ПОЛИЦИЯ в Сибири. Полиция — совокупность специальных органов администрации и местного самоуправления, имеющих задачей предупреждение и пресечение действий, угрожающих общественному порядку и спокойствию граждан.
Сложившуюся в Сибири к 1637 (создание Сибирского приказа) систему воеводско-приказного управления можно рассматривать и как комплекс правоохранительных органов. Высшей полицейской властью в регионе являлись судьи Сибирского приказа. На местах правоохранительную сферу курировали уездные воеводы. Их исполнительный аппарат включал местных служилых людей «по прибору», которых можно рассматривать как рядовых полицейских на уровне уездного города.
Удаленные от уездного центра остроги и слободы управлялись приказчиками, которым воевода делегировал полицейские полномочия по недопущению пьянства, азартных игр, колдовства, проявлений язычных суеверий, антиправительственных разговоров, бегства и незаконных перемещений в крестьянской среде. Свою деятельность приказчики осуществляли через судную избу, делопроизводство которой вел дьячок. Эта низовая структура содержалась уездной администрацией за счет общины крестьянской. В помощь приказчику крестьяне выбирали старост, пятидесятских и десятских. Во внутреннее устройство ясачных волостей и улусов, где проживало коренное население, русская администрация не вмешивалась; их управление, в том числе и полицейское, строилось на основе обычного права. Эта тенденция сохранялась и в последующем.
Реформы первой трети XVIII в. заложили основу для создания в Сибири специальных полицейских органов. Полицейские функции воевод определялись в воеводской инструкции 1719. Ряд статей общероссийского наказа губернаторам и воеводам от 12 сентября 1728 был посвящен обязанностям по борьбе со шпионами, ворами и разбойниками, поддержанию нравственности, надзору за общественным порядком в городах, поимке беглых крепостных. В 1733 создается Тобольская полицмейстерская контора, ставшая первым регулярным полицейским формированием в Сибири. Она подчинялась Главной полицмейстерской канцелярии в Санкт-Петербурге и возглавлялась назначаемым оттуда полицмейстером — офицером в чине капитана. По штатам 1733 в ее состав входили 2 канцелярских служителя, унтер-офицер, капрал и 8 рядовых. В качестве рядовых полицейских служителей использовались члены посадского самоуправления — старосты, сотские, десятские, которых в должности утверждал полицмейстер. Чисто полицейские функции (допрос и препровождение в суд лиц, задержанных за драки, ликвидация притонов, учет проезжающих через город и выявление беглых) полицмейстерская контора сочетала с обязанностями, напрямую не связанными с организацией охраны правопорядка (надзор за регулярной застройкой города, противопожарной безопасностью, чистотой улиц, санитарным состоянием торговли продовольствием, укрепление и содержание в надлежащем состоянии берегов рек и уличных стоков, проведение переписей, размещение солдат на постой), что превращало ее в основу административной системы управления городом. В 1757 такое же учреждение появилось в Иркутске. Компетенция Тобольской и Иркутской контор не выходила за пределы Тобольского и Иркутского уездов. В остальных городах воевода назначал городничего (из служилых людей), которому должны были оказывать содействие магистраты и ратуши.
В дальнейшем правоохранительная система Сибири, как и всей страны, продолжала развиваться по пути укрепления территориальных полицейских органов. При Екатерине II высшая полицейская власть в регионе закрепляется за губернаторами. В 1763 при воеводах были созданы регулярные команды для несения полицейской службы, но они часто были не укомплектованы личным составом. «Учреждение для управления губерний» 1775, введенное в действие за Уралом в 1782, вменяло в обязанность губернатора надзор за деятельностью полицейских и всех других должностных лиц. Окончательно ликвидировалось воеводское управление на местах, выстраивалась четкая вертикаль полицейской власти. На уездном уровне полицейскими руководителями становились городничий в уездном центре и исправник в уезде. В Тобольском наместничестве назначались 5 комендантов и 12 городничих (в Тобольске и комендант, и городничий), в Иркутском — 14 городничих, в областных городах Охотске и Якутске вместо городничих ввели должность коменданта, в Нерчинске — обер-коменданта. При городничих учреждались канцелярии городнического (комендантского) правления, осуществлявшие общий полицейский контроль: поддержание порядка в городе, надзор за исполнением законов, выдача паспортов и увольнительных, регистрация паспортов приезжих. В мае 1782 в сибирских городах начал создаваться постоянный исполнительный полицейский аппарат, дополнивший канцелярии. В соответствии с «Уставом благочиния, или полицейским» 1782 в Тобольске и Иркутске создавались управы благочиния, которые должны были заменить полицмейстерские конторы. После открытия сибирских наместничеств управы благочиния появились и в других городах. Их возглавляли городничие или коменданты при участии 2 назначаемых приставов (гражданских и уголовных дел) и 2 выборных заседателей от горожан (ратманы).
