озера; или же частью «отторгнуто» и оформлено в Выдринской колонии, сегодня существующей (естественно, если в этом будут заинтересованы официальные лица соответствующих органов).

На необычность туристских «ресурсов» экзотического вида об­ратят внимание немало посетителей, любящих «острые ощущения». Кстати, подобный опыт имеет место в Сахалинской области, и о нем мы уже рассказали.

К содержанию книги К списку источников книги

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Карнышев А. Д. | Источник(и): Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий, 3 изд-е, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Байкал | Карнышев А. Д. "Байкал таинственный ..." | Библиотека по теме "Байкал"