Новости

Пароход «Св. Николай»

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Пароход "Св. Николай" - пассажирский пароход колесный, уникальный памятник истории и техники, построенный в Тюмени (1886). Принадлежал известному сибирскому промышленнику А.М. Сибирякову. Пароход был самым быстроходным и комфортабельным по тем временам на Енисее, принимал на борт от 150-200 пассажиров. В 1877 г. капитан — мещанин Андрей Степанович Попов1.

Характеристики

"Святитель Николай" - судно длиной 58 метров. Плоскодонный корпус изготовили из лучшего уральского мягкого железа (при ударе о камни корпус получал вмятину, но не пробивался). Пароход был оборудован туерной лебёдкой. Мощность судна – 140 номинальных лошадиных сил. Внешне туера: рубка – на одном борту, труба – на другом, через весь корпус проложен жёлоб. Принцип работы туера - цепь калибром 25 мм, проложенную в пороге, поднимали на борт, через носовой блок протаскивали по жёлобу и заводили в «звёздочку» туерной лебёдки. Цепь с грохотом и скрежетом ползла по желобу, проходила через «звёздочки» лебёдки, затем по жёлобу и через кормовой блок уходила в воду. Служба на таких пароходах-туерах была нелёгкой, команды прозвали их горе-пароходами. Расходы, включающие в себя стоимость трёх пароходов, трех барж, пристани в Красноярске, семнадцати вёрст туерной цепи, составили 637 тысяч рублей2.

Корпус парохода имел простейшие прямоугольные шпангоуты, скругленные в скуловой части. Для управления судном использовался руль, состоявший из деревянного пера, вставленного передней частью в кованую стальную раму-рудерпис, сопряженную с баллером. Перо руля крепилось к кринолину цепным сорлинем. В носовой части на палубе имелся якорно-швартовный ручной шпиль, барабан которого приводился в движение при помощи вымбовок - деревянных строганых брусьев длиной более метра, вставлявшихся в гнезда драмгета шпиля. Этот шпиль применялся для выборки швартовных канатов и шеймы - якорной цепи, проходившей через якорный клюз. Адмиралтейские якоря с железными штоками крепились по-походному на двух фишбалках с талями и гаками.

Для буксировки в носу парохода имелся кнехт, называемый «уши». Швартовные крестовые чугунные кнехты располагались по три с каждого борта, два в носу и один в корме. Каюты первого и второго классов для пассажиров находились на палубе. Гребные колеса на уровне палубы были защищены обносами - специальными конструкциями, имеющими мощные деревянные привальные брусья, закрывавшие колеса по ширине. Сверху над ними был укреплен бортовой металлический кожух, на котором размещался открытый ходовой мостик.

История

24 июня 1887 года пароход, названный «Св. Николай», спустили на воду. А.М. Сибиряков сначала испытал его на верхнем плесе Енисея на линии Красноярск – Минусинск. Эту пассажирскую линию уже обслуживал пароход купца 1-й гильдии Гадалова. Добирался он до Минусинска (430 вёрст) почти четверо суток. Сибиряков на своем пароходе существенно сбавил цены. Судно шло до Минусинска 1 сутки 21 час. 

В 1888 году Сибиряков предпринял первую попытку пройти до устья Илима. Вышел он со своей флотилией: «Св. Николай», «Илим», три баржи, гружённые хлебом для Ленских золотых приисков. К сожалению, эта навигация оказалась неудачной, получилось дойти только до Мурского порога.

В 1889 году А.М. Сибиряков продолжил исследование Ангары. Навигация этого года была более удачной. Оба туера прошли до устья Илима (877 вёрст), преодолев Стрелковский, Мурский и Аплинский пороги и доставив на двух баржах 20000 пудов хлеба. Плавание продолжалось 60 суток. К сожалению, работы на Обь-Енисейском канале слишком затянулись, обещанного транзитного груза с Оби на Ангару и Байкал не было, и пароходы-туера плавали практически пустыми. 

В 1891 году в Енисейск доставили очередную партию цепей из Швеции, в 1892 году продолжили их укладку в намеченных местах. В том же году произвели опытный подъём туера «Св. Иннокентий» с баржой длиной 50 метров и шириной около 8 метров с грузом в 65 тонн через Шаманский порог, по праву считающийся самым трудным и опасным после Падуна. Проводка прошла благополучно. В 1893 году Сибиряков учредил водомерные посты у Падунского и Шаманского порогов, в том же году он планировал продолжить цепь в Долгом пороге, но туер «Св. Иннокентий» из-за мелководья дошёл только до Аплинского порога.

Содержание пароходства чувствительно ударило по карману Сибирякова: он потратил на предприятие 1755 тысяч рублей. И, не видя перспективы, в 1894 году Сибиряков продал казне два туера и цепи за 194 430 рублей. 

«Св. Николай» несколько раз менял свой архитектурный облик. В 1920 году был переименован в «Красноармеец», в 1921-м уже назывался «Фридрих Энгельс». В 1927-м с него сняли надстройку и приспособили под сухогрузную баржу «Туба», впоследствии заменив название на «№ 318». В 1950 году баржу в очередной раз переоборудовали под нефтеналивную, и она проработала на Енисее десять лет, затем была списана. С 1960-го корпус парохода стоял в Подтесовском затоне, постепенно разрушаясь. Но ни у кого не поднималась рука разрезать его на металл. Все речники знали, что это тот самый «Св. Николай».

К 100-летнему юбилею В.И. Ленина было решено восстановить пароход. Корпус привезли на Красноярский судоремонтный завод. По воспоминаниям ветеранов, старым фотографиям, чертежам пароход обрёл былой облик. В апреле 1970 года он занял место у набережной Енисея, став музеем.

Цесаревич Николай на пароходе

В 1891 году Красноярск готовился к встрече наследника, возвращающегося с востока после морского путешествия. Для встречи решено было предоставить пароход Сибирякова «Св. Николай»: он был быстроходный и отличался особым изяществом и комфортом. Кортеж наследника со свитой сел на пароход в деревне Берёзовке, где тракт подходил к Енисею (в 20 верстах от Красноярска).

Сопровождающий будущего императора Ухтомский писал: «Во время следования Его Высочества с пристани на пароход народ восторженно приветствовал дорогого гостя единодушными, несмолкающими криками «ура!». Толпа народа долго не смолкала ещё после того, как пароход отплыл по Енисею по направлению к Красноярску. На пароходе Его Высочество изволил кушать чай и завтракать, а затем, переодевшись, вышел на палубу и оставался там до прибытия к Красноярской пристани. «Св. Николай», конвоированный пароходом Гадалова «Граф Игнатьев», благополучно прибыл в город в 10.30 утра». Пристань Сибирякова была более благоустроена, нежели остальные, оборудована подъездами, причальной стенкой, удобными трапами, тротуарами для пассажиров и гулящей публики. 

В. И. Ленин на пароходе

На фронтоне красноярского речного вокзала находится мемориальная доска, на которой написано: «Владимир Ильич Ленин 30 апреля 1897 года вместе с соратниками по Петербургскому «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса» Г. М. Кржижановским и В. В. Старковым выехал с пристани Красноярск к месту ссылки в село Шушенское».

Владимир Ильич был арестован в ночь на 9 декабря 1895 года. После четырнадцати месяцев одиночного заключения 13 февраля 1897 года Ленину был объявлен приговор о высылке в Восточную Сибирь под гласный надзор полиции сроком на три года. 4 марта Владимир Ильич прибыл по железной дороге в Красноярск.

24 апреля Ленин получил официальное уведомление об отправке его в село Шушенское Минусинского округа, Пароход «Св. Николай» уходил 30 апреля утром. После нескольких суток пути по реке пароход пришвартовался к пристани Сорокине, которая находилась в 77 км ниже Минусинска. Мелководные Сорокинские и Медвеженские перекаты не позволили идти вверх по Енисею, и пассажирам пришлось покинуть пароход и дальше ехать на лошадях.

Ссылки

  1.  Св. Николай Водный транспорт: сайт
  2. Виктор Вертянкин Через пороги Ангары "Губерния": газета - 08 апреля 2014
  3. Швецова Оксана Пароход-музей «Св. Николай» КГБУК «Красноярский краевой краеведческий музей»: сайт
  4. Ленин на берегах Енисея "Моделист-Конструктор" 1980, №3 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Составление Иркипедии | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркутская область | Транспортный комплекс