ПАЗЫРЫКСКИЕ ПАМЯТНИКИ ПЛАТО УКОК. На плоскогорье Укок в настоящее время открыто свыше 400 археологических памятников, около трети из которых относятся к пазырыкской культуре раннего железного века (VI—III вв. до нашей эры).
С 1970 по 1995 археологическими отрядами Института археологии и этнографии СО РАН под руководством Н.В. Полосьмак и В.И. Молодина проведены исследования на 16 памятниках пазырыкской культуры. Отдельные пазырыкские курганы содержат «замерзшие» захоронения, в которых присутствуют уникальные комплексы, включающие предметы из дерева, ткани, войлока, не сохраняющиеся в обычных условиях. На плоскогорье исследованы следующие пазырыкские памятники: Ак-Алаха-1 — 2 кургана (Полосьмак); Кутургунтас-1 — 1 курган (Полосьмак); Бертек-1 — 1 курган (Молодин); Бертек-10 — 1 курган (Молодин), Бертек-27 — 1 курган (Молодин); Мойнак-2 — 2 кургана (Молодин, К. Массар); Ак-Алаха-3 — 1 курган (Полосьмак); Верх-Кальджин I — 1 курган (Молодин); Верх-Кальджин II — 3 кургана (Молодин); Ак-Алаха-5 — 5 курганов (Полосьмак); Кальджин-1 — 1 курган (Массар); Кальджин-6 — 2 кургана (Молодин); Кальджин-8 — 1 курган (Молодин); Каратас-11 — 1 курган (Молодин). В целом на плоскогорье изучены 22 пазырыкских объекта, представляющие 7 полностью исследованных могильников (Майнак-2, Ак-Алаха-3, Верх-Кальджин-1, Ак-Алаха-5, Кальджин-6, Кальджин-8). Удалось установить последовательность и характер устройства надмогильных сооружений, наличие устойчивых проявлений ритуала, связанных с земледельческой и солярной атрибутикой и символикой. Наряду с конструкциями круглой формы зафиксированы шести- и восьмиугольные сооружения. Пазырыкские памятники Укока демонстрируют наличие имущественных и социальных градации в пазырыкском обществе. С особой социальной категорией — средним слоем знати или жречества — можно связать несколько комплексов Укока (Ак-Алаха-1, курган № 1; Кутургунтас-1 курган № 1; Ак-Алаха-3). Размеры их надмогильных сооружений изменяются от 18 до 30 м. В погребальной камере присутствуют деревянное сооружение — погребальная колода, 6—10 сопровождающих лошадей, достаточно разнообразный набор погребального инвентаря, среди которого встречаются дорогие предметы. Выделяются захоронения особо значимых членов родовой или семейной общины. В цепочках малых курганов встречаются более крупные (14—17 м), занимающие центральную часть некрополя. Взрослый человек погребался в сопровождении 1-4 лошадей. Умерший помещался на ложе — кровати. Погребальный инвентарь характерен для всего блока культуры. Захоронения рядовых членов общества, обнаруженные в мерзлоте, дали уникальную научную информацию. Так, в могильнике Верх-Кальджин-2 в погребальной камере находилось препарированное мумифицированное тело молодого воина в сопровождении коня. На правом плече погребенного татуировка фантастического оленя, выполненная по канонам скифо-сибирского звериного стиля. Человек был одет в шубу-дубленку, красные шерстяные штаны, войлочные сапоги- чулки, на голове шлем с фигурками животных, на шее — гривна. Мужчина имел оружие — лук и стрелы в горите, железный чекан и кинжал. В погребальном склепе были 3 сосуда (роговой, керамический и деревянный), а также деревянное блюдо с железным ножом и мясной пищей. Лошадь также снабжалась богатым набором упряжи и войлочным седлом с подушкой, инкрустированный цветной аппликацией. Предметы были раскрашены красной и черной краской или покрыты золотой фольгой. Пазырыкские погребальные памятники Укока отличаются 2 особенностями: не менее 90 % комплексов оказались не потревожены грабителями; 6 (27,2 %) из 22 исследованных на плоскогорье курганов содержали «замерзшие» могилы. Здесь впервые были изучены 2 непотревоженных комплекса, принадлежавшие среднему слою пазырыкского общества.
Исследования «замерзших» захоронений в разных районах Алтая начаты академиком В.В. Радловым еще в конце XIX в. и продолжены М.П. Грязновым, С.И. Руденко в середине XX в., а затем В.Д. Кубаревым в конце XX в., получили на Укоке дальнейшее развитие. Открытые здесь захоронения содержат много предметов, изготовленных из ткани, кожи, меха, войлока, дерева. В ряде случаев это единственные образцы определенных видов изделий (атрибуты одежды, обуви, голов. уборы и другие). Обнаруженные укокские комплексы, как правило, in situ позволяют реконструировать отдельные особенности погребального обряда на качественно новой, по существу, этнографической основе. В результате воссозданы костюм пазырыкцев, их прическа, технология и семантика татуировки, реконструирована процедура мумификации и бальзамирования, проведены углубленное патологоанатомическое исследование мумий, антропологический анализ, изучена роль различных растений в обрядовой практике пазырыкцев, получено представление о положении женщины в пазырыкском обществе, в результате мультидисциплинарных исследований удалось по-новому представить этнические, культурные и социальные проблемы пазырыкского общества. Генетиками были получены цепочки ДНК. В ходе сравнительного эволюционно-генетического анализа особенностей структуры митохондриального генофонда выявлена наибольшая генетическая близость между пазырыкцами и современными самодийскими народностями Западной Сибири, а также казахами и уйгурами Средней и Центральной Азии. Данные антропологии свидетельствуют об общих элементах в структуре расогенетических связей населения Алтая с представителями сообществ, обитавших в Парфии, Маргиане, Северной Бактрии. Стали осуществимы дендрохронологические исследования, благодаря чему получена «плавающая» шкала хронологии пазырыкских памятников на новом уровне составлены представления о технологии производств у пазырыкцев, специальному исследованию подверглись металлические и деревянные предметы, а также войлоки и ткани. Использованы на практике новейшие методики реставрации дерева, тканей и биологичеких объектов.
Лит.: Древние культуры Бертекской долины. Новосибирск, 1994; Полосьмак Н.В. Стерегущие золото грифы. Новосибирск, 1994; Она же. Всадники Укока. Новосибирск, 2000; Молодин В.И., Полосьмак Н.В., Чикишева Т.А. и др. Феномен алтайской мумии. Новосибирск, 2000; Полосьмак Н.В., Молодин В.И. Памятники пазырыкской культуры на плоскогорье Укок // Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. № 4; Археологические памятники Укока. Новосибирск, 2004.
В.И. Молодин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей