Начиная разговор о либерализме в Сибири, хочу отметить принципиально важный момент: в моем понимании либерализм ни в коем случае не является движением, или направлением движения к распаду государства и хаотизации социума. Наоборот, он выступает как основа, каркас новой социальной сборки общества. Там, где либерализм удался, он стал органичным и самовоспроизводящимся несущим элементом организации общества. Конечно, либерализм не является, если можно так выразится «рецептом от всех общественных болезней», но для России, имеющей большой опыт усвоения и применения мирового опыта я думаю, это востребованное средство.
И это очень важно, поскольку, для Сибири именно поиск эффективного механизма социализации был и остается политической задачей. Именно на этой территории создавалось почти с нуля новое общество, а для успешного развития края, стабильности роста необходима свобода, но не допустима анархия. Именно эту задачу в Сибири начали решать еще 200 лет назад, и содержание этих решений чрезвычайно интересная тема, поскольку либерализм часто являлся их основой.
В начале 90-х годов XX века в России перестала существовать командно-административная система государственного и экономического устройства. Масштабные трансформации, произошедшие в стране, вернули Россию на магистральный путь развития, включающий в себя рыночную экономику, разделение властей, гражданские и политические свободы. И это стимулирует профессиональный и общественный интерес к проблемам отечественного реформаторства. Вопреки тому, что, казалось бы, пик реформ уже позади, и строящаяся «вертикаль» может кем-то рассматриваться как шаг назад.
В этой связи представляется весьма интересной богатая политическая история Сибири. В силу ряда исторических обстоятельств Сибирь долгое время, как это ни парадоксально звучит, являлась инкубатором многих передовых политических проектов. Здесь работали десятки просвещенных мыслителей, общественно-политических деятелей, историков и писателей, труды которых закладывали основу либеральной традиции России.
Сибирь не знала крепостного права, суровые климатические условия заставляли человека надеяться только на себя и свои силы. Необъятные пространства, «оторванность» от метрополии, огромный потенциал природных ресурсов и богатств формировали во многом более свободные взгляды и суждения, чем в столицах. Существенное влияние на формирование свободной политической атмосферы в регионе оказало и постоянное пребывание в Сибири в силу разных причин большого числа образованных и свободомыслящих людей. Следует напомнить и о богатых меценатских традициях сибирского купечества, стремившегося к просвещению. Все это создавало в Сибири особый политический климат, который стимулировал развитие свободной политической мысли и передовой политической практики в регионе. Исследуя политические процессы, протекавшие на территории этого огромного субрегиона, можно с полным основанием констатировать постоянство стремления общественных деятелей, мыслителей, политиков к совершенствованию устройства региональной власти.
Очевидно, что на протяжении всей истории своего существования Сибирь была «слабым звеном» возникавшей авторитарной цепи, сюда «не дотягивалась» сила и мощь парализующего волю властного приказа. Для находящегося далеко от центра региона, периферийность, по-моему, не проблема, а шанс на успешное экономическое и политическое развитие в либеральной логике. А, учитывая, что развитие общества идет снизу, из гражданских и политических прав и свобод, прорастает из регионов, то для российских условий либерализм это не столько столичное явление, сколько реальная политическая практика территорий.
Либеральная практика в Сибири началась реформами Сперанского. Вообще, для Сперанского Сибирь стала его «звездным часом» как реформатора. Здесь он сделал то, что ему не дали сделать в центре, для всей страны. Начав с ревизии края и «усмирения» коррупции он создал юридическую базу края, в дальнейшем послужившую основой для управления и развития территории. Ее основные элементы – это: Устав об управлении инородцев, давший коренному населению те же права, что и русским, Учреждения для управления Сибирских губерний, в которых были введены первые представительные органы власти с законосовещательными полномочиями, Устав о ссыльных, упорядочивший и ограничивший уголовную ссылку в край, и многие другие.
На мой взгляд, Сперанский первым понял основное противоречие управления Сибирью – больший надзор из центра – произвол столичных чиновников, ослабление надзора – рождал произвол губернатора, и устранить это противоречие можно было только «уравновесив» власть в регионе, создать совету, комитеты, участие которых позволило бы ослабить давление из центра, параллельно с контролем за исполнительной властью в регионе. По его мнению, при управлении на такой огромной территории как Сибирь иногда нужно применять жесткие методы управления и решения, но нормально, когда они должны носить ситуативный характер, осуществляться в короткие сроки и не становиться основной практикой управления.
Об адекватности выбора либерального пути развития Сибири говорит не только опыт проведенных тут реформ, но и цели и программы сибирских общественных и политических деятелей, выступавших за свободу слова, введение представительных органов власти территории, самоуправления, формирование федеративных отношений с центром. Сибирь это субъект, генерировавший идеи политического переустройства как основу, необходимую для дальнейшего устойчивого существования общества, и в этом ключе Сперанский и Батеньков не ссыльные, а реформаторы, нашедшие в гражданском и политическом развитии края адекватные региональным проблемам решения
С начала XIX века политическая мысль и практика в Сибири имела в своей основе конкретные меры по развитию региона через: введение представительных органов власти, разгосударствление экономической деятельности, развитие образования, предоставление населению гражданских прав и свобод, можно говорить о воспроизведении в Сибири классического либерализма реализующегося через просвещение, право, разделение властей. Историю политической деятельности сибиряков, добивавшихся политических реформ нашего края составили общественно-политические деятели, которых по их взглядам, делам, заботах о свободном устроении общества можно с полным основанием отнести к выдающимся деятелям. Сперанский и Батеньков, Авдеева-Полевая, Баснин, Белоголовый, Полевой, Вагин и Загоскин, Щапов, Ядринцев, Словцов, Сукачев, Потанин, Алексей Корнилов, люди, которые своим общественным служением создали славу Сибири. Этих людей – государственных деятелей, купцов, и исследователей, историков, публицистов, издателей, педагогов и писателей объединяло нечто общее – все они считали необходимым скорейшее проведение реформ в Сибири, считали необходимым введение института представительной власти, который бы, позволил помимо всего прочего отстаивать интересы края перед верховной властью, контроль над властью исполнительной, развитие местного самоуправления, и многое другое, что сегодня мы называем либеральным политическим устройством.
Политические деятели Сибири, активно участвовали в политических процессах России, публикуя работы политического содержания, редактируя печатные издания, участвуя в разработке политических программ. Более того, по целому ряду направлений политической мысли представители Сибири стали первопроходцами. Сибирь имела все условия для активного развития, для реализации самых передовых политических идей современности. За годы своего развития сибирские регионы сконцентрировали в себе богатые традиции либерального развития.
Важно, что и областническое движение было в своей основе как сейчас принято говорить «государственническим». Областники, отстаивая идею автономизации края, стремились к стабильности, рассматривая устойчивую, опирающуюся на широкое общественное участие власть как основу стабильности, в которой есть механизмы согласования интересов общества, борьбы с коррупцией. Для областников Петербург, центральная Россия, в которой экономические и политические противоречия из-за отсутствия своевременных реформ «сжимали» общество до взрывоопасного состояния, были не базой стабильности, а источником революционной угрозы. Движение т.н. «областников» можно оценить как глубоко патриотичное, эти люди, как точно выразился Салтыков-Щедрин не путали Родину с начальством. А обрушившаяся в скором времени на Россию распутинщина и хаос подтвердили правильность областнических опасений.
При этом нужно учесть, что обособление от Сибири, было продуктом Петербурга, например, всеми способами ограничивались поставки из Сибири в центральную Россию и Европу продукции сельского хозяйства, дошло до того, что на Урале была выставлена таможня, на которой собиралась пошлина за ввоз в Россию сибирского хлеба, причем пошлина была радикально дискриминационной.
Развитие либерализма в Сибири имеет целый ряд особенностей. В регионе оно прошло через стадию автономизации и большое место в его развитие играло противостояние с центром, метрополией. Понимая, что колонизировать и развивать такой огромный край можно только в условиях свободной конкуренции либералы выступали за наделение собственностью лесом, землей, как можно большего числа крестьян. Особенностью развития либерализма в Сибири также является и то, что для него одной из главных тем было преодоление статуса колониальной окраины.
В пользу обоснованности либерального выбора Сибири говорит и сравнение процессов освоения Сибири и Северной Америки, очевидно, что построение свободного общества возможно как результат колонизации, при этом трудности освоения – это не препятствие для свободной организации жизни, а шанс для выживания на новом месте. И это очень актуально сегодня, когда, возвращаясь в Европу, мы можем параллельно усвоить и применить многое из американского опыта организации власти и ведения бизнеса, т.е. формировать свою новую страну не как Евразию, или Азиопу, а как Евроамерику. И именно здесь и может быть заключена наша «особость» и наш «особый путь». Для таких регионов как Сибирь авторитарное развитие невозможно, стоимость «вертикали» с каждым километром от Москвы вырастает в разы, и если продолжить движение в этом направлении, то расходы на власть поглотят любые доходы и сверхдоходы бюджета, ввергнув страну в очередной затяжной кризис.
Оппоненты, выступающие с противоположных позиций часто отсылают нас к опыту Китая, приводя его как пример нелиберальной, авторитарной успешной современной модернизации, и отсылку к опыту Китая я считаю очень важной. Китайские реформы – это успешная трансформация, состоящая из двух элементов: освобождение общества и наведение порядка в государстве. Т.е. это либерализация экономических и общественных отношений сочетаемая с усилением контроля за бюрократией. Эффективный опыт, важный для России. У нас, к сожалению, обратная тенденция, и как результат прямо противоположный результат: бесконтрольное усиление чиновников, колоссальная коррупция, подчинение всего бизнеса бюрократии одновременно с ослаблением институтов гражданского общества. Поэтому считаю, что китайский опыт нам нужно тщательнейшим образом изучать и применять в России, но именно как пример усиления контроля за государством с одновременным освобождением общества.
Либерализм как методология устройства общества, как модель устройства власти нашел свое применение в Сибири на протяжении ее более чем трехсотлетней истории. Сибирь и сегодня, как и в предыдущие исторические этапы, имеет все условия, чтобы стать территорией испытания и успешной апробации моделей либерального устройства нашей страны.
Игорь Князев
Научно-практическая конференция "Либерализм в Сибири: прошлое и настоящее". Доклады участников конференции. Иркутск, 6 октября 2005 года. - Иркутск, 2006. С. 28-31.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей