Новости

Политические движения. Сибирский либерализм

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Начиная разговор о либерализме в Сибири, хочу отметить принципи­ально важный момент: в моем понимании либерализм ни в коем случае не является движением, или направлением движения к распаду государства и хаотизации социума. Наоборот, он выступает как основа, каркас новой соци­альной сборки общества. Там, где либерализм удался, он стал органичным и самовоспроизводящимся несущим элементом организации общества. Конеч­но, либерализм не является, если можно так выразится «рецептом от всех общественных болезней», но для России, имеющей большой опыт усвоения и применения мирового опыта я думаю, это востребованное средство.

И это очень важно, поскольку, для Сибири именно поиск эффективного механизма социализации был и остается политической задачей. Именно на этой территории создавалось почти с нуля новое общество, а для успешного развития края, стабильности роста необходима свобода, но не допустима анархия. Именно эту задачу в Сибири начали решать еще 200 лет назад, и содержание этих решений чрезвычайно интересная тема, поскольку либера­лизм часто являлся их основой.

В начале 90-х годов XX века в России перестала существовать ко­мандно-административная система государственного и экономического уст­ройства. Масштабные трансформации, произошедшие в стране, вернули Россию на магистральный путь развития, включающий в себя рыночную эко­номику, разделение властей, гражданские и политические свободы. И это стимулирует профессиональный и общественный интерес к проблемам оте­чественного реформаторства. Вопреки тому, что, казалось бы, пик реформ уже позади, и строящаяся «вертикаль» может кем-то рассматриваться как шаг назад.

В этой связи представляется весьма интересной богатая политическая история Сибири. В силу ряда исторических обстоятельств Сибирь долгое время, как это ни парадоксально звучит, являлась инкубатором многих пере­довых политических проектов. Здесь работали десятки просвещенных мыс­лителей, общественно-политических деятелей, историков и писателей, тру­ды которых закладывали основу либеральной традиции России.

Сибирь не знала крепостного права, суровые климатические условия заставляли человека надеяться только на себя и свои силы. Необъятные пространства, «оторванность» от метрополии, огромный потенциал природ­ных ресурсов и богатств формировали во многом более свободные взгляды и суждения, чем в столицах. Существенное влияние на формирование сво­бодной политической атмосферы в регионе оказало и постоянное пребыва­ние в Сибири в силу разных причин большого числа образованных и свобо­домыслящих людей. Следует напомнить и о богатых меценатских традициях сибирского купечества, стремившегося к просвещению. Все это создавало в Сибири особый политический климат, который стимулировал развитие сво­бодной политической мысли и передовой политической практики в регионе. Исследуя политические процессы, протекавшие на территории этого огром­ного субрегиона, можно с полным основанием констатировать постоянство стремления общественных деятелей, мыслителей, политиков к совершенст­вованию устройства региональной власти.

Очевидно, что на протяжении всей истории своего существования Си­бирь была «слабым звеном» возникавшей авторитарной цепи, сюда «не до­тягивалась» сила и мощь парализующего волю властного приказа. Для на­ходящегося далеко от центра региона, периферийность, по-моему, не про­блема, а шанс на успешное экономическое и политическое развитие в либе­ральной логике. А, учитывая, что развитие общества идет снизу, из граждан­ских и политических прав и свобод, прорастает из регионов, то для россий­ских условий либерализм это не столько столичное явление, сколько реаль­ная политическая практика территорий.

Либеральная практика в Сибири началась реформами Сперанского. Вообще, для Сперанского Сибирь стала его «звездным часом» как реформа­тора. Здесь он сделал то, что ему не дали сделать в центре, для всей стра­ны. Начав с ревизии края и «усмирения» коррупции он создал юридическую базу края, в дальнейшем послужившую основой для управления и развития территории. Ее основные элементы – это: Устав об управлении инородцев, давший коренному населению те же права, что и русским, Учреждения для управления Сибирских губерний, в которых были введены первые предста­вительные органы власти с законосовещательными полномочиями, Устав о ссыльных, упорядочивший и ограничивший уголовную ссылку в край, и мно­гие другие.

На мой взгляд, Сперанский первым понял основное противоречие управления Сибирью – больший надзор из центра – произвол столичных чи­новников, ослабление надзора – рождал произвол губернатора, и устранить это противоречие можно было только «уравновесив» власть в регионе, соз­дать совету, комитеты, участие которых позволило бы ослабить давление из центра, параллельно с контролем за исполнительной властью в регионе. По его мнению, при управлении на такой огромной территории как Сибирь иногда нужно применять жесткие методы управления и решения, но нормально, когда они должны носить ситуативный характер, осуществляться в короткие сроки и не становиться основной практикой управления.

Об адекватности выбора либерального пути развития Сибири говорит не только опыт проведенных тут реформ, но и цели и программы сибирских общественных и политических деятелей, выступавших за свободу слова, введение представительных органов власти территории, самоуправления, формирование федеративных отношений с центром. Сибирь это субъект, ге­нерировавший идеи политического переустройства как основу, необходимую для дальнейшего устойчивого существования общества, и в этом ключе Сперанский и Батеньков не ссыльные, а реформаторы, нашедшие в гражданском и политическом развитии края адекватные региональным пробле­мам решения

