ПОЭЗИЯ СИБИРИ. Связана в первую очередь с появлением в 1789 в Тобольске журнала «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», на страницах которого печатались стихотворные произведения местных авторов. Творчество большинства из них развивалось в рамках классицизма.
Наиболее известен П.П. Сумароков, автор стихов, поэм, сказок, басен, торжественных од, эпиграмм. Самые крупные произведения — «ирои-комическая» поэма «Амур, лишенный зрения» и ода «Гордость» (1789). Характерные для классицизма просветительские традиции проявляются в произведениях другого автора журнала — И.И. Бахтина. В поэтических опытах будущего историка Сибири П.А. Словцова (ода «К Сибири» 1782 и др.), выдержанных в целом в классицистических традициях, присутствуют и элементы поэтики сентиментализма. Эстетический синкретизм, сочетание элементов классицизма, сентиментализма, романтизма характерно для сочинений Н.С. Смирнова.
На поэзию Сибири 1820—40-х гг. оказал влияние романтизм A. С. Пушкина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, а также оказавшихся в сибирской ссылке поэтов-декабристов. В творчестве сибирских поэтов появляются характерные для романтизма лирические жанры: элегия, дружеское послание, баллада; наблюдается расцвет романтической поэмы (наиболее значительны ориентированные на «южные поэмы» А.С. Пушкина «Авван и Гайро» Ф. Бальдауфа, 1834; «Сузге» П.П. Ершова, 1838; «Нерчинские беглецы» А. Таскина, 1832). В стихах Ф. Бальдауфа, П.П. Ершова, И. Петрова и других присутствуют традиционные романтические мотивы (бренности всего земного, печальные раздумья о любви, смерти, вечности и т. д.). В то же время романтическая поэзия Сибири обладает рядом специфических черт: в ней не представлен мотив бегства героя в мир нетронутых цивилизацией народов, почти нет идеализации эпохи средних веков (исключение составляют произведения, посвященные присоединению Сибири к России). Особое место в творчестве поэтов-романтиков занимает «местный колорит»: описания сибирской экзотики, быта и нравов сибирских народов, природы, а также мотивы русского фольклора (например, сочинения П.П. Ершова, обращавшегося к сказочной и песенной форме).
В середине XIX в. в литературе Сибири наступает кризис романтизма. Эклектическая эстетика свойственна стихам Е.Л. Милькеева (1815 — около 1845), отчасти подражательным, в которых значительную роль играют религиозные мотивы. В стихах М.А. Александрова (даты жизни и смерти не известны) появляются социальные мотивы и реалистические тенденции, Сибирь воспринимается поэтом как страна резких контрастов богатства и нищеты. В поэзии Д.П. Давыдова присутствует местный колорит, описание подробностей быта и обычаев сибирских народностей, фольклорные мотивы. Его стихотворение «Дума про беглеца на Байкале» (1858) легло в основу популярной народной песни «Славное море — священный Байкал». В его стихах впервые появляется тема сибирской каторги, которая займет особое место в революционной поэзии конца XIX — начала XX в.
Для революционной поэзии рубежа веков ориентиром послужило демократическое направление русской лирики 1860—70-х гг., возглавляемое Н.А. Некрасовым. В стихах И.Ф. Федорова-Омулевского, П.В. Шумахера (1817—91), Ф.М. Мокеева (1830—80), а также Н.М. Ядринцева и B. Г. Богораза, публиковавшего свои сочинения в подпольном издании «Народной воли», звучат социальные мотивы, революционный пафос соединяется с реалистическими тенденциями. Это же характерно и для творчества И.И. Тачалова (1879—1929).
В начале XX в. в творчестве некоторых сибирских поэтов проявились элементы модернизма: символизм оказал влияние на стихи И. Иванова, Г.А. Вяткина, декадентские мотивы заметны у П.Л. Драверта, В. Пруссака.
Для поэзии 1920-х гг. характерно стилистическое разнообразие и художественный поиск, которые выразились, в частности, в образовании творческих группировок. Неоднозначным было отношение к революции, особенно среди поэтов, взгляды которых сформировались до 1917. Одни (А.П. Оленич-Гнененко, В.А. Итин) сразу принимают революционные преобразования, другие (Г.А. Вяткин) проходят долгий путь сомнений и переоценки ценностей.
