Пазырыкская культура // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ПАЗЫРЫКСКАЯ КУЛЬТУРА. Ареал распространения - Горный Алтай. Основная концентрация памятников в пределах российского Алтая. С севера ограничивается степными районами, на юге в Монгольском Алтае вдоль южных склонов Салюгемского хребта, на западе по границе с Тувой, на востоке - восточные склоны Алтая. 1-е раскопки пазырыкских памятников Берель и Катанда проведены в 1865 академиком В.В. Радловым.

Особую известность Пазырыкская культура получила благодаря раскопкам Пазырыкского могильника, принадлежавшего элите пазырыкского общества (1-й курган исследован М.П. Грязновым в 1929, 4 остальных - С.И. Руденко в 1950-е гг.). Курганы содержали линзы мерзлоты в погребальных камерах, благодаря которым сохра­нились высокохудожественные предметы из дерева, кожи, меха, войлока. Как археологическая культура выделена В.Н. Чернецовым. Культура относится к скифскому времени (VI-III вв. до нашей эры). Пазырыкская культура известна преимущественно благодаря раскопкам погребальных памятников. Исследования пазырыкских могильников проведены С.И. Руденко (Башадар) и С.В. Киселе­вым (большие элитные курганы со следами мерзлоты), В.Д. Кубаревым в южной части российского Алтая (р-н Юстыда, Сайлюгема, Уландрыка), Ю.Ф. Кирюшиным в районе среднего течения реки Катунь, А.С. Суразаковым и В.А. Могильниковым в Центральном Алтае, Н.В. Полосьмак и В.И. Молодиным на плато Укок. По подсчетам А.А. Тишкина и П.К. Дашковского, на сегодняшний день раскопано свыше 1 тысячи погребальных комплексов Пазырыкской культуры. Особенно информативны памятники с мерзлотой, исследованные на юге Алтая и на плато Укок. Эпицентр культуры расположен в центральной части горной страны, с наиболее благоприятным для обитания человека клима­том. Погребальные памятники представлены сооружениями (курганами) из камня. Величина кургана была одним из показателей социального статуса умершего. Курганы рядовых кочевников диаметром 7-20 м располагались цепочками.  Им сопутствовали ряды каменных жертвенников и вертикально стоящих камней (балбалов). Курганы элиты пазырыкского общества достигали в диаметром 50 м. Наибольшая концентрация могильников с огромными курганами расположена в Онгудайском районе Республике Алтай, в долине реки Каракол. Под насыпью кургана устроена 1 могила глубиной 1,5-5 м. В могиле сооружалась порой достаточно сложная конструкция из лиственных бревен или сруб-усыпальница. Погребенного (как правило, 1 человек) в зависимости от его социального статуса помещали на деревянное ложе, кровати или в колоде. Погребенные ле­жат на правом боку, в скорченном положении, головой на Восток. Захоронения со льдом позволяют в подробностях ре­конструировать нюансы погребальной практики. Умершего клали в могилу в одежде. Мужчины были одеты в шерстяные штаны и высокие войлочные сапоги, меховую шубу или полушубок, войлочную шапку. Все это украшено художественными аппликациями, деревянными фигурками животных, покрытыми золотой фольгой. Женщин хоронили в шерстяных юбках и шелковых кофтах. В мужских могилах помещали боевое оружие или его деревянную имитацию (бронзовые и железные кинжалы в ножнах, клевцы, луки и стрелы в колчанах, пояса с накладками). Во всех без исключения могилах помещали 3 сосуда - керамический, деревянный и роговой (в каждом из них, вероятно, содержались различные напитки), деревянное блюдо с ножом и курдючной частью барана, деревянный или роговой гребень, бронзовое зеркало в чехле. Встречаются и другие изделия. Кроме того, в зависимости от имущественного и социального статуса в погребение клали различное количество лошадей (от 1 до более 10). Лошади взнузданы, оседланы. Конская упряжь украшена высокохудожественными деревянными бляхами, преимущественно в виде грифонов. На седлах войлочные покрышки с апплицированым растительным орнаментом и изображениями сцен, выполненных в скифо-сибирском зверином стиле. Захоронения в больших курганах более богатых и знатных людей отличаются монументальными конструкциями надмогильных сооружений, огромной по величине погребальной конструкцией с двойным бревенчатым срубом, захоронением в колодах со значительным числом сопутствующих лошадей, богатым погребальным инвентарем, включающими тот же набор предметов, что и в захоронениях рядовых членов сообщества, однако богато художественно оформленных. Поселенческие комплексы Пазырыкской культуры изучены пока недостаточно хорошо, вероятно, в силу того, что уклад кочевников-скотоводов не способствовал формированию мощных культурных отложений. Основным направлением хозяйственной деятельности носителей культуры является скотоводство (мелкий рогатый скот и лошади). Подсобными отраслями являлось рыболовство и охота. В центральной части Горного Алтая могло существовать и земледелие, о чем свидетельствуют находки жерновов в погребных комплексах (Башадар, Бертек-1) и зернотерок. Происхождение носителей культуры (с учетом данных антропологов и генетиков) связано с автохтонскими само­дийскими популяциями, которые смешались с пришлыми мигрантами с запада, юго-запада, в языковом отношении — индоиранцами. По-видимому, носители Пазырыкской культуры поддержи­вали торговые связи с иранским миром вплоть до государства Ахеменидов, передовыми цивилизациями Китая и Индии. Более сложными отношения были с хуннами Центральной Азии, что и привело в III—II вв. до нашей эры к вытеснению части носителей культуры на север, а также к частичной ассимиляции их хуннами. Поразительно богатым был духовный мир носителей Пазырыкской культуры. Об этом свидетельствует пластичное и декоративно-прикладное искусство, развивающееся в рамках канона скифо-сибирского звериного стиля.

Лит.: Грязнов М.П. Первый пазырыкский курган. Л., 1950; Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л., 1953; Он же. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.; Л., 1960; Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск, 1987; Он же. Курганы Юстыда. Новосибирск, 1991; Он же. Курганы Сайлюгема. Новосибирск, 1992; Полосьмак Н.В. Стерегущие золото грифы. Новосибирск, 1994; Она же. Всадники Укока. Новосибирск, 2001; Молодин В.И., Полосьмак Н.В., Чикишева Т.А. и др. Феномен алтайской мумии. Новосибирск, 2000.

В.И. Молодин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири