Новости

Петров, Николай Павлович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Николай Павлович Петров (13 мая 1836, г. Трубчевск Орловской губернии Российской империи – 15 января 1920, Черноморская губерния) — инженер путей сообщения, профессор, инженер-генерал (1900).

Из дворян. Православного вероисповедания. До 13 лет он жил в семье отца, где и получил первоначальное образование. 19 лет, окончив Константиновский хозяйственный корпус (1854), Николаевскую инженерную академию (1858). Служил в лейб-гвардии саперном батальоне. С 1859 преподаватель математики в инженерной академии, затем там же адъюнкт-профессор. С 1872 профессор подвижного состава в Петербургском технологическом институте. С 1877 профессор, с 1887 заслуженный профессор Николаевской инженерной академии. В 1886–1889 возглавлял Русское Техническое общество. 15 декабря 1888 назначен начальником Временного управления казенных железных дорог. В 1889–1892 представитель МПС в Совете по тарифным делам. С 1892 председатель Инженерного совета МПС и товарищ министра путей сообщения. Председатель Инженерного Совета Министерства путей сообщения. С 1893 заместитель (товарищ) министра путей сообщения. В 1895–1896 возглавлял высочайше учрежденную комиссию для исследования на месте дела сооружения Сибирской железной дороги. В июле 1895 во время инспекции Сибирской железной дороги приезжал в Иркутск. Был на Байкале и в Забайкалье. Принимал участие в обсуждении вариантов Кругобайкальской железной дороги и места строительства вокзала станции Иркутск. По его инициативе в 1896 создано Московское инженерное училище. В 1900–1917 член Государственного совета, в 1909–1915 председатель его второго департамента. В 1908–1913 возглавлял Особую высшую комиссию для всестороннего исследования железнодорожного дела в России. Инженер-генерал (1900).

Н.П. Петров умер вблизи Туапсе, где он в то время находился, болея тяжелой формой воспаления легких. В Туапсе Н.П. Петров и был похоронен.

Н.П. Петров был крупным ученым в области железнодорожного транспорта. Основное научное направление – гидродинамическая теория смазки. Обосновал гипотезу И. Ньютона о пропорциональности напряжения трения внутри жидкости и относительной скорости ее движения для ламинарных течений. Указал на возможности существования турбулентного режима движения жидкости. Исходя из законов гидродинамики вязкой жидкости, сформулировал закон трения при смазке. Работал также в области теории вискозиметрии и прикладной механики. Предложил приближенный метод профилирования зубчатых колес. Ряд работ относится к проблемам железнодорожной техники. За свою жизнь опубликовал более 80 научных работ и был удостоен многих премий. Ему была присуждена золотая медаль Русского технического общества, и он был избран почетным членом Московского политехнического общества.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Хобта А.В. | Источник(и): Строительство Транссиба: очерки истории (конец XIX – начало XX вв.). Иркутск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 15 апреля 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.