Революционно-романтический пафос, агитационно-пропагандистское начало свойственны поэзии Ф.М. Лыткина (1897—1918), П.С. Парфенова (1894—1937), автору «Партизанского гимна» («По долинам и по взгорьям.»), Н.Л. Янчевского (1892—1937), создателя написанной под влиянием «Двенадцати» А.А. Блока поэмы «Октябрь». Революционная романтика присутствует в творчестве комсомольских поэтов Я.М. (Джека) Алтаузена (1907—42), создателя поэмы «Безусый энтузиаст» (1928), и И.П. Уткина (1903—44), авторы поэмы «Повесть о рыжем Мотэле» (1925).
В 1930-е гг. поэзия Сибири развивается в основном в русле «социального реализма»: поэты старшего поколения (Г.П. Павлов, 1895—1943; Н.А. Алексеев, 1891—1963), а также более молодые (Л.Н. Мартынов, А.С. Ольхон, М.М. Скуратов, С.Н. Марков, В.М. Саянов, В.И. Непомнящих, И.И. Молчанов-Сибирский, И.Д. Рождественский, В.Н. Афанасьев) прославляют социалистические преобразования, индустриализацию края, новый быт, успехи первых пятилеток, коллективизацию на селе. И.А. Мухачев (1896—1958) в эти годы приветствует политику коллективизации на Алтае, выступая с призывами вступать в колхозы (поэма «Путем коллективизма» 1932). В то же время многие его стихи посвящены теме природы. Природа Алтая, а также фольклор алтайских народов отражены в творчестве И.Е. Ерошина (1894—1965) («Синяя юрта», 1929; «Песни Алтая», 1933).
В Сибири началась творческая биография талантливого поэта П.Н. Васильева, расстрелянного в 1937. В 1927—28 его стихи печатает журнал «Сибирские огни».
В 1930-е гг. получил распространение жанр исторической поэмы. Появляются крупные поэтические полотна И.А. Мухачева («Карло Тэтэнгоди» и «Повесть о Демжае-алтайце»), Г.А. Вяткина («Сказ о Ермаковом походе»), большие циклы исторических поэм Л.Н. Мартынова и П.Н. Васильева, поэма А. Ольхона («Ведомость о секретном преступнике Чернышевском за 1862—83 года») и другие.
Многие поэты-сибиряки — участники Великой Отечественной войны, ими создано немало стихов патриотического содержания. Погибли Е.Н. Березницкий, Б.А. Богатков, К.Г. Брянский, Г.А. Доронин, И.М. Ливертовский, М.А. Рыбаков, Г.К. Суворов, И.А. Черепанов, В.М. Чугунов. О войне пишут и поэты, находившиеся в тылу: И.А. Мухачев, Л.Н. Мартынов, Е.К. Стюарт.
В военные годы значительное распространение получает форма поэтического цикла, объединенного образом героя, веселого солдата — смелого, находчивого, умеющего выйти из любого положения. Сибирские варианты «Василия Теркина» создавали Г.А. Доронин (Саша Сибиряков), М.И. Юдалевич (Иван Боёк), А.И. Смердов (Тарас Клинков). Популярны лирические «письма с передовой», где описания личных переживаний переплетаются с гражданскими и патриотическими мотивами. Боевым действиям Советской армии на Востоке посвящены стихи Л.А. Чикина (1927—94). П.С. Комаров (1911—49) создает поэтические циклы «Маньчжурская тетрадь», «Монгольские стихи», «Корейские мотивы», отмеченные Сталинской премией.
Во время войны сформировалось поэтическое поколение, представленное именами Н.И. Перевалова, И.М. Ветлугина, Е.С. Буравлева, Ю.П. Гордиенко, Л.В. Решетникова, И.Г. Краснова, М.А. Небогатова, Е.М. Павличенко, Ю.Д. Левитанского и других, чье творчество раскроется в послевоенные десятилетия.
Для сибирской поэзии послевоенных лет характерно, как и в 1930-е гг., усиление эпического начала. Появляются поэмы М.И. Юдалевича «Иван Ползунов» и «Алтайский горный инженер», В.Д. Федорова «Проданная Венера», К.Л. Лисовского «Русский человек Бегичев», Н.И. Перевалова «В сельской школе», А.И. Смердова «Пушкинские горы». На 1950-е гг. приходится расцвет творчества К.Л. Лисовского (1919—80), а также В.М. Пухначева (1910—82). Известный больше как поэт-песенник, автор слов песен «Над широкой Обью», «Сибирский вальс» и других, В.М. Пухначев создавал также большие эпические поэмы, среди которых — поэтическая трилогия «Сказ о Васюганье» (1969), где центральным героем становится Сибирь в ее прошлом и настоящем.
В период «оттепели», на рубеже 1950—60-х гг., в поэзии Сибири усиливается лирическое начало. Особое значение обретают «вечные» темы любви и природы, сопряженные с корневыми ценностями бытия. Исчезает декларативность, уступая место подлинным чувствам и настроениям, естественней становятся интонации. Резко возрастает интерес к «мелочам» жизни и «простым истинам», что не отменяет важной роли социальной проблематики (творчество Е.К. Стюарт, Л.Н. Мартынова, В.Д. Федорова).
В 1960-х гг. появляются новые поэтические имена: в Новосибирске — А.А. Романов, Н.И. Созинова, И.О. Фоняков, В.Ф. Балачан, В.А. Крещик, Н.М. Грехова; Омске — В.А. Макаров, В.Я. Озолин; Томске — В.И. Казанцев; Барнауле — Л.С. Мерзликин; в Кемерове - В.М. Баянов, И.М. Киселев; Иркутске - А.В. Преловский, С.А. Кузнецова; Чите — Р.В. Филиппов; Красноярске — В.Н. Белкин, Р.Х. Солнцев, З.Я. Яхнин; Хабаровске — М. Асламов. Тематич. и жанровый диапазон поэтов 1960-х гг. отличается широтой и разнообразием: диалектика человеческих отношений (В.И. Казанцев); романтическая полемика с обывательским строем мыслей и чувств (Р.Х. Солнцев); воспевание сильных и мужественных людей Севера (В.Я. Озолин). З.А. Яхнин, И.О. Фоняков пишут лирические репортажи о людях разных профессий, меняющих лицо сибирской земли; А.В. Преловский, удостоенный за свод поэм «Вековая дорога» Государственной премии СССР, прославляет сибирские стройки. Неброская красота сибирской природы воспета В.М. Баяновым, в лирике Л.Н. Мерзликина сильно фольклорное начало. На передний план в творчестве этого поэтического поколения выходит экологическая тематика, тревога за сохранение природных, историко-культурных и духовных ценностей в связи с научно-технической революцией. Тема духовной преемственности звучит в стихах А.И. Плитченко. Утонченный лиризм и поэтическая новизна характерны для любовной и философской лирики Н.М. Греховой.
Один из самых ярких поэтов, заявивших о себе в 1960-е гг., — А.А. Кухно (1932—78). Его творчеству свойствен доходящий до трагедийного накала драматизм. В поэме «Море» (1965) осмысляются трагические стороны сталинской эпохи.
В 1970—80-е гг. заявляют о себе поэты Г.М. Лысенко (1941-78), В.М. Башунов (1946-2005), Н.М. Закусина, Т.Г. Четверикова, Л.А. Никонова, А.П. Кутилов (1940-85). Творчество последнего близко по духу поэзии П.Н. Васильева и Н.М. Рубцова.
1970—80-е гг. — пора расцвета искусства поэтического перевода в литературе Сибири. Переводятся зарубежные авторы, но особенно активная работа ведется с национальными сибирскими поэтами. Благодаря русским поэтам-переводчикам широкую известность обрели национальные сибирские поэты: алтайцы А.О. Адаров, П. Самык, Б.У. Укачин; якуты С.П. Данилов, Л.А. Попов; ненец Р.П. Ругин и другие. Продолжается начатая И.А. Мухачевым еще в 1920-е гг. работа по переложению на русском языке национального фольклора. Большое социально- культурное значение имеют осуществленные в 1980-е гг. А.В. Преловским, А.П. Плитченко, А.А. Романовым поэтические переводы героических эпосов народов Хакасии, Горного Алтая, Якутии и других сибирских регионов. Рубеж XX—XXI вв. отмечен появлением новых значительных имен почти в каждом регионе Сибири.
Лит.: Очерки русской литературы Сибири. Новосибирск, 1982. Т. 1, 2; Горшенин А.В. Беседы о сибирской литературе. Новосибирск, 1997; Он же. Абрисы. Новосибирск, 2001.
А.В. Горшенин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей