Першин, Дмитрий Петрович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Автор: Р.Ю. Зонненбург
Источник: Иркутская Земля: Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени
Автор: Н.А. Чарушин
Источник: Библиотека Конгресса США

Дмитрий Петрович Першин (1860–1936) — гласный Иркутской городской думы (24 июня 1898 – 1902). В начале ХХ века в Иркутске он был известен как краевед, популяризатор буддизма и журналист, активный член ВСОРГО, оставивший оригинальное научное наследие. Имя Д.П. Першина долгое время было предано забвению, и только в самое последнее время историки стали обращаться к его творческому наследию. Публикация его воспоминаний1, длительное время хранившихся в рукописи в архиве Гуверовского института (США), послужила началом изучения биографии и трудов этого незаурядного человека.

Биография

Служба и карьера

Д.П.Першин родился в семье известного сибирского купца и публициста П.И.Першина-Караксарского (1835-1912), близкого к декабристам и другим общественным деятелям Сибири. Систематического и завершенного образования он не получил. Учился в Московском частном реальном училище, но полного курса не прошел. Некоторое время был вольнослушателем Московского университета, настойчиво занимался самообразованием. После возвращения в Иркутск начинает службу чиновником акцизного управления Восточной Сибири, в 1902 г. произведен в чин коллежского регистратора, в 1902-1905 гг. служит по данному ведомству в Астраханской губернии, с 1905 г. вновь возвращается в Иркутск и назначается помощником надзирателя первого округа акцизного управления.

По данным знатока истории русско-монгольских связей Елены Марковны Даревской, Д.П.Першин с 1882 г. — член ВСОРГО, с 1897 г. — председатель отделения этнографии, им были подготовлены отчеты о деятельности Отдела: “Краткий очерк 50-летней деятельности ИРГО по этнографии в пределах Азии”, “О роли этнографии в трудах ВСОРГО”.

С 1913 г. назначается чиновником особых поручений при иркутском генерал-губернаторе. С этого времени он плотно начинает заниматься монгольскими делами: выезжает в Монголию, встречает монгольские делегации, активно участвует в организации совещаний по вопросам русско-монгольской торговли и отношений двух соседних стран. Им опубликован развернутый отчет о поездке в Монголию, организована учеба монгольских учеников в Иркутске, издано в периодической печати несколько крупных статей о событиях и политических деятелях соседней Монголии.

Увлечения

Успешной служебной деятельностью и карьерой не ограничивался круг интересов Д.П. Першина. Он был человеком широких научных интересов, истинным краеведом-энциклопедистом: зоологом, ботаником, геологом, этнографом. И это не было простым любительским собирательством, а серьезным научным занятием. Он принимал активное участие в деятельности ВСОРГО: собирал коллекции на естественно-научные темы, был консерватором на общественных началах, читал лекции по буддизму и шаманизму. Особенно большой общественный резонанс имели воскресные лекции по ламаизму при краеведческом музее. Не случайно за его глубокие познания в этой области его уважительно называли “иркутским хутухтою”.

Из воспоминаний Д. Першина известно, что в восточной религии его больше всего интересовала иконография буддизма. Философия буддизма была ему недоступна, так как он не знал санскрита и тибетского языка. Так, находясь в Урге, именно на эти темы он продолжительно беседовал с бароном Унгерном. Ранее он общался в Иркутске на данные сюжеты с видным знатоком Тибета Агваном Доржиевым. Этнографические материалы Д.Першина до сих пор не утратили своего научного значения. Описание буддийской мистерии — цама докшитов в Гусиноозерском дацане в июле 1910 г. сделано подробно и ярко ("Сибирь“, 1910). Ритуал Цама описан красочно и квалифицированно, запись оценена профессором В.Ц. Найдаковым как “весьма ценная”.

Цикл ценных очерков о путешествии из Иркутска по Кругобайкальскому тракту в Тунку был опубликован Д.П.Першиным в газете “Сибирь” в 1909 г. в 18-ти номерах. Представлены материалы о заселении и освоении Прибайкалья, о занятиях, быте, обычаях населения края, тункинских бурятах, о взаимодействии двух рас — славянской и монгольской, о трех религиях региона —  православии, буддизме, шаманизме. Позднее опубликованы очерки путешествия в Гусиноозерский дацан, Кяхту, Верхнеудинск, Читу, Дарасун. Его красочные очерки — живая этнографическая картина населения Прибайкалья и Забайкалья.

В периодической печати он выступал под псевдонимами “Дмитрий Даурский”, “П. Крымский”, “Бурхан”. Позднее он публикует очерки о монгольских делах: “Монголия и ургинские хутухты”(1912), “Монгольские экскурсанты” (1913), “Мальчики-монголы в Иркутске” (1913), “Монгольская шерсть. Шерстяной сезон в Монголии” (1914). В оценках и характеристиках Д.П. Першиным положения Монголии, состояния и перспективах развития торговли и культурных связей между Россией и Монголией были выражены прогрессивные взгляды по поводу “монгольского вопроса”. Они были совсем не характерны для чиновника региональной администрации, а более свойственны представителю либеральной интеллигенции Сибири. В иркутской газете “Сибирь” чиновник особых поручений при Иркутском генерал-губернаторе Д.П. Першин опубликовал серию статей о Монголии: “Современная Монголия”, “Современное политическое положение Халхаской Монголии и силуэты монгольской независимости”, “Русские в Монголии”. В своих публикациях Д.Першин не скрывает симпатий к “беззащитному” монгольскому народу.

Взгляды

По его мнению, обращение монголов к России за поддержкою не является случайным. Понимая, что на протяжении многих тысяч верст граница России защищена от Китая монголами, он пришел к выводу, что “независимая Монголия необходима для России в качестве государства-буфера, и, чтобы упрочить этот буфер, Россия пойдет на многое”. Автор подчеркивает, что кроме Китая, жизнь монголов связана и с сибирскими окраинами России. Какой бы строй ни был установлен в Китае, примирение его с Монголией невозможно. Республиканский Китай предлагает Монголии свое покровительство, посягая на уничтожение самобытности монголов, желая дать вместо самоуправления — опеку, и не скрывает намерений захватить территорию Монголии. Поэтому для Д.П.Першина решение проблемы Монголии может быть только одно: “Государство-буфер, под покровительством европейских держав, снова прикроет обнаженные границы”.

В то же время придется уделить огромное внимание внутреннему устройству молодого государства. Главное препятствие развития Монголии — феодализм: “даже одно ослабление и ограничение феодализма быстро поведет к оздоровлению страны”.

Д.П. Першин выступал за создание самостоятельного монгольского государства и не соглашался с мнением министра иностранных дел С.Д. Сазонова, высказанного тем в апреле 1912 г. Сазонов утверждал, что монголы Халхи не имеют войска, ни финансовой организации, ни деятелей, без которых невозможно самостоятельное государство. Д. Першин же, напротив, полагал, что отделение Монголии — это не желание кучки авантюристов, а выступление всего народа Халхи. Он отмечал, что страна имеет своих государственных деятелей, и дал им развернутые характеристики. Поэтому долг России, по мнению Д.Першина, оказать Монголии помощь и поддержку. Он указал на ряд противоречий в выступлении министра С.Д. Сазонова, которые могут создать условия, невыносимые для Монголии. История борьбы монгольского народа за независимость показывает, что во главе ее всегда стояли люди деятельные и решительные. Таковыми являлись, как утверждал Д.Першин, и представители нового Ургинского правительства. Делегация монголов, ознакомившись в Петербурге с политическими делами Бухары, согласились на такое же положение, лишь бы не попасть вновь под власть Китая. “Изоляция Монголии от Китая — единственное средство спасения для существования независимой монгольской самобытности”.

Редактор “Восточного обозренияИ.И. Попов в своих мемуарах называет Д.П. Першина активным сотрудником редакции газеты. Отмечается, что рецензии по драме писал Д. Першин, большой знаток театра.

Жизнь за границей

В 1915 г. Д.П. Першин назначается управляющим Монгольским национальным банком в Ургу. Деятельность на посту директора Монголбанка в некоторых исторических источниках оценивалась негативно. Историк Е.М.Даревская отмечает его некомпетентность в банковском деле. По мнению купца А.В. Бурдукова, “права и задачи банка были широкими, но в складывающейся обстановке возможности оказались весьма ограничены. При падающем курсе рубля поддержать сколько-нибудь русский престиж он не смог и заметной роли не сыграл”.

В событиях 1917 г. Д.П.Першин принимает активное участие, находясь в Урге. Он пользуется заметным влиянием и уважением в русской колонии, избирается в Исполком Комитета — органа управления русских жителей в монгольской столице. В 1920-е годы он публикует статью “Сурок-тарбаган” в журнале “Хозяйство Монголии” (1926), принимает участие в культурной жизни города.

В 1927 году он выезжает в Китай к сыну, который ранее покинул Монголию. Жизнь в Китае у Першина складывается неудачно. Он уже не молод, сын-артист не может найти стабильной работы.

Д.П. Першин печатает несколько статей, пишет воспоминания о Монголии по заказу И.И. Серебренникова, собиравшего мемуарные свидетельства о гражданской войне. Д.П. Першин дал яркую зарисовку о событиях 1920-1921 гг. в Урге, характеристику барону Унгерну. Очень жаль, что скупо описана личная жизнь самого автора.

Длительное время имя и публикации Д.П.Першина были преданы забвению. Постепенно исследователи все чаще обращаются к его творческому наследию. Наиболее весомый вклад в исследование жизни и деятельности внесли Е.М. Даревская и И.И. Ломакина. Представляется, что оригинальное научное наследие Д.П. Першина станет предметом специального развернутого изучения.

Примечания

  1. Першин Д.П. Барон Унгерн, Урга и Алтан-Булак: Записки очевидца о смутном времени во Внешней (Халхаской) Монголии в первой трети ХХ века / Дмитрий Петрович Першин; Подгот. текста, вступ. очерк, послесл., коммент.: Ломакина И.И.. — Самара : Агни, 1999. — 280 с.: ч/б ил. — 1000 экз. — ISBN 5-89850-003-0.

Литература

  1. Кузьмин Ю.В. Д.П.Першин — этнограф, краевед, исследователь монгольских народов // История сибирского монголоведения. Учебное пособие. — Иркутск, 2002. — С.25-28.
  2. Кузьмин Ю.В., Свинин В.В. История изучения Монголии в Иркутске. — Иркутск, 2006. — С.45-49.
  3. Кузьмин Ю.В., Свинин В.В. Иркутская школа монголоведения (18 — 20 вв.). — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. — 438 с.

Ссылки

  1. Д.П. Першин // Краеведческие записки — на официальном сайте ИОКМ. — 2001.
  2. Энциклопедия Забайкалья

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Кузьмин Ю. В. | Источник(и): Иркутский областной краеведческий музей | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2001 | Дата последней редакции в Иркипедии: 08 апреля 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.