С начала XIX века политическая мысль и практика в Сибири имела в своей основе конкретные меры по развитию региона через: введение пред­ставительных органов власти, разгосударствление экономической деятель­ности, развитие образования, предоставление населению гражданских прав и свобод, можно говорить о воспроизведении в Сибири классического либе­рализма реализующегося через просвещение, право, разделение властей. Историю политической деятельности сибиряков, добивавшихся политических реформ нашего края составили общественно-политические деятели, кото­рых по их взглядам, делам, заботах о свободном устроении общества можно с полным основанием отнести к выдающимся деятелям. Сперанский и Батеньков, Авдеева-Полевая, Баснин, Белоголовый, Полевой, Вагин и Загос­кин, Щапов, Ядринцев, Словцов, Сукачев, Потанин, Алексей Корнилов, люди, которые своим общественным служением создали славу Сибири. Этих лю­дей – государственных деятелей, купцов, и исследователей, историков, пуб­лицистов, издателей, педагогов и писателей объединяло нечто общее – все они считали необходимым скорейшее проведение реформ в Сибири, считали необходимым введение института представительной власти, который бы, по­зволил помимо всего прочего отстаивать интересы края перед верховной властью, контроль над властью исполнительной, развитие местного само­управления, и многое другое, что сегодня мы называем либеральным поли­тическим устройством.

Политические деятели Сибири, активно участвовали в политических процессах России, публикуя работы политического содержания, редактируя печатные издания, участвуя в разработке политических программ. Более то­го, по целому ряду направлений политической мысли представители Сибири стали первопроходцами. Сибирь имела все условия для активного развития, для реализации самых передовых политических идей современности. За го­ды своего развития сибирские регионы сконцентрировали в себе богатые традиции либерального развития.

Важно, что и областническое движение было в своей основе как сейчас принято говорить «государственническим». Областники, отстаивая идею автономизации края, стремились к стабильности, рассматривая устойчивую, опирающуюся на широкое общественное участие власть как основу стабиль­ности, в которой есть механизмы согласования интересов общества, борьбы с коррупцией. Для областников Петербург, центральная Россия, в которой экономические и политические противоречия из-за отсутствия своевремен­ных реформ «сжимали» общество до взрывоопасного состояния, были не ба­зой стабильности, а источником революционной угрозы. Движение т.н. «об­ластников» можно оценить как глубоко патриотичное, эти люди, как точно выразился Салтыков-Щедрин не путали Родину с начальством. А обрушив­шаяся в скором времени на Россию распутинщина и хаос подтвердили пра­вильность областнических опасений.

При этом нужно учесть, что обособление от Сибири, было продуктом Петербурга, например, всеми способами ограничивались поставки из Сибири в центральную Россию и Европу продукции сельского хозяйства, дошло до того, что на Урале была выставлена таможня, на которой собиралась по­шлина за ввоз в Россию сибирского хлеба, причем пошлина была радикаль­но дискриминационной.

Развитие либерализма в Сибири имеет целый ряд особенностей. В регионе оно прошло через стадию автономизации и большое место в его развитие играло противостояние с центром, метрополией. Понимая, что ко­лонизировать и развивать такой огромный край можно только в условиях свободной конкуренции либералы выступали за наделение собственностью лесом, землей, как можно большего числа крестьян. Особенностью развития либерализма в Сибири также является и то, что для него одной из главных тем было преодоление статуса колониальной окраины.

В пользу обоснованности либерального выбора Сибири говорит и сравнение процессов освоения Сибири и Северной Америки, очевидно, что построение свободного общества возможно как результат колонизации, при этом трудности освоения – это не препятствие для свободной организации жизни, а шанс для выживания на новом месте. И это очень актуально сего­дня, когда, возвращаясь в Европу, мы можем параллельно усвоить и приме­нить многое из американского опыта организации власти и ведения бизнеса, т.е. формировать свою новую страну не как Евразию, или Азиопу, а как Евроамерику. И именно здесь и может быть заключена наша «особость» и наш «особый путь». Для таких регионов как Сибирь авторитарное развитие не­возможно, стоимость «вертикали» с каждым километром от Москвы вырас­тает в разы, и если продолжить движение в этом направлении, то расходы на власть поглотят любые доходы и сверхдоходы бюджета, ввергнув страну в очередной затяжной кризис.

Оппоненты, выступающие с противоположных позиций часто отсылают нас к опыту Китая, приводя его как пример нелиберальной, авторитарной ус­пешной современной модернизации, и отсылку к опыту Китая я считаю очень важной. Китайские реформы – это успешная трансформация, состоящая из двух элементов: освобождение общества и наведение порядка в государст­ве. Т.е. это либерализация экономических и общественных отношений соче­таемая с усилением контроля за бюрократией. Эффективный опыт, важный для России. У нас, к сожалению, обратная тенденция, и как результат прямо противоположный результат: бесконтрольное усиление чиновников, колос­сальная коррупция, подчинение всего бизнеса бюрократии одновременно с ослаблением институтов гражданского общества. Поэтому считаю, что китай­ский опыт нам нужно тщательнейшим образом изучать и применять в России, но именно как пример усиления контроля за государством с одновременным освобождением общества.

Либерализм как методология устройства общества, как модель устрой­ства власти нашел свое применение в Сибири на протяжении ее более чем трехсотлетней истории. Сибирь и сегодня, как и в предыдущие историче­ские этапы, имеет все условия, чтобы стать территорией испытания и успеш­ной апробации моделей либерального устройства нашей страны.

Игорь Князев

Научно-практическая конференция "Либерализм в Сибири: прошлое и настоящее". Доклады участников конференции. Иркутск, 6 октября 2005 года. - Иркутск, 2006. С. 28-31.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Князев И. | Оригинальное название материала: Сибирский либерализм | Источник(и): Либерализм в Сибири: прошлое и настоящее. Доклады участников конференции 6 октября 2005 года. - Иркутск, 2006 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2006 | Дата последней редакции в Иркипедии: 06 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Сибирь | Библиотека по теме "История" | Библиотека по теме "Власть. Политика. Общество"