По «Уставу благочиния.» крупные города делились на части из 200—700 дворов, во главе с частным приставом из унтер-офицеров со своей канцелярией. Тобольск разделялся на 6 частей, Томск — на 5, Иркутск — на 4, в большинстве других городов Сибири было по 2 части. Части делились на кварталы по 50—100 дворов во главе с квартальными надзирателями. Мелкие города делились только на кварталы. Управам благочиния передавалась вся полицейская власть в городе. Исправник совместно с 2 дворянскими и 2 сельскими заседателями, а также секретарем составляли нижний земский суд. Эта инстанция была административно-полицейским центром всего уезда. Реформы крестьянского самоуправления второй половины XVIII в. заменили в Сибири старые остроги и слободы волостями, а казенных приказчиков и судные избы — выборной крестьянской администрацией. Волостные суды, состоявшие из старосты, 2 выборных и нанимаемого писаря, сотских и десятских, оказались в непосредственном подчинении нижнего земского суда и составили низовую структуру полицейского аппарата в волости.
В первой четверти XIX в. было законодательно оформлено использование для нужд полиции казачьих частей. Согласно уставу о городских казаках Сибири от 1822, они были обязаны осуществлять ночные разъезды в городах, наблюдать за казенными поселениями и благочинием на сельских и инородных ярмарках, исполнять должности квартальных надзирателей в малолюдных городах и выполнять различные поручения полицейских чиновников. В рамках МВД сложилась ведомственная структура управления специализированными полицейскими органами (Департамент полиции). Это не привело к каким-либо существенным изменениям в положении территориальной полиции Сибири. Административно-полицейская власть на местах по-прежнему сосредоточивалась в губернском правлении. Губернатором решались наиболее важные вопросы управления, контроля и судопроизводства, что свидетельствует об исключительном положении полиции в структуре общего управления. Губернская полиция, например, контролировала и распределяла земские повинности, заведовала хлебными магазинами. В течение первой половины XIX в. полиция все больше срасталась с аппаратом общего управления, превращалась в его исполнительную основу. Это вылилось в тотальную бюрократизацию полицейской службы, что усилило власть канцеляристов. Практически не изменилась и численность полицейских. Все это делало правоохранительную деятельность полиции крайне неэффективной.
Вторая половина XIX — начало ХХ в. — качественно новый этап строительства российской полиции. Принятые 25 декабря 1862 «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний» стали законодательной основой одной из самых масштабных реформ 1860-х гг. Законом от 13 июля 1867 «О преобразовании полиции в Сибири» ее компетенция распространялась на восточный регион. Земские и городские полицейские органы были объединены в единые окружные (с 1898 — уездные) полицейские управления. В губернских центрах и некоторых городах сохранялись или создавались свои полицейские формирования — городские полицейские управления. Во главе уездного полицейского управления стоял исправник, назначаемый губернатором и подчиняющийся непосредственно ему. Уезды делились на станы, которые возглавляли становые приставы (земские заседатели). Рядовых полицейских в уезде по-прежнему было крайне мало. В 1870—80-е гг. казаков, находившихся при полицейских управлениях, заменили отряды вольнонаемной полицейской стражи. При ограниченности средств эта мера не оказалась действенной. В итоге обязанность поддержания общественного порядка на уровне волости — села — деревни полностью ложилась на крестьянское общество. Волостным и сельским сходам были приданы судебно-полицейские функции, они даже получили право высылки в административном порядке членов общины. Непосредственными организаторами полицейской службы в селениях оставались сельские старосты и подчиненные им сотские и десятские. Над ними стоял волостной старшина, подчинявшийся становому приставу. Высшим должностным лицом в городской полиции был полицмейстер, назначаемый губернатором. Город делился на части (участки), во главе которых были частные (участковые) приставы, части - на околотки (по 3-4 тыс. жителей) под началом околоточных надзирателей. Охраной внешнего порядка занимались городовые полицейские служители, сведенные в полицейскую команду. Помощь городовым были обязаны оказывать полицейские стражники, а также ночные сторожа и караульщики, обходные и объездные, нанимавшиеся частными лицами.
Полиция сохраняла чрезвычайно широкий круг обязанностей. Законодательство продолжало рассматривать полицейские учреждения как органы управления вообще, а исправника - как главного представителя власти в уезде. В их компетенцию входили любые действия по управлению подведомственной территорией - от наблюдения за застройкой гордских улиц до записей актов гражданского состояния. Реформа 1862 не завершила бюрократической эволюции полицейского аппарата. Он не выдержал социально-политических катаклизмов и после Февральской революции был ликвидирован. 11 марта 1917 специальным постановлением Временного правительства правоохранительные функции передавались от полиции органам местного самоуправления, в которых на правах отделов создавались милицейские формирования.
Лит.: Качуров С.Ю. Полицейские формирования Министерства внутренних дел в Восточной Сибири XIX - начала XX века (на примере Иркутской губернии) // Силовые структуры и общество: Исторический опыт взаимодействия в условиях Сибири: Матер. науч.-теор. семинара. Иркутск, 2003; Власть в Сибири: XVI - начало XX в. Изд. 2-е. Новосибирск, 2005.
Д.М. Шиловский
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей