Новости

Почта // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ПОЧТА, (польский poczta) (почтовая связь), один из видов связи. В России понятие используется широко с середины XVII в.

Основа почтовых связей в XVII—XVIII вв. — система поч­товой (ямской) гоньбы. В Западной Сибири она являлась обязанностью ямщиков. Восточнее Ачинска, где не было ямщиков, ямская гоньба составляла повинность подат­ных сословий. В 1731 вместе с системой трактов (см. тракт почтовый) к востоку от Томска стала создавать­ся регулярная («ординарная») почта. Как следствие, ямская повинность стала более регламентированной, но и более обременительной. Крестьяне все чаще стали проявлять инициативу в отношении замены этой повинности денежным сбором для найма непосредственных исполнителей работ.

На рубеже 1730—40-х гг. стали возникать почтовые станы — пункты замены лошадей. По мере появления на станах постоянного населения они превращались в станции. Действиями почтарей, заведовавших почтовыми станциями, руководили почтовые конторы во главе с почтмейстерами. Регулярная почта содержалась (кроме ямской гоньбы) за государственный счет; при этом почтовые обязанности исполнялись не государственными чиновниками, а подрядчиками, каждые 3 года приобретавшими это право на торгах («торговая» система).

Подрядчики обязывались незамедлительно перево­зить лиц, имеющих документ под названием «подорожная». В подорожных (существовали до 1874) обозначались маршрут, должность и фамилия ехавшего, число и вид требуемых лошадей (курьерские или почтовые). Сбор за выдачу подорожной (в конце XVIII в. — до 0,5 коп. за версту и лошадь) шел в губернскую казну на устройство и содержание дорог и мостов. Почтари за перевозку по подорожным получали до Петра I твердое жалование из государственной казны, затем — плату («прогоны») по установлен­ным тарифам (1,5 коп. за версту и лошадь). Согласно правилам XIX в. во избежание задержек в провозе почт, курьеров, эстафет и проезжающих на каждой станции следовало содержать не менее 18 лошадей; на самом деле их кол-во доходило до 45. Кроме обслуживания государственных нужд, почтари имели право зарабатывать перевозкой частных лиц и грузов по тем же тарифам.

Закон требовал, чтобы подряд на содержание почтовой станции заключал непосредственно исполнитель работ («почтосодержатель»). На деле, поскольку почтовое дело требовало значительных вложений, подрядчиками выступали обладатели крупного капитала, в чьих руках сосредоточи­валось управление многими почтовыми станциями. Это позволяло им завышать цены на торгах. По существу, они оказыва­лись посредниками между государственными почтовыми чиновниками и непосредственными исполнителями почтовых работ. Для борьбы с завышением цен в конце XIX в. предпринимались попытки распределять заказы на содержание почтовых станций без конкурса. При этом чиновники сами опре­деляли цену, закладывая в нее и прибыль подрядчика («оценочная» система). Однако в Сибири преобладала «торговая» система.

Крупная реформа почты произошла в 1782. Управление почтовыми учреждениями, прежде разделенное между Коллегией иностранных дел и Ямской канцелярией, перешло к Главному правлению почтовых дел. В эту общегосударственную систему ока­зались включены и ямщики. С точки зрения должностных обязанностей, они заняли в 1782 такое же положение, как и почтосодержатели регулярной почты. Среди зем­ских сборов, взимаемых в Западной Сибири, тоже появились ямские деньги, за счет которых и оплачивались почтовые подряды. Таким образом, почтовая система по всей Сибири оказа­лась единой и основанной на тех же принципах, что и в центре страны.

Дальнейшие перемены затрагивали прежде всего не систему перевозок почты (ямская гоньба), а систему ее обработки (конторы, занимавшиеся приемом и выда­чей отправлений). В 1799 в качестве подразделений Главного правления созданы несколько почтамтов (в том числе в 1800 — почтамт Сибирский), которые руководили городскими, уездными и губернскими почтовыми конторами. Впервые был четко определен состав работников почтовых контор и их функции. В 1802 Главное почтовое правление вошло в состав вновь созданного Министерства внутренних дел.

В 1830 почтовым делом вместо Главного правления стал ведать Почтовый департамент. На базе почтамтов было создано 11 почтовых округов (в том числе Сибирский) во главе с почт-инспекторами. Почтовые округа объединяли деятельность губернских контор, последние — уездных. Реформа 1830 усилила единообразие почтовых операций. Появились новые долж­ности: контролеры, ревизоры, сортировщики, приемщи­ки, разборщики, письмоводители, присяжные. Исчезли старые канцелярские названия, не отвечавшие технике почтового дела: протоколисты, регистраторы, канцеляристы.

Одновременно были приняты меры по развитию системы перевозок. Помимо официальной почты всегда существовали частные извозчики. Издав в 1831 Положение о вольной почте, правительство попыталось в ряде случаев заменить частниками государственную почту и одновременно поставить их в рамки закона. По По­ложению, почтосодержатели получили право взимать по­вышенную прогонную плату и оказывать проезжающим дополнительные платные услуги (подмазка колес, предоставление в прокат экипажей и т. п.). При этом они обязывались сделать движение регулярным и принять ряд мер по облегчению быта проезжающих. Выгода для местного населения заключалась в прекращении расходования на почту земских денег, собираемых в основном с крестьян. Конкуренция содержателям вольных почт со стороны частных извозчиков запрещалась.

Однако в Сибири вольная почта не прижилась. Она действовала (с 1848) лишь на 3 станциях от границ Пермской губернии до Тюмени включительно. Содержал станции пермский купец 2-й гильдии Василий Михайлов. Цена проезда (прогона) на вольных почтах равнялась 3 коп. с версты и лошади, а впоследствии - 6 коп. В Сибири же проезд у частных возчиков стоил 1,5 коп. с версты и ло­шади, в Восточной Сибири с 1874 — 3 коп. Поэтому попытка сибирских властей распространить вольные почты на весь край в 1870-е гг. встретила сопротивление общественности (особенно купцов) и не удалась.

Череда административных перемен прошла в царствование Алек­сандра II. В 1855 из почтовых округов осталось только 3, в том числе Сибирский. Почт-инспекторов переименовали в начальников почтового округа. В 1860 Сибирский округ разделили на Западно-Сибирский и Восточно-Сибир­ский с центрами в Томске и Иркутске. С 1867, после упразднения должности губернского почтмейстера, заведовать губернскими почтовыми конторами стали управляющие почтовой частью в губернии. Западно-Сибирский почтовый округ просущес­твовал до 1870. После его ликвидации взаимодействие между губернскими конторами и Почтовым департаментом стало осуществляться напрямую.

Доставляемые почты отправления изначально подразде­лялись на тяжелые (доставляемые в повозках) и легкие (весом до 5 фунтов, доставлялись верхом). Отдельный вид составляли эстафеты (посылка с особо важными сообще­ниями нарочных гонцов). С 1781 почта начала принимать к пересылке деньги: сначала в ассигнационных билетах, а потом также в золотой и серебряной монете. Это особенно помогало кяхтинской торговле, основанной на обмене китайских товаров на золото и серебро. К началу XIX в. сформировалось деление почтовых отправлений на 3 основных вида: письмо, «денежное письмо» и посылка. К ним в течение 50 лет прибавился только 1 новый - «письмо с документами» (впоследствии получившее название «страховое письмо»). В страховых письмах пересылались векселя, заемные письма и различные денежные документы.

Доход за пересылку почтовых отправлений складывался из весовых и страховых денег. До 1783 таксы весового сбора определялись для каждого города. Например, в 1777 с лота (около 13 г) письма за доставку из Санкт-Петербурга до Тобольска собиралось 30 коп. (в 1,5 раза больше, чем до Архангельска), до Томска — 45, Иркутска — 60, Кяхты — 66, Якутска — 70 коп. С 1783 действовала единая такса для всего государства: на каждый лот письма за 100 верст доставки 2 коп.; меньше 100 верст — 1 коп. В 1807 принцип арифметической прогрессии в почтовой таксе был признан несправедливым. Тарифы изменились так, что­бы письма, отправляемые на ближние расстояния, стали дороже, на дальние — дешевле, чем раньше. В 1844 вве­дена единая стоимость доставки письма - 10 коп. (в 1875 после вступления России во Всеобщий почтовый союз уменьшена до 8, затем до 7 коп.). Единственным исключением из системы единых цен стало установление 3 ценовых поясов для посылок (1899): Европейская Россия, Западная Сибирь с Туркестаном и Восточная Сибирь. Сбор за пересылку цен­ностей (страховые деньги) появился в 1783. Изначально составлял 0,5 % оценки, с 1807 для расстояний свыше 500 верст — 1 %. Установление единой таксы позволило провести крупнейшую реформу системы подачи писем. Появились почтовые ящики и «штемпельные куверты» (маркированные конверты), делавшие общение с почтовыми чиновниками не обязательным для отправки письма. В 1857 в России появились почтовые марки.

Последняя до революции реформа почтового управления обусловлена совершенствованием технологий связи. В 1855 в России открылась первая телеграфная линия; 4 года спустя начались изыскательские и технические работы по прокладке линии Казань-Иркутск-Хабаровск-Владивосток (см. Телекоммуникации). В 1863 появился Телеграфный департамент, а все телеграфные станции оказались распределены между телеграфными округами. В 1884 Почтовый и Телеграфный департаменты Министерства внутренних дел объединились в единое Главное управление почт и телеграфов. Вместо 18 самостоятельных телеграфных округов и 64 губернских управлений почтовой связью появились 35 единых почтово-телеграфных округов, а 2 010 почтовых контор и телеграфных станций преобразовались в 1 329 почтово-телеграфных учреждений. Сибирь и Дальний Восток обслуживали 5 округов - Омский, Томский, Иркут­ский, Забайкальский, Приамурский.

Ускорившееся после реформ Александра II разви­тие акционерного дела и банковской системы способствовало появлению новых почтовых операций. Специально для пересылки ценных бумаг в 1871 введен новый вид почтовых отправлений — пакеты: открытые (ценностью до 15 тыс. руб.) и закрытые (до 500 руб.). Для пересылки звонкой монеты - денежные узлы. В 1897 введены почтовые и телеграфные переводы.

Развитие во второй половине XIX в. образования и печатные дела привело к появлению множества газет и журна­лов, которые требовалось доставлять подписчикам. Почтовое ведомство разработало особые тарифы на доставку подписных периодических изданий.

Экономическое развитие Сибири в конце XIX - начале XX в. обусловило рост количества почтовых учреждений. К 1902 в крае их насчитывалось 247. Среди губерний почтовая система была наиболее развитой в Иркутской, где имелось 45 станций. К 1913 их стало 108, почтосодержателей - 47. В губернии служило 108 писарей, 516 ямщиков, 94 ямских старосты.

В феврале 1917 Временное правительство повысило статус почтово-телеграфного ведомства до уровня министерства. В 1926 с образованием в Наркомате почт и телеграфов отдела почтовой техники началась механизация почтовых предприятий. С 1932 ведомство переименовано в Наркомат связи (с 1946 — министерство). Помимо механизации основным результатом советского периода развития почты стал значительный рост числа отделений связи и почтовых ящиков.

В 1996 Министерство связи РФ впервые за многовековую историю существования российской почты решило нарушить государственную почтовую монополию на некоторые почтовые услуги, в резуль­тате чего в России возникли коммерческие почтовые компании. В число услуг новых компаний вошли курьерская доставка почтовых отправлений, пенсий и пособий, пересылка посы­лок, распространение периодической печати.

Лит.: Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири. СПб., 1854. Т. 2; Почта и телеграф в XIX столетии. СПб., 1902; Ба­зилевич К.В. Почта в России в XiX веке. М., 1927; Гольдфарб С.И. Иркутская почта: Очерки истории. Иркутск, 1998; Яковлев Я.А., Рассамахин Ю.К. Рассказы о томской почте. Томск, 2003.

О.Н. Катионов

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири